Структура урока |
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Универсальные учебные действия
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Организационный этап.
| Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к освоению изучаемого материала
| Доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Открытый урок и к нам пришли гости. - Ребята, поднимите руку, у кого сегодня эмоциональный настрой на урок, как у первого смайлика, а теперь, поднимите руку те, чей настрой на урок соответствует смайлику 2.
.
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы
| Фронтальная
| Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
|
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала | Организует работу по актуализации опорных знаний.
- В феврале мы будем отмечать общероссийский праздник. Назовите его? - Посмотрите на экран, пожалуйста, перед вами стихотворение В.Кузьминова « Офицер» Есть … нас ракеты, танки, Кораблей могучий строй, Самолёты спозаранку Берегут земли покой.
… водою, … небе синем, … чистом поле и … лесу Верно воины России Службу нужную несут.
Я, как вырасту, мечтаю Тоже встать … военный строй И давно … сне шагаю … булыжной мостовой!
… плечах блестят погоны, Лица строгие видны, … параде … тех колоннах Честь и молодость страны!
Ратный труд … капель пота … зной, дожди и холода... Офицером быть почётно …нашей армии всегда!
- Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось?
- Нарушилась грамматическая связь в предложениях.
- Почему в стихотворении появилась такая “нескладность”? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно.
- А теперь давайте посмотрим на авторский вариант. Есть у нас ракеты, танки, Кораблей могучий строй, Самолёты спозаранку Берегут земли покой.
Под водою, в небе синем, В чистом поле и в лесу Верно воины России Службу нужную несут.
Я, как вырасту, мечтаю Тоже встать в военный строй И давно во сне шагаю По булыжной мостовой!
На плечах блестят погоны, Лица строгие видны, На параде в тех колоннах Честь и молодость страны!
Ратный труд до капель пота В зной, дожди и холода... Офицером быть почётно В нашей армии всегда!
-Итак, мы нескладность удалили, вставили предлоги. Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке. - Ребята, какова же роль предлогов в нашей речи?
| Работают устно, отвечают на вопросы, отдельные учащиеся слушают
-Этот праздник – День Защитника Отечества.
-В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало “нескладным”
-Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты
-Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами в словосочетании. |
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы |
3. Актуализация и проблемное учебное действие
Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Эвристическая беседа
| - Прочитайте другое стихотворение. Определите, в каком случае выделенная словоформа обозначает время и является предлогом, а в каком именем существительным?
В течение недели гадали рыбаки: Откуда изменения в течении реки? Но исходили берег и вдоль и поперёк, а вот найти причину никто из них не смог. Сидят они вдоль речки и спорят до сих пор, И только рыба слушает их бесконечный спор. (Г.Андреев) Слайд 3 - Какие ещё грамматические омонимы встретились вам в стихотворении? - Укажите к каким частям речи они относятся. - Как вы это определили? (устно упр. 257)
- Сформулируйте нашу тему урока?
- Какие цели урока будут стоять перед нами? -Что вы наблюдаете? -Чему вы должны научиться в процессе урока? Записываем число и тему урока
Давайте заполним «Корзинку знаний»(слайд 9).
- Что вы знаете о предлоге?
- Что такое предложно-падежная форма? (Слово самостоятельной части речи с предлогом.)
- Назовите 4 предлога, которые могут стоять как перед словом, так и после него. (Навстречу, ради, вопреки, наперекор. Ради забавы – забавы ради).
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы В течение (Как долго?)-предлог В течении (в чём?) - предлог + сущ.
Вдоль – наречие (относится г глаг.); Вдоль (чего?) речки- предлог.
Тема: «Предлоги производные и непроизводные»
Записываю число и тему урока.
Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, местоимения, числительного от других слов в словосочетании и предложении. Предлог не изменяется и не является самостоятельными членами предложения, но входит в состав членов предложения вместе со словами самостоятельных частей речи. | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем |
4. Первичное усвоение новых знаний | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | 1.Исследовательская работа. (Слайд 10) -Посмотрите на экран и прочитайте предложения:
а) б) В течении реки после паводка произошли изменения. в) В течение мирной жизни ворвалось известие о наводнении. г) В продолжение двух лет он писал книгу. д) В продолжении книги появляются новые герои.
-Посмотрите, от каких членов предложения зависят первые слова, выделите (выпишите) словосочетания. -К какому словосочетанию можно поставить вопрос падежа? (Слайд 9)
-К каким словосочетаниям можно поставить вопрос: «Когда? Как долго? За какое время?»
(Слайд 10)
-Поменяйтесь тетрадками и осуществите взаимопроверку по эталону. -Сделайте вывод Нет ошибок- 5 б 1 ошибка- 4 б. 3-4 ошибки- 3б. 5 ошибок -2 б.
-Какие слова имеют одинаковое звучание и различное лексическое значение?
2.Работа с учебником и опорами (у каждого ученика на столе). Чтение рубрики «Это интересно» стр. 142 Изучите теоретическую часть учебника стр. 142-143. - Что нового вы узнали из правила?
| Отвечают на вопросы. Формируют тему и цели учебной деятельности.
Выписывают словосочетания с вопросом падежа.
(В чём? – в течении реки, в продолжении книги, во что? - в течение жизни). Вывод: перед нами имена существительные с предлогами. Выписывают словосочетания с вопросом«Когда? Как долго? За какое время?» (В течение часа, в продолжение двух лет. Выражение можно заменить синонимичным словосочетанием с предлогом –« за час», «за два года».) Вывод: Перед нами производный предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом. Предлог имеет временное значение. В конце производного предлога пишется е.
Омонимы
Читают рубрику «Это интересно» | Групповая
|
5. Физминутка |
| Учитель читает шуточное стихотворение: Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» - предлоги, А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?
|
Учащиеся, когда услышат предлог, должны хлопнуть в ладоши.
|
|
|
6. Первичная проверка понимания
Творческая практическая деятельность | Усвоение новых способов учебной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ материалов, предложенных учителем или подбор своих примеров. | Игровая разминка "Проверь себя" (слайд 12-13) Замена непроизводного предлога синонимичным производным, определение их значимости в тесте. Запись в тетрадь с последующей взаимопроверкой.
На равнине поднимаются две сопки. (гора, холм, курган) Идет к утренним лучам. Из-за частых дождей появилось много грибов.
Слова для справки: вследствие, посреди, навстречу
Работа в группах (6 групп по 3-4 человека) Учащимся предлагаются карточки с одинаковым заданием, но разными предложениями. Задание. В предложениях из произведений русских писателей вставьте пропущенные буквы, написав слово слитно или раздельно.
Карточки в приложении 1 Карточка №1(3 предложения) Карточка №2 Карточка №3
Правильность выполнения проверяют по эталону другие группы.
| Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания.
Производят самопроверку по эталону. 0 ош.-3б. 1 ош.-2б. 2 ош.-1б. 3 ош. -0б.
Взаимопроверка По эталону на экране. Оценивают 0 ош.- 4б. 1 ош.- 3б. 2 ош.-2б. 3 ош-1 б.
| Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: контролируют учебные действия.
Коммуникативные: осуществляют совместную учебную деятельность в парах. |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Письменная работа, выполнение обучающих упражнений. | Работа по учебнику в парах Упр. 258 стр.142 Прочитайте задание к упр. На какие 2 группы можно разделить предлоги? Образованные от др. частей речи | Не образованные от др. частей речи | В течение Вокруг Ввиду После Около Несмотря на | Из-за За По По-над |
| Выполняют задание из учебника и на слайдах | Индивидуальная, фронтальная, групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
|
8. Включение в систему знаний и повторение
9. Домашнее задание
10. Рефлексия | Обобщение полученных знаний на уроке, сведений, оценивание |
Игра "Корректоры"(слайд 24 ). -Предлагаю исправить ошибки, выявить проблему, сделать выводы об особенностях употребления предлога (производные предлоги употребляются с определенными падежами). Согласно расписания Благодаря течения Ввиду непогоды Вследствие дождям -С какой проблемой столкнулись? Что надо помнить? слайд 25 Правильный вариант: Согласно (чему?) расписанию ( Д.п) Благодаря (чему?) течению (Д.п) Ввиду (чего?) непогоды (Р.п) Вследствие (чего?) дождей (Р.п)
1. Параграф 42, правило – всем По выбору 2. Упр.259. 3. Индивидуально: найти 5 предложений с производными предлогами в художественных текстах. 4. Пронаблюдать за речью друзей, знакомых, выступающих по телевидению и выписать 5-6 предложений с неверным употреблением предлогов.
Вернемся к целям урока. Смогли ли мы их выполнить?
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу при помощи карточек «Чемодан», «Корзина», «Мясорубка».
Ч. - готов забирать знания с собой и использовать в своей деятельности. К. – информация оказалось ненужной, была хорошо знакома и её можно отправить в "корзину". М. – информация оказалась интересной, но я не готов(а) к употреблению, над ней нужно еще поработать.
Игра "Победитель" (двое самых активных учащихся соревнуются по очереди, называя производные предлоги) | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |