Использование орфографических таблиц при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (10, 11 класс)

Подготовка к единому государственному экзамену требует продуманной организации повторения учебного материала. Контрольно-измерительные материалы включают задания на актуализацию лингвистической компетенции студента, его коммуникативных умений. Преподавание русского языка должно базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Выполнению этих задач в полной мере может способствовать  использование лингвистических таблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Использование орфографических таблиц при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку

                                                          Знание только тогда становится                                                           знанием, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не

памятью.

Л. Н. Толстой

Пояснительная записка

  Курс русского языка в колледже является повторительно-обобщающим, что в значительной степени определяет специфику процесса обучения. На построение курса русского языка влияют и такие факторы, как состав студентов (обычно неровный по своей языковой и речевой подготовке), наличие у студентов ярко выраженных профессиональных интересов, необходимость обогащения речи не только общелитературной, но и специальной лексикой и фразеологией. Единый государственный экзамен требует обобщения знаний по предмету, умения организовать эффективную работу по подготовке к нему. Обобщающие занятия при этом занимают важное место: прочные навыки грамотного письма можно выработать, только систематически обобщая изученное.

Способ подачи материала может как способствовать его усвоению, так и препятствовать ему. Поэтому, ставя задачу систематизации обобщения материала, необходимо учитывать особенности различных способов восприятия. Существуют три основные системы восприятия: зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и при помощи других основных органов чувств (кинестетическая). Меньше всего трудностей у визуалов: чтобы запомнить написание слова, им необходимо на него посмотреть. И чем больше они читают, тем грамотнее они пишут. Аудиалы на слух запоминают правила и чаще всего умеют их применять. Чтобы что-то запомнить, кинестетикам нужно это связать со своими ощущениями, с движениями. Сплошной текст сложно воспринимать практически любому человеку вне зависимости от того, какая модальность у него ведущая. Ведь для того, чтобы вычленить из текста необходимые сведения и структурировать их, нужно не только затратить дополнительные усилия и время (которого при подготовке к ЕГЭ у студентов колледжа очень мало), но и обладать развитой индивидуальной системой запоминания информации. Такая система у студентов не всегда имеется в силу возрастных особенностей мышления. Поэтому уже структурированная информация обладает неоспоримым преимуществом. Кроме того, студентам с ведущей визуальной модальностью таблица позволяет в полной мере задействовать особенности их восприятия.

Таким образом,  использование таблиц при повторении материала по русскому языку, при подготовке к экзамену опирается на специфических психологических приемах, позволяющих успешно овладеть знаниями не только аудиалам, но и визуалам и кинестетикам.

Методика использования орфографических таблиц

Принципы обобщающего повторения правописания реализуются с помощью специальных методов. Как и методы обучения русскому языку в целом, они делятся на практические, теоретические и теоретико-практические. К методам повторения относится использование таблиц. Их составление побуждает студентов находить в материале общее и частное, выделять признаки, по которым родственные орфограммы могут быть объединены и включены в соответствующую рубрику таблицы.

Проверка орфографических навыков традиционно входит в систему итоговой аттестации. Не стали исключением и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку. В заданиях с выбором ответа проверяется в первую очередь умение применять орфографические навыки.

Каждый раздел орфографии представляет собой систему частных правил, реализующих тот принцип написания, который является ведущим каждого из разделов. При интенсивной подготовке студентов к ЕГЭ перед преподавателем стоит задача за короткое время повторить большое количество правил, помочь выработать прочные навыки в области русской орфографии. Работа над каждой темой направлена на достижение определенной практической цели: не вообще знать, а уметь грамотно написать слово. Использование орфографических таблиц оказывают большую помощь при достижении этой цели.

Еще больше возможностей дает методика использования орфографических таблиц для занятий в малых группах. В этом случае важно, чтобы студенты шли не от правила к тексту, а, наоборот, от текста к правилу, находя в таблицах подтверждение своим предположениям относительно того или иного примера. Именно такой материал, по мнению психологов, позволяет получить более прочные знания.

При подготовке к ЕГЭ преподаватель нередко сталкивается, с тем, что для выпускников колледжа теоретический материал – камень преткновения. Поэтому на занятиях важно вспомнить теорию – правила, и как можно больше выполнить упражнений. Цикл занятий по орфографии можно представить следующим образом (количество часов по каждой теме зависит от уровня знаний и практических навыков студентов):

  • Правописание гласных в корне слова
  • Правописание приставок
  • Н и НН в разных частях речи
  • Слитное, раздельное и дефисное написание слов
  • Правописание НЕ и НИ со словами
  • Правописание глаголов
  • Правописание Ъ и Ь в разных частях слов

Самый большой раздел русской орфографии связан с написанием морфем. В этом разделе больше всего правил. Например, при повторении написания корней следует особое внимание обратить на написание безударных гласных, проверяемых ударением и не проверяемых ударением, на чередование гласных в корнях слов. Студент должен четко понимать, с какой гласной он имеет дело в данном конкретном слове. Алгоритм дальнейших действий зависит именно от этого. Так, например, выявив в процессе повторения материала закономерность чередования а и о в корне, студенты приходят к выводу, что если после корня следует суффикс  -а- , то в корне пишется а. К этому выводу добавляются правила о правописании а и о в корнях рост- и рос-, а затем, пользуясь полученными выводами, студенты систематизируют материал и фиксируют его, например, в такой таблице, добавляя и другие случаи чередований:

Проверяемая

гласная

скользить –

скользко

           Чередующиеся гласные, зависящие от

Непроверяемая

гласная

грамматика

грамотно

   согласных

1.раст-, ращ-

рос-

вырос

вырасти

выращен

Исключения:

росток

ростовщик

Ростислав

отрасль

Ростов

2.скоч-, скак-

вскочил

вскакивать

Исключения:

скачу

скачок

    ударения

1.кланяться

поклониться

поклон

2.творить

3.загар

гореть

4.заря

зорька

5.плавать

Исключения:

утварь

изгарь

пригарь

выгарки

зоревать

пловец

пловчиха

суффикса  -а-

1.кос-,  кас(а)-

2.лаж-, лог(а)-

3.бир-, бер(а)-

4.пер-, пир(а)-

5.дер-, дир(а)-

6.мер-, мир(а)-

7.блест-, блист(а)

8.спел-, спил(а)-

9.жег-, жиг-(а)-

10.чет-, чит(а)-

Исключения:

сочетание

сочетать

побирушка

различных

значений

1.мак-

Погружать в жидкость.

мок-

Пропитаться жидкостью.

2.равн-

Равный (схожий).

ровн-

Ровный (прямой).

Исключения:

ровесник

равнина

Группа заданий, связанных с правописанием приставок, направлена на проверку умения студентов правильно написать наиболее часто встречающиеся в русском языке приставки при-/пре-, приставки на з-/с-, а также употреблять буквы ы/и в начале корня в зависимости от приставки, стоящей перед ним. Для повторения данных правил можно предложить следующие задания и упражнения.

Тема занятия: «Правописание приставок»

  1. Словарная работа. Значения иностранных приставок.

Дезинформировать, контратака, субкультура, трансфер, постромантизм.

  • Дез-  уничтожение, удаление чего-либо.
  • Контр-  против, обозначает противодействие, противопоставление.
  • Пан-  охватывающий все, в целом, всеобщем.
  • Пост-  после.
  • Суб-  расположенный внизу, около.
  • Транс-  движение через какое-либо пространство; следование по ту сторону чего-либо; передача через посредство чего-либо.
  • Супер-  главный, высшего качества; расположенный сверху.
  1. Распределительный диктант. Записать слова в две колонки: 1)с приставкой на з- 2) с приставкой на с-.

Изгородь, избить, испачкать, безвкусный, испугаться, безбедный, бесславный, бесчувственный, ниспослать, безвыходный, развалить.

  1. Составление таблицы.

Приставка на З-

Приставка на С-

Перед звонким согласным

беззвучный

Перед глухим согласным

бесчувственный

Не смешивать приставку с корнем:

Здание, здоровье, здесь

  1. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-. Работа с таблицей.

Можно ли определить значение приставки?

ДА

НЕТ

очень

весьма

через

пере-

око-

ло

при-

соеди

нить

немно-

го

довес-

ти до конца

для

кого-

нибудь

в чьих-

либо интересах

В современных

словарях –часть коня

В иноязычных словах

ПРЕ-

ПРИ-

препятствие

приоритет

  1. Тренировочные упражнения.
  1. Записать по одному примеру на каждую приставку:

Буквы после приставок

И

Ы

            Приставки

1.Сверх-, меж-

2.Иноязычные приставки:

дез-, контр-, пан-, суб- ,

транс-, супер-, пост-

Остальные приставки, оканчивающиеся на согласный: без-, раз-, роз-, пред-, вз-, из-, об-, с-.

Примеры

  1. Укажите ряд, во всех словах которого следует писать одну и ту же букву.

1. Пр..вратный, пр..доставить, пр..врать, пр..стукнуть

2. пр..вратник, пр..тязание, пр..ютить, (камень) пр..ткновения

3. пр..украсить, пр..лестный, пр..старый, пр..вентивный

4. пр..добрый, пр..дание, пр..ставиться, пр..одолеть

Чтобы грамотно писать слова с приставками, нужна большая орфографическая практика, построенная на разнообразном материале и пронизанная хорошим знанием теории. В качестве дидактического материала для закрепления данной темы целесообразно предложить задания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Например, следующие.

  • 1. пр..вращение, пр..увеличивать, пр..огромный

2. и..брать, не..гибаемый, ра..бросать

3. под..грывать, бе..проигрышный, на..грыш

4. н..право, по..нимать, под..рвать

  • 1. пр..родина, с..знание, п..дойти

2. под..скать, вы..скивать, под..тожить

3. пр..удивительный, пр..сечь, пр..восходство

4. в..лететь, бе..платный, не..говорчивый

  • 1. под..язычный, пер..наладить, об..зленный

2. ра..хваленный, бе..фамильный, ра..бить

3. пр..падать, пр..внести, пр..ломить

4. небез..звестный, контр..гра, с..ронизировать

Вспоминая и повторяя правила, необходимо с особым вниманием относиться к трудным случаям написания, ведь  в тестах ЕГЭ часто встречаются случаи повышенной сложности. Исключения из правил записываются и заучиваются наизусть, основные примеры разбираются у доски с обязательными комментариями. Написание Н и НН в словах вызывают особую трудность. Задания теста ЕГЭ проверяют умение употреблять Н и НН в полных и кратких причастиях, в полных и кратких прилагательных, в существительных и наречиях, применять в каждом случае специфические приемы грамматического анализа, определяя написание суффикса.

Наиболее сложными в данной группе заданий являются те, в которых необходимо соотнести приведенные в задании слова с правилом, выбрав не только верное написание суффикса, но и верное объяснение такого написания. Важно донести до студентов, насколько важно определить часть речи, в которой нужно объяснить орфограмму.

Возможен такой вариант занятия по теме «Н и НН в разных частях речи».

  1. Объяснительный диктант.

Увлеченный труженик, багряный закат, барабанная дробь, эмалированный чайник, груженой баржей, прожженный мошенник, иллюстрированная книжонка, голоса взволнованны, собрание организовано.

  1. Выполнение упражнений.
  • Н или НН? Обоснуйте свой выбор.

Арестант недоуме..о поглядел на прокурора. Явствен..о послышался носовой голос, надме..о тянувший слова. Профессор отвечал растеря..о. В доме была собра..а хорошая библиотека. Учителя были многочисле..ы. Годы, проведе..ые в Лицее, он вспоминал постоя..о. Они расположе..ы в хронологической последовательности. Она происходила из стари..го рода. Он отвечал пута..о. Книга адресова..а ю..ым читателям.

  • Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованны. – Комиссии уже образованы.

Лица солдат озабоченны. – Мы были озабочены зачетом.

Сборы прошли организованно. – Организовано горячее питание.

Море взволновано бурей. – Говорил взволнованно.

  • В каком примере пишется НН?
  1. муравьи..ый след                    3) сея..ый песок
  2. небеле..ый потолок                4) даль тума..а
  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бараба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.

  1. 1                 2) 2                 3) 2, 3                     4) 1, 2, 3
  • В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет постичь глубину произведения, оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)ые логические формы.

  1. 1                 2) 1, 2, 3          3) 3                        4) 1, 3
  1. Составление таблицы.

Н

НН

Имена прилагательные, образованные от имен существительных с суффиксами -ан/ян-, -ин- (кожаный)

Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

Имена прилагательные, образованные от имен существительных с суффиксом –енн- /-онн-(соломенный)

Исключение:

ветреный

Причастия и отглагольные прилагательные при отсутствии приставки или приставки не- , а также при отсутствии зависимого слова.

Исключения: невиданный, неслыханный, негаданный, нечитанный, нечаянный, нежеланный

Имена прилагательные, образованные от имен существительных с основой на н и суффиксом –н- (каменный).

Краткие причастия (нарисованы).

Причастия и отглагольные прилагательные при наличии приставки, кроме приставки не- (нарисованный)

Наречие на о/е, если в слове, от которого оно образовано, была одна н (страстно)

Наречие на о/е, если в слове, от которого оно образовано, было нн (медленно).

В словах: названый (брат), посаженый (отец), приданое (невесты), смышленый

Причастия и отглагольные прилагательные с зависимым словом.

Слова на –еванный, -ованный

Исключения: кованый, жеваный, клеваный

Слова, образованные от бесприставочных глаголов совершенного вида

  1. Записать:

Различать!

  1. Краткое причастие (каков?) легко перестраивается в глагол прошедшего времени – краткое прилагательное (каков?) легко заменятся на прилагательное-синоним – наречие (как?).
  2. Ветреный (день) – ветряной (двигатель) – ветряная (мельница); масляный (из масла, на масле – масляная краска) – масленый (пропитан, смазан маслом – масленая каша).

При проведении занятий важно, чтобы студенты принимали не готовые орфографические таблицы, а сами участвовали в их составлении: шли от примеров, заданий к формулировке правил. Такая работа способствует формированию навыков анализа, помогает понять материал и лучше его запомнить.

При повторении других тем можно использовать следующие таблицы:

Буква Ь после шипящих в разных частях речи

Часть речи

Ь пишется

Ь не пишется

Имя существительное

В именительном падеже в существительных 3 склонения  

В именительном падеже в существительных 2 склонения.

В родительном падеже множественного числа.

Имя прилагательное

В прилагательных на –ий,    -ье, -ья

В конце кратких прилагательных

Глагол

В инфинитиве.

В формах 2 лица ед. числа настоящего времени.

В формах повелительного наклонения.

В глаголах 3 лица настоящего времени.

В глаголах ляг, лягте.

Наречие

В наречиях с приставкой по-

В наречиях с основой на шипящий.

В наречиях: уж, замуж, невтерпеж.

Е или И в безударных окончаниях имен существительных

Существительные женского рода на –ь в родительном, дательном, предложном падежах

Существительные женского рода на –я в родительном, дательном, предложном падежах.

Существительные мужского рода на –и, среднего рода на –е в предложном падеже.

В других существительных – смотри ударное окончание в слове того же склонения.

После буквы и

После другой буквы

И

(из)

(к)              тетради

(в)

И

(от)

(к)    линии

(на)

Е

(в) Закавказье          (о) стране

(о) счастье               (о) работе

(о) Марье                 (о) труде

(о) Зое                      (о) доме

Подобные таблицы можно составлять и использовать на занятиях и при повторении синтаксиса и пунктуации.

Еще больше возможностей представляют таблицы для индивидуальной и самостоятельной работы, так как, работая над заданиями теста и используя таблицы, студент не только запоминает правила, но, что гораздо важнее, учится применять их. Таким образом, поэтапное усвоение материала происходит без предварительного заучивания правил, а непосредственно в ходе выполнения упражнений в ходе выполнения упражнений при использовании справочных материалов, изложенных в доступной форме.

Заключение

Подготовка к единому государственному экзамену требует продуманной организации повторения учебного материала, специальных занятий со студентами.

Контрольно-измерительные материалы включают задания на актуализацию лингвистической компетенции студента, его коммуникативных умений. В условиях интенсивной подготовки к экзамену задача преподавателя – разработать эффективную систему занятий, использовать специальную методику, обеспечивающую системную подготовку к ЕГЭ. Преподавание русского языка в современных условиях должно обеспечивать высокие результаты выполнения студентами тестов и базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Выполнению этих задач в полной мере может способствовать  использование лингвистических таблиц.

Принцип использования лингвистических таблиц строится с учетом разных факторов усвоения материала:

  1. учет особенностей различных способов восприятия материала;
  2. воспроизведение, осмысление и закрепление материала;
  3. углубление и совершенствование лингвистических навыков;
  4. самостоятельное применение теоретических знаний на практике.

Список использованной литературы

  1. Иконников С.Н, Приступа Г.Н. Методика преподавания русского языка в средних профтехучилищах: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1981
  2. Соколова Л.Л., Соколова М.В. Пунктуация. Лексика. Культура речи. – СПб.: Паритет, 2003
  3. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ-2011: Русский язык. Репетитор. – М.: Эксмо, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку

Современные педагогические технологии обучения русскому языку при подготовке к ГИА...

Использование современных технологий при подготовке к ГИА по русскому языку.

Новая форма аттестации – ГИА – по русскому языку за курс основной школы, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, становится преобладающей и, по всей видимости, скоро станет единственной. ...

Таблицы для подготовки к ГИА по русскому языку

Справочные материалы по русскому языку....

Использование жанра басни в подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая методическая разработка представляет методические рекомендации практикующего учителя русского языка и литературы. Основное её содержание посвящено описанию опыта работы по подготовке к ЕГ...

Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Для повышения качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку использую следующие интернет-ресурсы...

таблицы для подготовки в ЕГЭ по русскому языку

таблицы собраны по темам из материалов сети интернет...

Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"

Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"...