Степени сравнения имен прилагательных в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

 Разработка урока по русскиму языку по теме " Степени имен прилагательных"  6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_imya_prilagat.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока:

 «Степени сравнения имен прилагательных»

6 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ им.В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак

Намдак А.Ш.


Технологическая карта урока 

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

«Степени сравнения имен прилагательных»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Познакомить со степенями сравнения имен прилагательных, со способами их образования.

Задачи урока

Образовательные: сформировать навык правильного образования степеней сравнения прилагательных; повторить морфемный, морфологический, синтаксический разборы.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы; развивать внимание, логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество в решении поисковых задач.

Методы обучения

Проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Используемые технологии

Проблемное обучение, элементы игровой технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Формировать умение различать и образовывать степени сравнения имён прилагательных.

  2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

 Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, таблицу.

  2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

  3. Коммуникативные УУД:  

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  

    1. Формировать адекватную самооценку.

    2. Учить применять знания в повседневной жизни.

    3. Прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия  

Степени сравнения прилагательных

Учебно-методический комплекс

Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научн. ред. Н.М. Шанский. – М-: Просвещение, 2018.

Оборудование

Компьютер, проектор.

Методическое обеспечение

Презентация к уроку «Степени сравнения имен прилагательных»; учебники.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Построение выхода из затруднения. Открытие нового знания.

5. Первичное закрепление.

6. Динамическая пауза.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

10. Домашнее  задание

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учащихся на урок.

Включение в деловой ритм

-Я бы хотела начать урок  с приветствия, но оно рассыпалось. Кто поможет мне?

«С малой удачи начинается успех!»

 (1 слайд).

- Как вы понимаете эти слова?

- Я желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

    Я буду этому очень рада!

Ознакомление с рабочим листом.

- Ребята, обратите ваше внимание, у вас на партах лежат рабочие листы. В них прописаны все наши этапы урока. В течение всего урока вы работаете на этих листах. В конце урока мы подведем итоги. Подпишите их, пожалуйста.

Объясняют смысл приветствия.

Настраиваются на учебную деятельность.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Личностные: формирование внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к обучению.

Коммуникативные: готовность

к сотрудничеству.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

Фронтальная работа.

- О какой части речи идет речь:

Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет -
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
.

Меня вам надо знать, беречь

- Найдите в предложениях имена прилагательные, определите их исходную форму.

  1. Перед нами счастливейший из счастливых (А.П.Чехов).
  2. И стало в памяти моей прошедшее ясней…(М.Лермонтов)

- Одинаковое ли у этих слов значение?

Что означают слова счастливейший, яснее?

- О чем мы сегодня будем говорить?

- Давайте сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке (образование степеней сравнения). Давайте искать решение этой проблемы.

-Сможете ли вы сформулировать тему урока?

Давайте запишем сегодняшнее число, тему.

 Отгадывают загадку.

Счастливейший – счастливый

Яснее - ясный

Счастливейший – самый счастливый (наивысшая степень счастья)

Яснее – более ясный (сравнительная степень).

- «Степени сравнения имен прилагательных».

Познавательные: уметь систематизировать материал; понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять) ряд объектов по заданному  признаку.

Регулятивные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: интерес  к учебному материалу.

Постановка цели и задач урока.

Подвести к самостоятельной постановке познавательной цели.

- Какова цель нашего урока?

Используйте слова:

-Я узнаю…

- Я смогу…

-Я научусь…

-Я смогу применить…

-  Какие действия мы можем предпринять, чтобы достичь нашей цели?

- Цель – узнать, как образуются степени сравнения прилагательных.

Примерные ответы:

-Я узнаю, как образуются степени сравнения прилагательных.

-Я смогу определять формы степеней сравнения прилагательных.

- Я научусь правильно образовывать формы степеней сравнения прилагательных.

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5».

Высказывают свою точку зрения.

-провести исследование.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.

Регулятивные: 

формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Личностные: самоопределение.

Построение выхода

из затруднения. Открытие нового знания.

Сформировать ориентировочную основу действий.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Групповая работа. Чтобы решить нашу проблему, разделимся на группы и проведем исследование. А результаты исследования оформим как мини-проект. Выберите двух представителей от группы, которые выразят мнение всей группы у доски.

Зад 1. 1-я группа изучает сравнительную степень прилагательных, затем объясняет 2ой группе (стр. 10-12). 2-я группа изучает превосходную степень, объясняет 1ой (стр.14). (Группам даются макеты для проекта)

Выступление групп. Дети прикрепляют в соответствии с правилом изображение.

- Какой мы можем сделать вывод? Какие формы имеют степени сравнения прилагательных? Как они образуются?

-Итак, наша схема завершена. Он будет нашей опорой на пути к цели (на доске)!!!

-Теперь мы можем объяснить формы слов, которые вызывали в начале урока затруднение?

- Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных словах?

Исследуют ситуацию. Составляют план достижения цели и определяют средства.

Обсуждают, проводят исследование, составляет схему, делают выводы.

Работают с учебником, наблюдают.

-Да.

-Применять схему

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование; анализ объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

интерес к познавательной деятельности.

Первичное закрепление.

Проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала.

Динамическая пауза

Продолжение закрепления

  1. Образуйте степени сравнения прилагательных (устно) (слова записаны на доске):

Красивый – красивее, более красивый; красивейший, самый красивый.

Широкий – шире, более широкий; широчайший, самый широкий;

Мягкий – мягче, более мягкий; мягчайший, самый мягкий.

Сладкий – слаще, более сладкий; сладчайший, самый сладкий.

-А теперь все дружно встали, передышку себе дали

Вышли из-за парт, встали прямо, протяните руки вперед, чтобы убедиться в том, что вы не мешаете своим одноклассникам. Слушаем внимательно и выполняем задания.

Итак!!!

Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)

  1. Работа в парах. Упр 333.

Предлагается 3-ем учащимся выполнить разборы у доски.

  1. Составить небольшой текст «Мой класс», используя прилагательные в сравнительной степени.

Выполняют задание  устно по цепочке, с проговариванием по таблице (схеме).

Выполняют упражнения.

Работают  в парах.

 Производят взаимопроверку.

Познавательные:

умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать собеседника.

Самостоятельная работа

(с самопроверкой    по эталону).

Применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создание
ситуации  успеха.

 Используя прилагательные, сравните автомобили по цене, скорости, мощности (с тремя прилагательными).

(данные представлены в таблице)

                         Цена                     Скорость            Мощность                                                                                   BMW                       8446$                    163км/ч                1986                 HONDA                    4990$                    166км/ч               1342                                                          MERCEDES            15485$                   195км/ч               2746

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку,  сравнивая с эталоном; объясняют формы степеней прилагательных.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей. 

Регулятивные: 

контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: самоопределение.

Включение в систему знаний и повторение.

Повторить  и закрепить изученный материал,  довести его до уровня автоматизированного навыка.

Организует деятельность по применению новых знаний в других условиях.

Игра «Хвастунишка». Написать свои положительные качества.

     

Индивидуальная работа.

Познавательные:

выбор  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения; контроль, коррекция.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: 

 интерес  к познавательной деятельности.

Подведение итогов. Рефлексия.

Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- сегодня на уроке я узнал…

- меня удивило…

- я умею…

- я смогу…

- научился…

Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия:

- Сегодня я узнал…

- Меня удивило…

- Я умею…

- Я смогу…

- Я научился…

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Домашнее задание.

Подвести учащихся  к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Предлагает разноуровневые задания:

1. § 57, упр. 336 (всем).

2. Упр. 335 или составить текст на тему «Мой Бурен-Бай-Хаак», используя прилагательные  разных степеней сравнения.

Ориентируются в информации, выбирают задания соответствующего уровня.

Познавательные: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь слушать собеседника.

Выставление оценок.

Используя прилагательные, сравните автомобили по цене, скорости, мощности.

(данные представлены в таблице)

                                  Цена                     Скорость            Мощность                                                                                  

 BMW                       8446$                    163км/ч                1986                

HONDA                    4990$                    166км/ч               1342                                                          

MERCEDES            15485$                   195км/ч               2746

(6 предложений)

Используя прилагательные, сравните автомобили по цене, скорости, мощности.

(данные представлены в таблице)

                                  Цена                     Скорость            Мощность                                                                                  

 BMW                       8446$                    163км/ч                1986                

HONDA                    4990$                    166км/ч               1342                                                          

MERCEDES            15485$                   195км/ч               2746

(6 предложений)

Используя прилагательные, сравните автомобили по цене, скорости, мощности.

(данные представлены в таблице)

                                  Цена                     Скорость            Мощность                                                                                  

 BMW                       8446$                    163км/ч                1986                

HONDA                    4990$                    166км/ч               1342                                                          

MERCEDES            15485$                   195км/ч               2746

(6 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Тест по теме «Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс)

Тест по теме «Степени сравнения имен прилагательных» (6 класс)...

Презентация к уроку русского языка "Степени сравнения имен прилагательных", 6 класс.

Презентация к уроку русского языка разработана по учебнику М.Т.Баранова для 6 класса. Тип урока: комбинированный....

Степени сравнения имен прилагательных, 6 класс

Технологическая карта открытого урока русского языкав 6 классе...

Презентация по английскому языку "Степени сравнения имен прилагательных", 4 класс

Презентация по английскому языку "Степени сравнения имен прилагательных",  4 класс...