Мастер-класс Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».
Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)
Дидактическая задача урока: повторение и обобщение изученного по теме «Части речи». «Синтаксический разбор предложения»
Цели урока:
Образовательная:
- повторение названия известных учащимся частей речи;
- закрепление умения определять часть речи по вопросу;
Развивающая:
- формирование умения определять часть речи по вопросу;
- вырабатывание умения практического применения полученных знаний.
Воспитательная:
- воспитание трудолюбия, культуры поведения;
- формирование положительного отношения к учёбе, интереса к изучению русского языка.
Здоровьесберегающая:
- способствовать сохранению здоровья учеников через проведение физкультминутки, создания комфортности на уроке, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение распознавать слова разных частей речи;
- умение определять часть речи по вопросу.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать других;
- общение с партнёрами по совместной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения на основе анализа слова делать вывод о принадлежности к части речи.
Регулятивные:
- формирование умения определять цель деятельности на уроке;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная), коллективная
Педагогические технологии: технология деятельностного метода, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, игровая технология
Средства обучения:
- презентация, памятки-закладки.
Программа: УМК по русскому языку линии непрерывного образования «Школа России» издательства «Просвещение» (под ред. Н.М.Шанского, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Конспект урока по русскому языку для 6 класса
по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»
Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».
Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)
Дидактическая задача урока: повторение и обобщение изученного по теме «Части речи». «Синтаксический разбор предложения»
Цели урока:
Образовательная:
- повторение названия известных учащимся частей речи;
- закрепление умения определять часть речи по вопросу;
Развивающая:
- формирование умения определять часть речи по вопросу;
- вырабатывание умения практического применения полученных знаний.
Воспитательная:
- воспитание трудолюбия, культуры поведения;
- формирование положительного отношения к учёбе, интереса к изучению русского языка.
Здоровьесберегающая:
- способствовать сохранению здоровья учеников через проведение физкультминутки, создания комфортности на уроке, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение распознавать слова разных частей речи;
- умение определять часть речи по вопросу.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и понимать других;
- общение с партнёрами по совместной деятельности.
Познавательные:
- формирование умения на основе анализа слова делать вывод о принадлежности к части речи.
Регулятивные:
- формирование умения определять цель деятельности на уроке;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная), коллективная
Педагогические технологии: технология деятельностного метода, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, игровая технология
Средства обучения:
- презентация, памятки-закладки.
Программа: УМК по русскому языку линии непрерывного образования «Школа России» издательства «Просвещение» (под ред. Н.М.Шанского, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть каждого из вас!
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие – повторение.
Отправляемся мы снова
В мир родного языка.
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Желаю Вам успехов!
II. Работа по теме урока
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности, практическая значимость.
Ребята, перед тем как начать наше занятие, хочу вам прочитать стихотворение Олеси Емельяновой
*** Любовь к Родине
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (о Родине, о любви к Родине)
А вам понравилось это стихотворение?
А с помощью чего автор передает нам красоту это стихотворения? Какими средствами? (с помощью слов)
Ребята, мы с вами знаем, что слова – это кладезь русского языка. В русском языке огромное количество слов, которыми можно выразить любую картину, движение, звук, мысль, чувство, т.е. это наше народное богатство.
А мы с вами знаем, что слова в русском языке на несколько групп или мы еще с вами говорим – части речи.
- Ребята, какие части речи мы с вами знаем? (говорят части речи). На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
- В чём их различие? (самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия и т.д., являются членами предложения, изменяются, можно задать к ним вопрос; служебные части речи не называют никаких явлений действительности, выполняют свои роли, употребляются вместе с самостоятельными частями речи)
- Ребята, вы больше молодцы! Части речи, которые мы с вами знаем, мы повторили
А давайте определим наши задачи на урок. А помогут нам опорные слова
(на доске):
Вспомнить… (части речи)
Тренироваться … (определять и различать части речи и члены предложения)
Повторить… (орфограммы)
Закрепить…. (синтаксический разбор предложения)
- Как вы думаете, где нам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? (грамотно говорить и писать, подготовка к ВПР, на любом уроке русского языка)
Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова Константина Дмитриевича Ушинского:
«Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего».
- Что Вы знаете о К.Д.Ушинском? Кто он? (русский педагог, писатель)
(Портрет и цитата на доске)
Итак, в путь!
Я приготовила для вас слова, а вы, ребята, должны определить какой частью речи они являются.
(на доске слова – дети по желанию отвечают, какой часть речи они являются)
Задание 1. Что за часть речи? А что за орфограммы?
Мяч(?), пят(?)десят, заб(?)жали, дерев(ян/янн)ые, под, и, они
Ь в середине слова пишется у количественных числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот
Задание 2. «Загадочные вспоминалки»
- Итак, ребята! Первое задание у нас с вами – Загадочные вспоминалки.
Вам необходимо отгадать какие же части речи и члены предложения спрятаны в загадках. Мы с вами вспомним, что у нас некоторые части речи могут быть разными членами предложения. Давайте с вами попробуем с этим разобраться.
За верные ответы:
1. Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Существительное - подлежащее)
- Этот член второстепенный
Это означает несомненно
Подчеркнём его пунктиром
Это станет ориентиром
Что же это? (существительное - дополнение)
- Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется... (сказуемым)
- Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)
- Чей и Какой – ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
Признак предмета или явления
Обозначает …. (определение)
- На вопросы где? когда? как? откуда? И куда?
Даст тебе ответ всегда.
И поможет он понять место,
время выполненного действия. (обстоятельство)
- В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ? (Предлог).
- Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Это ? (Союз)
Ребята, вы большие молодцы! Вспомнили все изученные члены предложения. Я не зря на вас одевала колпаки с верными отгадками. Сейчас для вас будет задание, для повторения синтаксического разбора.
Для разминки я приготовила предложение, которое мы с вами должны непросто разобрать.
Ваша задача: верно указать, какой частью речи каждый член предложения выражен. Не зря теперь вы носите короны с их именами. Ребята, свои выводы проговариваем.
Например: Я существительное, обозначаю предмет. В предложении я являюсь подлежащим, подчеркивать меня нужно одной чертой.
Понятно, ребята?
Давайте попробуем я вами выполнить это упражнение. (на экране)
Белеет парус одинокой… (М.Ю. Лермонтов)
Доброе слово лечит… (пословица)
Дети говорят правило и выстраиваются в том порядке, как в предложение стоят члены предложения: сказуемое (подчеркиваем двумя чертами), определение (волнистой линией) и подлежащее (одной чертой).
Какое у вас получилось предложение? (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)
А теперь для вас задание будет чуть-чуть сложнее.
Прекрасные картины Левитана и Шишкина вошли сразу в моё сознание. (К. Паустовский) Средняя полоса России
Дети выстраиваются в том порядке, как в предложение стоят члены предложения: союз (берем его в кружок), определение (волнистой линией) подлежащее (одной чертой), предлог (выделяем в квадрат), обстоятельство (подчеркиваем тире-точка), сказуемое (подчеркиваем двумя чертами) и дополнение (подчеркиваем пунктиром)
После выполнения обязательно похвалить детей и посадить их на свои места.
III. Итоги урока
Наше занятие подходит к концу.
Подведём сейчас итог.
Ребята, вот мы с вами через произведения русских классиков и народные пословицы, которые как мы видим, богаты красотой речи, вспомнили морфологию и синтаксис.
- Было интересно?
- Что мы вспомнили на уроке? … (части речи и синтаксический разбор предложения)
- Что тренировались делать… (определять и различать части речи, выполнять синтаксический разбор предложения)
- Что повторили… (части речи, орфограммы и синтаксический разбор предложения)
- Как вы думаете, где нам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? (грамотно говорить и писать, подготовка к ВПР, на любом уроке русского языка)
Надеюсь, в дальнейшем у вас не будет трудностей в определении частей речи и в выполнении синтаксического разбора предложения.
А урок я хочу закончить высказыванием Анны Андреевны Ахматовой
И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово…
Позвольте мне подарить Вам памятку-закладку, надеюсь, к которой вы будете возвращаться, если у вас возникнут трудности.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...