«Повышение мотивации обучающихся к изучению русского языка»
статья по русскому языку
Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st1.docx | 34.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение мотивации обучающихся к изучению русского языка»
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, повышая познавательный интерес к предмету. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя, но помогают творить на уроках литературы, то есть создавать свои шедевры – сочинять стихи. На уроках литературы мы вместе с учениками создали книжку стихов.На всех этапах уроках русского языка использую разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.
Использование инновационных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы.
- Технология дифференцированного обучения
Данная технология хорошо известна в методике русского языка и литературы и используется педагогом. При ее применении ученики класса делятся на условные группы с учетом их типологических особенностей. При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
- Технология проблемного обучения
Целью использования данной технологии педагогом является формирование и развитие у обучающихся совокупности компетентностей в сфере учебно-познавательной деятельности, критического и творческого мышления, универсальных учебных действий.
Эффективность использования проблемного обучения определяется следующими факторами:
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. В ходе решения проблемы учащиеся умеют преодолевать возникающие трудности, их активность и самостоятельность достигает достаточно высокого уровня.
3. Высокая активность учащихся способствует росту внутренней познавательной мотивации.
4. В процессе обучения создаются условия для формирования и развития УУД у обучающихся.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
- анализ проблемной ситуации;
- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
- решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
- проверка правильности решения.
Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, становится стержнем для всего занятия. Решение проблемной ситуации приводит к осознанному восприятию полученной информации. Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся.
- Критическое мышление (методические приёмы).
Критическое мышление – тот типмышления, которые помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление – размышление».
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может педагог создает заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, то есть приемы, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность.
На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
- Проектно-исследовательская технология
Активно использую метод проектов на своих уроках.
Проведение самостоятельных исследований учащимися различных категорий стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех, который так необходим детям группы «риска». При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности.
При осуществлении проекта педагогом учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы проекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.
- Информационно-коммуникативные технологии
Проблемное обучение, проектная деятельность и любые технологии невозможно реализовать без использования ИКТ.
В образовательном процессе используется возможность информационных технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках, электронных образовательных ресурсов, использование гаджетов. Применение на уроке информационных технологий позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.
- Игровые технологии
Игровые технологии лежат в основе планирования мной учебного процесса.
Современных детей больше интересуют компьютеры, а значит, что рассуждать и производить мозговые операции для них уже не совсем актуально. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках и привлекают детей к расширенному рассуждению на уроке.Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков. И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.
Игровые технологии я использую как в 5-ых, так и в 6-м классах. Мне как учителю русского языка и литературы приходится почти каждый день решать задачу: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно?для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну «великого и могучего» русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Проблема каждого учителя – дети не читают, чтобы их заинтересовать, прибегаешь к различным методам и способам.В учебном процессе (в частности, на уроках литературы) применяются различные модификации деловых, драматических и обучающих игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Исходя из своего опыта, на уроках литературы использую ролевые игры, синквейн, кластер эдьютейнмент, викторины, аукционы, путешествия и т.д. В школе вместе с другими коллегами проводим литературные вечера, гостиные
Этапы развития познавательного интереса в процессе обучения
1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами проектной деятельности, обучение основам самостоятельной работы с использованием ИКТ, выполнение заданий на образовательных платформах, организации дистанционного обучения.
2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя и ресурсов Интернет.
3-й этап: 9 класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в проектную деятельность с умением презентовать свой результат по средствам электронных ресурсов.
Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.
Учащиеся 9 класса выполняют в основном практико-ориентированные исследовательские работы. У учащихся уже сформирована способность самостоятельно выполнять алгоритм действий по решению значимой для них проблемы, которые завершающихся созданием продукта.
Положительный результат дает метод проектов во внеклассной работе.
На протяжении 3-х лет группа учащихся, начиная с 8 класса, принимают активное участие в научно-практических конференциях с начала на школьном, а затем и на муниципальном уровне. Например, такие работы «Поэзия и музыка в жизни Чайковских», «Создание поздравительной открытки к Новому году», «Певец березового ситца»
(создание книжки-раскладушки) и т.д. Эти работы небольшие по объему и краткосрочные. Но они способствовали к выполнению более глубоких исследований, более высокого уровня, такие, как «Чтобы знали, чтобы помнили…» (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне),«Рвались бомбы в Кварсе» и др.
Результаты педагогической деятельности
Положительным результатом такой методической системы является:
- Возросло умение осуществлять поиск информации, составлять прогнозы на основе имеющихся данных, выстраивать причинно-следственные связи, интерпретировать графическую информацию, следовательно, повысилось качество освоения материала;
- У учащихся сформирована способность самостоятельно выполнять комплекс действий по решению значимой для них проблемы, завершающихся созданием продукта;
- Широкое использование метода проектов во внеклассной работе;
- Рост навыков самообразования и самовоспитания, работа с информацией (услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий, при подготовке к ОГЭ на образовательных ресурсах);
- Развитие мышления, коммуникативной компетентности, информационной культуры через создание собственных образовательных информационных продуктов.
Использование данных технологий способствует активизации познавательного интереса, следовательно, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, успешной социализации. Результатом работы является участие детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, посещение ими факультативов.
Использование ИОТ на протяжении данных лет показывает, что повышается не только интерес к предметам, но и качество знаний учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...
Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)
В данной работе описаны преимущества применения мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...
Метапредметность как способ повышения мотивации учащихся при изучении русского языка
Мотивация, или желание учиться – ключевое понятие в педагогике. Вопрос повышения мотивации на уроках русского языка связан с проблемой формирования и поддержания интереса ученика к предмету.Осно...
Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"
Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....
«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».
Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...
Презентация "Театральная педагогика как способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка"
Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению иностранного языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляются возможности активизировать на этой основе пр...
« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....