Урок развития речи. Описание картины Кончаловского "Сирень в корзине"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бурак Ольга Владимировна

Разработка урока развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока

«Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»»

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе

                                                                        Бурак Ольга Владимировна

                                                             Учитель русского языка и литературы

                                                             Высшей квалификационной кат

                                                    2018 год

Тема урока:  Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Основные понятия: «описание предмета», «описание картины», «натюрморт».

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация,  репродукция картины  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», музыка: С.Рахманинов пьеса «Сирень», П.Чайковский «Фея сирени» из балета «Спящая красавица»,  стихотворение Р.Рождественского «Сирень».

Литература:

ü  Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

 Цель урока: Подготовиться к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.                 

 Задачи урока:

v  закрепить понятия «описание картины», «описание предмета», «натюрморт»;

v  научиться  «видеть» картину, уметь отбирать  и систематизировать материал;

v  научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);

v  повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

v  воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

v   расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- закрепить  понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать текст-описание.

 3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

 4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в  парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

                                            Ход урока

                                                         В этом букете все цветет, живет и радуется.
                                                                  П.Кончаловский.

 1 этап. Организационный момент.                               

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с  описанием.

- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?

(Повествование, описание, рассуждение)

- Давайте вспомним,  с какими картинами известных художников мы познакомились в этом году? (Алексей Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

 2 этап. Актуализация знаний.                                                                           

Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете, когда отгадаете загадку.                                                  

                                                   Благоухает и манит,
                                                   Цветами нежными дарит,
                                                   Протянешь руку за плетень -
                                                   И в ней окажется …

                                                                                   (сирень)

Поглядите в окно. Какой сегодня день? На улице холодно. Зима. Мороз.

 Почему же именно сейчас,  нам так хочется говорить о сирени?  Потому  что мы соскучились по солнцу, весне и теплу. 

Давайте закроем глаза и представим теплое весеннее утро. (Звучит муз отрывок Рахманинова «Сирень»)

 Посмотрите, и в нашем классе как будто наступила весна, потому что сюда внесли целую корзину сирени. А перед вами  картина П. П .Кончаловского «Сирень в корзине».

Значит наша с вами задача сегодня – работать над развитием речи и составить описание картины.

  1. этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

Давайте проверим выполнение домашнего задания первой творческой группы – рассказ о художнике Кончаловском.

  1. Рассказ о художнике.

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 г.), который писал картины в жанре портрета («Семейный портрет».1912 г. Третьяковская галерея. «Портрет В.Э. Мейерхольда». 1938 г. Третьяковская галерея.), натюрморта («Сухие краски».1913 г. Третьяковская галерея.). Особенно он любил изображать цветы. Известны его картины: «Две розы», «Ягоды шиповника», «Маки», «Гвоздики» и, наконец, «Сирень».

 Сам художник говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах». Он считал, что человек, чувствующий красоту цветка, правильно понимает и воспринимает мир, окружающую жизнь.  

            "Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. ...Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".

 Вывод: Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.  Художник писал картины так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.

  1. Проверим работу второй творческой группы, которая расскажет об истории сирени.

История. У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.

 Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее
выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала
весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники
любили изображать сирень

 Вот и мы с вами рассмотрим репродукцию (хотя будем употреблять слово «картина») и вместе полюбуемся сиренью, которую с такой любовью описал художник.

 В беседе нам помогут следующие слова – термины, выписанные из Словаря юного художника: 

 Натюрморт  –  от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт -  это один из жанров живописи.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

  • Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом.
  • Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п.
  • Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине).
  • Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины.
  • Композиция – расположение изображаемого на картине.

Я рада, что картина вам понравилась, трудно остаться к ней равнодушным. Однако художник выражает свое отношение красками, а человек – словом. Можно найти красивые цвета, оттенки, но можно найти и красивые слова, чтобы передать это.

 

  1. Проверим работу третьей творческой группы, которая искала поэтические строки о сирени.

  Вот послушайте стихотворение В. Рождественского «Сирень».

Прогремела гроза, прошумела…

Стихия грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад.

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось.

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

Легкой капелькой, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

 Торжествующе пахнет сирень.

И художник, и поэт любят природу, но передают эту любовь каждый по –  своему. Видите, какие прекрасные слова можно найти, чтобы передать красоту увиденного. На следующем этапе мы и будем учиться подбирать языковой материал к сочинению.

Беседа по картине (используя материал упр. 457  стр. 43).         

4 этап.  Беседа по вопросам

- Нравится ли вам репродукция картины?

 - Не правда ли, на вас пахнуло весной?

Почему? - Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая

 манящая, пленяющая, дурманящая)

Делаем записи в таблице

Задание:

- Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.

(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград, мощные, нарядные, нежные, развесистые) 

-  Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?

(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)

- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки)

- Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)

- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.

 - Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)

- В чем стоит букет с сиренью? Почему?

- Почему  в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе?

- На каком фоне изображена сирень, почему?

- Какими словами можно выразить свое отношение к сирени?  

  - С помощью  каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?

(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)

                                     

Заполнение таблицы

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

            Вывод:

- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

5 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.

- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а  затем мы обсудим пункты плана. 

                                                                                                         

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2.  Чудесный букет сирени.

    а) гроздья, листья, ветки, цвет;

    б) описание корзины;

    в) фон картины, его роль.

 3.  Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

           

            А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

 6 этап. Письменная  работа.( предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.

На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную ) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется взять в руки и подарить.

 

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.    

  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось...

Для  меня было трудным...

Я  научился...

Я  узнал....

8 этап. Сообщение домашнего задания.             

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока

«Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»»

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе

                                                                        Бурак Ольга Владимировна

                                                             Учитель русского языка и литературы

                                                             Высшей квалификационной кат

                                                    2018 год

Тема урока:  Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.

Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).

Вид урока: ознакомление с новым материалом.

Основные понятия: «описание предмета», «описание картины», «натюрморт».

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация,  репродукция картины  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», музыка: С.Рахманинов пьеса «Сирень», П.Чайковский «Фея сирени» из балета «Спящая красавица»,  стихотворение Р.Рождественского «Сирень».

Литература:

ü  Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015

 Цель урока: Подготовиться к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.                 

 Задачи урока:

v  закрепить понятия «описание картины», «описание предмета», «натюрморт»;

v  научиться  «видеть» картину, уметь отбирать  и систематизировать материал;

v  научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);

v  повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;

v  воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;

v   расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- закрепить  понятие натюрморта;

- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;

- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.

2. Метапредметные:

- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- умение создавать текст-описание.

 3. Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

- планирование учебного сотрудничества со сверстником;

- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.

 4. Личностные:

- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;

- овладение умением работать коллективно, в  парах, индивидуально;

- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.

                                            Ход урока

                                                         В этом букете все цветет, живет и радуется.
                                                                  П.Кончаловский.

 1 этап. Организационный момент.                               

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!

Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с  описанием.

- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?

(Повествование, описание, рассуждение)

- Давайте вспомним,  с какими картинами известных художников мы познакомились в этом году? (Алексей Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»)

 2 этап. Актуализация знаний.                                                                           

Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете, когда отгадаете загадку.                                                  

                                                   Благоухает и манит,
                                                   Цветами нежными дарит,
                                                   Протянешь руку за плетень -
                                                   И в ней окажется …

                                                                                   (сирень)

Поглядите в окно. Какой сегодня день? На улице холодно. Зима. Мороз.

 Почему же именно сейчас,  нам так хочется говорить о сирени?  Потому  что мы соскучились по солнцу, весне и теплу. 

Давайте закроем глаза и представим теплое весеннее утро. (Звучит муз отрывок Рахманинова «Сирень»)

 Посмотрите, и в нашем классе как будто наступила весна, потому что сюда внесли целую корзину сирени. А перед вами  картина П. П .Кончаловского «Сирень в корзине».

Значит наша с вами задача сегодня – работать над развитием речи и составить описание картины.

  1. этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.

Давайте проверим выполнение домашнего задания первой творческой группы – рассказ о художнике Кончаловском.

  1. Рассказ о художнике.

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 г.), который писал картины в жанре портрета («Семейный портрет».1912 г. Третьяковская галерея. «Портрет В.Э. Мейерхольда». 1938 г. Третьяковская галерея.), натюрморта («Сухие краски».1913 г. Третьяковская галерея.). Особенно он любил изображать цветы. Известны его картины: «Две розы», «Ягоды шиповника», «Маки», «Гвоздики» и, наконец, «Сирень».

 Сам художник говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах». Он считал, что человек, чувствующий красоту цветка, правильно понимает и воспринимает мир, окружающую жизнь.  

            "Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. ...Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".

 Вывод: Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др.  Художник писал картины так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.

  1. Проверим работу второй творческой группы, которая расскажет об истории сирени.

История. У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.

 Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее
выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала
весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники
любили изображать сирень

 Вот и мы с вами рассмотрим репродукцию (хотя будем употреблять слово «картина») и вместе полюбуемся сиренью, которую с такой любовью описал художник.

 В беседе нам помогут следующие слова – термины, выписанные из Словаря юного художника: 

 Натюрморт  –  от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт -  это один из жанров живописи.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Знай, что это натюрморт.

  • Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом.
  • Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п.
  • Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине).
  • Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины.
  • Композиция – расположение изображаемого на картине.

Я рада, что картина вам понравилась, трудно остаться к ней равнодушным. Однако художник выражает свое отношение красками, а человек – словом. Можно найти красивые цвета, оттенки, но можно найти и красивые слова, чтобы передать это.

 

  1. Проверим работу третьей творческой группы, которая искала поэтические строки о сирени.

  Вот послушайте стихотворение В. Рождественского «Сирень».

Прогремела гроза, прошумела…

Стихия грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад.

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось.

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

Легкой капелькой, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

 Торжествующе пахнет сирень.

И художник, и поэт любят природу, но передают эту любовь каждый по –  своему. Видите, какие прекрасные слова можно найти, чтобы передать красоту увиденного. На следующем этапе мы и будем учиться подбирать языковой материал к сочинению.

Беседа по картине (используя материал упр. 457  стр. 43).         

4 этап.  Беседа по вопросам

- Нравится ли вам репродукция картины?

 - Не правда ли, на вас пахнуло весной?

Почему? - Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая

 манящая, пленяющая, дурманящая)

Делаем записи в таблице

Задание:

- Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.

(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград, мощные, нарядные, нежные, развесистые) 

-  Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?

(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)

- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки)

- Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)

- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.

 - Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)

- В чем стоит букет с сиренью? Почему?

- Почему  в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе?

- На каком фоне изображена сирень, почему?

- Какими словами можно выразить свое отношение к сирени?  

  - С помощью  каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?

(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)

                                     

Заполнение таблицы

Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.

Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.

Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.

Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.

Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.

Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.

            Вывод:

- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

5 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.

- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а  затем мы обсудим пункты плана. 

                                                                                                         

1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.

2.  Чудесный букет сирени.

    а) гроздья, листья, ветки, цвет;

    б) описание корзины;

    в) фон картины, его роль.

 3.  Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?

           

            А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.

Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.

 6 этап. Письменная  работа.( предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.

На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную ) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется взять в руки и подарить.

 

7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.    

  Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

Сегодня на уроке мне понравилось...

Для  меня было трудным...

Я  научился...

Я  узнал....

8 этап. Сообщение домашнего задания.             

Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Презентация к уроку развития речи "Описание картины А.Саврасова "Грачи прилетели""

Презентация к уроку развития речи "Описание картины А.Саврасова "Грачи прилетели""...

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

middot;         дать понятие о словесном портрете;·         повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...

Урок развития речи по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок развития речи по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»...

Конспект урока развития речи "Описание картины Яблонской "Утро"

Подготовка к сочинению- описанию картины...