Урок русского языка в 5 классе "Морфемика"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Глухова Алла Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Митяевская средняя школа
Сакского района Республики Крым
Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русский язык, урок рефлексии (закрепления и совершенствования знаний)
Тема: «Морфемный разбор слова»
Название: «Законы морфемики»
Продолжительность: 45 минут
Класс: 5 класс
Оборудование: интерактивная доска или проектор с экраном для презентации PowerPoint
Конспект урока
Цель – обобщить и закрепить знания по разделу «Морфемика».
Задачи:
- дать представление о лингвистике как науке, имеющей законы;
- совершенствовать навык морфемного разбора слова;
- развивать навык осмысленной работы с текстом;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся, расширению кругозора;
- развивать у пятиклассников навык участия в коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспитание уважительного отношения и интереса к достижениям отечественной науки;
- формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ожидаемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты: получение/закрепление знаний по теме «Морфемика. Морфемный разбор слова», повторение основной лингвистической терминологии и ключевых понятий.
Ожидаемые МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:
- развитие интереса к познавательной деятельности;
- развитие у учащихся умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов и оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- развитие навыка анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал для решения учебных и познавательных задач;
- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.
Этап урока | Учитель | Учащиеся | УУД |
Формулировка темы и задач урока через проблемные вопросы | Сегодня мы будем заниматься наукой (слайд 1). - С какими науками вы знакомы? - Как называется наука, занимающаяся изучением языка и речи? Лингвистика, как и другие области научного знания, имеют законы. Мы сегодня попытаемся сформулировать эти законы в области морфемики. Поможет нам в этом предмет, лежащий в «чёрном ящике». Угадайте по лексическому значению слова, что скрывает «чёрный ящик». В ящике находится «научное справочное пособие о разных областях знания, пред-назначенное для широкого круга читателей». Итак, сегодня на уроке мы продолжим изучать морфе-мику и должны будем открыть её законы. Помогать нам в этом будет энциклопедия. Сформулируете вопросы, на которые нам необходимо будет ответить в ходе урока (ключевые слова даны на слайде 2). | - Математика, биоло-гия, география, физика, химия и др. - Лингвистика (языко-знание). - Это энциклопедия. - Какие существуют законы морфемики? - Как нам может помочь энциклопедия? | Личностные Коммуникативные Регулятивные |
Решение первого блока учебных задач и формулировка «I закона морфемики» | Учитель организовывает осмысленное чтение учащимися энциклопеди-ческой статьи об А.С. Попове по рабочему листу. - Текст читаем с карандашом в руке. Что подчёркиваем? - Посмотрите на экран (слайд 3): мы сжали содержание текста, подчёркивая главное. В каких случаях нам пригодится умение находить в тексте главное и сокращать его объём? ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | - Подчёркиваем главное в каждом абзаце. - Так перерабатывать текст необходимо при подготовке пересказа по любому предмету, при подготовке к изложению на уроках русского языка САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Познавательные Регулятивные |
- Мы познакомились с биографией выдающегося русского физика. Что изучает физика как наука? - У единиц языка тоже есть определённые свойства. Так, слова в языке бывают изменяемыми и неизменяемыми. Как неизменяемость слова влияет на его строение? - Устно заполните сегменты схемы (слайд 4). - Заполните пропуски в формулировке «I Закона морфемики» на рабочем листе. | - Физика – наука о свойствах тел (массе, объёме, температуре и т.д.) Изменяемые слова (существ., прилаг., глаголы) имеют окончание; неизменяемые (наречия, служебные части речи, некоторые существительные и прилагательные) окончания не имеют. Запись «I Закона морфемики» на рабочем листе. | Личностные Коммуникативные Регулятивные | |
- Выполните упражнение, расположив слова в колонках таблицы. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКИ ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЗАИМОПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 5 ПРЕЗЕНТАЦИИ САМОКОНТРОЛЬ И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Регулятивные | |
Решение второго блока учебных задач и формулировка «II закона морфемики» ФИЗМИНУТКА | - Устно составьте связный текст о Д. Менделееве для энциклопедии (слайд 6). ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами - Что изучает химия? (на слайде молекула глюкозы) - Из каких структурных элементов состоит слово? Как называются эти элементы? - В каком термине нет называемой им морфемы? - Если бы мы изобразили слово так, как изображают атом, какую морфему мы бы сделали ядром слова? | ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ - Химия изучает вещества, их свойства и состав. - Слово состоит из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, основы (слайд 7). - В слове «суффикс» нет суффикса. - Корень. | Личностные Коммуникативные |
На экране последовательно будут появляться слова (слайд 8). Если слова однокоренные по отношению к первому слову в столбце, нужно хлопнуть. Если слова не являются однокоренными, нужно топнуть. | Учащиеся выполняют упражнение | Регулятивные | |
- Разберите слова по составу (слайд 9) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами - Заполните пропуски в формулировке II закона. | 1 ученик у доски выполняет разбор слов ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЯ КЛАССОМ САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ Запись «II Закона морфемики» на рабочем листе. | Регулятивные | |
Решение третьего блока учебных задач и формулировка «III закона морфемики» | - В энциклопедиях часто бывает представлена не только текстовая информация. - Перед вами таблица (слайд 10). Как бы вы озаглавили колонки? - Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать учёный? - А ещё учёный должен много знать и интересоваться трудами своих предшественников. Я вас хочу познакомить с трудом выдающегося лингвиста А.Н. Тихонова – «Школьным словообразо-вательным словарём русского языка», книгой, которая будет полезна любому человеку, изучающему морфемику. По материалам этого словаря я составила упражнение. | Работа с табличной информацией.
- Изобретатели и изобретения. - Трудолюбие, любозна-тельность, умение в заурядном видеть необычное и т.д. | Познавательные Личностные |
- Из предложенных в таблице морфем составьте как можно больше слов с корнем -УМ-. Выполняем упражнение в парах. - Сравните результаты работы с данными словаря (на слайде 11) ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ 3-4-5 баллами | РАБОТА В ПАРАХ САМОКОНТРОЛЬ, САМООЦЕНКА И ЗАПИСЬ БАЛЛОВ | Регулятивные | |
Заполните пропуски в формулировке «III Закона морфемики» на рабочем листе. | Запись «III Закона морфемики» на рабочем листе. | Регулятивные | |
Подведение итогов урока Домашнее задание |
- Что нового позволила узнать энциклопедия? Это поможет вам, ребята, сделать в жизни свои небольшие открытия, и мы, надеюсь, прочитаем о вас на страницах энциклопедий (слайд 12). А чтобы у вас были успехи в области лингвистики, я попрошу вас дома выполнить несколько заданий олимпиадного характера. А сейчас сложите все баллы, которые вы выставляли себе за выполнение заданий в ходе урока. На числовой прямой отметьте получившийся результат (слайд 13). Он позволит мне понять, насколько хорошо каждый из вас усвоил материал.
Спасибо за урок! | - Закон нельзя нарушать. - Мы узнали много нового о выдающихся русских учёных, посмотрели на лингвистику с позиций других наук САМООЦЕНКА | Личностные Регулятивные |
Источники:
- Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка (пособие для учащихся). – М.: Просвещение – 2007.
- https://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...