Использование орфографических таблиц при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (10, 11 класс)
Подготовка к единому государственному экзамену требует продуманной организации повторения учебного материала. Контрольно-измерительные материалы включают задания на актуализацию лингвистической компетенции студента, его коммуникативных умений. Преподавание русского языка должно базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Выполнению этих задач в полной мере может способствовать использование лингвистических таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tablits_pri_podgotovke_studentov_kolledzha_k_ege_po_russkomu_yazyku.docx | 40.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Использование орфографических таблиц при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку
Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не
памятью.
Л. Н. Толстой
Пояснительная записка
Курс русского языка в колледже является повторительно-обобщающим, что в значительной степени определяет специфику процесса обучения. На построение курса русского языка влияют и такие факторы, как состав студентов (обычно неровный по своей языковой и речевой подготовке), наличие у студентов ярко выраженных профессиональных интересов, необходимость обогащения речи не только общелитературной, но и специальной лексикой и фразеологией. Единый государственный экзамен требует обобщения знаний по предмету, умения организовать эффективную работу по подготовке к нему. Обобщающие занятия при этом занимают важное место: прочные навыки грамотного письма можно выработать, только систематически обобщая изученное.
Способ подачи материала может как способствовать его усвоению, так и препятствовать ему. Поэтому, ставя задачу систематизации обобщения материала, необходимо учитывать особенности различных способов восприятия. Существуют три основные системы восприятия: зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и при помощи других основных органов чувств (кинестетическая). Меньше всего трудностей у визуалов: чтобы запомнить написание слова, им необходимо на него посмотреть. И чем больше они читают, тем грамотнее они пишут. Аудиалы на слух запоминают правила и чаще всего умеют их применять. Чтобы что-то запомнить, кинестетикам нужно это связать со своими ощущениями, с движениями. Сплошной текст сложно воспринимать практически любому человеку вне зависимости от того, какая модальность у него ведущая. Ведь для того, чтобы вычленить из текста необходимые сведения и структурировать их, нужно не только затратить дополнительные усилия и время (которого при подготовке к ЕГЭ у студентов колледжа очень мало), но и обладать развитой индивидуальной системой запоминания информации. Такая система у студентов не всегда имеется в силу возрастных особенностей мышления. Поэтому уже структурированная информация обладает неоспоримым преимуществом. Кроме того, студентам с ведущей визуальной модальностью таблица позволяет в полной мере задействовать особенности их восприятия.
Таким образом, использование таблиц при повторении материала по русскому языку, при подготовке к экзамену опирается на специфических психологических приемах, позволяющих успешно овладеть знаниями не только аудиалам, но и визуалам и кинестетикам.
Методика использования орфографических таблиц
Принципы обобщающего повторения правописания реализуются с помощью специальных методов. Как и методы обучения русскому языку в целом, они делятся на практические, теоретические и теоретико-практические. К методам повторения относится использование таблиц. Их составление побуждает студентов находить в материале общее и частное, выделять признаки, по которым родственные орфограммы могут быть объединены и включены в соответствующую рубрику таблицы.
Проверка орфографических навыков традиционно входит в систему итоговой аттестации. Не стали исключением и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку. В заданиях с выбором ответа проверяется в первую очередь умение применять орфографические навыки.
Каждый раздел орфографии представляет собой систему частных правил, реализующих тот принцип написания, который является ведущим каждого из разделов. При интенсивной подготовке студентов к ЕГЭ перед преподавателем стоит задача за короткое время повторить большое количество правил, помочь выработать прочные навыки в области русской орфографии. Работа над каждой темой направлена на достижение определенной практической цели: не вообще знать, а уметь грамотно написать слово. Использование орфографических таблиц оказывают большую помощь при достижении этой цели.
Еще больше возможностей дает методика использования орфографических таблиц для занятий в малых группах. В этом случае важно, чтобы студенты шли не от правила к тексту, а, наоборот, от текста к правилу, находя в таблицах подтверждение своим предположениям относительно того или иного примера. Именно такой материал, по мнению психологов, позволяет получить более прочные знания.
При подготовке к ЕГЭ преподаватель нередко сталкивается, с тем, что для выпускников колледжа теоретический материал – камень преткновения. Поэтому на занятиях важно вспомнить теорию – правила, и как можно больше выполнить упражнений. Цикл занятий по орфографии можно представить следующим образом (количество часов по каждой теме зависит от уровня знаний и практических навыков студентов):
- Правописание гласных в корне слова
- Правописание приставок
- Н и НН в разных частях речи
- Слитное, раздельное и дефисное написание слов
- Правописание НЕ и НИ со словами
- Правописание глаголов
- Правописание Ъ и Ь в разных частях слов
Самый большой раздел русской орфографии связан с написанием морфем. В этом разделе больше всего правил. Например, при повторении написания корней следует особое внимание обратить на написание безударных гласных, проверяемых ударением и не проверяемых ударением, на чередование гласных в корнях слов. Студент должен четко понимать, с какой гласной он имеет дело в данном конкретном слове. Алгоритм дальнейших действий зависит именно от этого. Так, например, выявив в процессе повторения материала закономерность чередования а и о в корне, студенты приходят к выводу, что если после корня следует суффикс -а- , то в корне пишется а. К этому выводу добавляются правила о правописании а и о в корнях рост- и рос-, а затем, пользуясь полученными выводами, студенты систематизируют материал и фиксируют его, например, в такой таблице, добавляя и другие случаи чередований:
Проверяемая гласная скользить – скользко | Чередующиеся гласные, зависящие от | ||||
Непроверяемая гласная грамматика грамотно | согласных 1.раст-, ращ- рос- вырос вырасти выращен Исключения: росток ростовщик Ростислав отрасль Ростов 2.скоч-, скак- вскочил вскакивать Исключения: скачу скачок | ударения 1.кланяться поклониться поклон 2.творить 3.загар гореть 4.заря зорька 5.плавать Исключения: утварь изгарь пригарь выгарки зоревать пловец пловчиха | суффикса -а- 1.кос-, кас(а)- 2.лаж-, лог(а)- 3.бир-, бер(а)- 4.пер-, пир(а)- 5.дер-, дир(а)- 6.мер-, мир(а)- 7.блест-, блист(а) 8.спел-, спил(а)- 9.жег-, жиг-(а)- 10.чет-, чит(а)- Исключения: сочетание сочетать побирушка | различных значений 1.мак- Погружать в жидкость. мок- Пропитаться жидкостью. 2.равн- Равный (схожий). ровн- Ровный (прямой). Исключения: ровесник равнина |
Группа заданий, связанных с правописанием приставок, направлена на проверку умения студентов правильно написать наиболее часто встречающиеся в русском языке приставки при-/пре-, приставки на з-/с-, а также употреблять буквы ы/и в начале корня в зависимости от приставки, стоящей перед ним. Для повторения данных правил можно предложить следующие задания и упражнения.
Тема занятия: «Правописание приставок»
- Словарная работа. Значения иностранных приставок.
Дезинформировать, контратака, субкультура, трансфер, постромантизм.
- Дез- уничтожение, удаление чего-либо.
- Контр- против, обозначает противодействие, противопоставление.
- Пан- охватывающий все, в целом, всеобщем.
- Пост- после.
- Суб- расположенный внизу, около.
- Транс- движение через какое-либо пространство; следование по ту сторону чего-либо; передача через посредство чего-либо.
- Супер- главный, высшего качества; расположенный сверху.
- Распределительный диктант. Записать слова в две колонки: 1)с приставкой на з- 2) с приставкой на с-.
Изгородь, избить, испачкать, безвкусный, испугаться, безбедный, бесславный, бесчувственный, ниспослать, безвыходный, развалить.
- Составление таблицы.
Приставка на З- | Приставка на С- | ||
Перед звонким согласным беззвучный | Перед глухим согласным бесчувственный | ||
Не смешивать приставку с корнем: Здание, здоровье, здесь |
- Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-. Работа с таблицей.
Можно ли определить значение приставки? |
ДА | НЕТ | ||||||||||
очень весьма | через пере- | око- ло | при- соеди нить | немно- го | довес- ти до конца | для кого- нибудь | в чьих- либо интересах | В современных словарях –часть коня | В иноязычных словах | ||
ПРЕ- | ПРИ- | препятствие | приоритет |
- Тренировочные упражнения.
- Записать по одному примеру на каждую приставку:
Буквы после приставок | И | Ы |
Приставки | 1.Сверх-, меж- 2.Иноязычные приставки: дез-, контр-, пан-, суб- , транс-, супер-, пост- | Остальные приставки, оканчивающиеся на согласный: без-, раз-, роз-, пред-, вз-, из-, об-, с-. |
Примеры |
- Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву.
1. Пр..вратный, пр..доставить, пр..врать, пр..стукнуть
2. пр..вратник, пр..тязание, пр..ютить, (камень) пр..ткновения
3. пр..украсить, пр..лестный, пр..старый, пр..вентивный
4. пр..добрый, пр..дание, пр..ставиться, пр..одолеть
Чтобы грамотно писать слова с приставками, нужна большая орфографическая практика, построенная на разнообразном материале и пронизанная хорошим знанием теории. В качестве дидактического материала для закрепления данной темы целесообразно предложить задания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Например, следующие.
- 1. пр..вращение, пр..увеличивать, пр..огромный
2. и..брать, не..гибаемый, ра..бросать
3. под..грывать, бе..проигрышный, на..грыш
4. н..право, по..нимать, под..рвать
- 1. пр..родина, с..знание, п..дойти
2. под..скать, вы..скивать, под..тожить
3. пр..удивительный, пр..сечь, пр..восходство
4. в..лететь, бе..платный, не..говорчивый
- 1. под..язычный, пер..наладить, об..зленный
2. ра..хваленный, бе..фамильный, ра..бить
3. пр..падать, пр..внести, пр..ломить
4. небез..звестный, контр..гра, с..ронизировать
Вспоминая и повторяя правила, необходимо с особым вниманием относиться к трудным случаям написания, ведь в тестах ЕГЭ часто встречаются случаи повышенной сложности. Исключения из правил записываются и заучиваются наизусть, основные примеры разбираются у доски с обязательными комментариями. Написание Н и НН в словах вызывают особую трудность. Задания теста ЕГЭ проверяют умение употреблять Н и НН в полных и кратких причастиях, в полных и кратких прилагательных, в существительных и наречиях, применять в каждом случае специфические приемы грамматического анализа, определяя написание суффикса.
Наиболее сложными в данной группе заданий являются те, в которых необходимо соотнести приведенные в задании слова с правилом, выбрав не только верное написание суффикса, но и верное объяснение такого написания. Важно донести до студентов, насколько важно определить часть речи, в которой нужно объяснить орфограмму.
Возможен такой вариант занятия по теме «Н и НН в разных частях речи».
- Объяснительный диктант.
Увлеченный труженик, багряный закат, барабанная дробь, эмалированный чайник, груженой баржей, прожженный мошенник, иллюстрированная книжонка, голоса взволнованны, собрание организовано.
- Выполнение упражнений.
- Н или НН? Обоснуйте свой выбор.
Арестант недоуме..о поглядел на прокурора. Явствен..о послышался носовой голос, надме..о тянувший слова. Профессор отвечал растеря..о. В доме была собра..а хорошая библиотека. Учителя были многочисле..ы. Годы, проведе..ые в Лицее, он вспоминал постоя..о. Они расположе..ы в хронологической последовательности. Она происходила из стари..го рода. Он отвечал пута..о. Книга адресова..а ю..ым читателям.
- Объясните разницу в написании однокоренных слов.
Все мои друзья образованны. – Комиссии уже образованы.
Лица солдат озабоченны. – Мы были озабочены зачетом.
Сборы прошли организованно. – Организовано горячее питание.
Море взволновано бурей. – Говорил взволнованно.
- В каком примере пишется НН?
- муравьи..ый след 3) сея..ый песок
- небеле..ый потолок 4) даль тума..а
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
- 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет постичь глубину произведения, оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)ые логические формы.
- 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 1, 3
- Составление таблицы.
Н | НН |
Имена прилагательные, образованные от имен существительных с суффиксами -ан/ян-, -ин- (кожаный) Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный | Имена прилагательные, образованные от имен существительных с суффиксом –енн- /-онн-(соломенный) Исключение: ветреный |
Причастия и отглагольные прилагательные при отсутствии приставки или приставки не- , а также при отсутствии зависимого слова. Исключения: невиданный, неслыханный, негаданный, нечитанный, нечаянный, нежеланный | Имена прилагательные, образованные от имен существительных с основой на н и суффиксом –н- (каменный). |
Краткие причастия (нарисованы). | Причастия и отглагольные прилагательные при наличии приставки, кроме приставки не- (нарисованный) |
Наречие на о/е, если в слове, от которого оно образовано, была одна н (страстно) | Наречие на о/е, если в слове, от которого оно образовано, было нн (медленно). |
В словах: названый (брат), посаженый (отец), приданое (невесты), смышленый | Причастия и отглагольные прилагательные с зависимым словом. |
Слова на –еванный, -ованный Исключения: кованый, жеваный, клеваный | |
Слова, образованные от бесприставочных глаголов совершенного вида |
- Записать:
Различать!
- Краткое причастие (каков?) легко перестраивается в глагол прошедшего времени – краткое прилагательное (каков?) легко заменятся на прилагательное-синоним – наречие (как?).
- Ветреный (день) – ветряной (двигатель) – ветряная (мельница); масляный (из масла, на масле – масляная краска) – масленый (пропитан, смазан маслом – масленая каша).
При проведении занятий важно, чтобы студенты принимали не готовые орфографические таблицы, а сами участвовали в их составлении: шли от примеров, заданий к формулировке правил. Такая работа способствует формированию навыков анализа, помогает понять материал и лучше его запомнить.
При повторении других тем можно использовать следующие таблицы:
Буква Ь после шипящих в разных частях речи
Часть речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Имя существительное | В именительном падеже в существительных 3 склонения | В именительном падеже в существительных 2 склонения. В родительном падеже множественного числа. |
Имя прилагательное | В прилагательных на –ий, -ье, -ья | В конце кратких прилагательных |
Глагол | В инфинитиве. В формах 2 лица ед. числа настоящего времени. В формах повелительного наклонения. | В глаголах 3 лица настоящего времени. В глаголах ляг, лягте. |
Наречие | В наречиях с приставкой по- В наречиях с основой на шипящий. | В наречиях: уж, замуж, невтерпеж. |
Е или И в безударных окончаниях имен существительных
Существительные женского рода на –ь в родительном, дательном, предложном падежах | Существительные женского рода на –я в родительном, дательном, предложном падежах. Существительные мужского рода на –и, среднего рода на –е в предложном падеже. | В других существительных – смотри ударное окончание в слове того же склонения. | ||
После буквы и | После другой буквы | |||
И (из) (к) тетради (в) | И (от) (к) линии (на) | Е (в) Закавказье (о) стране (о) счастье (о) работе (о) Марье (о) труде (о) Зое (о) доме |
Подобные таблицы можно составлять и использовать на занятиях и при повторении синтаксиса и пунктуации.
Еще больше возможностей представляют таблицы для индивидуальной и самостоятельной работы, так как, работая над заданиями теста и используя таблицы, студент не только запоминает правила, но, что гораздо важнее, учится применять их. Таким образом, поэтапное усвоение материала происходит без предварительного заучивания правил, а непосредственно в ходе выполнения упражнений в ходе выполнения упражнений при использовании справочных материалов, изложенных в доступной форме.
Заключение
Подготовка к единому государственному экзамену требует продуманной организации повторения учебного материала, специальных занятий со студентами.
Контрольно-измерительные материалы включают задания на актуализацию лингвистической компетенции студента, его коммуникативных умений. В условиях интенсивной подготовки к экзамену задача преподавателя – разработать эффективную систему занятий, использовать специальную методику, обеспечивающую системную подготовку к ЕГЭ. Преподавание русского языка в современных условиях должно обеспечивать высокие результаты выполнения студентами тестов и базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Выполнению этих задач в полной мере может способствовать использование лингвистических таблиц.
Принцип использования лингвистических таблиц строится с учетом разных факторов усвоения материала:
- учет особенностей различных способов восприятия материала;
- воспроизведение, осмысление и закрепление материала;
- углубление и совершенствование лингвистических навыков;
- самостоятельное применение теоретических знаний на практике.
Список использованной литературы
- Иконников С.Н, Приступа Г.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1981
- Соколова Л.Л., Соколова М.В. Пунктуация. Лексика. Культура речи. – СПб.: Паритет, 2003
- Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ-2011: Русский язык. Репетитор. – М.: Эксмо, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку
Современные педагогические технологии обучения русскому языку при подготовке к ГИА...
Использование современных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку.
Новая форма аттестации – ГИА – по русскому языку за курс основной школы, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, становится преобладающей и, по всей видимости, скоро станет единственной. ...
Таблицы для подготовки к ГИА по русскому языку
Справочные материалы по русскому языку....
Использование жанра басни в подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Предлагаемая методическая разработка представляет методические рекомендации практикующего учителя русского языка и литературы. Основное её содержание посвящено описанию опыта работы по подготовке к ЕГ...
Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Для повышения качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку использую следующие интернет-ресурсы...
таблицы для подготовки в ЕГЭ по русскому языку
таблицы собраны по темам из материалов сети интернет...
Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"
Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"...