Методическая разработка "Использование таблиц по орфографии для самостоятельной работы обучающихся"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Применение таблиц по орфографии – весьма эффективный методический приём, преимущества которого заключаются в следующем:
- наглядность, структурированность материала,
- лаконичность, сжатость словесного изложения,
- чёткость дифференциации правописания.
Выполняя задания с использованием таблиц по орфографии, обучающиеся получают возможность повторить и систематизировать теоретические знания, закрепить их на практике, развивать свои речевые, интеллектуальные способности, умение работать самостоятельно с различными источниками информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_po_rya_tablitsy.docx | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Новосибирской области ГБПОУ НСО «Новосибирский авиационный технический колледж имени Б.С. Галущака»
«Использование таблиц по орфографии
для самостоятельной работы обучающихся»
Методические указания к самостоятельной работе
Разработала: М.М. Жданова,
преподаватель русского языка
и литературы
2023 г.
Пояснительная записка
При изучении дисциплины «Русский язык» первостепенной задачей для обучающихся является освоение норм русского литературного языка и умение применять знания о них в речевой практике (как в устной, так и в письменной форме).
Применение таблиц по орфографии – весьма эффективный методический приём, преимущества которого заключаются в следующем:
- наглядность, структурированность материала,
- лаконичность, сжатость словесного изложения,
- чёткость дифференциации правописания.
Самостоятельная работа с таблицами предполагает три варианта:
1) использование готовых (заполненных) таблиц для самостоятельной работы и контроля выполнения упражнений;
2) самостоятельное заполнение таблиц по предложенному шаблону;
3) выполнение упражнений в формате таблицы (заполнение ячеек таблицы предложенными словами или словосочетаниями с пропущенными буквами).
Таким образом, выполняя задания с использованием таблиц по орфографии, обучающиеся получают возможность повторить и систематизировать теоретические знания, закрепить их на практике, развивать свои речевые, интеллектуальные способности, умение работать самостоятельно с различными источниками информации. Эта работа представляет собой второй уровень освоения изучаемого материала.
Кроме того, эти задания могут быть использованы в режиме дистанционного обучения, в конце учебного года для подготовки к экзамену (итоговой аттестации), а также для самостоятельной работы студентов, не освоивших программу дисциплины в нужном объеме из-за пропусков по болезни или другим причинам.
На занятиях в очном режиме готовые (заполненные) таблицы могут быть использованы в качестве наглядного пособия.
1 «ПРАВОПИСАНИЕ ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ ГЛАСНЫХ
В КОРНЯХ СЛОВ»
При образовании форм слова или образовании новых слов звуки могут заменять друг друга в одной и той же морфеме. В таких случаях мы говорим, что происходит чередование звуков. Такие чередования возникли в результате исторических процессов в языке. Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.
Запомните: чередующиеся гласные НЕЛЬЗЯ проверять ударением!!!
Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корнях слов пишутся в зависимости от разных условий, которые нужно запомнить.
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
–бер–бир– –дер–дир– –мер–мир– –блест–блист– –стел–стил– –чет–чит– –жег–жиг– и др. –ним–, –жим– | |||
–кас–кос(н)– | |||
– гар–гор– | |||
– зар–зор– | |||
–клан–клон– –твар–твор– | |||
–лаг–лож– | |||
–раст–ращ–рос– | |||
–скак–скоч– | |||
–мак–мок– | |||
–равн–ровн– | |||
–плав–плов– |
Задание 1: начертите и заполните таблицу в тетради, используя рекомендованные учебники и справочники по русскому языку, а также Интернет-ресурсы.
Задание 2: составьте и запишите словосочетания с предложенными словами (форму слов не менять!), вставьте нужные буквы, графически и словесно объясняя выбор.
Сг...ревший, отр...сль, пор…вняться, ск…чок, пост…лить ковёр, непр…мокаемые, изл…жение, прик…саться, покл…ниться, оп…реться, ср…внить, зар…сли, раств…риться, ск…калка, пл…вцы, выр…щенный, бл…стать, зан…маться, пол…гаться, нар…вне, обм…кнуть, выр…ст, разб…рать, заг…рать, расст…лать, зам…рать, р…стение, изл…гать, з…рницы, к…сательная, пром…чить, р…сток, подр…внять кусты, пл…вучий, раств…риться, соч…тание, переск…чить.
2 “ПРАВОПИСАНИЕ Ь и Ъ”
1) Ъ пишется
- после приставок на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я;
- также в сложных слова с первой частью ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЕХ:
объедение, подъём, двухъязычный.
Нужно запомнить правописание иноязычных слов: объект, адъютант, субъект, конъюнктивит и др.
2) Ь пишется
- для обозначения мягкости: деньги, сирень;
НО! Не пишется в сочетаниях НЧ, НЩ, ЧК, ЧН, ЩН: гонщик, почки, вечность, мощный;
- Ь разделительный пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И в корне слова: лью, соловьи, дьявол;
- после шипящих по традиции в следующих грамматических формах:
Правописание Ь после шипящих в грамматических формах разных частей речи | |
Ь нужен | Ь не нужен |
в существительных жен. рода 3-го склонения в начальной форме: ночь, мышь | - в существительных муж. рода 2-го склонения в начальной форме: скрипач, сторож - в существительных в форме мн.ч. род. падежа: из-за туч, сборник задач |
- в неопределенной форме глаголов: беречь, стричь - в глаголах в форме 2-го лица ед.числа настоящего и будущего времени: несешь, ответишь - в повелительном наклонении глаголов: отрежь, съешьте | |
в наречиях: сплошь, прочь исключения: уж, замуж, невтерпёж | в кратких прилагательных: горяч, свеж |
в частицах: лишь, ишь, вишь | в мужских отчествах: Сергеевич, Николаевич |
Задание: начертите таблицу в тетради. Составьте словосочетания с предложенными словами (форму слов не менять), вставьте, где нужно, Ь или Ъ, графически и словесно объясняя свой выбор; подчеркните вставленные буквы.
Мелоч…, сверх…естественный, из-за туч…, в…юнок, кулич…, навзнич…, трех…этажный, помощ…, отреж…те, об…единиться, жгуч…, замуж…, стат…я, не плач…, пред…юбилейный, привлеч…, суб…ективный, певуч…, раз…облачить, из груш…, кинос..ёмка, береч…, двух…ярусный, грач…, необ…ятный, спряч…тесь, бул...он, напроч…, с…экономить, стремиш…ся, пред…умышленный, Максимович…, поёш….
3 «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-»
Традиционно у приставок ПРЕ- и ПРИ- выделяют несколько значений, опираясь на которые, мы выбираем приставку. В некоторых случаях значение приставки затемнено - правописание таких слов нужно запомнить, а также правописание иноязычных слов (иногда в них ПРЕ- или ПРИ- является частью корня, например, prior (лат.) означает «первый, старший», première (франц.) - «первый показ или первое представление»).
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- отражено в таблице:
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | ||
значение пре- | значение при- | |
1. «Очень, весьма, самый»: премудрый (самый мудрый), преспокойный (очень спокойный) | 1. «Приближение, присоединение, прибавление»: приклеить, принести, прижать | |
2. «Через, пере-, по-иному»: преградить (перегородить), преобразиться (выглядеть по-иному) | 2. «Ограничение действия»: присесть (ненадолго), приоткрыть (чуть-чуть) | |
3. «Вблизи, около, рядом»: прибрежный (рядом с берегом), пришкольный (около школы) | ||
ЗАПОМНИТЬ | ||
слова с затемненным значением приставки: предел, презирать, прекословить, прелестный, прельстить, знаки препинания, пренебрежение, пресловутый, преследовать, пресмыкаться, камень преткновения, превратный, светопреставление, препятствовать | слова с затемненным значением приставки: привередливый, пригожий, придется, присяга, приличный, природа, прискорбно, притвориться, привет, причитать, приключение, притязания | |
иноязычные слова: президент, президиум, прецедент, претензия, презент, премьера, препарат, преферанс, престиж | иноязычные слова: привилегия, примадонна, примитивный, приватный, приоритет |
Задание: начертите таблицу в тетради. Перепишите словосочетания, вставляя Е или И в приставках. Выделите приставки и подпишите их значения, где можно их определить.
Пр…стегнуть ремни, пр…нарядиться к празднику, пр…ломление солнечных лучей, выборы пр…зидента, пр…двинуть шкаф, пр…забавный случай, пр…дворный советник, при…глушить звук, пр…высить скорость, наказать пр…ступника, пр…вокзальная площадь, пр…стижная профессия, пр…красные отношения, пр…влечь сторонников, пр…томиться к вечеру, пр…оритетные направления, пр…вратиться в зверя, пр…кладная математика, выразить пр…небрежение, пр…дорожное кафе, пр…огромный зал.
4 «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц»
1) О-Ё после шипящих
Для правописания О-Ё важно определить состав слова:
- если буква пропущена в корне, нужно подобрать однокоренное (проверочное) слово, в котором на месте пропущенной была бы буква Е: чёрный-чернеть, шёрстка-шерсть;
- если такого слова нельзя подобрать или это слово иностранное, то пишем О: шорох, изжога, чопорный;
- если буква пропущена в суффиксе или в окончании, нужно учитывать ещё и часть речи.
Запишите и запомните:
а) слова с затемненным (неясным) составом: - дешёвый, жжёный, печёнка, учёба, решётка, бечёвка;
- крыжовник, трущоба, трещотка;
б) следует различать части речи:
он (что сделал?) ожёг (глагол) руку -
- у него на руке (что?) ожог (сущ.);
кто-то (что сделал?) поджёг (глагол) склад -
- осуществить (что?) поджог (сущ.) склада;
в) слова с французским суффиксом -ёр-: стажёр, дирижёр, ухажёр, ретушёр, массажёр, тренажёр;
но: мажор (латинский корень)!
Правописание О-Ё после шипящих отражено в таблице:
Правописание О-Ё после шипящих | ||
Ё | О | |
Корень | Пишем ё, если можно подобрать однокоренное слово, в котором после шипящей — е. | Пишем о, если нет чередования ё // е, а также в иноязычных словах. |
Суффикс | В суффиксах глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется ё. | В суффиксах существительных, прилагательных, наречий под ударением пишется о. |
Окончание | В окончаниях глаголов под ударением пишется ё. | В окончаниях имён существительных и прилагательных под ударением пишется о. |
Задание: начертите таблицу в тетради, оставляя по 5 строчек в каждой ячейке. Заполните таблицу, записав в нужную ячейку слова из предложенных ниже, подчеркивая О или Ё. Прежде, чем выбрать букву О или Ё и записывать слово в ячейку, проанализируйте его состав!
Если буква в корне, выделите корень и запишите в скобках однокоренное слово; если буква пропущена в суффиксе или окончании, выделите их и подпишите часть речи над этими словами.
Камыш…вый кот, щ…лочь, со свеч…й, опустош…нный, стереж…т, горяч…, молодож…ны, бельч…нок, ш…пот, за багаж…м, девч…нка, сгущ…нка, кабач…к, вооруж…ный, ч…кнутый, грош…вый, теч…т, чуж…й, измельч…ный, сапож…к, знать напереч…т, ш…рты, раскорч…вывать участок, еж..вые рукавицы, ш…рох, туш…нка, длинная ч..лка, обж…ра, ч…рточка, больш…й, зач…тка, на улице свеж…, под кирпич…м, крюч…к.
2) И-Ы после Ц
Правописание И-Ы после Ц отражено в таблице:
Правописание И-Ы после Ц | |||
И в корне | -ЦИЯ | Ы в суффиксах | Ы в окончаниях |
Исключения: |
|
|
Задание: начертите таблицу в тетради. Точно так же заполните эту таблицу (подчеркивая И или Ы, подчеркивая - ЦИЯ, выделяя корень, суффикс или окончание). Вспомните слова-исключения!
Прежде, чем выбрать букву И или Ы и записывать слово в ячейку, проанализируйте его состав!
Ц…пки на руках, коррупц…я, скворц…, ц…ркуль, село Цариц…но, сорванц…, ц…трусовые растения, ц…вилизац…я, смуглолиц…й парень, панц..рь, мои сверстниц…, дистанц…я, ц…ферблат, возле гостиниц…, лисиц..н хвост, ц…ганочка, пловц…, русские традиц…и, пац…ент, интеллигенц…я, сестриц…на шаль.
5 «ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
Большинство прилагательных образуются от существительных с помощью суффиксов. Чтобы правильно написать суффикс, необходимо произвести словообразовательный анализ прилагательного, то есть определить слово, от которого оно образовано.
Например, МАШИ...ОЕ масло: если произвести словообразовательный анализ, то станет ясно, что слово образовано от существительного МАШИН-А, на конце основы которого уже есть Н. Для образования нового слова берется основа МАШИН-, добавляется суффикс -Н- , а также окончание прилагательного, и получается, что в слове две НН: МАШИН-Н-ОЕ.
Здесь нет суффикса -ИН-, как может показаться сначала.
От существительного ВЕСН-А образовалось прилагательное ВЕСЕН-Н-ИЙ, то есть в нем нет суффикса -ЕНН-, а есть корень, оканчивающийся на Н и добавляется суффикс -Н-.
От слова ВЕЩЕСТВ-О образовалось прилагательное ВЕЩЕСТВ-ЕНН-ЫЙ – здесь суффикс -ЕНН-.
Прилагательное ДИВИЗИ-ОНН-ЫЙ образовалось от существительного ДИВИЗИ-Я с помощью суффикса -ОНН-.
От слова СОЛЬ образовалось прилагательное СОЛ-ЯН-ОЙ, и здесь суффикс -ЯН-, а ГУС-ИН-ЫЙ образовано от слова ГУСЬ с помощью суффикса -ИН-.
Ещё у нас есть прилагательные, для которых не сохранились исходные слова в русском языке, - такие прилагательные называются ПЕРВООБРАЗНЫМИ, то есть они сами уже являются исходными словами для образования новых слов. Например, прилагательные ЗЕЛЕН-ЫЙ, ЮН-ЫЙ – в них нет суффикса, буква Н является частью корня слова!
1) Н-НН в полных прилагательных
Правописание Н-НН в полных прилагательных отражено в таблице:
Правописание Н и НН в прилагательных | |
Н | НН |
1) В суффиксах -АН-, -ЯН- Исключения: | 1) В суффиксе -ОНН- |
2) В суффиксе -ИН- | 2) В суффиксе -ЕНН-
Исключение: |
3) В первообразных прилагательных, не имеющих суффикса PF | 3) В прилагательных, образованных от существительных с основой на - Н (корень оканчивается на - Н) |
Задание 1: начертите таблицу в тетради. Заполните таблицу, записав в нужную ячейку словосочетания из предложенных ниже, вставляя и подчеркивая Н или НН, выделяя суффикс и, если нужно, корень в этих прилагательных (вспомните слова-исключения).
Соколи…ый глаз, традицио…ый рецепт, стекля…ая чашка, румя…ый ребенок, безветре…ый день, дровя…ой склад, соломе…ая шляпка, муравьи…ый домик, стари…ые часы, дивизио…ый командир, овчи...ый полушубок, песча…ый карьер, листве…ая аллея, экспедицио..ый журнал, дива…ые подушки, бура…ый полустанок, оловя…ые пуговицы, кожа…ая куртка, ю…ые спортсмены, карти…ая галерея, земля…ой холм, преждевреме…ое решение, клюкве…ый морс, ветре…ая особа, карва…ый путь, звери…ое чутьё, дискуссио…ый клуб, бесчисле…ые ресурсы.
2) Правописание Н-НН в кратких прилагательных
В кратких формах прилагательных пишется столько букв Н, сколько в полных, от которых они образованы.
Задание 2: вставьте и подчеркните Н или НН, выделите суффикс и корень, если нужно.
Пусты…ая местность – местность пусты…а;
торжестве…ое собрание – собрание торжестве…о;
ветре…ая погода – погода ветре…а;
хозяйстве…ые женщины – женщины хозяйстве…ы;
дли…ая дорога – дорога дли…а;
моното…ые звуки – звуки моното…ы.
6 «ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В ПРИЧАСТИЯХ»
Причастия образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида
(несовершенный вид – что делать? – обозначает незаконченное действие, длящееся во времени – строить, вязать, играть;
совершенный вид – что сделать? – обозначает законченное действие - построить, связать, подыграть).
Любая приставка (кроме НЕ-) в глаголе автоматически преобразует вид глагола из несовершенного в совершенный, но есть глаголы совершенного вида и без приставки, например: купить – что сделать?
У причастий, как и у прилагательных есть полная и краткая формы.
Полные причастия имеют окончание из нескольких букв (звуков) и находятся перед существительным: построенн-ый дом, связанн-ая шапка;
краткие причастия имеют окончания из одной буквы (звука) или нулевое в мужском роде и находятся после существительного: дом построен, шапка связан-а.
Правописание Н-НН в причастиях отражено в таблице:
Правописание Н и НН в причастиях | |
Н | НН |
1) Полное причастие образовано от глагола несовершенного вида: вязаная шапка | 1) Полное причастие образовано от глагола несовершенного вида, но имеет зависимые слова: вязанная (чем?) крючком шапка |
2) Краткое причастие (от глагола любого вида) дома построены шапка связана | 2) Полное причастие образовано от глагола совершенного вида: построенный дом связанная шапка |
_ | 3) Полное причастие образовано от глагола с суффиксами -ОВА-, -ЁВА-, -ИРОВА- (кроме КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ): марин-ова-нные грибы асфальт-ирова-нная дорога |
Правописание некоторых причастий надо запомнить:
- смышленый, приданое, названый;
- медленный, желанный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный и некоторые другие.
Задание: начертите таблицу в тетради вместе с примерами, оставляя по 5-6 строчек в каждой ячейке. Заполните ячейки таблицы выражениями из упражнения, вставляя и подчеркивая Н-НН:
Запечё...ое в духовке мясо, поля засея…ы кукурузой, сфокусирова…ый взгляд, украше...ый фруктами торт, плетё...ая корзинка, выраще...ая своими руками морковь, дети прекрасно воспита…ы, мороже...ая рыба, мелко реза...ые овощи, реше...ая задача, тушё...ые со сметаной грибы, ответы получе…ы вовремя, дистиллирова...ая вода, кваше...ая капуста, машина отремонтирова…а, незва...ые гости, полирова...ый столик, ране…ый в ногу солдат, накрахмале...ая скатерть, на масле жаре…ый бекон, линова…ая тетрадь, стриже…ый мальчик, краше…ый валиком пол.
7 «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ СО ВСЕМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ»
1) Правописание частицы НЕ (отрицательная частица)
Это правило опирается на знание частей речи, а также на лексические навыки (понимание значения слова, умение подбирать синонимы и др.)
Правописание частицы НЕ отражено в таблице:
Правописание частицы НЕ со всеми частями речи | ||
Часть речи | Раздельно | Слитно |
1. Имена существительные Полные и краткие прилагательные. Наречия на –О | 1. Есть противопоставление с союзом «а» (не правда, а ложь, не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо) 2. Есть слова, усиливающие отрицание: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… нисколько не… (вовсе не правдивый рассказ) | 1. Не употребляется без НЕ (невольник, ненастный, нелепо) 2. Можно заменить синонимом без НЕ (неправда = ложь, неправдивый = лживый, неправдив = лжив, неправдиво = лживо) |
2. Полные причастия | 1. У причастия есть зависимое слово (не решённый мной) 2. Есть противопоставление с союзом «а» (не решённый, а списанный пример) | 1. Нет зависимого слова (нерешённый пример) 2. Нет противопоставления с союзом «а»
|
3. Краткие причастия | Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены | |
4. Глагол | 1. Употребляется без НЕ (не было, не мог) 2. НЕ до… (действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу)
| 1. Не употребляется без НЕ (ненавидеть, негодовать) 2. НЕДО… (выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок) |
5. Деепричастие | Если употребляется без НЕ: не зная, не думая | Если не употребляется без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя |
6. Местоимение | 1. Отрицательные местоимения с предлогом: не с кем, не во что 2. Остальные разряды местоимений: не я, не такой, не твоё | Отрицательные местоимения без предлога: некем, нечто |
7. Отрицательные наречия | Всегда слитно: некогда, негде | |
8. Служебные части речи | Всегда раздельно: не про тебя, не для того |
2) Правописание частицы НИ (усилительная частица)
Частица НИ со всеми частями речи пишется раздельно, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога: нигде, никуда, никому, никого.
Следует различать выражения:
не кто иной, как… – никто иной не…
не что иное, как …– ничто иное не…
Например:
Это было не что иное, как шаровая молния.
Ничто иное его не интересовало.
Задание 1: начертите таблицу в тетради.
Подберите 13 русских пословиц или крылатых фраз из произведений русских классиков с частицами НЕ и НИ, запишите их, объясняя правописание (часть речи, синоним, противопоставление, зависимые слова или слова, усиливающие отрицание), подчеркните слитное или раздельное написание частиц.
Задание 2: Перепишите текст, выбирая нужную частицу и объясняя её правописание; подчеркните слитное или раздельное написание частиц.
В (не, ни) большом древнегреческом городке жил некий мальчик по имени Никандрос. Его детство было очень (не, ни) лёгким и далеко (не, ни) счастливым. (Не, Ни) любимый в семье ребенок, Никандрос часто (не, ни) досыпал и (не, ни) доедал.(не, ни) редко, (не, ни) доев свой завтрак, он должен был (не, ни) свет (не, ни) заря бежать в лавку отчима и там в течение (не, ни) скольких часов (не, ни) принужденно улыбаться покупателям, (не, ни) прикасаясь (не, ни) к хлебу, (не, ни) к сахару.
В лавке царила (не, ни) добрая атмосфера, там господствовала (не, ни) правда, а обман. Отчим был отнюдь (не, ни) бескорыстен и весьма (не, ни) чист на руку. (Не, Ни) смотря на то что отчим (не, ни) мог обойтись без помощника, он (не, ни) дооценивал Никандроса и (не, ни) доверял ему. Часто, (не, ни) смотря мальчику в глаза, отчим говорил (не, ни) лестные слова о своём (не, ни) покладистом пасынке. Никандросу (не, ни) на кого было опереться и (не, ни) откуда ждать помощи.
Однако мальчику нравилось торговать. Он с неподдельной искренностью как (не, ни) в чём не бывало давал советы (не, ни) знакомым людям, вникал в (не, ни) прекращающееся заключение сделок и собирал долги с людей, вовремя (не, ни) заплативших за покупки.
Нельзя сказать, что Никандрос просто (не, ни) долюбливал отчима, он (не, ни) навидел в нём всё: (не, ни) живое, ничего (не, ни) выражающее лицо, (не, ни) добрые глаза, (не, ни) приятный голос.
Однажды Никандрос (не, ни) доглядел и, (не, ни) ловко повернувшись, разбил амфору, которая была (не, ни) закреплена как следует. (Не, Ни) сомневаясь в том, что ему (не, ни) сдобровать, мальчик, (не, ни) дожидаясь вечера, убежал из дома.
Через (не, ни) которое время мальчика, который был (не, ни) умыт и (не, ни) накормлен, подобрал один богатый грек. Он увидел, что, хотя Никандрос и (не, ни) обучен как следует, он обладает (не, ни) заурядным умом и (не, ни) дюжинными способностями. Грек решил взяться за обучение мальчика.
Через десять лет Никандрос (не, ни) ожиданно для самого себя стал известным (не, ни) гоциантом. В каких только краях он (не, ни) бывал! Где бы он (не, ни) появлялся, его встречали с почестями. Его слово было (не, ни) только крепким, но и дельным. «Так распорядился (не, ни) кто иной, как Никандрос», — говорили о нём. (не, ни) кто другой (не, ни) обладал таким (не, ни) пререкаемым авторитетом.
Так (не, ни) ожиданно счастливо сложилась жизнь этого (не, ни) кому (не, ни) известного мальчика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам и модулям.
Методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению самостоятельной работы....
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов и соусов" ПМ.03." Приготовление супов и соусов"
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов, соусов" ПМ.03. "Приготовление супов и соусов"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Данные методические рекомендации помогут педагогам «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...
Реферат как форма самостоятельной работы обучающихся Методические рекомендации для обучающихся
Методические рекомендации подготовлены для самостоятельной работы обучающихся СПО, но могут быть использованы для обучающихся школы. В настоящее время в огромном информационном пространств...
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров п/о , СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» .Состоят из восьми разделов: методические рекомендации по организац...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...