Обобщение и систематизация знаний по теме: «Односоставные предложения».8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Сначева Елена Александровна

Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, рабочий лист для учащихся, тест для проверки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шайковская СОШ №1»

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Односоставные предложения».

Урок в 8 классе.

Подготовила:

учитель русского языка Е.А.Сначева

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного материала.

Методические приемы: самостоятельная работа, работа в парах,  взаимопроверка, работа с текстом, тест,.

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Синтаксическая пятиминутка

4) Повторение теории

5) Практическая часть

6) Контроль усвоения, тест-пятиминутка

7) Домашнее задание

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”;
  2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений;
  3. Совершенствовать умение видеть односоставные предложения в контексте и использовать в речи.
  4. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений;
  5. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Оборудование:

  • Компьютерная мультимедийная  презентация
  • Рабочие листы учащихся

Ход урока.

Этап урока

Содержание этапа

I.

Орг

момент

1 мин

- Ребята, на прошлом уроке мы изучили последнюю тему по синтаксису простого односоставного предложения.

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Обобщение и систематизация знаний по теме: «Односоставные предложения».)

- Сегодня у нас необычный урок, и работать мы будем на специальных рабочих листах. В конце этих листов вы найдете таблицу контроля. Сюда вы будете заносить все оценки, которые сегодня получите. В конце урока листок с оценками вы сдадите, чтобы получить общую оценку за урок.

II.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Повторить виды односоставных предложений. Уметь находить и использовать односоставные предложения в речи). Мы еще раз повторим сведения об односоставных предложениях, поучимся находить их в тексте художественных произведений, для того чтобы вы употребляли их в различных видах своей речи.

- В конце урока вы должны четко знать Типы односоставных предложений и способы выражения главного члена, уметь находить в тексте  односоставные предложения, определять их вид, уметь использовать данные предложения в собственной речи.

А получится это у нас или нет, мы узнаем, выполнив контрольный тест. Найдите на своём столе рабочий лист, запишите на нём свою фамилию.

III

Синтаксическая пятиминутка

5 мин

Эпиграфом к этому уроку являются слова К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса».

-Запишите, пожалуйста, эпиграф нашего урока к себе в рабочие листы и выполните синтаксический разбор данного предложения

(Повеств., невоскл., прост.,односост., БЛП, распр., не осл.)

IV Повторение теории

3 мин

На дом вы получили задание повторить все типы односоставных предложений. Так что начнем мы с вами с повторения теоретического материала. Найдите на своих рабочих листах  задания по теории, продолжите предложения.

1) По наличию главных членов предложения делятся на односоставные и двусоставные.

2). Если в предложении подлежащего нет, сказуемое – 1 ,2-е лицо, то это определенно-личное предложение.

3). Если в предложении подлежащего нет, сказуемое  - 3 лицо, мн.ч . буд.вр. наст.вр; пр. вр. мн.ч., то это неопределенно-личное предложение.

4). Если в предложении подлежащего не может быть; сказуемое имеет безличное значение, то это безличное предложение.

5). Если в предложении подлежащее  есть, сказуемого не может быть, то это предложение назывное.

А теперь проверьте себя и оцените по пятибалльной шкале: 5 правильных ответов – «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных ответа – «3» и т.д. Оценку внесите в специальную табличку

V

Практическая часть

5 мин

   1.  Русский язык, как известно, богат синонимами. Но синонимами могут быть не только слова, но и предложения: одну и ту же мысль можно выразить по-разному. Для предложений, записанных на экране, нужно подобрать синонимичные, при этом обязательно односоставные. Подчеркнуть грамматические основы всех предложений, определить тип односоставных.

1)Сладко пахнет резеда. – Сладко пахнет резедой. (безл.)

2)Начинался рассвет. – Начинало рассветать. (безл.)

3)Стукнул мороз. – Морозит. Морозно. (безл.) – Мороз. (наз.)

4)Я любуюсь одинокой звездой. - Любуюсь одинокой звездой. (опр.-лич.)

5)В летнюю пору крестьяне выгоняют лошадей на ночь в поле. -  В летнюю пору лошадей выгоняют на ночь в поле. (неопр.–лич.)

 

5 мин

Определите типы односоставных предложений.

  1. Что же говорят об этом удальце? (неопределенно-личное)
  2. Люблю дымок спалённой жнивы. (определенно-личное)
  3. Тихая, звёздная ночь. (назывное)
  4. Кому владеть мечом? (безличное)
  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица) (обобщенно-личное)
  6. Не отходи от меня, друг мой. (определенно-личное)
  7. На обломках самовластья напишут наши имена. (неопределенно-личное)
  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (безличное)
  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор. (безличное)
  10. Непредвиденный дождь. (назывное)

VI Работа с текстом.

10 мин

 (Текст на рабочих листах)  Вставить пропущенные буквы,объяснить орфограммы,  расставить недостающие знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы, определить типы односоставных предложений (Комментирование)

Зимнее утро. Холодно. Но светит яркое солнце.  Красиво разукрасил мороз окна. Деревья одеты в белые шубы. Смотрю  на эту чудесную картину и сразу вспоминаю Пушкина:

       Мороз и солнце! День чудесный!

       Ещё ты дремлешь, друг прелестный!

       Пора, красавица, проснись!

- Для чего используются в текстах односоставные предложения?
(Обогащают нашу речь, придают высказыванию  краткость, выразительность, обобщающую силу.)

5 мин

 Творческая работа + словарная работа  

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зима». 5 предложений с разными типами односоставных предложений. При написании работы включите в свой текст 3 словарных слова на букву В ( смотрите словарь, стр.231)

Прослушать 3-4 человека.

VII

Тест-пятиминутка

Итак, мы с вами повторили все виды односоставных предложений, думаю, что сейчас вы готовы к самому важному этапу урока – к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили материал.

После выполнения работы – взаимопроверка.

1-А

                             1- Б

2-В

                              2- Г

3-Г

                              3- В

4-В

                             4- Б

5-В

                              5-А

VIII.

Домашнее задание 

На выбор:

1.Написать сочинение-миниатюру с использованием односоставных предложений по данному началу:  Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

2. Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения каждого типа.

3. Упр. 246

IX

Итоги урока

После всей проделанной работы мне остаётся вернуть вас к вопросу о том, какой тип простых предложений стоило бы сохранить в русском языке, если бы представилась такая возможность? Двусоставные или односоставные? (Нужны все предложения). Почему?

Самооценка

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому:- 5

Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь: - 4

В) для полного понимания мне нужно повторить тему: - 3

Г) я ничего не понял-2.

Рефлексия

– Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?

– Если  было  трудно/ не трудно — почему?

– Какие  у  вас  оценки, результаты?

– Если  хорошие – мои  поздравления.

– Если  допущены  ошибки – что  нужно   сделать, чтобы их  исправить?

Что  нужно  доработать?

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».

Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....

Урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". 9 класс

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". План-конспект урока, презентация, приложения....

Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»

Урок русского языка в 8-ом классеТема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими зн...