КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ " Предлоги производные и непроизводные"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

Конспект урока по русскому языку по теме "Предлоги производные и непроизводные", 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Aвтор: Грига Ирина Иннокентьевнa, учитель русского языкa и литературы МБОУ «Уринскaя СОШ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКAЯ КAРТA УРОКA

Дaта___________

Урок № _______

Предмет: русский язык

Клaсс: 7

Тема: Предлоги производные и непроизводные

Цели

Познaкомить учащихся с происхождением производного предлога;

сформировать умения отличaть производный предлог от непроизводного, производный предлог от омонимичных форм самостоятельных частей речи;

дать понятия о сходстве и рaзличии производного предлогa от непроизводного.

Тип урока

Усвоения новых знaний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать характеристику предлога; уметь различать производные предлоги от непроизводных; находить производные предлоги в тесте; уметь доказывать принадлежность непроизводного предлога к служебным частям речи.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к родной природе, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского языка.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем и учащимися

Основные понятия

Простые, составные, непроизводные предлоги

Структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

                                   Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

1.Организационный этап.

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к освоению изучаемого материала

Доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Открытый урок и к нам пришли гости.

- Ребята, поднимите руку, у кого сегодня эмоциональный настрой на урок, как у первого смайлика, а теперь, поднимите руку те,  чей настрой на урок соответствует смайлику 2.

.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Мотивационная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала

Организует работу по актуализации опорных знаний.

- В феврале мы будем отмечать общероссийский праздник. Назовите его?

- Посмотрите на экран, пожалуйста, перед вами стихотворение В.Кузьминова « Офицер»

Есть … нас ракеты, танки,
Кораблей могучий строй,
Самолёты спозаранку
Берегут земли покой.

… водою, … небе синем,
… чистом поле и … лесу
Верно воины России
Службу нужную несут.

Я, как вырасту, мечтаю
Тоже встать … военный строй
И давно … сне шагаю
… булыжной мостовой!

… плечах блестят погоны,
Лица строгие видны,
… параде … тех колоннах
Честь и молодость страны!

Ратный труд … капель пота
… зной, дожди и холода...
Офицером быть почётно
…нашей армии всегда!

- Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось?

- Нарушилась грамматическая связь в предложениях.

- Почему в стихотворении появилась такая “нескладность”? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно.

- А теперь давайте посмотрим на авторский вариант.

Есть у нас ракеты, танки,
Кораблей могучий строй,
Самолёты спозаранку
Берегут земли покой.

Под водою, в небе синем,
В чистом поле и в лесу
Верно воины России
Службу нужную несут.

Я, как вырасту, мечтаю
Тоже встать в военный строй
И давно во сне шагаю
По булыжной мостовой!

На плечах блестят погоны,
Лица строгие видны,
На параде в тех колоннах
Честь и молодость страны!

Ратный труд до капель пота
В зной, дожди и холода...
Офицером быть почётно
В нашей армии всегда!

-Итак, мы нескладность удалили, вставили предлоги. Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.

- Ребята, какова же роль предлогов в нашей речи?

Работают устно, отвечают на вопросы, отдельные учащиеся слушают

-Этот праздник – День Защитника Отечества.

-В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало “нескладным”

-Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты

-Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами в словосочетании.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы

3. Актуализация и проблемное учебное действие

Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Эвристическая беседа

- Прочитайте другое  стихотворение. Определите, в каком случае выделенная словоформа обозначает время и является предлогом, а в каком именем существительным?

В течение недели гадали рыбаки:

Откуда изменения в течении реки?

Но исходили берег и вдоль и поперёк, а вот найти причину никто из них не смог.

Сидят они вдоль речки и спорят до сих пор,

И только рыба слушает их бесконечный спор.

                                     (Г.Андреев)

Слайд 3

- Какие ещё грамматические омонимы встретились вам в стихотворении?

- Укажите к каким частям речи они относятся.

- Как вы это определили? (устно упр. 257)

- Сформулируйте  нашу тему урока?

- Какие  цели  урока будут стоять перед нами?
-Что вы наблюдаете?

-Чему вы должны научиться в процессе урока?

Записываем число и тему урока

Давайте заполним «Корзинку знаний»(слайд 9).

- Что вы знаете о предлоге?

- Что такое предложно-падежная форма?

(Слово самостоятельной части речи с предлогом.)

- Назовите 4  предлога,  которые могут стоять как перед словом, так и после него. (Навстречу, ради, вопреки, наперекор. Ради забавы – забавы ради).

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы

В течение (Как долго?)-предлог

В течении (в чём?)  - предлог + сущ.

Вдоль – наречие (относится г глаг.);

Вдоль (чего?) речки- предлог.

Тема: «Предлоги производные и непроизводные»

Записываю число и тему урока.

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, местоимения, числительного от других слов в словосочетании и предложении.

 Предлог не изменяется и не является самостоятельными  членами предложения, но входит в состав  членов предложения вместе  со словами самостоятельных частей речи.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:  формируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителем

4. Первичное усвоение новых знаний

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

1.Исследовательская  работа. (Слайд 10)

-Посмотрите  на экран и прочитайте

предложения:

а) б) В течении реки после паводка произошли изменения.

в) В течение мирной жизни ворвалось известие о  наводнении.

г) В продолжение двух лет он писал книгу.

д)  В продолжении книги появляются новые герои.

-Посмотрите, от каких членов предложения  зависят первые слова, выделите (выпишите) словосочетания.

-К какому словосочетанию можно поставить вопрос падежа?  (Слайд 9)

        

-К каким словосочетаниям можно поставить вопрос: «Когда? Как долго? За какое время?»

(Слайд 10)

-Поменяйтесь тетрадками и осуществите взаимопроверку по эталону.

-Сделайте вывод

Нет ошибок- 5 б

1 ошибка- 4 б.

3-4 ошибки- 3б.

5 ошибок -2 б.

-Какие слова  имеют  одинаковое звучание и различное лексическое значение?

2.Работа с учебником и опорами (у каждого ученика на столе).

Чтение рубрики «Это интересно» стр. 142

Изучите теоретическую часть учебника стр. 142-143.

- Что нового вы узнали из правила?

Отвечают на вопросы. Формируют тему и цели учебной деятельности.

Выписывают словосочетания с вопросом падежа.

(В чём? –  в течении реки, в продолжении книги,  во что?  -  в течение жизни). Вывод: перед нами имена существительные с предлогами.

Выписывают словосочетания с вопросом«Когда? Как долго? За какое время?»

(В течение часа,  в продолжение двух лет. Выражение можно заменить синонимичным словосочетанием с предлогом –« за час»,  «за два года».) Вывод:  Перед нами производный предлог, образованный  из сочетания существительного с предлогом. Предлог имеет временное значение. В конце производного предлога пишется  е.

Омонимы

Читают рубрику «Это интересно»

Групповая

5. Физминутка

Учитель читает шуточное стихотворение:

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за», и «по» - предлоги,

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Учащиеся, когда услышат предлог, должны хлопнуть в ладоши.

6. Первичная проверка понимания

Творческая практическая деятельность

Усвоение новых способов учебной деятельности учащихся, беседа по вопросам, анализ материалов, предложенных учителем или подбор своих примеров.

Игровая разминка "Проверь себя"

(слайд 12-13)

Замена непроизводного предлога синонимичным производным, определение их значимости в тесте. Запись в тетрадь с последующей взаимопроверкой.

На равнине поднимаются две сопки. (гора, холм, курган)

Идет к утренним лучам.

Из-за частых дождей появилось много грибов.

Слова для справки:

вследствие, посреди, навстречу

Работа в группах (6 групп по 3-4 человека)

Учащимся предлагаются карточки с одинаковым заданием, но разными предложениями.

Задание.  В предложениях  из произведений русских писателей вставьте пропущенные буквы, написав слово слитно или раздельно.

Карточки в приложении 1

Карточка №1(3 предложения)

 Карточка №2              

      Карточка №3

Правильность выполнения проверяют по эталону другие группы.

Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания.

Производят самопроверку по эталону.

0 ош.-3б.

1 ош.-2б.

2 ош.-1б.

3 ош. -0б.

Взаимопроверка

По эталону на экране.

Оценивают

0 ош.- 4б.

1 ош.- 3б.

2 ош.-2б.

3 ош-1 б.

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную учебную деятельность в парах.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Письменная работа, выполнение обучающих упражнений.

Работа по учебнику в парах

Упр. 258 стр.142

Прочитайте задание к упр.

На какие 2 группы можно разделить предлоги?

Образованные от др. частей речи

Не образованные от др. частей речи

В течение

Вокруг

Ввиду

После

Около

Несмотря на

Из-за

За

По

По-над

Выполняют задание из учебника и на слайдах

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Домашнее задание

10. Рефлексия

Обобщение полученных знаний на уроке, сведений, оценивание

Игра "Корректоры"(слайд 24 ).

-Предлагаю исправить ошибки, выявить проблему, сделать выводы об особенностях употребления предлога (производные предлоги употребляются с определенными падежами).

Согласно расписания

Благодаря течения

Ввиду непогоды

Вследствие дождям

-С какой проблемой столкнулись? Что надо помнить?

слайд 25

Правильный вариант:

Согласно (чему?) расписанию ( Д.п)

Благодаря (чему?) течению (Д.п)

Ввиду (чего?) непогоды (Р.п)

Вследствие (чего?) дождей (Р.п)

1. Параграф 42, правило – всем

По выбору

   2.  Упр.259.

   3. Индивидуально: найти 5 предложений с производными  предлогами  в художественных текстах.

  4. Пронаблюдать за речью друзей, знакомых, выступающих по телевидению и выписать 5-6 предложений с неверным употреблением предлогов.

Вернемся к целям урока.

Смогли ли мы их выполнить?

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу при помощи карточек «Чемодан», «Корзина», «Мясорубка».

Ч.  - готов забирать знания  с собой и использовать в своей деятельности.

К.   – информация оказалось ненужной, была хорошо знакома и её можно отправить в "корзину".

М.  – информация оказалась интересной, но я не готов(а) к употреблению, над ней нужно еще поработать.

Игра "Победитель" (двое самых активных учащихся соревнуются по очереди, называя производные предлоги)

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Приложение 1

КАРТА  УРОКА

1.Задание. Восстановите текст, вставьте предлоги.

Есть у нас ракеты, танки,
Кораблей могучий строй,
Самолёты спозаранку
Берегут земли покой.

Под водою, в небе синем,
В чистом поле и в лесу
Верно воины России
Службу нужную несут.

Я, как вырасту, мечтаю
Тоже встать в военный строй
И давно во сне шагаю
По булыжной мостовой!

На плечах блестят погоны,
Лица строгие видны,
На параде в тех колоннах
Честь и молодость страны!

Ратный труд до капель пота
В зной, дожди и холода...
Офицером быть почётно
В нашей армии всегда!

2.Исследовательская  работа

Задание. Прочитайте предложения. От каких членов предложения зависят первые слова? Выпишите словосочетания.

а) В течение часа  нужно выполнить контрольную работу.

б) В течении реки после паводка произошли изменения.

в) В течение мирной жизни ворвалось известие о  наводнении.

г) В продолжение двух лет он писал книгу.

д)  В продолжении книги появляются новые герои.

Оценочный лист

Фамилия И.____________________________ 7 класс       Дата:

Мотивация к уроку

Актуализация знаний

"Корзинку знаний»

Исследовательская  работа

Игровая разминка "Проверь себя"

Работа в группах

Работа по учебнику в парах

Упр. 258

Игра "Корректоры"

Итого:

-----------------                        ---                                ------

Карточка 1

Задание. В предложениях  из произведений русских писателей вставьте пропущенные буквы, написав слово слитно или раздельно.

D:\00.3 3 четверть 2018 конспекты уроков\09.02.2018 Открытй урок\Производные и непроизводные предлоги\2 группа.PNG

                                                                Карточка 2.

Задание . В предложениях  из произведений русских писателей вставьте пропущенные буквы, написав слово слитно или раздельно.

D:\00.3 3 четверть 2018 конспекты уроков\09.02.2018 Открытй урок\Производные и непроизводные предлоги\3 группа.PNG

Карточка 3

Задание . В предложениях  из произведений русских писателей вставьте пропущенные буквы, написав слово слитно или раздельно.

D:\00.3 3 четверть 2018 конспекты уроков\09.02.2018 Открытй урок\Производные и непроизводные предлоги\группа 5.PNG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...

Конспект урока по русскому языку 7 класс "Производные и непроизводные предлоги"

Конспект урока по русскому языку 7 класс "Производные и непроизводные предлоги"Подробный материал по изучению нового материала...