Представление собственного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.
материал
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.docx | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Мордовско - Козловская средняя общеобразовательная школа»
Шукшиной М.Ф.
«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках русского языка и литературы. Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация школ" и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Ведущей педагогической идеей является применение современных образовательных технологий с целью развития интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, повышения эффективности обучения. На своих уроках я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровье сбережения детей.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Оптимальность и эффективность средств.
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.
В настоящее время на уроках русского языка использую такие средства ИКТ: «Русский язык. 1С: Репетитор. Весь школьный курс», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Различие между ними определяется назначением программы, основным видом деятельности, степенью трудности и самостоятельности, типом оценки результатов.
На уроках литературы применяется CD «Литература. Хрестоматия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, уроки-презентации.
Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
Технология опыта.
На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую современные образовательные технологии:
- обучение в сотрудничестве (парная, групповая формы работы);
- технология встречных усилий (критического мышления);
- проблемно-поисковое обучение;
- технология использования игровых методов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Я считаю, что идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное и групповое обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденный. В устной работе я использую такие виды заданий, как взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Усвоение учебного материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
С пятого класса начинаю проводить работу в группах. В среднем звене очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?». Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – конференциями, уроками – практикумами. Групповая работа возможна на уроке на разных его этапах.
Например, после объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, кластера, таблицы, чтобы данный материал было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.
При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.
Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. В своей практике я применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.
Проблемно-поисковое обучение помогает мне на уроках поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так, перед изучением новой темы ребятам задаётся вопрос, для ответа на который требуются новые знания. На следующем этапе им предлагается выполнить практическую (творческую) работу, в ходе выполнения которой они находят ответ на поставленный вопрос. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность.
Технология использования игровых методов.
На своих уроках в 5 - 6-х классах я широко применяю дидактические игры. Для учащихся этого возраста игра продолжает оставаться комфортной, психологически приемлемой формой общения. Во время игры возникает особое эмоциональное состояние, обусловленное естественным стремлением добиться результата. В итоге полученные знания становятся личностно-значимыми. Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала в формах, не похожих на обычное обучение. Игра позволяет ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех. Всё это способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, вызывает положительные эмоции у ребенка. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, а мобилизовать все свои знания. Учащиеся по-новому рассматривают уже известные факты и явления, устанавливают связи, сходства и различия между отдельными событиями. В игре тренируется память, цепкость ума, внимательность. В ходе игры, учащиеся быстрее и легче запоминают даты, имена, названия, лучше усваивают графический и иллюстративный материал. Как показывает опыт, удачным является использование дидактических игр на повторительно-обобщающих уроках. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин требуется накопление материала по целому разделу или главе учебника. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку. В-четвёртых, во время игры можно оценить работу большего количества человек. Ежегодно в нашей школе проходят предметные недели. Учащиеся 5 - 6-х классов принимают участие в предметных викторинах, интеллектуальных соревнованиях, которые проводятся в игровой форме.
В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-коммуникационные технологии, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий.
Информационные технологии – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые, литературные, исторические процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению учебного материала. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Результативность опыта
Я убедилась, что использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы даёт высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.
Мои ученики активно принимают участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах ( «Живая классика», конкурсе сочинений , Всероссийская олимпиада школьников), показывают хорошие результаты, становятся победителями и призерами.
.
Результаты обучения
Учебный год | Класс | Предмет | Качество знаний | Уровень обученности |
2019-2020 | 5 | Русский язык | 100% | 100% |
5 | Литература | 100% | 100% | |
6 | Русский язык | 38% | 100% | |
6 | Литература | 75% | 100% | |
9 | Русский язык | 88% | 100% | |
9 | Литература | 100% | 100% | |
2020-2021 | 6 | Русский язык | 100% | 100% |
6 | Литература | 100% | 100% | |
7 | Русский язык | 40% | 100% | |
7 | Литература | 75% | 100% | |
10 | Русский язык | 100% | 100% | |
10 | Литература | 100% | 100% | |
2021-2022 | 7 | Русский язык | 100% | 100% |
7 | Литература | 100% | 100% | |
8 | Русский язык | 40% | 100% | |
8 | Литература | 80% | 100% | |
11 | Русский язык | 100% | 100% | |
11 | Литература | 100% | 100% |
Результаты Всероссийской предметной олимпиады
по русскому языку и литературе
Учебный год | Мероприятие | Класс | Ф. И. учащегося | Уровень |
2019 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку | 7 | Норкина Наталья | Победитель |
2020 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | 7 | Ермолаева Анна | Призер |
2020 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | 10 | Чапаева Алена | Призер |
2020 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | 7 | Калабкин Даниил | Призер |
2020 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе | 8 | Норкина Нталья | Призер |
2022 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку | 8 | Шукшин Владимир | Призер |
Результаты внеурочной деятельности
Учебный год | Мероприятие | Класс | Ф. И. учащегося | Уровень | Место |
2019-2020 | Всероссийский конкурс по чтению вслух«Живая классика» | 5 | Норкина Наталья
| Муниципальный | Диплом |
Конкурс на знание символов государственной власти РФ и РМ | 5 | Норкина Наталья | Муниципальный | 3 | |
Конкурс творческих работ « Морской венок славы» | 9 | Кижапкин Михаил | Муниципальный | 1 | |
2020-2021 | Всероссийский конкурс по чтению вслух«Живая классика» | 7
| Ермолаева Анна
| Муниципальный
| 3
|
Конкурс литературных работ « Мое село Атюрьево в будущем» | 6 | Норкина Наталья | Муниципальный | 3 | |
Конкурс литературных работ «Мое село Атюрьево в будущем » | 10 | Чапаева Алена | Муниципальный | 3 | |
Конкурс творческих краеведческих работ «Мой край родной» | 7 | Федоткина Яна | Муниципальный | 3 | |
Конкурс творческих краеведческих работ «Мой край родной» | 7 | Ивашкин Алексей | Муниципальный | 3 | |
2021-2022 | Всероссийский конкурс по чтению вслух«Живая классика» | 8 | Федоткина Яна | Муниципальный | 3 |
Республиканский конкурс литературных работ «Искусство слова» | 5 | Цыплякова Алина | Муниципальный | 2 | |
Всероссийская олимпиада Время знаний по предмету русский язык | 9 | Ермолаева Анна | Всероссийский | 1 |
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.
Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной форме. Не стоит забывать, что живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина. Компьютерная деятельность на уроке русского языка и литературы ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13» г.о. Саранск Республики Мордовия Афониной Натальи Валентиновны
Публичное представление...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта:«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы»....
Статья "Представление собственного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа Старошайговского района"
В статье представлен опят работы по теме "Пути предупреждения ошибок на уроках русского языка"...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №12
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...