Прилагательные полные и краткие
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Орлова Валентина Михайловна

Открытый урок, 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc578 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku_russkogo_yazyka_v_5_klasse.ppt490.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Прилагательные полные и краткие.

Цели:

обучающая: закрепить навык  отличия кратких прилагательных от полных, показать их роль в предложении; познакомить с  правописанием  кратких прилагательных с основой на шипящую;

развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость уч-ся,  умение редактировать предложения; употреблять крат. прил. в речи;

воспитывающая: воспитывать внимание к слову, культуру общения.

Оборудование: учебник русского языка (Ладыженская Т.А. и др.), доска, мультимедиа, карточки

Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока
  2. Орфографическая, фонетическая, синтаксическая, лексическая  разминка:
  1. Прилагательные    (назвать изученную орфограмму в слове)
  2. Утро зябкое и чистое.  ( а) определить значение слова «зябкое» - сначала высказываются дети, затем 1 человек находит и читает в толковом словаре; б)  синтаксический р-р;

                    в) выяснить, что бы изменилось, если бы прил.  были перед подлежащим; г) прил. в полной ф-ме, а как бы они выглядели в краткой? Какими членами предложения бы являлись?)

- Какова тема нашего урока? (Имена прилагательные полные и краткие)

  1. Что вы узнали о кратких прилагательных на прошлом уроке?
  2. Проверка д/з:  спросить, есть ли вопросы по домашнему заданию.
  3. Поработаем над тем, что мы изучили на прошлом уроке: (Слайды 3-4)

  Образуйте от полных прилагательных их краткую форму и запишите их в две колонки: в левую –           прилаг. с беглыми гласными е, ё, о, а в правую – без беглых гласных. (задание проецируется на     экране, затем – правильный вариант, уч-ся самостоятельно проверяют, ставят себе оценки)

       Светлый, сильный, ясный, близкий, бодрый, скромный, мягкий, щедрый, мудрый, крепкий, быстрый.

е, ё, о                                                                    без беглых гласных          0 ошибок – «5»

светел, близок,                                              бодр, щедр, мудр, быстр                             1 – 2 ошибки – «4»

силён, скромен,                                                                                                                         3 – 4 ошибки – «3»

ясен,     мягок,                                                                                                                             5 ошибок –       «2»

            крепок                                                                                                                      (Слайд 5) 

                                                                                                                                                                                   

                                                              ФИЗМИНУТКА (Слайд 6) 

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Если названные мною слова надо писать с большой буквы – поднимайте руки вверх, если с маленькой приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Коля, пятиклассник, река, Волга, собака, корова, Галина Викторовна, воробей. (на экране – б. – руки вверх; м. – присед.)

 6.   Объяснение нового материала

- Проблемная ситуация: на слайде группы слов (сущ. с ь на конце после шип., без ь, крат. прил. с основой на шипящ.) (Слайд 7) 

-Ребята, какое правило мы вспоминаем, глядя на слова 1-го столбика, 2-го, 3-го? А как называются слова 4-го столбика?  Как они пишутся? Сформулируйте правило. Сверимся с учебником.

      7.    Закрепление: 

  А) упр. 591(коллективно) Не забыть сказать вежливые слова

  Б) упр. 592 (1,2,3 – коллективно; 4, 5 – самостоятельно/1 человек у доски/)

  В) Ребята, как вы думаете, вы сейчас были очень внимательными? Как я приглашала к доске………………………………………………………………………………………………………………..? какие вежливые слова вы ещё знаете? А теперь представьте себе, что вы обращаетесь с просьбой к пассажирам (автобуса, трамвая, троллейбуса и т.д.). Составьте устно побудительные пр-я со словами на экране, только не забывайте употреблять слово пожалуйста

(Слайд 8) 

Будьте внимательны

Будьте добры

Будьте любезны

                                 

Г)  Очень часто дети, а иногда даже и взрослые неправильно употребляют в своей речи краткие прил-е.  Давайте представим, что мы редакторы и исправляем ошибки.           (Слайд 9) 

                                                          Данат и Марина быстрые и ловки.

                                                        Настя и Катя счастливые и здоровы!

                                                         Алина осторожная и внимательна.

8.  “Магический квадрат” (слайд 10)

В клетки квадрата вы вписываете ь или ставите прочерк, если ь на конце слова не пишется.

Слова для справок(на карточках)

1) Стричь, 2) колюч, 3) могуч, 4) задач, 5) грач,

6) режь, 7) свеж, 8) трескуч, 9) сыпуч, 10) горяч,

11) ветошь, 12) печь, 13) брошь, 14) ложь, 15) беречь,

16) глушь, 17) горюч, 18) пахуч, 19) блиндаж, 20) строишь,

21) мышь, 22) бежишь, 23) сжечь, 24) привлечь, 25) молодежь.

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

ь

Ответы - слайд 11

9. Контрольный тест (самостоятельно выполняют в тетрадях) (слайд 12)

Ответы -  (слайд 13) и оценивание себя (Слайд 14) 

- Итак, что мы узнали о кратких прилагательных вчера и сегодня?

10. Рефлексия (Слайд 15) 

11. Домашнее задание  (Слайд 16) 

    п. 105 упр. 597; 598


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Прилагательные полные и краткие. Цели: обучающая: закрепить навык отличия кратких прилагательных от полных, показать их роль в предложении; познакомить с правописанием кратких прилагательных с основой на шипящую; развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость уч-ся, умение редактировать предложения; употреблять крат. прил. в речи; воспитывающая: воспитывать внимание к слову, культуру общения.

Слайд 2

Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Каков? Какова? Каково? Каковы? В предложении являются Определения, сказуемые Сказуемые Изменяются По родам, числам, падежам По родам и числам Признаки Полные прилагательные Краткие прилагательные Повторение

Слайд 3

Образуйте от полных прилагательных их краткую форму и запишите их в две колонки Светлый, сильный, ясный, близкий, бодрый, скромный, мягкий, щедрый, мудрый, крепкий, быстрый С беглыми гласными е, ё, о Без беглых гласных

Слайд 4

е, ё, о Свет е л, близ о к, сил ё н, скром е н, яс е н, мяг о к, креп о к Без беглых гласных Бодр, щедр, мудр, быстр

Слайд 5

Оценивание 0 ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 4 ошибки – «3» 5 ошибок – «2»

Слайд 6

МАЛЕНЬКАЯ БУКВА - ПРИСЕСТЬ Большая буква – руки вверх

Слайд 7

Прилагательные с основой на шипящую Сущ. ж.р. 3 скл. Сущ. м.р. 2скл. Рож ь Меч Доч ь Плач Тиш ь Этаж Мощ ь Врач Молодёж ь Шалаш Сущ. во мн. ч . . ↓ С крыш Хорош Из-за туч Колюч Нет передач Могуч Около дач Свеж Много груш Горяч

Слайд 8

Будьте внимательны Будьте добры Будьте любезны

Слайд 9

Да нат и Марина быстрые и ловки. Настя и Катя счастливые и здоровы. Алина осторожная и внимательна.

Слайд 10

“ Магический квадрат” ь – – – – ь – – – – ь ь ь ь ь ь – – – ь ь ь ь ь ь

Слайд 11

1) Мал золотник, да дорог. 6) Не мил свет, когда друга нет. 2) Корень ученья горек, а плод сладок. 7) В зимний холод всяк молод. 3) Всякому мила своя сторона. 8) Кто аккуратен, тот и людям приятен. 4) На чужой стороне и весна не красна. 9) Цветок розы пахуч, да колюч. 5) Напрасен труд, когда порядка нет. 10) Рыбка мала, да уха сладка. Ответы

Слайд 12

Контрольный тест 1 . Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы: а) какой? какая? какое? какие? б) каков? какова? каково? каковы? 2. Краткие имена прилагательные не склоняются. а) да; б) нет. 3. Краткие имена прилагательные изменяются по числам. а) нет; б) да. 4. Краткие имена прилагательные в единственном числе могут: а) изменяться по родам; б) изменяться по лицам. 5. Какие прилагательные в предложении являются обычно сказуемыми? а) полные; б) краткие. 6. Краткие прилагательные с основой на шипящую пишутся: а) без мягкого знака; б) с мягким знаком.

Слайд 13

Ответы 1 – б 2 – а 3 – б 4 – а 5 – б 6 – а Молодцы!

Слайд 14

Оценивание 0 ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» 3 – 4 ошибки – «3» 5 – 6 ошибок – «2»

Слайд 16

Домашнее задание § 105 упр. 597; 598 устно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в стану прилагательных.(Прилагательные полные и краткие)

Научиться распознавать краткие прилагательные от полных. Материал для 5 класса...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....

Прилагательные полные и краткие

Дан сценарий  урока в 5 классе по русскому языку по теме "Прилагательные полные и краткие" в соответствии с требованиями ФГОС ООО в технологии деятельностного метода....

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...