Урок развития речи. Описание картины Кончаловского "Сирень в корзине"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока развития речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
«Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»»
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
Бурак Ольга Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной кат
2018 год
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.
Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).
Вид урока: ознакомление с новым материалом.
Основные понятия: «описание предмета», «описание картины», «натюрморт».
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», музыка: С.Рахманинов пьеса «Сирень», П.Чайковский «Фея сирени» из балета «Спящая красавица», стихотворение Р.Рождественского «Сирень».
Литература:
ü Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015
Цель урока: Подготовиться к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.
Задачи урока:
v закрепить понятия «описание картины», «описание предмета», «натюрморт»;
v научиться «видеть» картину, уметь отбирать и систематизировать материал;
v научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);
v повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;
v воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;
v расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- закрепить понятие натюрморта;
- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;
- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать текст-описание.
3. Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
- планирование учебного сотрудничества со сверстником;
- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.
4. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;
- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.
Ход урока
В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.
1 этап. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!
Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с описанием.
- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?
(Повествование, описание, рассуждение)
- Давайте вспомним, с какими картинами известных художников мы познакомились в этом году? (Алексей Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»)
2 этап. Актуализация знаний.
Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется …
(сирень)
Поглядите в окно. Какой сегодня день? На улице холодно. Зима. Мороз.
Почему же именно сейчас, нам так хочется говорить о сирени? Потому что мы соскучились по солнцу, весне и теплу.
Давайте закроем глаза и представим теплое весеннее утро. (Звучит муз отрывок Рахманинова «Сирень»)
Посмотрите, и в нашем классе как будто наступила весна, потому что сюда внесли целую корзину сирени. А перед вами картина П. П .Кончаловского «Сирень в корзине».
Значит наша с вами задача сегодня – работать над развитием речи и составить описание картины.
- этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.
Давайте проверим выполнение домашнего задания первой творческой группы – рассказ о художнике Кончаловском.
- Рассказ о художнике.
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 г.), который писал картины в жанре портрета («Семейный портрет».1912 г. Третьяковская галерея. «Портрет В.Э. Мейерхольда». 1938 г. Третьяковская галерея.), натюрморта («Сухие краски».1913 г. Третьяковская галерея.). Особенно он любил изображать цветы. Известны его картины: «Две розы», «Ягоды шиповника», «Маки», «Гвоздики» и, наконец, «Сирень».
Сам художник говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах». Он считал, что человек, чувствующий красоту цветка, правильно понимает и воспринимает мир, окружающую жизнь.
"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. ...Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".
Вывод: Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др. Художник писал картины так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.
- Проверим работу второй творческой группы, которая расскажет об истории сирени.
История. У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.
Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее
выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала
весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники
любили изображать сирень
Вот и мы с вами рассмотрим репродукцию (хотя будем употреблять слово «картина») и вместе полюбуемся сиренью, которую с такой любовью описал художник.
В беседе нам помогут следующие слова – термины, выписанные из Словаря юного художника:
Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это натюрморт.
- Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом.
- Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п.
- Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине).
- Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины.
- Композиция – расположение изображаемого на картине.
Я рада, что картина вам понравилась, трудно остаться к ней равнодушным. Однако художник выражает свое отношение красками, а человек – словом. Можно найти красивые цвета, оттенки, но можно найти и красивые слова, чтобы передать это.
- Проверим работу третьей творческой группы, которая искала поэтические строки о сирени.
Вот послушайте стихотворение В. Рождественского «Сирень».
Прогремела гроза, прошумела…
Стихия грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад.
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось.
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
Легкой капелькой, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
И художник, и поэт любят природу, но передают эту любовь каждый по – своему. Видите, какие прекрасные слова можно найти, чтобы передать красоту увиденного. На следующем этапе мы и будем учиться подбирать языковой материал к сочинению.
Беседа по картине (используя материал упр. 457 стр. 43).
4 этап. Беседа по вопросам
- Нравится ли вам репродукция картины?
- Не правда ли, на вас пахнуло весной?
Почему? - Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая
манящая, пленяющая, дурманящая)
Делаем записи в таблице
Задание:
- Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.
(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград, мощные, нарядные, нежные, развесистые)
- Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?
(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)
- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки)
- Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)
- В чем стоит букет с сиренью? Почему?
- Почему в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе?
- На каком фоне изображена сирень, почему?
- Какими словами можно выразить свое отношение к сирени?
- С помощью каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?
(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)
Заполнение таблицы
Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.
Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.
Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.
Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.
Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.
Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.
Вывод:
- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
5 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.
- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а затем мы обсудим пункты плана.
1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.
2. Чудесный букет сирени.
а) гроздья, листья, ветки, цвет;
б) описание корзины;
в) фон картины, его роль.
3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?
А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.
Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.
6 этап. Письменная работа.( предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.
На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную ) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется взять в руки и подарить.
7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
Сегодня на уроке мне понравилось...
Для меня было трудным...
Я научился...
Я узнал....
8 этап. Сообщение домашнего задания.
Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
«Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»»
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
Бурак Ольга Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной кат
2018 год
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.
Тип урока: развитие речи (интегрированный урок).
Вид урока: ознакомление с новым материалом.
Основные понятия: «описание предмета», «описание картины», «натюрморт».
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, презентация, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», музыка: С.Рахманинов пьеса «Сирень», П.Чайковский «Фея сирени» из балета «Спящая красавица», стихотворение Р.Рождественского «Сирень».
Литература:
ü Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2015
Цель урока: Подготовиться к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», научиться описывать изображённый «поэтический» предмет, используя средства выразительности.
Задачи урока:
v закрепить понятия «описание картины», «описание предмета», «натюрморт»;
v научиться «видеть» картину, уметь отбирать и систематизировать материал;
v научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи (эпитеты, сравнения, олицетворение, метафоры);
v повторить правописание безударных гласных в корне слова, развивать умение видеть орфограммы в слове и графически обозначать;
v воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;
v расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение школьников.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- закрепить понятие натюрморта;
- формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;
- совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать текст-описание.
3. Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
- планирование учебного сотрудничества со сверстником;
- уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.
4. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать коллективно, в парах, индивидуально;
- нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.
Ход урока
В этом букете все цветет, живет и радуется.
П.Кончаловский.
1 этап. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех на нашем уроке!
Сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы продолжим знакомство с одним из типов речи, а именно, с описанием.
- Какие бывают типы речи и что характерно для каждого из них?
(Повествование, описание, рассуждение)
- Давайте вспомним, с какими картинами известных художников мы познакомились в этом году? (Алексей Пластов «Летом», Ф.Решетников «Мальчишки», Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»)
2 этап. Актуализация знаний.
Сегодня нам предстоит на уроке подготовиться к описанию необычного поэтического предмета. А вот какого, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется …
(сирень)
Поглядите в окно. Какой сегодня день? На улице холодно. Зима. Мороз.
Почему же именно сейчас, нам так хочется говорить о сирени? Потому что мы соскучились по солнцу, весне и теплу.
Давайте закроем глаза и представим теплое весеннее утро. (Звучит муз отрывок Рахманинова «Сирень»)
Посмотрите, и в нашем классе как будто наступила весна, потому что сюда внесли целую корзину сирени. А перед вами картина П. П .Кончаловского «Сирень в корзине».
Значит наша с вами задача сегодня – работать над развитием речи и составить описание картины.
- этап. Создание мотивации к учебной деятельности через беседу о сирени.
Давайте проверим выполнение домашнего задания первой творческой группы – рассказ о художнике Кончаловском.
- Рассказ о художнике.
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956 г.), который писал картины в жанре портрета («Семейный портрет».1912 г. Третьяковская галерея. «Портрет В.Э. Мейерхольда». 1938 г. Третьяковская галерея.), натюрморта («Сухие краски».1913 г. Третьяковская галерея.). Особенно он любил изображать цветы. Известны его картины: «Две розы», «Ягоды шиповника», «Маки», «Гвоздики» и, наконец, «Сирень».
Сам художник говорил, что «в цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах». Он считал, что человек, чувствующий красоту цветка, правильно понимает и воспринимает мир, окружающую жизнь.
"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… Я пишу их, как музыкант играет гаммы. ...Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца".
Вывод: Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др. Художник писал картины так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат.
- Проверим работу второй творческой группы, которая расскажет об истории сирени.
История. У древних греков есть такая легенда. Молодой Пан - бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.
Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16
веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее
выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала
весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был
неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники
любили изображать сирень
Вот и мы с вами рассмотрим репродукцию (хотя будем употреблять слово «картина») и вместе полюбуемся сиренью, которую с такой любовью описал художник.
В беседе нам помогут следующие слова – термины, выписанные из Словаря юного художника:
Натюрморт – от французского "натюр"- природа + "морт" – мёртвый. Буквально мёртвая природа. Натюрморт - это один из жанров живописи.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это натюрморт.
- Репродукция – картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом.
- Натюрморт – картина, на которой изображены различные вещи, фрукты, цветы и т. п.
- Колорит – выразительность, насыщенность красок (соотношение красок в картине).
- Фон – 1.Основной цвет картины. 2. Задний план картины.
- Композиция – расположение изображаемого на картине.
Я рада, что картина вам понравилась, трудно остаться к ней равнодушным. Однако художник выражает свое отношение красками, а человек – словом. Можно найти красивые цвета, оттенки, но можно найти и красивые слова, чтобы передать это.
- Проверим работу третьей творческой группы, которая искала поэтические строки о сирени.
Вот послушайте стихотворение В. Рождественского «Сирень».
Прогремела гроза, прошумела…
Стихия грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад.
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось.
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
Легкой капелькой, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
И художник, и поэт любят природу, но передают эту любовь каждый по – своему. Видите, какие прекрасные слова можно найти, чтобы передать красоту увиденного. На следующем этапе мы и будем учиться подбирать языковой материал к сочинению.
Беседа по картине (используя материал упр. 457 стр. 43).
4 этап. Беседа по вопросам
- Нравится ли вам репродукция картины?
- Не правда ли, на вас пахнуло весной?
Почему? - Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая
манящая, пленяющая, дурманящая)
Делаем записи в таблице
Задание:
- Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.
(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград, мощные, нарядные, нежные, развесистые)
- Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?
(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)
- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки)
- Листочки какие? (Зеленые с тоненькими прожилками.)
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.) Запишите в тетрадь.
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)
- В чем стоит букет с сиренью? Почему?
- Почему в обыкновенной корзине, а не в роскошной вазе?
- На каком фоне изображена сирень, почему?
- Какими словами можно выразить свое отношение к сирени?
- С помощью каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?
(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)
Заполнение таблицы
Цвет: бледно-розовая, тёмно-красная, белоснежная, лиловая, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком.
Листва: листочки сердцевидной формы, зелёные листочки с тоненькими прожилками, насыщенный тёмно-зелёный цвет.
Форма: соцветия сирени в форме кисти, грозди; пышные, крупные, тяжёлые.
Запах: приятный аромат, душистый, благоухающий, нежный, пробуждающий, напоминающий о весне, невозможно спутать с запахами других цветов.
Впечатление от сирени: восхищение, любование, наслаждение.
Эпитеты: чудесная, прекрасная, очаровательная, роскошная, дивная, восхитительная.
Вывод:
- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
5 этап. Составление плана. Написание чернового варианта сочинения.
- Теперь необходимо составить план вашего будущего сочинения. План составляется самостоятельно, а затем мы обсудим пункты плана.
1. П.П. Кончаловский – мастер натюрморта.
2. Чудесный букет сирени.
а) гроздья, листья, ветки, цвет;
б) описание корзины;
в) фон картины, его роль.
3. Какие чувства вызывает картина? О чем напоминает?
А теперь вы можете приступать к написанию сочинения.
Напоминаю, что вам нужно не просто описать картину, но и передать чувства, которые вы испытали, глядя на нее.
6 этап. Письменная работа.( предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.
На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную ) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется взять в руки и подарить.
7 этап. Рефлексия. Подведение итогов.
Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:
Сегодня на уроке мне понравилось...
Для меня было трудным...
Я научился...
Я узнал....
8 этап. Сообщение домашнего задания.
Домашнее задание: написать сочинение по картине, используя план, лексический материал урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)
В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...
Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"
Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....
Презентация к уроку развития речи.Описание картины А. Хабарова "Портрет Милы"
Презентация к уроку...
Презентация к уроку развития речи "Описание картины А.Саврасова "Грачи прилетели""
Презентация к уроку развития речи "Описание картины А.Саврасова "Грачи прилетели""...
Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»
middot; дать понятие о словесном портрете;· повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...
Урок развития речи по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
Урок развития речи по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»...
Конспект урока развития речи "Описание картины Яблонской "Утро"
Подготовка к сочинению- описанию картины...