рабочая программа"Одаренные дети"
рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа"Одаренные дети" учителя- словесника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odar_deti.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МОБУ «Алексинская средняя школа»
/_______
Программа развития одаренных детей
учителя русского языка и литературы
МОБУ «Алексинская средняя школа»
Глазовой В.Е.
на 2020-2023 учебный год
Основание для разработки:
Федеральная целевая программа «Дети России»,
школьная программа «Одаренные дети»
Цели программы:
- создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
- достижение максимального уровня развития способностей детей;
- выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи программы:
- реализовать принцип личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким и средним уровнем обучаемости;
- организовать разнообразную творческую и научную деятельность, способствующую самореализации личности школьника, совершенствованию практического мышления;
- выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал каждого ребенка, реализовывать его склонности и возможности;
- организовывать проектную деятельность;
- интегрировать урочную и внеурочную деятельность учащихся;
- заботиться о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранять высокую самооценку, формировать умение учиться как базисной способности саморазвития;
- использовать инновационные педагогические и информационные технологии на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализации программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- увеличение количества школьников, участвующих в мероприятиях для одарённых детей различного уровня и направлений;
- рост числа обучающихся - победителей различных, в том числе и дистанционных, конкурсов, фестивалей, олимпиад и пр.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- поддержка исследовательских и творческих работ школьников.
Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Концепция
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах
- интеллектуальные марафоны
Используемые образовательные технологии
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» | Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор. Формирование культуры работы с информацией. Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью. Развитие исследовательского мышления. Формирование культуры работы в команде. Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. |
Проектный метод обучения | Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других. Стимулировать познавательные интересы учеников. Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха. Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта. |
Разноуровневое обучение | Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Создание положительного микроклимата на уроке. Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей. |
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) | Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. |
Исследовательские методы обучения | Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: - мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков. Развитие мышления учащихся. Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности. Создание положительной мотивации учения и образования. Формирование глубоких, прочных и действенных знаний. Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности. |
Технология «Дебаты» | Развитие критического мышления. Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления. Формирование навыков исследовательской деятельности. Формирование навыков организационной деятельности. Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога. |
Лекционно-семинарско-зачётная система обучения | Активизация самостоятельной познавательной деятельности ученика. Формирование должного отношения к теории как инструменту оптимального решения научной проблемы. Создание условий для осознанного выбора темы индивидуального проекта. Формирование опыта коллективной исследовательской деятельности. Расширение круга знаний по изучаемой проблеме. |
Технология проблемного обучения | Обеспечение высокого уровня познавательной активности ученика. Развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований. |
Система инновационной оценки «портфолио» | Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Формирование умения работать сообща на единый результат. Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. |
Технология модульного обучения | Содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации. Формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль. Оптимизация процесса обучения. |
Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования
Форма | Задачи |
Факультатив Элективный курс | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая научная конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. |
Предметная неделя | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. |
Предметные олимпиады | Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах районного уровня. Повышение учебной мотивации. Расширение общего кругозора учащихся. |
Кружки, объединения | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Ресурсное обеспечение программы
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение: О проведении школьного тура предметных олимпиад. О проведении предметной недели (декады). О портфолио ученика. 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Повышение квалификации через систему школьных тематических семинаров. 3.Изучение обобщения опыта работы педагогов. 4. Мониторинг |
Материально-техническое и финансовое обеспечение | 1. Укрепление материальной базы учебного кабинета для осуществления возможности исследовательской деятельности: 2.обучение на специализированных курсах в рамках повышения квалификации. |
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.
- Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.
- Уровень социальной успешности выпускников.
Мониторинг достижения запланированных результатов
- Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года.
- Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
- Тестовая диагностика личностного роста школьников.
- Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители).
Банк одаренных детей
№ | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
2 | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
3 | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
4 | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
5 | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
6. | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: творческие; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
7 | 6 | По уровню: высокие; По личностной сфере: творческие; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
8 | 8 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) | |
9 | 9 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
Организация работы с одаренными детьми
№ | Название | Срок |
1. | Выявление одаренных детей. | Сентябрь |
2. | Психо – диагностика и прогнозирование (школьный психолог) | Октябрь |
3 | Работа учителя со способными уч-ся: - введение новых технологий, инноваций; - поиск введения новых эффективных форм и методов; | В течение года |
4 | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети | Сентябрь |
5 | Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы | В течение года |
6. | Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. | В течение года |
7. | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий. | В течение года |
8 | Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих | В течение года |
9 | Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся | В течение года |
10 | Создание портфолио одаренных детей. | В течение года |
11 | Участие в олимпиадах, конкурсах районного, всероссийского и международного уровней | В течение года |
12 | Работа творческой группы | В течение года |
13 | Участие в школьном туре олимпиад | ноябрь |
14 | Участие в муниципальном туре олимпиад | декабрь |
15 | Участие в Интеллектуальном марафоне по русскому языку | март |
16 | Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований | В течение года |
17 | ИГЗ «Учись учиться» | В течение года |
18 | Проведение элективных курсов | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Одаренные дети"
ХХIвек требует от человечества кардинальных изменений социально-экономического и общественного развития. Новый век уже назван многими учеными и государственными деятелями «Веком борьбы з...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Рабочая программа"Одаренные дети"
Цели:· Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;·...
Рабочая программа Одаренные дети
Рабочая программа факультатива для работы с одаренными детьми. Подготовка к конкурсам, олимпиадам....
Рабочая программа "Одаренные дети" для 10-11 класса
Данная программа составлена для более глубокого изучения материала по биологии с элементами проектной деятельности для одаренных детей как дополнительная программа по неаудиторной занятости...
Рабочая программа "Одаренные дети"
1. Цели и задачи1. Целью работы является: выявление и развитие физических качеств одаренных обучающихся к футболу.Задачи:- выявление одаренных обучающихся к спорту футбол;- создание банка данных таких...