"Дробные числительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Калашникова Татьяна Игоревна

Технологическая карта урока+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.42 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Технологическая карта урока

по русскому языку

Тема: «Дробные числительные».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Класс: 6 Б.

Разработчик урока: 

учитель русского языка и литературы

Калашникова Татьяна Игоревна.

Усолье-Сибирское, 02 марта 2023

Тема урока: Дробные числительные. Их значение, особенности склонения и правописания.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель – создание условий для усвоения и грамотного понимания учащимися особенностей склонения дробных числительных, их значения и правописания. 

Задачи:

1) обучающая: сформировать у учащихся представления о дробных числительных, их составных частях и склонении; сформировать умение склонять дробные числительные;

2) развивающая: создать условия для развития регулятивных УУД (самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений, анализа языкового материала); развивать память, внимание; речь, операции мышления для решения проблемной ситуации; коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение) средствами различных приемов работы с текстом;

3) воспитательная: создать условия для воспитания устойчивого  интереса к предмету, любви к русскому языку;  воспитать  языковой  эстетический  вкус  (осознание богатства языка).

Планируемые результаты:

1.Предметные:

1) Сформировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях.

2) Научить склонять дробные числительные.

2. Метапредметные:

Познавательные УУД:

1) Выявлять сущность, особенности дробных числительных.

2) На основе анализа делать выводы.

3) Уметь работать с иллюстративным материалом и находить в нем ответы на поставленные вопросы.

4) Уметь видеть классификацию числительных и работать с ее составными частями.

Регулятивные УУД:

1) Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

2) Прогнозировать предстоящую работу.

3) Развивать умение высказывать своё предположение по поставленному вопросу.

4) На основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1) Формировать умение работать в паре, группе.

2) Учиться представлять результат своей работы.

3) Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.

4) Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

3. Личностные:

1)  Развивать умение высказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2)  Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Структура урока

  1. Стадия вызова.
  2. Стадия осмысления.
  3. Стадия рефлексии.

Оборудование урока: доска, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный  материал, учебник, письменные принадлежности.

Этап деятельности

Задачи  этапа

Формирование УУД

Методический инструментарий

Методы и приемы

Форма

1. Стадия вызова

Подготовка к изучению нового материала, систематизация знаний об имени числительном, подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Предметные: применение ранее полученных знаний, умение приводить примеры.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, передавать ранее полученную информацию

Познавательные: умение строить   высказывания в устной форме

Приём «Верные и неверные утверждения»

Словесные: беседа, обращение к личному опыту учащихся

Постановка проблемного вопроса

фронтальная

2. Стадия осмысления

Включение нового знания в систему знаний, систематизация полученных данных.

Познавательные: умение анализировать,  перерабатывать и структурировать  информацию  и  пользоваться ею, умение действовать по составленному плану и  делать общие выводы.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с учителем, формулировать свои предположения в устной форме.

Регулятивные: умение  определять и формулировать тему урока, планирование

Предметные: умение записывать дробные числительные словами; умение ставить дробные числительные в правильную падежную форму, выявление признаков дробных числительных, их склонения.

Метапредметные (коммуникативные): умение вступать с учителем в диалог, строить высказывания в устной форме

Эвристическая беседа

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Составление таблицы.

Поиск в тексте ответов на вопросы.

Фронтальный опрос, работа с текстом учебника

3. Стадия рефлексии

Обобщение изученного, умение делать выводы, анализ своей деятельности.

Личностные: умение самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений.

Познавательные: понимание полученной информации и интеграция  её в имеющийся запас знаний.

Анализ урока учениками, самооценка деятельности учащихся

Фронтальная

индивидуальная

ХОД УРОКА

           

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

Актуализация знаний

 

 - Здравствуйте, ребята! К сегодняшнему уроку я подобрала одну замечательную пословицу «Один ум - хорошо, а два – лучше».  Как вы ее понимаете? (С любой проблемной ситуацией всегда справиться проще, когда ты не один, а у тебя есть еще и помощники). Надеюсь на активное сотрудничество с вами.  

- Ребята, прочитайте слова на доске, к какой части речи они относятся? Второй, седьмой, восьмой, триста, восемьсот.

- Давайте вспомним, что такое имя числительное?

Карточка голубая. Поставьте + или – возле утверждений в соответствии с их верностью или неверностью.

№ утверждения

+/-

1.Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, их порядок при счёте.

-

2.Имена числительные делятся на количественные (сколько? – семь, двадцать) и порядковые (какой? который?- второй, седьмой).

+

3.Количественные числительные изменяются по падежам.

+

4.Количественные числительные могут быть любым членом предложения.

+

5.Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам.

+

6.Порядковые числительные обычно являются определением.

+

Самооценивание:

6 правильных ответов – «5»;

4-5 правильных ответов – «4»;

3 правильных ответа – «3»;

0-2 правильных ответа – «нужно еще постараться, все получится!».

- А сейчас давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классную работу.

-Ребята, у вас на партах лежат зеленые карточки, на них написаны имена числительные, подумайте на какие 2 группы их можно разделить. Запишите в тетрадь в столбик каждую группу.

Карточка зеленая

          Двадцать, семь третьих, пять, одна вторая, три пятых, пять десятых, шестнадцать четырнадцатых, сорок семь, сто, сто восьмых, сорок пять одиннадцатых.

Беседа с учителем.

Выбирают верные и неверные утверждения, работа на карточках.

Самооценивание

Запись числа и классной работы.

Работают письменно в тетрадях, разбивают слова на 2 группы

Постановка учебной задачи.

Целеполагание

Подводящий к теме диалог

-Что у вас получилось? Прочитайте.

(Данные числительные можно разбить на 2 группы: целые, дробные).

 - Ребята, как вы считаете, ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КАКОЙ ГРУППЫ МЫ ЕЩЕ НЕ ИЗУЧАЛИ?) (Дробные числительные)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Дробные числительные)

- Чему же должны будем научиться сегодня на уроке?

(-Тема нашего урока сегодня - «Дробные числительные. Их значение, особенности склонения и правописания».

Сегодня на уроке мы узнаем значение дробных числительных, научимся их склонять и правильно писать).

Формулируют тему и цель урока.

Стадия осмысления

Изучение нового материала

- Какой корень в слове дробные? (дробь)

-О чём он “рассказывает”? (Дробные числительные состоят из дробей.)

-Как вы думаете, сколько частей имеет дробное числительное? (две)

-Как называются части дроби? (числитель и знаменатель)

-Дробные числительные так же, как и дроби в математике, состоят из числителя и знаменателя.

-Ребята, а как вы думаете, какие числительные называются дробными?

-Давайте узнаем, верны ли ваши предположения о дробных числительных.

-Прочитайте параграф про себя, составьте тонкие и толстые вопросы по данной теме.

«Толстые и тонкие вопросы»

Толстые?

Тонкие?

Объясните: почему у дробного числительного изменяются обе части?

В какую группу числительных входят дробные числительные?

Когда употребляются дробные числительные?

Как склоняются дробные числительные?

Диалог с учителем.

Выдвигают свои версии.

Работа с учебником.

Чтение параграфа учебника (с.55, § 73)

Заполняют  таблицу («Тонкие» и «толстые» вопросы) в тетради

3. ***Во многих странах мира можно купить новый вид арбузов – квадратные. Или, вернее, кубические, (японцы вырастили их примерно 40 лет назад). Такие арбузы выращивают с использованием прозрачных пластиковых форм.

Арбузы квадратной формы не только легко перевозятся, но и эффективно заполняют торговые площади. Это, в свою очередь, ведет к снижению транспортных и иных расходов, что понижает розничную цену арбуза. Впрочем, пока только теоретически. Стоят такие диковинки по-прежнему дорого – около 80 долларов за штуку, а первоначально продавались вообще по 300 долларов за кубик!

 - Давайте, ребята, представим, что такой арбуз однажды достался Тому Сойеру. Все помнят такого литературного героя?

Итак,

Том знает: если поделить арбуз на две части, будут есть он и его друг Гекльберри Финн, на три части - он, друг и Бекки Тэтчер, на четыре - он, друг, Бекки и Сид (двоюродный брат) и т.д.

И когда тетушка Полли приносит Тому арбуз, Том делит его на много-много долек, чтобы хватило всем на земле!

- Скажите, используя дробные числительные, сколько арбуза достанется Тому, если он поделит его на две; три; четыре части и т.д.

4. Самостоятельная работа по вариантам (Запишите данные примеры прописью и ответы к ним):

     1в                               2в

4,5 + 0,2 = ?                   6,7 - 1,5= ?

Самопроверка (слайд)

К четырём целым пяти десятым прибавить ноль целых две десятых - получится четыре целых семь десятых.

Из шести целых семи десятых вычесть одну целую пять десятых – получится пять целых две десятых.

ФИЗМИНУТКА «Капитаны»

5.

ПИРОГ «СУМАСШЕДШИЙ (CRAZY CAKE) С ШОКОЛАДНОЙ2 ГЛАЗУРЬЮ»

ИНГРЕДИЕНТЫ НА 7  ПОРЦИЙ 

ДЛЯ ТЕСТА:

Пшеничная мука – 0,28 стакана

Сахар – 3/5 стакана

Соль – 0,6 ч.л.

Сода пищевая – 1,2 ч.л.

Какао-порошок – 0,3 стакана

Подсолнечное масло – 0,4 стакана

Винный уксус белый – 1,2 ст.л.

Ванильный сахар – 2  1/8 пак.

Вода – 1,2 стакана

ДЛЯ ГЛАЗУРИ:

Сметана – 1,2 ст.л.

Сахар – 1,2 ст.л.

Какао-порошок – 1,2 ст.л.

Сливочное масло – 11,7 гр.

Чернослив – 32,6 шт.

Всего:        

Вес состава:

100 гр

Калорийность
состава:

314 ккал 

Белков:

5 гр

Жиров:

13 гр

Углеводов:

44 гр

1) Составление словообразовательной пары к слову «шоколадной».

2) Подбор стилистически нейтральных синонимов к слову «сумасшедший» (Вкусный, аппетитный, …)

3) Работа в парах. Просклоняйте числительное  две целых одна восьмая.

И.п. Две целых одна восьмая

Р.п. Двух целых одной восьмой

Д.п. Двум целым одной восьмой

В.п. Две целых одну восьмую

Тв.п. Двумя целыми одной восьмой

Пр.п. (О) двух целых одной восьмой

6. Творческая работа.

1 группа. Используя дробные числительные, составьте небольшую историю на сказочную тему, которая начиналась бы так:

Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…

2 группа. Используя дробные числительные, составьте небольшую историю на сказочную тему, которая начиналась бы так:

Однажды Слоненок и Попугай решили измерить Удава…

3 группа. Используя дробные числительные, составьте небольшую историю на сказочную тему, которая начиналась бы так:

Лиса Алиса и Кот Базилио решили отобрать у Буратино золотые монетки... (Попутно делаем синтаксический разбор пословицы ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ СЧИТАТЬ – НЕ РАЗБОГАТЕТЬ)

 - А теперь давайте послушаем, какие истории у вас получились.

Один ученик читает вслух небольшую справку со слайда.

Обращение к литературным героям.

Устная работа.

Самостоятельная работа по вариантам.

Самопроверка.

Физическая активность.

Чтение рецепта пирога

Один ученик у доски.

Устная работа.

Работа в парах.

Один человек у доски

Групповая работа

Совместное чтение историй!

Подведение итогов

Обобщающая беседа

- Что нового узнали о дробных числительных? (особая группа количественных числительных, которые употребляются, когда нужно выразить значения часть от целого (числа) и целое (число) его часть)

 - Чему научились?  (склонять дробные числительные)

А теперь, ребята, оцените свою сегодняшнюю работу с помощью яблони и яблок. (Учащиеся вешают яблоки на яблоню).

Отвечают на вопросы

Прикрепляют яблоки на яблоню.

Домашнее задание

Инструктаж 

Выставление оценок.

Домашнее задание (на выбор):

1) Написать такую же историю, как в классе с использованием дробных числительных, одно из них просклонять.

2) Параграф 53, упражнение 419.

Познавательные: умение выбирать решение.

Личностные: мотивация к будущему обучению и целенаправленной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самооценивание : 6 правильных ответов – «5»; 4-5 правильных ответов – «4»; 3 правильных ответа – «3»; 0-2 правильных ответа – «нужно еще постараться, все получится!».

Слайд 2

«Толстые» и «тонкие» вопросы Толстые? Тонкие? Объясните, почему у дробного числительного изменяются обе части, как это происходит ? В какую группу числительных входят дробные числительные? … Когда употребляются дробные числительные? …

Слайд 3

Арбузы квадратной формы не только легко перевозятся, но и э фф ективно заполняют торговые площади. Стоят такие диковинки по-прежнему дор о го – около 80 до лл аров за штуку, а первоначально прод а вались вообще по 300 до лл аров за кубик! Во многих странах мира можно купить новый вид арбузов – квадратные. Или, вернее, кубические, (японцы вырастили их примерно 4 0 лет назад). Такие арбузы выращивают с использованием прозрачных пластиковых форм.

Слайд 6

1 вариант 4,5 + 0,2 = ? 2 вариант 6,7 - 1,5 = ?

Слайд 7

Самопроверка 1 вариант К четырём целым пяти десятым прибавить ноль целых две десятых - получится четыре целых семь десятых. 2 вариант Из шести целых семи десятых вычесть одну целую пять десятых – получится пять целых две десятых.

Слайд 9

Домашнее задание (на выбор) 1) Написать одну свою историю с использованием дробных числительных, одно из них просклонять. 2) Параграф 53, упражнение 419.

Слайд 10

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дробные числительные. К уроку русского языка в 6 классе.

Произношение, написание, склонение....

ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (FRACTIONAL NUMERALS)

ДРОБНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ (FRACTIONAL NUMERALS)...

План урока по теме: "Хүв медүлгч тоолгч нерн" (дробное числительное)

Это один из заключительных уроков по теме:"Числительное". На этом уроке закрепляются знания по всем разрядам числительного, а также дается новый материал о дробных числительных. Тема интересна тем, чт...

Презентация на тему Дробные числительные

Презентация на тему "Дробные числительные"...

Дробные числительные 6 класс

Презентация "Дробные числительные" поможет легко познакомить детей с новой темой. Содержит объяснение нового материала, задание на закрепление темы....

Домашнее задание "Порядковые и дробные числительные, слова на сложные и простые гласные звуки"

Закрепление дробных и порядковых числительных, слов с сложными и простыми гласными звуками...