Диагностическая работа в формате ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Канкулова Марьянна Абубекировна

При создании диагностической контрольной работы для 9 класса использовались открытые материалы ФИПИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskaya_rabota_v_formate_oge.docx112.98 КБ

Предварительный просмотр:

1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
  2. И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда.
  3. Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.
  4. Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
  5. Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство...

2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1.натуралистов поражала (предложение 1)                 2.может быть (предложение 2)

3.считают (предложение 3)                                           4.возможно (предложение 4)

5.установлено (предложение 5)

3.Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Совершая прогулку (1) по улице Баумана в Казани (2) туристы обязательно фотографируются у нескольких необычных скульптурных объектов. Одним из таких объектов является памятник огромному вальяжному коту (3) олицетворяющему одновременно реальную историю (4) и её сказочное воплощение. Упитанный (5) трёхметровый кот (6) лениво разлёгся на топчане в беседке (7) сыто (8) и благостно улыбаясь.

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.

 2) 

НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.

 3) 

НЕУДАЧНЫЙ  имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

 4) 

ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.

 5) 

СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

  

 2) 

Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.

  

 3) 

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

  

 4) 

– Здорóво, юный жених!

  

 5) 

Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире существует непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о роли науки в формировании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.

  

 2) 

Предложение 2 односоставное безличное.

  

 3) 

Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

  

 4) 

Предложение 4 осложнено вводной конструкцией.

  

 5) 

Предложение 5 сложносочинённое.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная
на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё
в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.

2) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ПРОГЛОТИТЬ  в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

 2) 

НЕ РАЗРАБОТАН (вопрос) – краткое страдательное причастие прошедшего времени с частицей НЕ пишется с раздельно.

 3) 

РАСТАЯВШИЙ (лёд) – правописание гласной в суфф. действительного причастия прошедшего врем.зависит от принадлежности к спряжению глагола.

 4) 

ВСКРИКНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

 5) 

КАМЕННЫЙ – в прилагательном, образованном с помощью суффикса   -ЕНН-, пишется НН.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

  

 2) 

До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

  

 3) 

Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

  

 4) 

Впереди было ещё почти два года блокады...

  

 5) 

В каждый дом ворвалось горе.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. (2)Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. (3)А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. (4)Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: немецкая подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. (5)Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил три огромных военных судна, которые обслуживали сотни людей!

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

  

 2) 

Предложение 2 осложнено обособленным уточняющим обстоятельством.

  

 3) 

Предложение 3 осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

  

 4) 

Предложение 4 сложносочинённое.

  

 5) 

Одна из грамматических основ предложения 5 –– кораблик потопил.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

 

Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретову пристройку.

3) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ПЕСЧАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

 2) 

СТЕРПЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

 3) 

ЛОГОТИП – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

 4) 

НЕ ЗАПОЛНЕНЫ (страницы) – частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.

 5) 

ОТТАЯВШИЙ – перед суффиксом -ВШ- действительного причастия прошедшего времени пишется та же буква, что перед -ТЬ в неопределённой форме глагола, от которого оно образовано.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

  

 2) 

Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.

  

 3) 

Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

  

 4) 

А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

  

 5) 

Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века –– явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». (3)Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг –– это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 двусоставное.

  

 2) 

В первой части предложения 2 грамматическая основа –– можно было бы сказать.

  

 3) 

Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  

 4) 

Предложение 4 содержит цитирование.

  

 5) 

Предложение 5 сложносочинённое.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.

4) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

КРЕПКО-НАКРЕПКО (усвоить) – наречие, пишется через дефис, потому что образовано сложением основ с одним и тем же корнем.

 2) 

ВСПОМИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

 3) 

ПУТАНЫЙ (ответ) – в суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

 4) 

МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на  пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.

 5) 

МОЛОДЦЕВАТЫЙ (вид) – в суффиксе прилагательного после мягкого согласного пишется буква Е.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…

  

 2) 

…я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

  

 3) 

Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

  

 4) 

На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

  

 5) 

Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Земля –– третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября –– день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря –– самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня –– самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой –– на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой –– на юго-западе.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 сложное с придаточным определительным.

  

 2) 

Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

  

 3) 

Первая часть предложения 3 –– односоставное неопределённо-личное предложение.

  

 4) 

Предложение 4 вопросительное.

  

 5) 

Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.

5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко
II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.

 2) 

НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.

 3) 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.

 4) 

БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

 5) 

КАРАВАЙ – правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

  

 2) 

Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

  

 3) 

Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.

  

 4) 

И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

  

 5) 

Зажмурюсь – и опять всё это стоит перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами...

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. (2)Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. (3)Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. (4)Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. (5)Можно с уверенностью утверждать, что в волосках морской мыши имеется двумерная фотонная среда: из потока света, падающего на волосок перпендикулярно, отражается только красный цвет (красная часть спектра); если же свет падает наклонно, волосок отражает (в зависимости от угла) то жёлтый, то зелёный, то синий цвета, и глазу он предстаёт поочерёдно во всех цветах радуги.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

  

 1) 

Предложение 1 простое односоставное.

  

 2) 

Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

  

 3) 

Предложение 3 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.

  

 4) 

Предложение 4 сложносочинённое.

  

 5) 

Первая часть предложения 5 –– односоставное безличное предложение.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

 

Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки
в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»

6) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.

 2) 

СКОВАНА (льдом) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

 3) 

ПЕЧЬ (пирог) – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

 4) 

СФОТОГРАФИРОВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

 5) 

СЖИГАТЬ – безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Журка опять потянулся к полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.

  

 2) 

Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами, оторвал у конверта край.

  

 3) 

И сейчас я оставляю всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. Может быть, эти книги помогут тебе взлететь.

  

 4) 

Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный, умница.

  

 5) 

Его резанули тоска и одиночество, которые рвались из этого письма.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало –– десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

  

 1) 

натуралистов поражала (предложение 1)

  

 2) 

может быть (предложение 2)

  

 3) 

считают (предложение 3)

  

 4) 

возможно (предложение 4)

  

 5) 

установлено (предложение 5)

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

 

Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились
из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.

7) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ПРЕРВАТЬ  правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.

 2) 

ОПЕКАЕМЫЙ (мамой)  правописание гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола.

 3) 

СТИХНЕТ (ветер) – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

 4) 

НЕНАСТНЫЙ  написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором согласный звучит отчётливо.

 5) 

 (ни на кого) НЕ ПОХОЖ – НЕ с глаголом пишется раздельно.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

Каждый посаженный им куст акации или сирени, по его словам, был совершенно необыкновенного сорта, особенно пышного цветения и дивного благоухания.

  

 2) 

Я рассказал ему об одном голландском рыбачьем посёлке.

  

 3) 

Вслед за маяком на дамбе невдалеке от посёлка вспыхнул сотнями огней ночной ресторан со стеклянными витринами.

  

 4) 

Луч маяка пронёсся над головой бегущей девочки, рассеянный свет упал на её волосы, и вся эта сцена представилась мне главой из ещё не написанной сказки о бледно-золотом цветке, осветившем своим таинственным огнём рыбачью лачугу.

  

 5) 

Шофёр усмехнулся и пожал плечами.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 2530 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

  

 1) 

Предложение 1 простое нераспространённое.

  

 2) 

В предложении 2 составное именное сказуемое.

  

 3) 

Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

  

 4) 

Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

  

 5) 

Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что
в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.

8) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.

 2) 

ПРИБЕЖАТЬ  написание приставки определяется её значением – приближение.

 3) 

ПРЕДЛАГАЮТ безударная гласная в корне слова непроверяемая.

 4) 

ДОЧЬ  буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.

 5) 

НА ЦЫПОЧКАХ в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.

  

 2) 

А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

  

 3) 

Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.

  

 4) 

Комнатная теплота не спасла берёзу!

  

 5) 

– Это закон, – сказал нам лесничий. – Закон природы.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то –– устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  

 1) 

Предложение 1 простое двусоставное.

  

 2) 

В первой части предложения 2 грамматическая основа –– можно утверждать.

  

 3) 

Предложение 3 односоставное назывное.

  

 4) 

Предложение 4 сложное.

  

 5) 

В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана
с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.

9) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

СТАРИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н, пишется -НН-.

 2) 

НЕИЗЪЯСНИМЫЙ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.

 3) 

ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.

 4) 

ВЕРТИТ  в окончании глагола II спряжения в форме 3-го лица единственного числа пишется окончание -ИТ.

 5) 

ОТРЕЧЬСЯ (от власти) – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

  

 2) 

Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

  

 3) 

Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

  

 4) 

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

  

 5) 

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

  

 1) 

Первая часть предложения 1 –– односоставное неопределённо-личное предложение.

  

 2) 

Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

  

 3) 

В предложении 3 первая грамматическая основа –– правда.

  

 4) 

Две части предложения 4 осложнены вводным словом.

  

 5) 

Предложение 5 сложносочинённое.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься
в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 
ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.

10) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

 2) 

ВЫНЕСИТЕ (немедленно) – в форме будущего времени 2-го лица единственного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

 3) 

НЕ ЗАВЕРШЕНА (встреча) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

 4) 

СУПЕРИГРА – после приставки иноязычного происхождения, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

 5) 

ПТИЦЕЙ – в суффиксе имени существительного после Ц без ударения пишется буква Е.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина.

  

 2) 

Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня.

  

 3) 

Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку.

  

 4) 

Не знаю почему, выныривая, я не кричал. Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха.

  

 5) 

Море возвращало силу, отнятую страхом.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, –– результат эволюционного процесса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  

 1) 

эмоции сформировались (предложение 1)

  

 2) 

исследования были систематизированы (предложение 2)

  

 3) 

учёным был приведён (предложение 3)

  

 4) 

реакции рассматривал (предложение 4)

  

 5) 

исследования –– результат (предложение 5)

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.

11) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

 2) 

ПОСТЕЛЕШЬ – в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква Е.

 3) 

УТЕРЯНЫ (документы) – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

 4) 

ПРОЧЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

 5) 

НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе почувствовался сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня.

  

 2) 

Вечером, когда Геня похрапывал во сне за зелёной ширмой, мать и бабушка долго сидели за столом.

  

 3) 

 Почему? Почему они его всегда обижают?  горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

  

 4) 

Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб…

  

 5) 

Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник –– первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие –– это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

  

 2) 

В предложении 2 грамматическая основа –– первооткрыватель.

  

 3) 

Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

  

 4) 

Предложение 4 простое.

  

 5) 

Предложение 5 сложное бессоюзное.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири
и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.

12) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

РАСЦЕНИВАТЬ  на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

 2) 

КОНЕЧНЫЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.

 3) 

ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ (бумага)  написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

 4) 

НАСТОЯННЫЙ (на травах) – написание гласной в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени зависит от спряжения глагола.

 5) 

НЕ РАД (ничему) – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись, смотрит на нас…

  

 2) 

«Я слышу свист мантий!»  воскликнул Суриков.

  

 3) 

Высочайшее мастерство… Всё в холсте словно движется…

  

 4) 

Гений не подавляет. Он вливает в тебя бодрость духа.

  

 5) 

Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые говорил тихо.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник –– первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие –– это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

  

 2) 

В предложении 2 грамматическая основа –– первооткрыватель.

  

 3) 

Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

  

 4) 

Предложение 4 простое.

  

 5) 

Предложение 5 сложное бессоюзное.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

 

Известный учёный, архитектор и реставратор А.В. Ополовников в книге
(1) Русский Север. Памятники зодчества (2) писал: (3) Замечательнейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях  искусства, они рассеяны всюду (4). Слова исследователя относятся и к (5) Карелии (6), которая по разнообразию ценнейших памятников народного художественного творчества занимает одно из ведущих мест на севере (7) России (8).

13) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

В ПРОДОЛЖЕНИЕ (часа) – в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.

 2) 

КОМАНДОВАТЬ  правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.

 3) 

ЗАДАЧА – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

 4) 

ПРЕДЫДУЩИЙ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

 5) 

ПЯТЬДЕСЯТ – в имени числительном пишется разделительный Ь.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  

 1) 

Лестница блестела, а посередине был ковёр.

  

 2) 

Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок?

  

 3) 

Это всё приходило мне в голову.

  

 4) 

Смеялись во весь голос и разговаривали.

  

 5) 

Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 сложное бессоюзное.

  

 2) 

Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.

  

 3) 

В первой части предложения 3 грамматическая основа –– возникло убеждение.

  

 4) 

Предложение 4 сложносочинённое.

  

 5) 

Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Для изучения русской деревянной архитектуры XVIXVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

14) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ГЛИНЯНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

 2) 

ВЗВОЛНОВАННО (ходить) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

 3) 

КОСИЧКИ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется наличием суффикса -А-.

 4) 

 (выпускники) УЧИЛИЩ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящих буква Ь не пишется.

 5) 

 (верен) ПО-ПРЕЖНЕМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

«Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!»

  

 2) 

Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением?

  

 3) 

Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти.

  

 4) 

Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.

  

 5) 

Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли –– это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан –– Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

  

 1) 

это Мировой океан (предложение 1)

  

 2) 

разделяют (предложение 2)

  

 3) 

части есть (предложение 3)

  

 4) 

выделяют (предложение 4)

  

 5) 

учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

 

Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.

15)  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

КОЖАНЫЙ  в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

 2) 

БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

 3) 

ИЗЛОЖЕНИЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.

 4) 

ЛИШЬ – в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

 5) 

ИЗДАВНА  написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ-.

Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  

 1) 

То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе.

  

 2) 

Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

  

 3) 

Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

  

 4) 

Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

  

 5) 

На другой день в актовом зале состоялась общая линейка.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» –– серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 простое.

  

 2) 

Предложение 2 односоставное безличное.

  

 3) 

Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.

  

 4) 

Грамматическая основа предложения 4 –– произошло.

  

 5) 

Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

 

Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки (6) канаты
для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты.
А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора
от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.

16)  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ОТЦЕПИТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

 2) 

НИ ЗА ЧТО – в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НИ пишется раздельно.

 3) 

БОРЮЩИЙСЯ – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

 4) 

(говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

 5) 

ЖРЕБИЙ – в имени существительном на -ИЙ в форме предложного падежа единственного числа пишется окончание -Е.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе.

  

 2) 

Так закончится год… И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!

  

 3) 

Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать...

  

 4) 

И мальчишка решил победить её одиночество…

  

 5) 

– Она… волшебная актриса!

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

  

 1) 

среда постоянно меняется (предложение 1)

  

 2) 

нарушения вызывают (предложение 2)

  

 3) 

они способны адаптироваться (предложение 3)

  

 4) 

понимается приспособление (предложение 4)

  

 5) 

изменение могло бы погубить (предложение 5)

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.

17)  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ПАЛЬТО  написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

 2) 

ЦИТРУСОВЫЕ  буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

 3) 

ПРИВЛЕЧЬ  на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.

 4) 

БЕЗЗАБОТНЫЙ  на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

 5) 

ИСТОРИЯ  в окончании формы предложного падежа имени существительного на -ИЯ пишется буква Е.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. 

  

 2) 

У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко.

  

 3) 

Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.     

  

 4) 

Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

  

 5) 

Голос обновлял слова, наполнял их теплом.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык –– речь –– коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их
в речи.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  

 2) 

Предложение 2 сложное.

  

 3) 

Предложение 3 односоставное безличное.

  

 4) 

В предложении 4 одна из грамматических основ –– позиции подходят.

  

 5) 

Предложение 5 осложнено однородными членами.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня
на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул.
На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) подавая знак (5) чтобы острог готовился к осаде.
В память об этих мужественных людях (6) красноярцы на месте сторожевой вышки (7) поставили деревянную часовню (8) а позднее заменили её каменной.

18) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ЗАМИРАТЬ – безударную гласную в корне можно проверить словом мир.

 2) 

ПРЕМУДРЫЙ  написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

 3) 

ГОРЕЧЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

 4) 

СОЛОВЬИНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н.

 5) 

ВЫЙДИТЕ (быстрее) – в глаголе в форме повелительного наклонения2-го лица множественного числа пишется суффикс -И- и окончание -ТЕ.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

  

 1) 

– А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

  

 2) 

Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

  

 3) 

Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

  

 4) 

Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

  

 5) 

Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие  тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы  из низких звуков. (4)Этим свойством звука  вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления  издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 

  

 1) 

Предложение 1 сложноподчинённое.

  

 2) 

В предложении 2 грамматическая основа  звуки можно разделить.

  

 3) 

Предложение 3 содержит неполные предложения.

  

 4) 

В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.

  

 5) 

Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

 

Единственный музей в России, где по древним чертежам воссоздают копии старинных русских судов и совершают на них дальние морские путешествия, моделируя по примеру Тура Хейердала старинные маршруты, называется (1) Полярный Одиссей (2) и находится в (3) Петрозаводске (4). Об этом уникальном месте говорят: (5) Это музей без границ (6). Главные экспонаты музея – это действующие копии исторических деревянных парусных кораблей, которые представляют на различных морских фестивалях (7) Россию (8).

19) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

БЕЗЗАКОННЫЙ – сочетание букв -зз- пишется на стыке приставки и корня.

 2) 

НЕСКОЛЬКО – в неопределённом местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.

 3) 

НЕПРАВДА – имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

 4) 

ПОЛ-ОСТРОВА – слово пишется через дефис, потому что после пол- стоит гласная буква.

 5) 

БЛЕДНО-ЖЁЛТЫЙ – сложные имена прилагательные, которые обозначают оттенки цвета, пишутся через дефис.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  

 1) 

Один, только один раз земля не уберегла меня... 

  

 2) 

Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.

  

 3) 

Я сгорал от жажды.     

  

 4) 

И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.

  

 5) 

Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  

 1) 

Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

  

 2) 

В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

  

 3) 

Предложение 3 односоставное.

  

 4) 

В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

  

 5) 

Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.

20) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

 (никем) НЕ УЗНАННЫЙ – полное причастие с зависимым словом пишется с частицей НЕ раздельно.

 2) 

УТЕШИШЬСЯ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

 3) 

МЕСТНОСТЬ – непроизносимый согласный в корне слова проверяется словом место, в котором он слышится отчётливо.

 4) 

НАСУХО (вытереть) – в наречии написание суффикса зависит от ударения.

 5) 

СОННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса -ОНН-, пишется НН.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  

 1) 

Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.     

  

 2) 

Я встал из-за стола, не сказав «спасибо». 

  

 3) 

Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.

  

 4) 

Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.  

  

 5) 

Он [кружок колбасы] растаял во рту.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

  

 1) 

В предложении 1 подлежащее –– задачи.

  

 2) 

Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  

 3) 

В первой части предложения 3 грамматическая основа –– закономерно.

  

 4) 

В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

  

 5) 

Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9)
и реалии того времени.

28) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

 1) 

ПО-ВЕСЕННЕМУ (тепло) – наречие пишется через дефис, потому что образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

 2) 

ЦИРК – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

 3) 

НЕ ПРИШЛИ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

 4) 

КАМЕННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.

 5) 

МЕДИЦИНА – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа в формате ОГЭ по русскому языку

Переработанный вариант (с учетом новых спецификаций)...

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по информатике

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по информатике с ответами и критериями оценки в соответствии с КИМ 2015 г. Составлена на основе материалов К.Ю. Полякова (http://kpolyakov.narod.ru/schoo...

Подготовка К ОГЭ "Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Вариант 3"

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.Част...

Подготовка к ОГЭ "Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015"

Вариант 1. Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит ...

Диагностическая работа в формате ОГЭ (часть 2)

Тесты ОГЭ-2016 по русскому языку для подготовки к заданям 2-14 с ответами. Могут быть использованы на уроках и при подготовке на элективных занятиях. Тесты были взяты и переработаны из различных матер...

Диагностическая работа в формате ГИА , 8 класс

Диагностическая работа в формате ГИА , 8 класс...

Анализ диагностической работы в формате ЕГЭ по математике в 11 классе

Анализ диагностической работы в форме ЕГЭ по математике в 11 классе...