ВПР как инструмент внутренней системы оценки и качества
опыты и эксперименты по русскому языку
Из опыта работы как работать с заданиями ВПР по русскому языку, как оценивать задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как работать с заданиями ВПР | 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ШМО «Словесник» 16.10.2021г.
ТЕМА: «ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования.
“Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.”
(Шарлотта Бронте (1816–1855) английская писательница)
Форма: мастер - класс
Фронтальный опрос:
Что такое ВПР и зачем они нужны?
(Всероссийская проверочная работа, отражает динамику достижений, оценка качества образования, получение результата, выявить пробелы в знании обучающихся; контрольная работа по всей России)( результат изучения школьного курса)
Что оцениваем?
(Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.)( качество реализации образовательного процесса)
По каким критериям оценивать?
По признаком успешности, писать, читать, решать, рассуждать, анализировать, ориентироваться в проблематике)
Проблемный вопрос
А чем полезны ВПР детям?
(ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон)
ВПР – это такая же проверочная работа, как все, которые пишут дети.
Что будет, если ребенок «провалится» на ВПР?
(В первую очередь неудачный результат ВПР является своевременным сигналом как для учащегося, так и для всей школы. ВПР может стать инструментом самодиагностики и основой для выстраивания стратегии методической работы)
Задания ВПР — какие они?
Задача ВПР — проверить уровень знаний школьников на соответствие требованиям ФГОС.
ВПР — не экзамен, а контрольная работа. Но готовиться к ней надо также систематически в течение всего учебного года. В оставшиеся до первых ВПР два месяца можно сделать акцент на самых сложных темах и заданиях. Предлагаем рассмотреть пять проблемных тем ВПР по русскому языку
Рассмотрим варианты возможных решений по результатам ВПР :
На стороне учащегося
Задание 8,9,10,11
Как помочь ученику преодолеть затруднения и подготовиться к ВПР?
1. «Не умею определять основную мысль текста»
Наибольшую трудность у детей вызывает задание, где нужно сформулировать основную мысль текста. Ребёнку сложно понять смысл текста, выделить главную мысль и определить последовательность действий. Для отработки этих навыков в течение учебного года мы делаем разные типы заданий.
2. Тренируемся решать конкретные задачи при чтении:
«Читая текст, обрати внимание, о ком рассказывается…»;
«Читая текст, обрати внимание, о чём хотел предупредить автор»;
«Постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование».
3. Учимся работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой. На первых этапах выбираем правильный вариант из предложенных. Дети анализируют, обсуждают и объясняют свой выбор.
«О чём рассказывается в произведении «Маяк» А. С. Некрасова? Отметь правильный ответ.
— о том, что маяк днем не горит;
— о том, что днём на маяке чинят лампы;
— о том, что на маяке работать скучно;
— о том, как маяк помогает морякам».
Далее задания усложняются:
Выбери из текста ключевые слова, отражающие основную мысль произведения.
Выбери ключевые слова, опираясь на которые можно составить план текста.
Выбери правильное начало или конец текста из предложенных вариантов.
Расставь предложения из текста в правильной последовательности, найди лишние предложения.
4. «Не умею составлять план текста»
Трудности возникают и с заданиями, которые требуют составить и записать план короткого текста. Чтобы подготовить к такому типу заданий, мы учим детей действовать по алгоритму:
Шаг 1. Посчитать количество абзацев.
Шаг 2. Найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца: помогает ребёнку вчитаться, сформулировать основную мысль и правильно построить план текста.
Шаг 3. Записать по порядку ключевые слова или предложения абзацев — это и будет план текста.
5. «Не умею задавать вопросу по тексту»
Вопросы к тексту — ещё одна проблемная зона контрольной по русскому языку. Детям гораздо чаще приходится не задавать вопросы, а отвечать на готовые.
Для тренировки можно использовать приём «тонких» и «толстых» вопросов. Первые — это прямые вопросы, требующие конкретного ответа: кто? что? когда? как звали? когда было? Они предполагают просто знание фактов из текста. Вопросы второй группы требуют самостоятельных рассуждений, формулировки причинно-следственных связей, описания процессов. Такой подход учит смотреть на проблему с разных сторон и хорошо понимать смысл текста.
Также мы используем приём «Кубик Блума» из технологии критического мышления Бенджамина Блума. В начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать такие:
Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.
Сравни. Укажи сходства и различия предмета или явления с подобными.
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя этот предмет?
Проведи анализ. Расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. Укажи плюсы и минусы.
Как выставляются оценки ВПР?
Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ.
Практическая работа
Задания, в которых ученики выполнят анализ текста и определят основную мысль Задание 8,9,10.
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст и выполните предложенные задания.
ОРЕЛ И КОШКА
(1) 3а деревней весело играла кошка со своими котятами. (2) Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива.(З) Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орел. (4) Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. (5) Но не успел еще под няться, как мать вцепилась уже в него. (6) Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. (7) 3акипела битва насмерть.(8) Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и повредил ей один глаз. (9) Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.(10) Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. (11) В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котенка.
К. Ушинский
Задания к тексту:
1. Определите ключевое слово (ключевые слова) текста.
Попробуйте определить, с какой целью автором написан текст. Сформулируйте ответ с помощью ключевых
слов. При необходимости используйте лексику: «поделиться с читателем мыслями о ...», «передать настрое-
ние», «описать ...», рассказать о ...», «дать представление о ...», «обратить внимание читателя».
2. Определите основную мысль текста. Помните, что она всегда связана с ключевыми словами и с целью
создания текста.
Образец выполнения
Ключевые слова – орел, кошка, котенок.
3.План:
Тёплый день
Опасность
Защита котенка
Победа
К. Ушинский хотел обратить внимание читателя на то, как храбро кошка защищала котенка, хотя орел был намного сильнее. Материнская любовь способна преодолеть многое, мать способна на все ради ребенка.
4. Запиши, что значит выражение «закипела битва».
Рефлексия:
Памятка
Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе
(рекомендации для обучающихся)
Советы по подготовке к проверочной работе
- Готовься планомерно
- Соблюдай режим дня
- Питайся правильно
- Во время подготовки чередуй занятия и отдых
Советы во время проверочной работы
- Соблюдай правила поведения на проверочной работе!
- Слушай, как правильно заполнять бланк!
- Работай самостоятельно!
- Используй время полностью!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность функционирования внутренней системы оценки качества образования.
В основе разработки данных положений лежит «Примерный порядок организации ВСОКО в условиях поэтапного перехода ОО Кировской области на ФГОС общего образования», разработанный ИРО КО....
Модель внутренней системы оценки качества образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области
Современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитически...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....
Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»
Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...
Положение о внутренней системе оценки качества образования
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учрежден...
ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования.
ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования. Анализ результатов ВПР и модели их использования. Преемственность между уровнями начального общего и основного общего образования&raq...
ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования.
ВПР как инструмент внутренней системы оценки качества образования. Анализ результатов ВПР и модели их использования. Преемственность между уровнями начального общего и основного общего образования&raq...