Материал для изучения темы "Лексика"
учебно-методический материал по русскому языку
Материал для индивидуальной или групповой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_sinonimov.doc | 24 КБ |
naydi_paru.doc | 33.5 КБ |
prochitay_rasskaz.doc | 25.5 КБ |
prochitayte_skazku.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
В стране синонимов
1. Дай определение: «синоним». Что значит «сино»?
2. Лексическая разминка:
- Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе…
- Издающий один и тот же звук…
- Соединить вновь…
- Ученик того же класса, в котором учусь я…
- Точно такой же…
- Место, где что – то соединено…
- Состоящий из одного, не двойной…
- Человек одних лет с кем – либо, ровесник…
- Один раз…
- Одно целое…
- Сослуживцы одного полка…
- Однотомное издание…
- Пьеса из одного акта…
- Люди с одинаковой фамилией…
3. Найди слова – друзья в тексте. Как они называются?
Незнайку, Сиропчика и Пончика долго ждали друзья. Их всё не было. Наконец дверь распахнулась. В комнату ворвался Незнайка, за ним вбежали Пончик и Сиропчик. Они поняли, что провинились.
- Не сердитесь на нас, - сказал Незнайка.
- Не обижайтесь, - прошептал Сиропчик.
- Не дуйтесь, - попросил Пончик.
- Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш.
- В школе, тут близко, - сообщил Незнайка.
- Совсем недалеко, - подтвердил Сиропчик.
- Рядом, - кивнул Пончик.
- Что же вы там делали? – заинтересовались весёлые человечки. – И почему вы так странно отвечаете? Говорите всё об одном и том же, но по – разному.
- Пончик и Сиропчик – мои друзья. (А как ещё можно сказать?)
4. Найди пару:
спустя рукава заниматься бесполезным делом
втирать очки задать взбучку
намылить шею хитро обманывать
обводить вокруг пальца обманывать для выгоды
кричать во всю ивановскую делать кое - как
переливать из пустого в порожнее очень громко кричать
5. Замени выделенные слова синонимами без НЕ. Какое правило нужно вспомнить?
ЛОЖЬ не поможет. Новая атака ПРОТИВНИКА была отбита. ВРАГИ распространяли о нём разные ВЫДУМКИ. РАССЕЯННОСТЬ при письме приводит к ошибкам.
Предварительный просмотр:
Найди пару
Не спеши языком… | …а товарища выручай |
Хочешь много знать - … | …а лень портит |
С кем поведёшься… | …всегда пригодится |
Ученье – свет… | …так и не будет скуки |
Глаза страшатся… | …от того и наберёшься |
По одёжке встречают… | …а человек умением |
Сам пропадай… | …один раз отрежь |
Не сиди сложа руки - … | …им праздник и в понедельник |
Птица красна пением,… | … а руки делают |
Труд человека кормит… | …люби и саночки возить |
Семь раз отмерь - … | …а по уму провожают |
Лодырь да бездельник - … | …а неученье - тьма |
Любишь кататься - … | …торопись делом |
Грамоте учиться - … | …надо мало спать |
Предварительный просмотр:
Прочитай рассказ. Какими словами из текста можно его озаглавить?
Найдите фразеологические обороты в тексте, объясните их значение.
Пригласил как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья, как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, всё время кому-нибудь морочит голову!
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать.
Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Спиши текст в нужной последовательности, расставляя знаки препинания.
Пьёт веточка соки из земли выкидывает почку за почкой выгоняет побег за побегом.
Росла в саду яблоня. Осенью упало с неё яблоко. Птицы склевали яблоко и только зёрнышко спряталось в землю. Наступила весна. Из зёрнышка выросла маленькая веточка.
Через три года зацветёт дерево бело-розовыми цветами. Опадут лепестки а к осени вырастут на яблоньке румяные сладкие яблоки.
Выпиши глаголы. Определи время, лицо и число.
Первая помощь.
Пострадавшего перенесут в прохладное место. Здесь его уложат в тени. Приподнимут голову. Шею освободят от стесняющей одежды. Больного напоят подсолнечной водой и дадут понюхать нашатырный спирт.
Предварительный просмотр:
Прочитайте сказку. Какая проблема раскрывается в сказке?
Разрешённая проблема
- Господи, ну что делать с этим прошедшим временем глагола! – возмущались буквы Е, А, И, Я. – Никогда точно не знаешь, кому работать суффиксом в слове. Как быть?
Надоело им без конца ссориться и спорить по этому поводу. Отправились буквы к всемогущему Инфинитиву. Просят помочь в беде.
- Посмотри на слова, - наперебой заговорили буквы.
- Не поймём мы, кто из нас в каком слове должен стоять.
Советники Инфинитива – Лицо и Число настоящего времени только руками разводили. Им эти проблемы незнакомы.
А Инфинитив посмотрел на слова, хитро улыбнулся и сказал:
- Нет ничего проще! В прошедшем времени глагола пишется такая же гласная в суффиксе, как и в начальной форме глагола.
Л. Новикова
Запиши глаголы, образуй форму прошедшего времени, запиши эти формы в соответствии с выведенным правилом.
клеить - …
сеять - …
болеть - …
смотреть - …
затеял - …
веять - …
украшать - …
Прочитай фразы, сказанные маленькими детьми. Найди особые слова, которые образовали дети, разбери их по составу. Сделай вывод, с помощью чего образованы данные слова и каким способом.
- Смотри, как налужил дождь!
- Дай мне распакетить пакеты.
- Собака разинула пасть, а потом зазинула.
- Ой, какой я пузырь выпузырила!
- Себе посоли яйцо, а мне высоли!
- Трудился, трудился и вытрудил пароходик.
- Я помнила, а потом отпомнила.
- Я сначала заразился, а потом отразился.
По К. Чуковскому
Определи часть речи выделенных слов, разбери по составу, определи способ образования.
*** ***
Медведь в бору, не зная правил, Однажды кот подкрался к попугаю:
Машиной персональной правил. - Сейчас тебя я, братец, попугаю!
***
Воду в ступе потолок,
Посмотрел на потолок
И зевнул: «Мне спать пора,
Ночи близится пора». Яков Козловский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...
Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».
Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...
Использование краеведческого материала при изучении имён числительных
Данная работа предназначена для учащихся 6 класса при изучении темы "Имя числительное"...
Интерактивная технология обучения на основе схемных знаковых моделей учебного материала при изучении чувашского языка в национальной школе
Для учителей чувашского языка...
Материал для изучения темы "Война 1812 года" "Недаром помнит вся Россия..."
Данный материал поможет расширить знания детей о событиях Отечественной войны 1812 года. Презентация-кроссворд красочная, интересная, включает в себя ключевое слово, которое открывае...
Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков
Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....
Дидактический материал к изучению темы "Имя прилагательное" в 5 классе
Данный материал поможет провести уроки по изучению Имени прилагательного интереснее в 5 классе....