Задания и ключи к олимпиаде по русскому языку 6 класс муниципальный тур
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс)
Задания и ключи к олимпиаде по русскому языку 6 класс муниципальный тур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_i_klyuchi_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku_6_klass_munitsipalnyy_tur.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2021-2022 учебный год
6 КЛАСС
Шифр участника_________________
Олимпиадные задания
Максимальное количество баллов –70 баллов.
Время выполнения – 90 минут
Инструкция по выполнению задания
Уважаемый школьник! Выполни задания, предварительно внимательно прочитав их. Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Успехов!
1. | Укажите слова, где количество букв и звуков совпадает: Пыль, ясно, съёмка, деревья, болезнь, льют, моя, семья, песня, Ялта. | |
2. | Расставьте ударение в словах. Километр, алфавит, каталог, торты, цыган, щавель, красивее, баловать, банты, повторит _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
3. | У какого слова значение определено неверно. Дайте правильное значение. 1) недоумение – сомнение, удивление; 2) невежда – грубый, невоспитанный человек; 3) изморозь – иней на ветках деревьев, на проводах; 4) пороша – только что выпавший снег. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
4. | Подберите синонимы к прилагательным: простой человек - _______________________________________________________ простая задача - ________________________________________________________ простая истина - ________________________________________________________ беспокойный взгляд - ___________________________________________________ беспокойный человек - __________________________________________________ крепкая подошва - ______________________________________________________ крепкая дружба - _______________________________________________________ | |
5. | Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань. А) Есть ………….. и моему терпению. Б) У куба шесть ………… В) Раненый солдат находился на ……………… жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … ………. Д) Небольшая речка служила естественной … ……………….между деревнями. Е) Важно в любой ситуации держать себя в ……………….. приличия. | |
6. | Замените устаревшие слова словами современного русского языка: перст - _______________ , прискорбно - _______________ , рок - _________________ , сей - __________________ , стезя - _____________________ , трапеза - ______________ , уповать - _______________, уста - ______________________ , чадо - _________________ , чета - __________________ . | |
7. | Составьте фразеологизмы, используя части выражений из первой и второй колонок. Объясните их значения. 1) Дрожит а) до небес 2) Знать б) сложа руки 3) Сидеть в) в собственном соку 4) Вариться г) на чистую воду 5) Держать д) как сыр в масле 6) Выводить е) вокруг пальца 7) Катается ж) из мухи слона 8) Возносить з) как осиновый лист 9) Водить и) в ежовых рукавицах 10) Делать к) как свои пять пальцев __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
8 | Эти пять слов оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его. Обоснуйте свой выбор. Рыбак, простак, чужак, казак ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
9 | К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. А) Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки). Б) Молчание – цветы (японская пословица). В) Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица). Г) Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
10 | Найдите «лишние» слова в предложениях. Объясните. 1) Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра. 2) У ворот стоял пожилой старик и смотрел вдоль улицы. 3) Мы заранее предвидели все трудности похода. 4) Новые туфли оказались ей немного великоваты. 5) Мой дедушка – старый ветеран войны и труда. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
11 | «Орфография с географией». Многие предметы (предметы в широком смысле слова) являются как бы визитной карточкой той или иной страны. Например, говоря о Голландии, достаточно сказать, что это страна, из которой к нам пришел один из самых популярных сортов сыра. Швеция сразу ассоциируется со шведским столом и шведской стенкой, а Австралия – с кенгуру, Куком и даже поэтом Владимиром Высоцким, воспевшим этого самого Кука. Сочините текст-загадку о своей стране так, чтобы, с одной стороны, дать о ней полное представление, а с другой – заинтриговать читателя, ни разу не назвав ее имени. | |
12 | В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст? Допиши 3-4 предложения, продолжив текст. А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
13 | Найдите предложения, в которых неправильно выделена грамматическая основа. 1) Шила в мешке не утаишь. 2) Шипение и хрипение в часах усиливались по мере приближения стрелки к цифре. 3) После дождя пахнет луговыми травами. 4) Последнюю зиму к нашему дому все время подбегали три белочки. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |
14 |
Выпишите слова, строение которых соответствует модели о н к а. Собачонка, картонка, пятитонка, воронка, сторонка, солонка, японка, чемпионка, болонка, одежонка, книжонка, бумажонка, юбчонка. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Ключи
6 классы
№ задания | Ответы | Баллы |
1. | Съёмка, деревья, льют, семья, песня | За каждое правильно выбранное слово – 1 балл. Максимально – 5 баллов |
2. | КиломЕтр, алфавИт, каталОг, тОрты, цыгАн, щавЕль, красИвее, баловАть, бАнты, повторИт | За каждое слово – 0,5 балла; Максимально – 5 баллов |
3. | Невежда – малообразованный человек, неуч | За правильно выбранное слово – 1 балл. За объяснение - 1 балл. Максимально – 2 балла |
4. | Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная). | За каждый правильный синоним - 1балл Максимально – 7 баллов |
5. | А) Есть предел и моему терпению. Б) У куба шесть граней . В) Раненый солдат находился на грани жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за рубежа . Д) Небольшая речка служила естественной границей между деревнями.. Е) Важно в любой ситуации держать себя в рамках приличия. | За каждый правильный ответ – 1 балл, Максимально – 6 баллов |
6. | Перст – палец, прискорбно – грустно, рок – судьба, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, уповать – надеяться, уста – рот, чадо – ребенок, чета – двое. | За каждое правильно подобранное слово – 0,5 балла. Максимально – 5 баллов |
7. | Дрожит как осиновый лист – очень боится; знать как свои пять пальцев – знать очень хорошо; сидеть сложа руки – бездельничать; вариться в собственном соку – жить, работать без общения с другими, без чужого опыта; держать в ежовых рукавицах – очень строго; выводить на чистую воду – разоблачать; катается как сыр в масле – живет благополучно, без забот; возносить до небес – восхвалять; водить вокруг пальца – обманывать; делать из мухи слона – преувеличивать | За составление фразеологизма – 0,5 балла, за объяснение – 0,5 балла. Максимально - 10 баллов |
8. | Казак. В этом слове «казак»- корень, в остальных словах буквосочетание –АК является суффиксом. | За правильный ответ – 2балла. Максимально – 2 балла. |
9. | А) Яблоко от яблони недалеко падает. Б) Молчание – золото. В) Сапожник без сапог . Г) Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг | За каждый правильный ответ – 1балл. Максимально – 4 балла |
10. | «Лишние» слова: 1) приблизительно (словосочетание километрах в десяти уже означает приблизительное расстояние); 2) пожилой (достаточно сказать старик, это слово уже указывает на возраст); 3) заранее (слово предвидели означает «заранее знали»); 4) немного (в прилагательном великоваты суффикс -оват- обозначает «чуть-чуть, немного»); 5) старый (ветеран – это ста- рый, опытный воин). | За каждое слово – 0,5 балла. За объяснение – 0,5 балла. Максимально – 5 баллов |
11. | «Орфография с географией». Загадка о своей стране. | Сочинение загадки – 2 балла. Оригинальность – 2 балла. Грамотность – 2 балла. Максимально – 6 баллов |
12 | ГАБВД | 5 баллов + 3 балла за продолжение текста Максимально – 8 баллов |
13 | Неправильно выделена грамматическая основа в предложениях 1, 4 | За каждое предложение - 0,5 балла. Максимально – 2 балла |
14 | Собач-онк-а, сол-онк-а, одеж-онк-а, книж-онк-а, бумаж-онк-а, юбч-онк-а. | За каждый правильный ответ- 0,5 балла. Максимально – 3 балла |
Максимальное количество баллов за олимпиаду – 70 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)...
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)...
Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса
Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса...
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов
В этом материале даны материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе
Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...