Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кристина Александровна Борцова

Открытый урок по русскоу языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_rya.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент

СЛАЙД 1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Беру в руки палитру и задаю вопрос: Ребята, скажите пожалуйста, что у меня в руках? (палитра). Ответьте, как связаны краски и русское слово?

СЛАЙД 2. К. Г. Паустовский говорил: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Слова роняю, словно капли краски.
Начнется утро с нежно-голубой,
и будет теплый день с утра обласкан
полупрозрачной тонкой синевой.

Потом зеленый множеством оттенков
зашелестит листвою, зашуршит -
жасмина куст под шапкой белопенной
мне "с добрым утром" тихо говорит.

А дальше, двигаясь за солнцем постепенно,
заблещет золото на стенах, на песке,
пусть весело играют свето-тени
на белоснежном начатом листке.

Ребята, а если представить, что палитра – это часть речи, то какой она может быть? А какая часть речи придает особую выразительность слову? (имя прилагательное).

СЛАЙД 3. Посмотрите, каким был бы мир без прилагательных

СЛАЙД 4. А каким он является с ними … (на доске)

СЛАЙД 5. Ребята, мы с вами говорили, что с помощью прилагательного можно описать все, что угодно.

Сейчас попробуем это сделать вместе. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Опишите, пожалуйста, сегодняшнюю погоду, продолжив фразу:  

Погода за окном…

Воздух..

Лучи солнца… Они пишут полные прилагательные, а я – краткие на доске.

Ребята, вы записали свои прилагательные в тетради, а я на доску. Посмотрите, они одинаковые? А в чем отличие?

Где на ваш взгляд полные прилагательные, а где краткие?

Скажите, какая тема сегодняшнего урока?

СЛАЙД 6. Записываем тему урока «Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции».

СЛАЙД 7. Какие цели мы себе поставим?

Различать полные и краткие прилагательные;

определять роль кратких прилагательных в предложении.        

Актуализация знаний (повторение)

Составление кластера на доске

Учитель: А теперь, ребята, давайте вспомним всё, что знаем об этой удивительной части речи. Что такое имя прилагательное? Что обозначает и на какие вопросы отвечает?

Ученик:

Учитель: Хорошо. Назовите морфологические признаки. Что мы можем определить у прилагательного и каким образом?

Ученик: 

Учитель: Каким членом предложения может быть прилагательное?

Ученик: 

Учитель: Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжим наш разговор об этой части речи.

Изучение нового материала

СЛАЙД 8. По ходу объяснения материала мы должны с вами заполнить табличку (раздаточный материал)

Запишите два предложения, пометив полное и краткое прил., выделив окончание, задав вопрос:

СЛАЙД 9. Погода весной удивительная. Погода весной удивительна.

СЛАЙД 10. И мы уже можем заполнить первую строчку в нашей таблице. На какие вопросы отвечают полные и краткие прил, сравним.

Признаки

Полное прилагательное

Краткое прилагательное

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются

В предложении являются

Ребята, а как изменяются полные прилагательные? Посмотрите на доску, скажите, какие морфологические признаки мы назвали?

Род, число, падеж.

Верно, полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Докажем это.  

Поработаем с прилагательным «прекрасный».

Прекрасный – прекрасные (ед. ч., мн.ч.)

Девочка прекрасная, день прекрасный, слово прекрасное. – по родам только в ед.ч.

Прекрасное – прекрасного – прекрасному – прекрасный – прекрасным – о прекрасном

Верно. А как же быть с краткими прилагательными? Образуем от полной формы «прекрасный» краткие. Запишите. Выделите окончания.

Прекрасный – прекрасна, прекрасно, прекрасен, прекрасны.

- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Попробуйте просклонять.

Послушайте стихотворение.

Я - учитель всей страны.

Дети все мои умны.

Всем ученикам умнам

Я урок прекрасный дам.

Эта девочка умна.

Всё запомнила она.

Я люблю её одну.

Эту девочку умну.

Этот мальчик так умён.

Всё на свете знает он.

И услышит вся страна

Про мальчонку, про умна.

Вывод: краткие прилагательные изменяются только по родам и числам, не склоняются по падежам 

СЛАЙД 11. Запишем в табличку

Признаки

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются

По родам, числам и падежам

По родам и числам

В предложении являются

СЛАЙД 12. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

В истории русского языка грамматические отношения полных и кратких прилагательных отличны от отношений в современном русском языке. Более древними считаются краткие формы.

Первоначально обе формы, краткая и полная, склонялись и изменялись по родам и числам. Об этом свидетельствуют некоторые фразеологические обороты, в составе которых есть старые падежные формы кратких прилагательных, например: на босу ногу, от мала до велика, средь бела дня, по белу свету.

СЛАЙД 13. А теперь рассмотрите таблицу и определите, каким членом предложения являются полные и краткие прилагательные?  (на слайде)

Запишем в таблицу. СЛАЙД 14

Признаки

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются

По родам, числам и падежам

По родам и числам

В предложении являются

Определениями, сказуемыми

Сказуемые

СЛАЙД 15 ТАБЛИЦА

СЛАЙД 16. Из рассыпанных слов составьте два предложения:

В красив цветок (Повествов., невоскл, прост., двусост., распр., не осложнено)

лесу

Красивый лесу в

Цветок расцвел

СЛАЙД 17. Красивый цветок расцвел в лесу. Цветок в лесу красив.

Выполните синтаксический разбор предложений.

СЛАЙД 17. Вывод: в предложении полное прилагательное может являться и определением, и сказуемым, краткое прилагательное – сказуемым.

Сравните наши выводы с правилом в учебнике (стр. 106).

Закрепление

Учитель: Посмотрите на доску. Распределим в два столбика прилагательные. В первый – полные прил, во второй – краткие. Чем вы руководствовались?

СЛАЙД 18. Физминутка 

 (Если прилагательное краткое, дети РУКИ В СТОРОНЫ, если полное – РУКИ ВВЕРХ:

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, горячий, краткий, ловок красив)

УПР. 634. С взаимопроверкой.

СЛАЙД 19. Работа в группах по стихотворениям.

Перед вами стихотворения различных авторов. Найдите и выпишите краткие формы прилагательных.

СЛАЙД 20. Синтаксический разбор.

Солнце льет на землю теплые лучи.

Воздух чист и свеж.

Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные. 

Для чего используют краткие прилагательные? (Для краткости, лаконичности, выразительности - на них падает логическое ударение).

Будьте добры!
Будьте любезны!
Будьте внимательны!

Подведение итогов

СЛАЙД 21. Ребята, что вы узнали сегодня на уроке? Что такое краткое прилагательное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом предложения является?

В кластер добавляется вопрос кр. прил. «каков?», форма как морфологический признак.

СЛАЙД 22. РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД 23. Учитель: Ребята! «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», — так говорил А. И. Куприн.

Я очень надеюсь, что вы будете только обогащать свою речь, и думаю, что очередной урок русского языка вам в этом помог.

СЛАЙД 24. Домашнее задание

ПРИЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

«Бесы»

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. 

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

                Весна

Своим  законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Свежа, как первая весна;

Про Данилу

Дед качает головой,

Грустен, строг  и важен:

- Ничего ты, страж ночной,

И не знаешь даже. <…>

И приятна и легка

Дельная беседа,

Но своё исподтишка

Беспокоит деда. <…>

Да и правду – как ни прячь-

Спрятать не во власти:

Сам отчасти был горяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в стану прилагательных.(Прилагательные полные и краткие)

Научиться распознавать краткие прилагательные от полных. Материал для 5 класса...

Прилагательные полные и краткие

Открытый урок, 5 класс...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....

Прилагательные полные и краткие

Дан сценарий  урока в 5 классе по русскому языку по теме "Прилагательные полные и краткие" в соответствии с требованиями ФГОС ООО в технологии деятельностного метода....

Презентация к уроку русскогоя зыка в 5-ом классе. Имена прилагательные полные и краткие.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом классе....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...

Имена прилагательные полные и краткие

Имена прилагательные полные и краткие...