Урок-игра "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Ход занятия
В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
- Конкурс-разминка "Знаешь ли ты?"
Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
Рукой подать – близко.
Через час по чайной ложке – медленно.
Морочить голову – обманывать.
Склонять по падежам – ругать.
Засучив рукава – хорошо работать.
Опустив рукава – плохо работать.
Во весь дух – быстро.
Прикусить язык – замолчать.
Ни пуха, ни пера – пожелать удачи.
2.Теперь вы будете работать в командах. Задание командам (на карточках)
Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним (противоположный по значению)
Болтлив как сорока |
|
| хоть иголки собирай |
Хоть пруд пруди |
|
| нем как рыба |
Не видно ни зги |
|
| раз-два и обчелся |
Кричать во всю Ивановскую |
|
| навострить уши |
Пропустить мимо ушей |
|
| воды в рот набрать |
Держать в ежовых рукавицах |
|
| отбиться от рук |
Конкурс капитанов |
4.Работа с текстом. Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
1. «Разгадай ребус».
Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!
Бить баклуши
10.Конкурс « Артист, ваше слово!»
Вытащив карточку, на которой написан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А другая команда должна его назвать.
Каждой команде по три карточки.
Карточки:
1. Водить за нос.
2. Засучив рукава.
3. Пальчики оближешь.
4. Реветь в три ручья.
5. Смотреть сквозь пальцы.
6. Сесть в калошу.
(Пока команды выполняют задание ,проводится игра сболельщиками).
На всякий случай
9. Кто это мог сказать?
Человек какой профессии мог бы так сказать:
1. Направление главного удара, встать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку
2. Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши,
3. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет
4. Шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку
5. Через час по чайной ложке
Ответы: 1.Полководец. 2. Плотник. 3. Актер. 4. Портной. 5. Аптекарь.
1.Каждому фразеологизму подберите соответствующий антоним
Болтлив как сорока |
|
| хоть иголки собирай |
Хоть пруд пруди |
|
| нем как рыба |
Не видно ни зги |
|
| раз-два и обчелся |
Кричать во всю Ивановскую |
|
| навострить уши |
Пропустить мимо ушей |
|
| воды в рот набрать |
Держать в ежовых рукавицах |
|
| отбиться от рук |
- Разгадай ребус
Работа с текстом. Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Работа с текстом. Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Водить за нос.
- Засучив рукава.
- Пальчики оближешь.
- Реветь в три ручья.
- Смотреть сквозь пальцы.
6. Сесть в калошу.
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4
1 2 3 4