Урок русского языка в 7 классе с использованием читательской грамотности «Текст. Сплошные и несплошные тексты»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Грачёва Ирина Николаевна

Урок русского языка в 7 классе с элементами читательской грамотности в игровой форме. Урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе  с использованием читательской грамотности «Текст. Сплошные и несплошные тексты»

Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через  анализ сплошных и несплошных текстов.

1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • овладение умениями правильно говорить и писать, участвовать в диалоге, задавать  вопросы, составлять  письменные тексты небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с изученным лингвистическим материалом;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в парах.

3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие мотивации учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, этических чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Активные технологии урока:

  • проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие.

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • мультимедийный комплекс (компьютер, проектор).

Ход урока.

1.  Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята, гости.  Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я улыбнусь вам, вы – мне, вместе мы улыбнёмся нашим гостям. 

- Сегодня у нас необычный урок, который мы начнём  с просмотра видеоролика , чтобы определить, чем мы с вами будем сегодня заниматься.

2. Работа по теме урока.

Видеоролик о комфортабельном лайнере (Мы отправимся в путешествие в страну Знаний на корабле «Знанио»).

- Определите, чем будем заниматься на уроке.

- Чего вы ждёте от маршрута? Что о нём можете сказать?

3. Заполнение карт «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (Заполняются на всех этапах урока самостоятельно)

- Что знаете?

4. В путешествие отправляемся семьями. (Вручение билетов. Заполнение фамилий».

5.Работа с текстом.

- Что такое текст?

1)ИГРА «ДА-НЕТ»

  • Грамматическая связь в  тексте осуществляеся с помощью союзов, наречий, местоимений, синонимов.
  • Предложения в тексте объединены темой и основной мыслью.
  • - Тема текста- это то, что хотел сказать автор.
  • - Основная мысль – это о чём текст.
  • В одном абзаце текста раскрывается 1 микротема.
  • Различаются 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение.
  • - Стилей речи 2: разговорный и научный.
  • В тексте предложения вязаны по смыслу и грамматически.

2) Текст. Сложить пазлы- текст.

Пароход «Атлантида» был похож на громадный отель со всеми удобствами: с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой.      

            Жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали при трубных звуках,  садились в ванны, делали гимнастику, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку.  До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. В одиннадцать  все подкреплялись  бутербродами с бульоном, затем с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака. Следующие два часа посвящались отдыху: на камышовых креслах путешественники лежали или сладко дремали. В пятом часу их поили крепким душистым чаем с печеньями, в семь повещали трубными сигналами о начале праздника и торжественного ужина.

          Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал.

 Очем?

-На что был похож корабль?

- Как протекала жизнь пассажиров на корабле?

- Сколько раз в день пассажиры завтракали?

- Как пароход реагировал на океан?

-- Основная мысль?

3) Устно объясняются орфограммы.

-Можно ли текст назвать сплошным?

- Какие тексты называют сплошными?

4) Преобразование текста в несплошной (ПЛАН, СХЕМЫ предложений).

5) Слайд!

6) Физкультминутка. Те понятия, которые вспомнили, необходимо найти (понятия развешаны по кабинету).

7) Работа с несплошным текстом.

- Какие вы знаете несплошные тексты?

А) Задания по группам «Составить письменно несплошной текст»:

1.Семья 1. «Билет на пароход»

  Семья 2. «Меню в ресторане парохода»

Гости. «Афиша».

Б) Задания парам «Составить диалог». 

- Что такое диалог?

Диалог должен быть составлен в соответствии с проблемой. Проблему необходимо найти в несплошном тексте.

А) Билет в театр (места расположены не рядом).

Б) Счёт в ресторане (неверная сумма).

В) Рецепт врача на лекарственное средство (перед поездкой в аптеке лекарства нужного не оказалось).

8) Итог.

- Что хотели узнать? Узнали?

Рефлексия.

Трап (лесенка) успеха. На каком уровне знаний по теме урока вы находитесь?

9) Домашнее задание-сюрприз: печенье.

- Кто придумает задание?  (Написать рецепт печенья, купленного в буфете парохода.

 Григорий и Мария, используя глаголы повелит. Накл. 2 лица мн.числа;

Остальные – неопределённую форму глагола).

10) С благополучным возвращением. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"

Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....

Комплект методических разработок для уроков русского языка, направленных на формирование навыков восприятия и анализа научно-популярных текстов в 5-6 классах

Предлагаемая серия разработок текстов с заданиями по восприятию и пониманию текста способствует формированию у учащихся навыков выделения главной информации, отслеживания логических связей между микро...

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ (задание 25) по тексту миниатюры А.И.Солженицына «Колокольня» из цикла «Крохотки».

Конспект урока- практикума по русскому языку. Класс 11. Тема: Подготовка к ЕГЭ (задание 25) по тексту миниатюры А.И. Солженицына "Колокольня" из цикла "Крохотки". Тип урока- практикума: комбинированны...

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Урок русского языка по теме"Лексические и стилистические синонимы.Их роль в тексте."

В уроке даётся понятие о лексических и стилистических синонимах,оттенках их значений.Вводится понятие контекстных синонимов и объясняется их роль в тексте....

Учебные задания по русскому языку, направленные на формирование читательской грамотности

Учебные задания по русскому языку, направленные на формирование читательской грамотности. Задание "Веришь ли ты? и линокарта....