Систематизация знаний по теме "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Материал на экологическую тему. 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematizatsiya_znaniy_po_teme_ochp.docx457.97 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        В последнее время экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей.

Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.

         Предмет русский язык обладает нравственно-экологическим потенциалом, однако для систематического осуществления экологической работы только учебника недостаточно, следует включать дополнительный материал, используя различные задания на экологическую тему.

        Экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки, фрагменты текстов с последующим анализом, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, стихотворения, упражнения экологического характера.  Главная цель учителя при использовании материалов на экологическую тему – не только проверить знания учащихся по русскому языку, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

       На примере данного урока русского языка можно увидеть, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания не только по предмету, но и по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.

Систематизация знаний по теме однородные члены предложения

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при них

Задачи: 1) обобщить знания об однородных членах предложения; 2) повторить порядок синтаксического разбора предложения с однородными членами; 3) отрабатывать навык расстановки знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах; 4) формировать умение различать однородные и неоднородные определения; 5) воспитывать любовь к природе, желание оберегать красоту окружающего мира.

Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, экран, проектор

Ход работы

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся.
  2. Формулирование темы урока

На доске

  • "Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом." Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.
  • Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Что общего в данных предложениях? Укажите ОЧП во предложениях.

Какой теме посвящены данные предложения?

Запишите тему урока.

  1. Актуализация опорных знаний об ОЧП

Блиц-опрос

С учащимися ведется устная работа. Они должны вспомнить, что им уже известно об однородных членах предложения

1) Какие члены предложения называются однородными?

2) Как связываются между собой однородные члены предложения? Приведите примеры.

3) Какие союзы служат для выражения однородности (группы союзов)?

4) Когда между однородными членами не ставится запятая?

5) Когда между однородными членами ставится запятая?

6) Какие определения являются однородными, а какие – неоднородными?

7) Какие слова называются обобщающими?                                                   Каковы правила пунктуации в предложениях с обобщающими     словами? Отредактируйте второе предложение так, чтобы в нем было обобщающее слово.

4. Повторяем изученное об ОЧП

  • Работа с текстом

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

1)В дальнем лесу на мал..нькой опушке в не/большой сказоч..ной избушке жили-поживали веселые девчушки/хохотушки –  Феи Леса. 2)Дружно жили, лес ст..рожили.3) Из года в год, из века в/век их не тр..вожил человек. 4)И были у них помо..никами два брата медведя. 5) Мирно и дружно жили в лесу и звери, и птицы, в трудную минуту всегда пом..гали друг другу. 6)Могли добрые лесные Феи своим лесом и жителями гордит..ся.

7)Но как/то утром с в..рхушки высокой елки тр..вожно закричала Сорока, от не/ожиданности испугались звери лесные.

8)Наполнился лес и гулом, и криком, и бе..покойством, и шумом великим. 9)С корзинами, ведрами и рю..заками люди пр..ехали в лес: кто за грибами, кто отдохнуть на полянке. 10)До самого вечера машины гудели, а сказоч..ные Феи, в избушке спрятавшись, сидели.

11)А утром солнышко ясное вык..тилось из/за горушки, осв..тило и лес, и избушку/вековушку. 12) По утрам Феи обход леса делают, пров..ряют, все ли в порядке. 13)По сторонам поглядели – и обомлели: лес –  не лес, а какая/то свалка, которую и лесом-то назвать жалко.14) Банки, бутылки, бумажки и тряпки повсюду разбросаны в бе..порядке.

15)Испугались волшебницы Феи за свой дом зеленый и очень ра..троились:

- Да что же это делается такое! Пойдем, сестрички, лес прибирать, мусор убирать, а то ни звери, ни птицы здесь не будут водит..ся!

16)Решили позвать Феи жителей леса на помощь. 17)Никто не отказал, все пришли, и закипела работа. 18) Быстро собрали мусор по мешкам. 19)Чисто стало в лесу, а потом и солнышко выглянуло.

20)Послышалось пение птиц, на полянке прыгали зайчата, а в ручье плескались неуклюжие бобры.

21)А девчушки/хохотушки лесные Феи предложили из собранного мусора: коробок, банок и бутылок –  сделать полезные и нужные вещи, игрушки для маленьких зверят. ( по С. Побочая )

Задание

1.Выразительно прочитайте текст
2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
3. Определите тему текста.
4. Определите его основную мысль.
5. Определите стиль текста.

6. Работа в парах. Перечитайте предложения 1-6. Дополните текст описанием красоты леса, используя однородные члены предложения (3-5 предложений)

https://storge.pic2.me/c/1360x800/452/52822f7557a6c.jpg

Заслушивание творческих работ

7. Работа в мини-группах: А) составить словарный диктант слов с орфограммой «Безударные гласные в корне слова»; Б) составить словарный диктант слов с дефисным написанием, написанием приставок; В) графическое письмо: составить схемы 8, 11, 21 предложения; выполнить синтаксический разбор 14 предложения; записать 15 предложение с прямой речью.

Проверка выполненного задания

8. Какую проблему затронула писательница в сказке? Насколько актуальна данная проблема?

9. Ребята, а вы заметили, что в тексте автор ни слова не сказала о цветах? Как вы считаете, почему? А что вы знаете о первоцветах? А что это за цветы? Почему их необходимо оберегать? От кого?

5. Домашнее задание

Устно. Повторить теоретический материал по учебнику

Письменное задание. Давайте представим, что у Её Величества Природы есть «Книга жалоб и предложений». Составьте высказывание (8-10 предложений) от имени первоцветов (используйте ОЧП), растущих в нашем регионе

http://cdn01.ru/files/users/images/c6/fb/c6fb4823ae36ab22d9e2806334ed7027.jpg

http://cdn01.ru/files/users/images/b0/25/b0256384f1cde1fa063f6fa7b6766e04.jpg

Пролески первоцветы

Крокусы первоцветы

6. Итоги урока. Оценивание.

- Над какой темой работали на уроке?

- Какие задания было выполнять несложно? Какие вызвали затруднения? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". 9 класс

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". План-конспект урока, презентация, приложения....

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Односоставные предложения».8 класс

Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, рабочий лист для учащихся, тест для проверки...