Мастер-класс Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Алипова Ирина Алексеевна

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».

Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)

Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение изученного по теме «Части речи». «Синтаксический разбор предложения»

 

Цели урока:

Образовательная:

- повторение названия известных учащимся частей речи;

- закрепление умения определять часть речи по вопросу;

Развивающая:

- формирование умения определять часть речи по вопросу;

- вырабатывание умения практического применения полученных знаний.

Воспитательная:

- воспитание трудолюбия, культуры поведения;

- формирование положительного отношения к учёбе, интереса к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

- способствовать сохранению здоровья учеников через проведение физкультминутки, создания комфортности на уроке, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение распознавать слова разных частей речи;

- умение определять часть речи по вопросу.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и понимать других;

- общение с партнёрами по совместной деятельности.

Познавательные:

- формирование умения на основе анализа слова делать вывод о принадлежности к части речи.

Регулятивные:

- формирование умения определять цель деятельности на уроке;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная), коллективная

Педагогические технологии: технология деятельностного метода, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, игровая технология

Средства обучения:

- презентация, памятки-закладки.

Программа: УМК по русскому языку линии непрерывного образования «Школа России» издательства «Просвещение» (под ред. Н.М.Шанского, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Конспект урока по русскому языку для 6 класса

по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».

Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)

Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение изученного по теме «Части речи». «Синтаксический разбор предложения»

Цели урока:

Образовательная:

- повторение названия известных учащимся частей речи;

- закрепление умения определять часть речи по вопросу;

Развивающая: 

- формирование умения определять часть речи по вопросу;

- вырабатывание умения практического применения полученных знаний.

Воспитательная:

- воспитание трудолюбия, культуры поведения;

- формирование положительного отношения к учёбе, интереса к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

- способствовать сохранению здоровья учеников через проведение физкультминутки, создания комфортности на уроке, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- умение распознавать слова разных частей речи;

- умение определять часть речи по вопросу.

Метапредметные:

Коммуникативные: 

- формирование умения слушать и понимать других;

- общение с партнёрами по совместной деятельности.

Познавательные: 

- формирование умения на основе анализа слова делать вывод о принадлежности к части речи.

Регулятивные: 

- формирование умения определять цель деятельности на уроке;

- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная), коллективная

Педагогические технологии: технология деятельностного метода, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, игровая технология

Средства обучения:

- презентация, памятки-закладки.

Программа: УМК по русскому языку линии непрерывного образования «Школа России» издательства «Просвещение» (под ред. Н.М.Шанского, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)

Ход урока:

I. Организационный момент 

         - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть каждого из вас!

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие – повторение.

Отправляемся мы снова

В мир родного языка.

Мы разгадывать готовы

Его тайны до звонка.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Желаю Вам успехов!

II. Работа по теме урока

     1. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности, практическая значимость.

  Ребята, перед тем как начать наше занятие, хочу вам прочитать стихотворение Олеси Емельяновой

*** Любовь к Родине

Не заменят край родимый

Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо –

Реки, горы и леса.

Здесь от милого порога

Начинается страна.

Стран других на карте много,

Только Родина одна!

Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (о Родине, о любви к Родине)

А вам понравилось это стихотворение?

А с помощью чего  автор передает нам красоту это стихотворения? Какими средствами? (с помощью слов)

Ребята, мы с вами знаем, что слова – это кладезь русского языка.  В русском языке огромное количество слов, которыми  можно выразить любую картину, движение, звук, мысль, чувство,  т.е. это наше народное богатство.

А мы с вами знаем, что слова в русском языке на несколько групп или мы еще с вами говорим – части речи.

   

- Ребята, какие части речи мы с вами знаем? (говорят части речи). На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

- В чём их различие? (самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия и т.д., являются членами предложения, изменяются, можно задать к ним вопрос; служебные части речи не называют никаких явлений действительности, выполняют свои роли, употребляются вместе с самостоятельными частями речи)

- Ребята, вы больше молодцы! Части речи, которые мы с вами знаем, мы повторили

А  давайте определим наши задачи на урок. А помогут нам опорные слова

(на доске):

Вспомнить… (части речи)

Тренироваться (определять и различать части речи и члены предложения)

Повторить… (орфограммы)

Закрепить…. (синтаксический разбор предложения)

- Как вы думаете, где нам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? (грамотно говорить и писать, подготовка к ВПР, на любом уроке русского языка)

Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова Константина Дмитриевича Ушинского:

«Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего».

- Что Вы знаете о  К.Д.Ушинском? Кто он? (русский педагог, писатель)

(Портрет и цитата на доске)

Итак, в путь!

Я приготовила для вас слова, а вы, ребята, должны определить какой частью речи они являются.

(на доске слова – дети по желанию отвечают, какой часть речи они являются)

Задание 1. Что за часть речи? А что за орфограммы?

Мяч(?), пят(?)десят, заб(?)жали, дерев(ян/янн)ые, под, и, они

Ь в середине слова пишется у количественных числительных  от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот

Задание 2.  «Загадочные вспоминалки»

- Итак, ребята! Первое задание у нас с вами – Загадочные вспоминалки.

Вам необходимо отгадать какие же части речи и члены предложения спрятаны в загадках. Мы с вами вспомним, что у нас некоторые части речи могут быть разными членами предложения. Давайте с вами попробуем с этим разобраться.

За верные ответы:

1. Я его в основе встречу,

Подчеркну одной чертой.

На вопрос «Кто?», «Что?» ответит

Этот главный член. Какой? (Существительное - подлежащее)

  1. Этот член второстепенный

Это означает несомненно

Подчеркнём его пунктиром

Это станет ориентиром

      Что же это? (существительное - дополнение)

  1.  Этот главный член найду,

Две черты я проведу.

Он в основе есть, скажу я,

Называется... (сказуемым)

  1.  Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

  1. Чей и Какой – ответы просты

Лишь не хватает волнистой черты.

Признак предмета или явления

Обозначает …. (определение)

  1. На вопросы где? когда? как? откуда? И куда?

Даст тебе ответ всегда.

И поможет он понять место,

время выполненного действия. (обстоятельство)

  1. В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это ? (Предлог).

  1. Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это ? (Союз)

Ребята, вы большие молодцы! Вспомнили все изученные члены предложения. Я не зря на вас одевала колпаки с верными отгадками. Сейчас для вас будет задание, для повторения синтаксического разбора.

Для разминки я приготовила предложение, которое мы с вами должны непросто разобрать.

Ваша задача: верно указать, какой частью речи каждый член предложения выражен. Не зря теперь вы носите короны с их именами. Ребята, свои выводы проговариваем.
Например
: Я существительное, обозначаю предмет. В предложении я являюсь подлежащим, подчеркивать меня нужно одной чертой.

Понятно, ребята?

Давайте попробуем я вами выполнить это упражнение. (на экране)

Белеет парус одинокой… (М.Ю. Лермонтов)

Доброе слово лечит… (пословица)

Дети говорят правило и выстраиваются в том порядке, как в предложение стоят члены предложения: сказуемое (подчеркиваем двумя чертами), определение (волнистой линией) и подлежащее (одной чертой).

Какое у вас получилось предложение? (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)

А теперь для вас задание будет чуть-чуть сложнее.

Прекрасные картины Левитана и Шишкина вошли сразу в моё сознание. (К. Паустовский) Средняя полоса России

Дети выстраиваются в том порядке, как в предложение стоят члены предложения: союз (берем его в кружок), определение (волнистой линией) подлежащее (одной чертой), предлог (выделяем в квадрат), обстоятельство (подчеркиваем тире-точка), сказуемое (подчеркиваем двумя чертами) и дополнение (подчеркиваем пунктиром)

После выполнения обязательно похвалить детей и посадить их на свои места.

III. Итоги урока 

Наше занятие подходит к концу.

Подведём сейчас итог.

Ребята, вот мы с вами через произведения русских классиков и народные пословицы, которые как мы видим, богаты красотой речи, вспомнили морфологию и синтаксис.

- Было интересно?

- Что мы вспомнили на уроке? … (части речи и синтаксический разбор предложения)

- Что тренировались делать… (определять и различать части речи, выполнять синтаксический разбор предложения)

- Что повторили… (части речи, орфограммы и синтаксический разбор предложения)

- Как вы думаете, где нам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке? (грамотно говорить и писать, подготовка к ВПР, на любом уроке русского языка)

 

Надеюсь, в дальнейшем у вас не будет трудностей в определении частей речи и в выполнении синтаксического разбора предложения.

А урок я хочу закончить  высказыванием Анны Андреевны Ахматовой

И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово…

Позвольте мне подарить Вам памятку-закладку, надеюсь, к которой вы будете возвращаться, если у вас возникнут трудности.

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...