Урок русского языка в 7 классе с использованием читательской грамотности «Текст. Сплошные и несплошные тексты»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе с элементами читательской грамотности в игровой форме. Урок-путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе с использованием читательской грамотности «Текст. Сплошные и несплошные тексты»
Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через анализ сплошных и несплошных текстов.
1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно говорить и писать, участвовать в диалоге, задавать вопросы, составлять письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с изученным лингвистическим материалом;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах.
3. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивации учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, этических чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Активные технологии урока:
- проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные;
- здоровьесберегающие.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- мультимедийный комплекс (компьютер, проектор).
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята, гости. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я улыбнусь вам, вы – мне, вместе мы улыбнёмся нашим гостям.
- Сегодня у нас необычный урок, который мы начнём с просмотра видеоролика , чтобы определить, чем мы с вами будем сегодня заниматься.
2. Работа по теме урока.
Видеоролик о комфортабельном лайнере (Мы отправимся в путешествие в страну Знаний на корабле «Знанио»).
- Определите, чем будем заниматься на уроке.
- Чего вы ждёте от маршрута? Что о нём можете сказать?
3. Заполнение карт «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (Заполняются на всех этапах урока самостоятельно)
- Что знаете?
4. В путешествие отправляемся семьями. (Вручение билетов. Заполнение фамилий».
5.Работа с текстом.
- Что такое текст?
1)ИГРА «ДА-НЕТ»
- Грамматическая связь в тексте осуществляеся с помощью союзов, наречий, местоимений, синонимов.
- Предложения в тексте объединены темой и основной мыслью.
- - Тема текста- это то, что хотел сказать автор.
- - Основная мысль – это о чём текст.
- В одном абзаце текста раскрывается 1 микротема.
- Различаются 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение.
- - Стилей речи 2: разговорный и научный.
- В тексте предложения вязаны по смыслу и грамматически.
2) Текст. Сложить пазлы- текст.
Пароход «Атлантида» был похож на громадный отель со всеми удобствами: с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой.
Жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали при трубных звуках, садились в ванны, делали гимнастику, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку. До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. В одиннадцать все подкреплялись бутербродами с бульоном, затем с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака. Следующие два часа посвящались отдыху: на камышовых креслах путешественники лежали или сладко дремали. В пятом часу их поили крепким душистым чаем с печеньями, в семь повещали трубными сигналами о начале праздника и торжественного ужина.
Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал.
Очем?
-На что был похож корабль?
- Как протекала жизнь пассажиров на корабле?
- Сколько раз в день пассажиры завтракали?
- Как пароход реагировал на океан?
-- Основная мысль?
3) Устно объясняются орфограммы.
-Можно ли текст назвать сплошным?
- Какие тексты называют сплошными?
4) Преобразование текста в несплошной (ПЛАН, СХЕМЫ предложений).
5) Слайд!
6) Физкультминутка. Те понятия, которые вспомнили, необходимо найти (понятия развешаны по кабинету).
7) Работа с несплошным текстом.
- Какие вы знаете несплошные тексты?
А) Задания по группам «Составить письменно несплошной текст»:
1.Семья 1. «Билет на пароход»
Семья 2. «Меню в ресторане парохода»
Гости. «Афиша».
Б) Задания парам «Составить диалог».
- Что такое диалог?
Диалог должен быть составлен в соответствии с проблемой. Проблему необходимо найти в несплошном тексте.
А) Билет в театр (места расположены не рядом).
Б) Счёт в ресторане (неверная сумма).
В) Рецепт врача на лекарственное средство (перед поездкой в аптеке лекарства нужного не оказалось).
8) Итог.
- Что хотели узнать? Узнали?
Рефлексия.
Трап (лесенка) успеха. На каком уровне знаний по теме урока вы находитесь?
9) Домашнее задание-сюрприз: печенье.
- Кто придумает задание? (Написать рецепт печенья, купленного в буфете парохода.
Григорий и Мария, используя глаголы повелит. Накл. 2 лица мн.числа;
Остальные – неопределённую форму глагола).
10) С благополучным возвращением. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...
Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"
Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....
Комплект методических разработок для уроков русского языка, направленных на формирование навыков восприятия и анализа научно-популярных текстов в 5-6 классах
Предлагаемая серия разработок текстов с заданиями по восприятию и пониманию текста способствует формированию у учащихся навыков выделения главной информации, отслеживания логических связей между микро...
Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ (задание 25) по тексту миниатюры А.И.Солженицына «Колокольня» из цикла «Крохотки».
Конспект урока- практикума по русскому языку. Класс 11. Тема: Подготовка к ЕГЭ (задание 25) по тексту миниатюры А.И. Солженицына "Колокольня" из цикла "Крохотки". Тип урока- практикума: комбинированны...
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Урок русского языка по теме"Лексические и стилистические синонимы.Их роль в тексте."
В уроке даётся понятие о лексических и стилистических синонимах,оттенках их значений.Вводится понятие контекстных синонимов и объясняется их роль в тексте....
Учебные задания по русскому языку, направленные на формирование читательской грамотности
Учебные задания по русскому языку, направленные на формирование читательской грамотности. Задание "Веришь ли ты? и линокарта....