Конспект урока "Анализ миниатюры Ф.Абрамова "Не зря имя деда дали" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Вьюнова Лариса Викторовна

Конспект урока "Анализ миниатюры Ф.Абрамова "Не зря имя деда дали" можно использовать для обучения анализу текста и подготовке к написанию сочинений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_miniatyury_f.abramova_ne_zrya_imya_deda_dali.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение№1    Конспекты уроков.

                                             Обучение анализу текста.

Анализ миниатюры Ф.А.Абрамова «Не зря имя деда дали» ( 7класс)

Тип урока: развитие связной речи.

Цели урока:

1)обучающие
- формирование умения и навыков анализа языковых единиц, текста; совершенствование навыков работы с текстом художественного стиля; закрепление и расширение знаний о художественном стиле и о типах речи; формирование умения создавать свой текст, использовать средства выразительности;

2)развивающие

-   развитие умения логически излагать свои мысли, аргументировать ответ,

работать в группе и индивидуально;

3)воспитательные

 воспитание чувства любви и уважения к старшим, пробуждение интересами к традициям своей семьи.

Планируемые результаты:

Личностные:

1.Умение высказывать своё мнение

2.Развитие мышления, логики и внимания

Предметные:

1.Умение формулировать тему, основную мысль текста;

2.Умение проводить сопоставление и сравнение героев;

3.Умение работать со словарями

Метапредметные:

1.Умение извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы;

2.Умение структурировать материал.

3.Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

- Что такое текст? Тема? Основная мысль текста?

- Какие стили  типы речи вы знаете?

- Вспомните способы связи предложений в тексте.
3.
Мотивация учебной деятельности.

 Сегодня мы с вами познакомимся с миниатюрой  Ф.А.Абрамова «Не зря имя деда дали» (читаем  – у каждого на столе распечатанный текст)

Не зря имя деда дали

Служил в армии, был в артистах, плавал на судах, нефть добывал ,а кончил тем, что вернулся домой и стал хлеборобом.

-Ну, Петруша, - говорили односельчане, - не зря имя деда дали. Тот тоже смолоду где только не колесил. И в Питере, и во флоте, и в начальниках хаживал , а позвала земля – всё бросил.

                                                                                    Ф.А.Абрамов

 4.Определение  цели  и задачи

Мы будем работать с текстом-миниатюрой, поговорим о содержании, героях, проблематике текста. Наша цель – подготовиться к написанию сочинения  по данному произведению, собрать материал для сочинения, провести анализ текста.

5.Работа с текстом.

- Какова тема текста? О чём говорится в тексте?

(Внук пошёл по стопам деда,  в чём-то повторил его судьбу, хотя шёл своей дорогой, и пришёл к тому же: вернулся домой и стал хлеборобом. Тема поиска своего места в жизни)

-Часто жизнь связывают с дорогой, движением вперёд. Вспомните, какие выражения связывают дорогу и жизнь? ( «идти по жизни вместе», «идти своей дорогой», «выбрать свой путь», «не сбиться с правильного пути», «дорога жизни», «жизненный путь»)).  Случайно ли такое сравнение? Давайте посмотрим в словаре,  какие значения имеют слова «дорога» и «жизнь». (Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова)

-Какие значения сближают эти два слова?

Дорога – 1.Путь сообщения; полоса земли, предназначенная для                          .                     передвижения.

                     4.Направление, путь следования.

                     5.Средства достижения какой-либо цели//Карьера, жизненный          .                    путь, направление деятельности .

Жизнь   –     1.Существование, бытие в движении и развитии                                                                                                                                                                                                  

                     3.время от рождения до смерти.

(Дорога ведёт вперёд,  и жизнь – движение вперёд. Дорога  – отрезок пути, связывающий пункты назначения,  и жизнь – отрезок времени  от рождения до смерти.)

Составляем схему №1

-  Что же включает в себя понятие «жизненный путь»? (отрезок времени от рождения до смерти)

В чём для многих заключается смысл жизни?  (в поиске своего места в жизни)

Что заставляет людей искать  своё место в жизни? (любовь к близким, к родине, желание трудиться не только ради материального благополучия, но и для удовольствия)

Схема №1                                Дорога – жизненный путь

 

[Рождение – любовь – родина – труд – смерть]

ПОИСК

результат:

найдено место в жизни                        

- О ком говорится в тексте? Кто действующие лица? (Петруша, дед, односельчане)

- Кто в тексте наиболее важный? Почему?  Кто утверждает, что не зря Петруше имя деда дали? От кого мы узнаём о судьбах деда и внука? (Односельчане: И жизнь деда, и жизнь внука прошла на глазах односельчан, именно они сопоставляют  судьбы деда и внука, они делают вывод: не зря имя деда дали – достоин внук своего деда. )

-Как связаны герои миниатюры? (Строим схему №2.)

Схема №2                                  Односельчане (активные участники)

                         диалог

                                                                           память

Петруша (главный герой)                              

          преемственность                    Дед (пассивный герой)

- Кто такие односельчане? (Жители одного села.)

Петруша и дед тоже жители этого села.

Дед и внук не только родственники, они представители разных поколений односельчан.

-Как поддерживается связь между разными поколениями? (Сохранение и преемственность традиций, обычаев)

-Могут ли сохраниться обычаи, традиции вне общества? Кто носитель традиций? (Общество: односельчане – от дедов к внукам)

-Какую роль  в тексте играют  односельчане? (Судьи, носители традиций. Именно они заставляют  нас задуматься, что нужно найти своё место в жизни)

-О каких традициях говорится в тексте? (продолжение семейного дела – быть хлеборобом;  давать имена в честь родных)

-Какую роль играют образы Петруши и деда? ( Петруша – представитель молодого поколения. Дед – представитель старшего поколения, пример для внука.)

-Как автор обозначил жизненный путь Петруши и деда?

(Работаем вместе, записываем в тетрадях и на доске)

Петруша: служил в армии, был в артистах            вернулся домой

                  плавал на судах, нефть добывал           стал хлеборобом       позвала

Дед:          где только не колесил: в Питере,                                              земля

                 во флоте,  в начальниках хаживал           всё бросил

Чем похожи судьбы Петруши и деда? (Попробовали себя в разных профессиях, побывали  в разных местах, но вернулись в село и стали хлеборобами)

             - А кто такие хлеборобы?

(Толковый словарь Ожегова:

Хлебороб – крестьянин, выращивающий хлеб, землепашец)

              Какие языковые средства позволяют автору  полно описать жизненный путь Петруши и деда всего одним предложением и показать тесную взаимосвязь судеб героев? (ряды однородных членов; похожее построение предложений; параллельная связь предложений)            

-Почему автор  использует при описании жизненного пути Петруши  сначала  глаголы прошедшего времени несовершенного вида, а потом – прошедшего времени совершенного вида? (глаголы несовершенного вида указывают на продолжительные, но не оконченные действия, а совершенного вида – на завершённость)

-Какую роль играют существительные в описании жизненного пути деда? (они указывают на род занятий героя, но не называют конкретно профессию – значит, особо значимыми  они не были для героев)

- Какой город назывался Питером? (С-Петербург. Питер – неофициальное  название в разговорной речи)

-Почему употреблено выражение «в начальниках хаживал», а не просто «был начальником»? (это выражение придаёт значимость, вес  положению в обществе)

-Почему Петруша перепробовал столько профессий? Как это характеризует героя? Что говорит о том, что не без цели ездил Петруша по свету? (Может показаться, что герой несерьёзно относится к выбору профессии, ни в одной долго не задерживается, но результат – вернулся и стал хлеборобом – говорит о том, что Петруша искал дело по душе, а не отлынивал от работы)

-Почему и  дед,  и внук, поколесив по свету, вернулись в родное село? («Позвала земля»)

-Почему автор использует олицетворение? Как в народе называют родную землю? (Мать сына земля, матушка, кормилица,  Родина-мать; олицетворение помогает понять отношение героев и односельчан к родной земле)

-Какое чувство руководило внуком и дедом, что заставило вернуться домой? (тоска по родине, любовь к родине)

-В чём выразилась любовь  к родине деда  и Петруши? (всё бросили, вернулись, стали выращивать хлеб, работать на родной земле)

-Какова основная мысль текста?

-Чему мы можем научиться на примере героев текста?

-Докажите, что текст художественного стиля. Определите тип речи, аргументируйте свой ответ.

-Что помогает   доказать верность тезиса «Не зря имя деда дали»?

6.Рефлексия.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Приступаем к написанию сочинения.

Как вы понимаете смысл названия текста «Не зря имя деда дали?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья”  Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....

Классный час "В старину едали деды" 6 класс.

Цель: познакомить обучающихся с особенностями национальной кухни, лучшими кулинарными традициями и обычаями русского народа....

Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

Конспект классного часа на тему «Важней всего погода в классе», 5 класс

План классного часаI. Вступительное слово «Хороший климат нужен всем».II. Игровое задание «Ступеньки к добру».III. Блицопрос «Как создать хороший климат?».IV. Упражнения на отношения.1. Слушать и слыш...