Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя прилагательное»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Новикова Ирина Федоровна

Дидактический материал по разделу «Имя прилагательное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучающий характер, в индивидуальной и  групповой работе,  при проведении мониторинга знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilagatelnoe.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по разделу «Имя прилагательное»  содержит темы:

«Степени сравнения имен прилагательных»

«Разряды имен прилагательных»

 «Правописание не с прилагательными и существительными»

«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

«Различение на письме суффиксов прилагательных  -К- и -СК-»

«Слитное и дефисное написание имён прилагательных»

1. ЗАДАНИЕ:  запишите краткие формы м. р. и ж. р. от данных прилагательны

Красный - ______________ Молодой - ________________

Аккуратный - ___________ Веселый - _______________

2. Задание: образуйте краткую форму от прилагательных (образец: умный – каков? Умён)

Холодный - ______________ Могучий - ________________

Весёлый - _______________ Прекрасный - _______________

Красивый - ______________ Смелый - __________________

Колючий- ________________ Ласковый - _________________

3. Задание: запишите прилагательные в простой форме превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Простой, злой, честный, грубый, старый, белый, ужасный, лёгкий, мягкий, строгий.

4. Задание: образуйте все возможные степени сравнения от прилагательных.

Легкий, высокий, мягкий, злой, тяжелый, древний, низкий, строгий, добрый, быстрый

5. Задание: подчеркните прилагательные в сравнительной степени одной чертой, а в превосходной – двумя.

1) Человеческое слово острее стрелы. 2) Самая высокая башня – и та начинается с земли. (Пословица.) 3) Счастье Родины дороже жизни. (Пословица.) 4) Сириус – самая яркая звезда на небе. 5) Москва – крупнейший научный, культурный и промышленный центр нашей страны. 6) Маленькое дело лучше большого безделья (Пословица.) 7) Кокосовая пальма – одно из самых полезных растений южных стран.

6. Задание. Укажите разряд прилагательных.

Звонкий, апельсиновый, хрустальный, бабушкин, ледяной, итальянский, медвежий, деревянный, пластиковый, вкусный.

Волчий, деревенский, синий, каменный, черный, лисья, мамина, пластмассовый, книжный, сильный.

7. Задание: укажите разряды прилагательных.

1) Корень учения горек, но плод сладок. 2) Русская душа простор любит. 3) Две бараньих головы в один котел не влезут.

8. Задание:  спишите словосочетания, раскрывая скобки и объясняя  написание слов с не:

1 (не)робкая птица   2 (не)аккуратный ученик  3 (не)взрачный цветок  4 (не)брежная одежда

5 (не)стол, а шкаф  6 (не)весел, а груб  7 (не)лепый поступок  8 большие (не)други

9 (не)папин портфель  10 страшный (не)ряха  11 (не)деревянная ложка

9. Задание: спишите словосочетания, раскрывая скобки и объясняя  написание:

1 растет (не) клюква  2 ответ на (не) правду  3 сказал (не) правду, а ложь  4 полная (не)лепость

 5 (не)добрый, а злой  6 (не)брежный вид  7 отнюдь (не)веселый  8 (не)внимательный друг                9 (не) внимательный, а рассеянный человек  10 (не)счастная собака  11 нисколько (не)робкий

10. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя написание:

(не забудьте  определить часть речи, чтобы выбрать условие проверки)

(Не)далекий наш поход закончился сегодня утром.

Совсем (не)интересную книгу я прочел.

(Не)вежда тот, кто (не)желает быть умным.

В этом (не)глубоком, а мелком озере много рыбы.

Он показался отнюдь (не)вежливым.

Он еще (не)рассказал мне свою совсем (не)веселую историю.

11.  Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя написание:

1) Его (не)уважительный и резкий ответ привел к необратимым последствиям. 2) Нисколько (не)интересный рассказ я выслушал. 3) (Не)брежный вид принял мальчик. 4) Он построил (не)большой, а маленький дом. 5) Ученик оказался не только (не)внимательным, но и (не)ряшливым. 6) Этот старый стул оказался ничуть (не)нужным.

12. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание:

Стекля…ый, звери…ый, журавли…ый, утре…ий, деревя…ый, мыши…ый, лимо..ый, оловя…ый, гуси…ый, ледя…ой, авиацио…ый,  кухо…ый,  единстве…ый,  песча…ый, маши…ый,  деревя…ый,  орли…ый, глиня…ый

13. Задание: спишите, объясните написание суффикса. Выполните морфемный разбор слов.   Туристский, киргизский, кавказский, таджикский, январский, стрелецкий, резкий, вязкий, казацкий, ткацкий, немецкий, французский, матросский.

14. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Северо)западный ветер,  2.(русско)французский словарь,

3. (садово) огородный инвентарь,  4.(сельско)хозяйственный работник,

5. (крове) носный сосуд,  6.(нефте)перерабатывающий комбинат,

7.(шахматно)шашечный турнир,  8.(лесо) заготовительное производство,

9.(изжёлта)оранжевый апельсин,  10.(пяти)этажный дом.

15. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Серо)синий костюм,  2. (русско)украинский словарь,  3.(юго)восточное направление,

4.(животно)водческий комплекс,  5.(физико)математический класс,

6.(свето)чувствительная бумага,  7.(вагоно)ремонтный цех,  8.(седо)волосая женщина,

9.(широко)плечий мужчина, 10.(иссиня)чёрные волосы. 

16. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Древне)русский язык,  2.(судо)ходная река,  3.(высоко)качественная сталь,

4.(серебристо)белый снег,  5.(кисло)сладкое яблоко,  6.(паро)ходный транспорт,

7.(бледно)лицый мальчик,  8.(красно)оранжевый мандарин,

9.(сорока)километровый путь, 10.(фабрично)заводское производство.

17. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

1.(Северо)восточный,  2.(сине)фиолетовый,  3.(тёмно)красный,  4.(десяти)этажный,  5.(средне)вековый,  6.(светло)голубой, 7.(лево)бережный, 8.(рабоче)крестьянский,

9.(бледно)зелёный, 10.(горько)солёный.

18. Задание: спишите, раскрывая скобки и объясняя написание имен прилагательных.

(Ярко)красный, (юго)восточный, (двух)метровый, (средне)вековый, (русско)турецкий, (темно)синий, (рабоче)крестьянский, (шахматно)шашечный, (иссиня)черный.

19. Задание: спишите, подчеркните прилагательные как члены предложения.

1) Зеленый бор дремуч. Владимир сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его. (А.С. Пушкин)  2) Ночь осенняя чернее ворона. (Н.А. Некрасов) 3) Пете строжайшим образом было запрещено выходить за ворота. (В.П. Катаев)

20. Задание: спишите, подчеркните прилагательные как члены предложения.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

                                      (А.С. Пушкин)

21. Задание: спишите, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Сделайте морфологический разбор прилагательного.

Станицей тучки носятся

Теплом озарены

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

                               (А. Фет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 9 -11 классов

Дидактический материал предназначен для учащихся  9-11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА  по русскому языку, а также для самостоятельной подготовки учащихся к итоговой аттестац...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе (по разделу "Имя прилагательное")

Контрольно-измерительные материалы представлены как проектная работа по итогам обучения на курсах повышения квалификации (декабрь 2014 года), составлены с учетом требований ФГОС, содержат примеры зада...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся пятых классов

Материал для углубленного изучения русского языка в 5 классе....

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Глагол»

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по разделу «Глагол», содержит темы: «Спряжение глагола», «Правописание безударных окончаний глагола&raqu...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Местоимение»

Дидактический материал по разделу «Местоимение»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обучаю...

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Имя числительное»

Дидактический материал по разделу «Числительное»  направлен  на обобщение и контроль знаний, может быть использован в непосредственной образовательной деятельности и носить обуча...