Урок-игра "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Фролова Елена Игоревна

Урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_frazeologizmy.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

  1. Конкурс-разминка "Знаешь ли ты?" 

Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
Рукой подать – близко. 
Через час по чайной ложке – медленно. 
Морочить голову – обманывать. 
Склонять по падежам – ругать. 
Засучив рукава – хорошо работать. 
Опустив рукава – плохо работать. 
Во весь дух – быстро. 
Прикусить язык – замолчать. 

Ни пуха, ни пера – пожелать удачи. 

2.Теперь вы будете работать в командах. Задание командам (на карточках)

Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению)

Болтлив как сорока

 

 

хоть иголки собирай

Хоть пруд пруди

 

 

нем как рыба

Не видно ни зги

 

 

раз-два и обчелся

Кричать во всю Ивановскую

 

 

навострить уши

Пропустить мимо ушей

 

 

воды в рот набрать

Держать в ежовых рукавицах

 

 

отбиться от рук

Конкурс капитанов

 https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2019/02/10/v_5c5fff502d89c/99728902_2.png

4.Работа с текстом. Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

1.       «Разгадай ребус».

Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2019/02/10/v_5c5fff502d89c/99728902_1.png

Бить баклуши

10.Конкурс « Артист, ваше слово!»

Вытащив карточку, на которой написан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А другая команда должна его назвать.

Каждой команде по три карточки.

Карточки:

1.       Водить за нос.

2.       Засучив рукава.

3.       Пальчики оближешь.

4.       Реветь в три ручья.

5.       Смотреть сквозь пальцы.

6.       Сесть в калошу.

(Пока команды выполняют задание ,проводится игра сболельщиками).

На всякий случай

9. Кто это мог сказать?
Человек какой профессии   мог бы так сказать:
1. Направление главного удара, встать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку
2. Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши,
3. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет
4. Шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку
5. Через час по чайной ложке
Ответы: 1.Полководец. 2. Плотник. 3. Актер. 4. Портной. 5. Аптекарь.

 

1.Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним

Болтлив как сорока

 

 

хоть иголки собирай

Хоть пруд пруди

 

 

нем как рыба

Не видно ни зги

 

 

раз-два и обчелся

Кричать во всю Ивановскую

 

 

навострить уши

Пропустить мимо ушей

 

 

воды в рот набрать

Держать в ежовых рукавицах

 

 

отбиться от рук

  1. Разгадай ребус

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2019/02/10/v_5c5fff502d89c/99728902_1.png

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2019/02/10/v_5c5fff502d89c/99728902_2.png

Работа с текстом. Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

Работа с текстом. Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

  1. Водить за нос.

  1. Засучив рукава.

  1. Пальчики оближешь.

  1. Реветь в три ручья.

  1. Смотреть сквозь пальцы.

6.       Сесть в калошу.

1          2           3        4

1          2           3        4

1          2           3        4

1          2           3        4