Конспект урока "Анализ миниатюры Ф.Абрамова "Не зря имя деда дали" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока "Анализ миниатюры Ф.Абрамова "Не зря имя деда дали" можно использовать для обучения анализу текста и подготовке к написанию сочинений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_miniatyury_f.abramova_ne_zrya_imya_deda_dali.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение№1 Конспекты уроков.
Обучение анализу текста.
Анализ миниатюры Ф.А.Абрамова «Не зря имя деда дали» ( 7класс)
Тип урока: развитие связной речи.
Цели урока:
1)обучающие
- формирование умения и навыков анализа языковых единиц, текста; совершенствование навыков работы с текстом художественного стиля; закрепление и расширение знаний о художественном стиле и о типах речи; формирование умения создавать свой текст, использовать средства выразительности;
2)развивающие
- развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать ответ,
работать в группе и индивидуально;
3)воспитательные
воспитание чувства любви и уважения к старшим, пробуждение интересами к традициям своей семьи.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Умение высказывать своё мнение
2.Развитие мышления, логики и внимания
Предметные:
1.Умение формулировать тему, основную мысль текста;
2.Умение проводить сопоставление и сравнение героев;
3.Умение работать со словарями
Метапредметные:
1.Умение извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы;
2.Умение структурировать материал.
3.Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
- Что такое текст? Тема? Основная мысль текста?
- Какие стили типы речи вы знаете?
- Вспомните способы связи предложений в тексте.
3.Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами познакомимся с миниатюрой Ф.А.Абрамова «Не зря имя деда дали» (читаем – у каждого на столе распечатанный текст)
Не зря имя деда дали
Служил в армии, был в артистах, плавал на судах, нефть добывал ,а кончил тем, что вернулся домой и стал хлеборобом.
-Ну, Петруша, - говорили односельчане, - не зря имя деда дали. Тот тоже смолоду где только не колесил. И в Питере, и во флоте, и в начальниках хаживал , а позвала земля – всё бросил.
Ф.А.Абрамов
4.Определение цели и задачи
Мы будем работать с текстом-миниатюрой, поговорим о содержании, героях, проблематике текста. Наша цель – подготовиться к написанию сочинения по данному произведению, собрать материал для сочинения, провести анализ текста.
5.Работа с текстом.
- Какова тема текста? О чём говорится в тексте?
(Внук пошёл по стопам деда, в чём-то повторил его судьбу, хотя шёл своей дорогой, и пришёл к тому же: вернулся домой и стал хлеборобом. Тема поиска своего места в жизни)
-Часто жизнь связывают с дорогой, движением вперёд. Вспомните, какие выражения связывают дорогу и жизнь? ( «идти по жизни вместе», «идти своей дорогой», «выбрать свой путь», «не сбиться с правильного пути», «дорога жизни», «жизненный путь»)). Случайно ли такое сравнение? Давайте посмотрим в словаре, какие значения имеют слова «дорога» и «жизнь». (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова)
-Какие значения сближают эти два слова?
Дорога – 1.Путь сообщения; полоса земли, предназначенная для . передвижения.
4.Направление, путь следования.
5.Средства достижения какой-либо цели//Карьера, жизненный . путь, направление деятельности .
Жизнь – 1.Существование, бытие в движении и развитии
3.время от рождения до смерти.
(Дорога ведёт вперёд, и жизнь – движение вперёд. Дорога – отрезок пути, связывающий пункты назначения, и жизнь – отрезок времени от рождения до смерти.)
Составляем схему №1
- Что же включает в себя понятие «жизненный путь»? (отрезок времени от рождения до смерти)
В чём для многих заключается смысл жизни? (в поиске своего места в жизни)
Что заставляет людей искать своё место в жизни? (любовь к близким, к родине, желание трудиться не только ради материального благополучия, но и для удовольствия)
Схема №1 Дорога – жизненный путь
[Рождение – любовь – родина – труд – смерть]
ПОИСК
результат:
найдено место в жизни
- О ком говорится в тексте? Кто действующие лица? (Петруша, дед, односельчане)
- Кто в тексте наиболее важный? Почему? Кто утверждает, что не зря Петруше имя деда дали? От кого мы узнаём о судьбах деда и внука? (Односельчане: И жизнь деда, и жизнь внука прошла на глазах односельчан, именно они сопоставляют судьбы деда и внука, они делают вывод: не зря имя деда дали – достоин внук своего деда. )
-Как связаны герои миниатюры? (Строим схему №2.)
Схема №2 Односельчане (активные участники)
диалог
память
Петруша (главный герой)
преемственность Дед (пассивный герой)
- Кто такие односельчане? (Жители одного села.)
Петруша и дед тоже жители этого села.
Дед и внук не только родственники, они представители разных поколений односельчан.
-Как поддерживается связь между разными поколениями? (Сохранение и преемственность традиций, обычаев)
-Могут ли сохраниться обычаи, традиции вне общества? Кто носитель традиций? (Общество: односельчане – от дедов к внукам)
-Какую роль в тексте играют односельчане? (Судьи, носители традиций. Именно они заставляют нас задуматься, что нужно найти своё место в жизни)
-О каких традициях говорится в тексте? (продолжение семейного дела – быть хлеборобом; давать имена в честь родных)
-Какую роль играют образы Петруши и деда? ( Петруша – представитель молодого поколения. Дед – представитель старшего поколения, пример для внука.)
-Как автор обозначил жизненный путь Петруши и деда?
(Работаем вместе, записываем в тетрадях и на доске)
Петруша: служил в армии, был в артистах вернулся домой
плавал на судах, нефть добывал стал хлеборобом позвала
Дед: где только не колесил: в Питере, земля
во флоте, в начальниках хаживал всё бросил
Чем похожи судьбы Петруши и деда? (Попробовали себя в разных профессиях, побывали в разных местах, но вернулись в село и стали хлеборобами)
- А кто такие хлеборобы?
(Толковый словарь Ожегова:
Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, землепашец)
Какие языковые средства позволяют автору полно описать жизненный путь Петруши и деда всего одним предложением и показать тесную взаимосвязь судеб героев? (ряды однородных членов; похожее построение предложений; параллельная связь предложений)
-Почему автор использует при описании жизненного пути Петруши сначала глаголы прошедшего времени несовершенного вида, а потом – прошедшего времени совершенного вида? (глаголы несовершенного вида указывают на продолжительные, но не оконченные действия, а совершенного вида – на завершённость)
-Какую роль играют существительные в описании жизненного пути деда? (они указывают на род занятий героя, но не называют конкретно профессию – значит, особо значимыми они не были для героев)
- Какой город назывался Питером? (С-Петербург. Питер – неофициальное название в разговорной речи)
-Почему употреблено выражение «в начальниках хаживал», а не просто «был начальником»? (это выражение придаёт значимость, вес положению в обществе)
-Почему Петруша перепробовал столько профессий? Как это характеризует героя? Что говорит о том, что не без цели ездил Петруша по свету? (Может показаться, что герой несерьёзно относится к выбору профессии, ни в одной долго не задерживается, но результат – вернулся и стал хлеборобом – говорит о том, что Петруша искал дело по душе, а не отлынивал от работы)
-Почему и дед, и внук, поколесив по свету, вернулись в родное село? («Позвала земля»)
-Почему автор использует олицетворение? Как в народе называют родную землю? (Мать сына земля, матушка, кормилица, Родина-мать; олицетворение помогает понять отношение героев и односельчан к родной земле)
-Какое чувство руководило внуком и дедом, что заставило вернуться домой? (тоска по родине, любовь к родине)
-В чём выразилась любовь к родине деда и Петруши? (всё бросили, вернулись, стали выращивать хлеб, работать на родной земле)
-Какова основная мысль текста?
-Чему мы можем научиться на примере героев текста?
-Докажите, что текст художественного стиля. Определите тип речи, аргументируйте свой ответ.
-Что помогает доказать верность тезиса «Не зря имя деда дали»?
6.Рефлексия.
Что нового узнали сегодня на уроке?
Приступаем к написанию сочинения.
Как вы понимаете смысл названия текста «Не зря имя деда дали?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока английского языка, географии, ИКТ в 9 классе по теме "Англоязычные страны". Учебник О.В.Афанасьевой VI класс
Конспект интегрированного урока английского языка, географии и ИКТ....
План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.
План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....
Классный час "В старину едали деды" 6 класс.
Цель: познакомить обучающихся с особенностями национальной кухни, лучшими кулинарными традициями и обычаями русского народа....
Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.
Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект классного часа на тему «Важней всего погода в классе», 5 класс
План классного часаI. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».II. Игровое задание «Ступеньки к добру».III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».IV. Упражнения на отношения.1. Слушать и слыш...