Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
методическая разработка по русскому языку

Наталья Валентиновна Дюбанова

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по учебным дисциплинам ОУД.01 Русский язык, ОУД.02 Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sam._rabota_po_rus._yazyku.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы  по  дисциплинам

ОУД.01 Русский язык, ОУД.02 Литература  

для  обучающихся  по специальности

23.02.03 Техническое обслуживание

и ремонт автомобильного транспорта

                                                                                              Разработала преподаватель

русского языка и литературы

Дюбанова Н.В.

Рассмотрены на заседании ПЦК

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № 1 от 29 августа 2019 года

Председатель П(Ц)К ____ (Дюбанова Н.В.) 

Рославль

2019

Содержание

Введение -  стр.  4

Основная часть. Понятие,  задания  и виды самостоятельной работы обучающихся - стр. 5-6

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся - стр. 6-7

Организация самостоятельной работы обучающегося -  стр. 7-8

Методические указания для обучающихся при подготовке к  занятиям - стр. 8-9

Критерии оценки знаний обучающихся - стр. 9-10

Методические рекомендации по составлению конспекта – стр.11-12

Методические указания по подготовке к экзаменам и зачетам -  стр.12

Методические указания по написанию и оформлению рефератов - стр.12-16

Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения – стр.17

Методические указания по написанию и оформлению контрольных работ - стр. 17

Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним – стр. 18-19

Методические рекомендации по составлению тестов и эталонов ответов к ним - стр. 19-20

Методические рекомендации по составлению презентаций – стр. 20

Требование к обучающимся по подготовке и презентации доклада на занятиях - стр. 20-23

Методические рекомендации по подготовке и оформлению эссе – стр. 23-24

Методические указания по использованию информационных технологий - стр.24-26

Список литературы - стр.27

Приложения – стр. 28-32

Введение

В ФГОС-4 указаны требования к результатам подготовки специалистов среднего звена, указаны общие компетенции, которыми должен обладать техник, в том числе:

ОК 4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Безусловно, составление различных сообщений и докладов по русскому языку и литературе  способствует развитию указанных компетенций. В данных методических указаниях освещены вопросы сбора необходимой информации, подготовки сообщения, доклада, а также эффективной презентации своего выступления перед другими обучающимися.

Самостоятельная работа обучающихся по русскому языку и литературе  в СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» направлена на  развитие    способности и готовности  к самостоятельному и непрерывному изучению  этих дисциплин, а также дальнейшему самообразованию обучающихся.

Настоящие  МУ составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплинам ОУД.01 Русский язык и ОУД.02 Литература. На изучение  дисциплины ОУД.01 Русский язык, согласно учебному плану  по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта предусмотрено 78 аудиторных часов и  39 часов самостоятельной работы, ОУД.02 Литература - 117 аудиторных часов и 59 часов самостоятельной работы.

Основная часть

Понятие, функции, задачи и виды

самостоятельной работы обучающихся

        Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, среди которых необходимо отметить:

  • развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей обучающихся);
  • ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
  • воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
  • исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
  • информационно-обучающая (учебная деятельность обучающихся на аудиторных занятиях).

Задачами самостоятельной работы обучающихся являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умения использовать справочную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

В учебном процессе учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.         Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

     индивидуальные занятия (домашние занятия):

  • изучение  программного материала дисциплины (работа с учебником и  конспектом лекции);
  • изучение рекомендуемых литературных источников;
  • конспектирование источников;
  • выполнение контрольных работ,
  • работа со словарями и справочниками;
  • использование аудио- и видеозаписи;
  • работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
  • составление плана и тезисов ответа на  занятии;
  • составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
  • выполнение тестовых заданий;
  • решение задач;
  • подготовка презентаций;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;
  • составление глоссария, кроссворда и тестов по темам дисциплины;
  • работа с компьютерными программами;
  • подготовка к зачету, экзамену;

        групповая самостоятельная работа обучающихся:

  • подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
  • участие в Интернет - конференциях

-    получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии  с учебно-методическим комплексом по дисциплинам. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный  характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Колледж обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации самостоятельной работы обучающихся.

Библиотека:  

  • обеспечивает учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях);
  • доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, возможность выхода в Интернет.

Предметная (цикловая) комиссия:

  • обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
  • разрабатывает: учебно-методические комплексы, программы, пособия, материалы по учебным дисциплинам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • методические рекомендации, пособия по организации самостоятельной работы обучающихся;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы рефератов и докладов;
  • вопросы к экзаменам и зачетам;
  • образцы оформления индивидуальных заданий;
  • предоставляет обучающимся сведения о наличии учебно-методической литературы, современных программных средств по своей дисциплине.

Организация самостоятельной работы обучающегося

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет обучающемуся развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения,  получить навыки повышения профессионального уровня.

Задачи  преподавателя по  планированию и организации самостоятельной работы обучающегося:

  1. Составление плана самостоятельной работы обучающегося по дисциплине.
  2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.
  3. Обучение обучающегося методам самостоятельной работы.
  4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).
  5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы обучающегося.

Обучающийся должен знать:

  • какие  разделы и темы дисциплины предназначены для   самостоятельного  изучения (полностью или частично);
  • какие формы самостоятельной работы  будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
  • какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу обучающегося являются:

  • учебно-методический комплекс по дисциплине;
  • методические указания по выполнению контрольных  работ;
  • методические указания для обучающихся по организации самостоятельной работы.

Методические  указания для обучающихся являются обязательной частью учебно-методического комплекса.     Цель  методических указаний -  обратить  внимание обучающегося на главное, существенное в изучаемой дисциплине,  научить связывать теоретические положения с практикой, научить конкретным методам и приемам выполнения различных учебных заданий (решение задач, написание тезисов, подготовка презентаций и т.д.).  

Методические указания для обучающихся

при подготовке к  занятиям

Практическое занятие – форма систематических учебных занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана.

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях обучающийся не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если обучающийся видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.

При подготовке к практическим занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения  дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке.

На практических занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике  занятий.

        Обучающемуся рекомендуется следующая схема подготовки к  занятию:

  1. Проработать конспект лекций;
  2. Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу;
  3. Ответить на вопросы плана семинарского занятия;
  4. Выполнить домашнее задание;
  5. Проработать тестовые задания и вопросы;
  6. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.

Занятия могут проводиться в форме беседы со всеми обучающимися группы или индивидуально. Этот вид занятия называется коллоквиумом (собеседованием). Коллоквиумы проводятся по конкретным вопросам дисциплины. Коллоквиум отличается, в первую очередь тем, что во время этого занятия могут быть опрошены все или значительная часть обучающихся группы.

В ходе коллоквиума выясняется степень усвоения обучающимися понятий и терминов по важнейшим темам, умение обучающихся применять полученные знания для решения конкретных практических задач.

Для подготовки к коллоквиуму обучающиеся заранее получают у преподавателя задание. В процессе подготовки они изучают рекомендованные преподавателем источники литературы, а также самостоятельно осуществляют поиск релевантной информации, а также могут собрать практический материал. Коллоквиум может проходить также в форме ответов обучающихся на вопросы билета, обсуждения сообщений обучающихся, форму выбирает преподаватель.

Критерии оценки знаний обучающихся

Оценка теоретических знаний

Оценка 5 – «отлично» выставляется, если обучающийся имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.

Оценка 4 – «хорошо» выставляется, если обучающийся показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.

Оценка 3 – «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся в целом освоил материал практической работы, ответил не на все  уточняющие и дополнительные вопросы.

Оценка 2 – «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы.

Оценка практических навыков

Оценка  «5» - ставится, если обучающийся демонстрирует  знание  теоретического  и  практического  материала по теме практической работы, умеет  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка,

умеет соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка,  строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами.

Оценка  «4»  - ставится,  если обучающийся демонстрирует  знание  теоретического  и  практического  материала по теме практической работы,  допуская  незначительные  неточности  при  выполнений заданий, имея неполное  понимание  междисциплинарных  связей  при правильном  выборе алгоритма выполнения задания.

Оценка  «3»  -   ставится,  если  обучающийся затрудняется  с правильной  оценкой  предложенных  заданий,  дает неполный  ответ,  требующий  наводящих  вопросов  преподавателя,  выбор  алгоритма выполнения задания  возможен  при  наводящих  вопросах  преподавателя.

Оценка  «2»  -  ставится,  если  обучающийся дает  неверную  оценку  ситуации,  неправильно  выбирает  алгоритм  действий.

Самопроверка

После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также выполнения достаточного количества заданий на практических занятиях и самостоятельно обучающемуся рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, правила, формулировки основных положений и тезисов, анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения( для Литературы);

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.

Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Консультации

Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у обучающегося возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах обучающийся должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Методические указания по подготовке к экзаменам и зачетам

Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у обучающегося должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы, обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Если в процессе самостоятельной  работы над изучением теоретического материала или при решении задач у обучающегося возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах обучающийся должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

Реферат — письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

  1. Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
  2. Планирование исследования. Включает составление календарного плана научного исследования и плана предполагаемого реферата. Календарный план исследования включает следующие элементы:

- выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана реферата;

- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

- сообщение о предварительных результатах исследования;

- литературное оформление исследовательской проблемы;

- обсуждение работы (на семинаре, на конференции и т.п.).

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата
 характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

  1. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке:

- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

  1. Обработка материала
    При обработке полученного материала автор должен:
  • систематизировать его по разделам;
  • выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
  • определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
  • уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
  • сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
  • окончательно уточнить структуру реферата.
  1. Оформление реферата
  2. При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
  • следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
  • писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод);
  • соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.

Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. Шрифт Times New Roman размером 14, межстрочный интервал 1,5.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).

Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

- каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

- научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией. Образец оформления титульного листа реферата представлен в Приложении 1.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • соответствие оформления реферата требованиям.

Защита тематического реферата:

  1. Может проводиться на выделенном одном занятии (семинаре) в рамках часов учебной дисциплины или по одному реферату при изучении соответствующей темы.
  2. Защита реферата обучающимся предусматривает: 
  • доклад по реферату не более 5-7 минут;
  • ответы на вопросы оппонента.
  1. На  защите рекомендовано излагать материал, исключая непосредственное  чтение текста реферата.
  2.  Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема; материал логично изложен, докладчик хорошо владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема  определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Методические указания по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения 

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Требования к выполнению:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Обучающийся четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия  элементов наглядности. Обучающийся четко зачитывает сообщение.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Обучающийся монотонно зачитывает сообщение.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема сообщения не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Методические указания по написанию и оформлению контрольных работ

Контрольные работы являются одним из обязательных видов самостоятельной работы обучающихся.

Целью контрольных работ является выработка у обучающегося навыков самостоятельной работы; формирование навыков работы со специальной литературой и умения применять свои знания к конкретным ситуациям.

Контрольная работа может состоять из теоретической части и (или) заданий (задач) по тем или иным вопросам (темам, разделам) изучаемой дисциплины.

Обучающиеся самостоятельно решают задания контрольных работ. Ответы должны быть аргументированными, обоснованными, полными, сопровождаться необходимыми расчетами и ссылками на источники литературы.

Кроме обязательных контрольных работ обучающиеся могут выполнять контрольные работы в рамках текущего контроля усвоения пройденного материала на аудиторных занятиях. Темы и даты проведения таких контрольных работ могут объявляться заранее, вследствие чего обучающиеся имеют возможность самостоятельной подготовки к ним.

По итогам проверки контрольных работ может быть организован семинар, групповые или индивидуальные консультации (собеседование) с разбором наиболее трудных заданий и типичных ошибок.

Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме

и ответов к ним

Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объёмом не менее 10 слов – 1 ч.

Требования к выполнению:

  • изучить информацию по теме;

•        создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • грамотная формулировка вопросов;
  • кроссворд выполнен без ошибок;

работа представлена на контроль в срок. 

Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд содержит не менее 18-20 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок. 

  Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд содержит не менее 17-15 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует  теме; не достаточно     грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.

  Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит  менее 14-12 слов информации; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует  теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

           Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит  менее 10 слов информации; оформлен небрежно; содержание не соответствует  теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.

Методические рекомендации

по составлению тестов и эталонов ответов к ним

Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы обучающегося по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 4). Обучающийся должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять обучающемуся в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы.

Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение ("Кто их больше составил?", "Чьи тесты более точны, более интересны?" и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч.

Требования к выполнению:

  • изучить информацию по теме;
  • провести ее системный анализ;
  • создать тесты;
  • создать эталоны ответов к ним;
  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания тестовых заданий теме;
  • включение в тестовые задания наиболее важной информации;
  • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
  • наличие правильных эталонов ответов;
  • тесты представлены на контроль в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тестовые задания содержат не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует  теме; грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены без ошибок; представлены на контроль в срок. 

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тестовые задания содержит не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует  теме; не достаточно     грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с незначительными ошибками; представлены на контроль в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тестовые задания содержат  менее 15 слов информации; оформлены небрежно; содержание поверхностно соответствует  теме; не совсем грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с ошибками; не представлены на контроль в срок.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если тестовые задания содержат  менее 10 слов информации; оформлены небрежно; содержание не соответствует  теме; неграмотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с ошибками; не представлены на контроль в срок.

Методические рекомендации по составлению презентаций

Мультимедийные презентации - это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 2). Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Требования к обучающимся по подготовке и презентации доклада на занятиях.

1. Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

2. Тема доклада  должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.

3. Материалы при его подготовке, должны соответствовать  научно-методическим требованиям  колледжа  и  быть указанны в   докладе.

4. Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.

5. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.

6. Работа обучающегося над докладом-презентацией  включает  отработку навыков ораторства  и умения организовать и проводить  диспут.

7. Обучающийся в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение  ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.

8. Обучающийся в  ходе работы по презентации  доклада,  отрабатывает умение самостоятельно  обобщить материал и сделать выводы в заключении.

9. Докладом также  может стать презентация реферата  обучающегося, соответствующая теме занятия.

10. Обучающийся обязан  подготовить и выступить с  докладом в строго отведенное  время преподавателем, и в срок.

Инструкция докладчикам и содокладчикам

Докладчики и содокладчики - основные  действующие лица. Они во многом определяют содержание, стиль, активность данного занятия. Сложность  в том, что докладчики и содокладчики должны   знать и уметь очень многое:

  • сообщать новую информацию;
  • использовать технические средства;
  • знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара);
  • уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы;
  • четко выполнять установленный регламент: докладчик - 10 мин.;  содокладчик - 5 мин.;  дискуссия - 10 мин.;
  • иметь представление о композиционной структуре доклада.

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

  • название презентации (доклада);
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;  
  • живую интересную форму изложения;
  • акцентирование оригинальности  подхода.

Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока не должны даваться без наглядных пособий, аудио - визуальных и визуальных материалов.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.

Требования к выполнению:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • установить логическую связь между элементами темы;
  • представить характеристику элементов в краткой форме;
  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если обучающийся создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; студент представляет свою презентацию.

      Оценка «4» (хорошо) выставляется, если обучающийся создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; обучающийся представляет свою презентацию в срок.

 Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если обучающийся не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует  теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; обучающийся не представляет свою презентацию в срок.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если обучающийся не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 8 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует  теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; обучающийся не представляет свою презентацию в срок.

Методические рекомендации по подготовке и оформлению эссе

Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Обучающийся должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от обучающегося умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе работ обучающихся, научных конференциях.

Требования к выполнению:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;
  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;
  • выбрать главное и второстепенное;
  • составить план эссе;
  • лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;
  • оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;
  • реалистичность оценки существующего положения дел;
  • полезность и реалистичность предложенной идеи;
  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
  • художественная выразительность, яркость, образность изложения;
  • грамотность изложения;
  • эссе представлено в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; обучающийся раскрыл не только суть проблемы, но и привел различные точки зрения  и выразил собственные взгляды на нее; эссе не содержит речевых и грамматических ошибок.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и выделена проблема; не точно раскрыта суть проблемы; эссе содержит 1-2 речевых и грамматических ошибок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; не точно определена и выделена проблема; материал не логично изложен; имеются грамматические и речевые ошибки.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если тема не соответствует содержанию; не определена и выделена проблема; материал не логично изложен; имеются грамматические и речевые ошибки.

Методические указания по использованию информационных технологий

В рамках изучения учебных дисциплин необходимо использовать передовые информационные технологии – компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. При использовании интернет - ресурсов обучающимся следует учитывать следующие рекомендации:

  • необходимо критически относиться к информации;
  • следует научиться обрабатывать большие объемы информации, представленные в источниках, уметь видеть сильные и слабые стороны, выделять из представленного материала наиболее существенную часть;
  • необходимо избегать плагиата! (плагиат — присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем). Поэтому, если текст источника остается без изменения, не забывайте сделать ссылки на автора работы.

Самостоятельная работа в Интернете

Новые информационные технологии (НИТ) могут использоваться для:

  • поиска информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными  библиотечными системами, электронными журналами;
  • организации диалога в сети – использование электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций;
  • создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов.

Возможности новых информационных технологий

Формы организации учебных занятий

1. Поиск и обработка информации

  • написание реферата-обзора
  • рецензия на сайт по теме
  • анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание
  • написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента
  • составление библиографического списка
  • подготовка фрагмента практического занятия
  • подготовка доклада по теме
  • подготовка дискуссии по теме
  • работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети

2. Диалог в сети

  • обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы
  • общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или студентами других групп или вузов, изучающих данную тему
  • обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции
  • консультации с преподавателем и другими студентами через отсроченную телеконференцию

3. Создание web-страниц и web - квестов

  • размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме
  • публикация библиографий по теме
  • создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах
  • создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса

Как готовить рефераты с помощью Интернета

Для того, чтобы отобрать нужный для работы материал в наше время нет никакой необходимости сидеть в библиотеке. Вполне можно использовать Интернет. Помимо книг и учебных пособий во Всемирной Сети всегда можно найти некоторое количество готовых работ сходной тематики различного уровня (от докладов на 1-2 страницы до дипломных работ объёмом до 100 листов), которые можно использовать в качестве образца или основы для будущего реферата.

Однако стоит опасаться искушения сдать понравившуюся готовую работу вместо того, чтобы написать свою. Большинство преподавателей прекрасно знакомы с различными рефератами, постоянно просматривают появляющиеся новинки в Сети и вполне могут определить источник, откуда была скачана данная работа, а это грозит осложнениями, вплоть до несдачи работы. Кроме того, учебный реферат формирует те теоретические навыки, которые будут необходимы при написании работ более высокого порядка (курсовых, бакалаврских, дипломных и др.). Поэтому стоит попробовать написать хотя бы несколько учебных рефератов самостоятельно. Таким образом, активное использование в современном учебном процессе такой формы работы, как написание реферата, вполне обосновано.

Подходить к написанию реферата следует "с умом": в некоторых случаях достаточно будет сдать готовую работу, найденную в Интернете, в других целесообразно обратиться за помощью к специалисту, а в иных стоит поработать самому. Использование Интернета при самостоятельной подготовке реферата оправдано, так как помогает в достаточно короткий срок (в любое время суток, а также в праздничные и выходные дни, в отличие от библиотеки) получить необходимый материал с минимальными затратами. Если при написании реферата используются не только книги и учебные пособия, найденные в Сети, но и готовые работы, то стоит обратить внимание на их качество. Как минимум, стоит просмотреть готовый текст на предмет соответствия темы и материала, наличие плана работы, списка литературы и объёма. Лучше всего использовать своего рода творческий подход: взять несколько работ одной и той же тематики, сравнить, выбрать наиболее удачные.

Список использованной литературы

  1. Алханов,А. Самостоятельная работа студентов / А.Алханов // Высшее образование в России. – 2011. – №11. – С.86-89.
  2. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 64 с.
  3. Плотникова, О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход / О.Плотникова // Высшее образование в России. – 2005. – №1.
  4. Портных,В. О воспитании самостоятельности студентов / В.Портных // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.155-157.
  5. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного образования / Н.Росина // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114.
  6. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов / А.Рубаник, Г.Большаков, Н.Тельных // Высшее образование в России. – 2011. – №6. – С.120-124.
  7. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов, актуальные проблемы /В.Сенашенко, Н.Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. –№7. – С.103-109.

Приложение 1

Образец титульного листа реферата

смоленское областное государственное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

РЕФЕРАТ

Тема: «……………………………………..»

по дисциплине «………………………………..»

Проверил: преподаватель……………..

Выполнил: обучающийся … курса

группы ….. специальность «…………….»

Ф.И.О. обучающегося

                                                                                 

Рославль

2019

Приложение 2

Образец оформления презентации

  1. Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

___________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

  1. Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

  1. Третий слайд

Литература:

  1. Четвертый слайд и т.д.

Лаконично раскрывает содержание информации, можно

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации

Приложение 3

Образец оформления эссе

ЭССЕ

Выполнил Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность  

Тема эссе:

Цель эссе:

При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

  • Почему выбрали эту тему?
  • В чем состоит актуальность выбранной темы?
  • Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
  • В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
  • Конкретная задача в рамках темы, на решение которой направлено эссе?

Содержание эссе:

  • Анализ актуального положения дел в выбранной области. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.
  • Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.
  • Плюсы и минусы.
  • Изложение собственного подхода / идеи.
  • Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.
  • Практические рекомендации.
  • Перспективы использования данного подхода / его разработки.
  • Плюсы и минусы предложенной идеи.
  • Другое.

Приложение 4

 Типы тестовых заданий

По способу ответа, тестовые задания могут быть следующих основных типов:

1.  Закрытые тесты с одним правильным ответом, в которых необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.

Например: Пишутся с буквой о:

А. выскочка; Б. скачок; В. проскакал; Правильный ответ: А.

2. Закрытые тесты с двумя и более правильными ответами, в которых из предложенных вариантов необходимо отметить не менее двух правильных ответов.

Например: Пишется с е :

А. примерять Б. уберу; В. выбираю; Г. упереться.

Правильный ответ: А, Б, Г.

3. Закрытые тесты на нахождение соответствия, где в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор (букву или номер) соответствующего ему понятия или описания.

Например: Найдите соответствие между названием и его определением:

А

Эпитет

Намеренное преувеличение

Б

Гипербола

Намеренное преуменьшение

В

Литота

Красочное определение

Г

Инверсия

Изменение правильного порядка слов в предложении

Правильный ответ: В, А, Б, Г.

4. Закрытые тесты на нахождение последовательности, где предложенные варианты событий, явлений, понятий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.

Например: Последовательность действия пьесы «Гроза»:

А

Отъезд Тихона

Б

Разговор Кулигина с Борисом о нравах города Калинова

В

Последняя встреча Катерины с Борисом

Г

Признание Катерины

Д

Сцена с ключом.

Правильный ответ:  Б, А, Д, Г, В

5. Открытые тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов, студент должен дать единственно правильный ответ самостоятельно. Как правило, применяется при формировании тестов, предполагающих ответ в виде результата вычислений, по данным в тесте условиям. При этом нужно внимательно следить за использованными в ответе единицами измерения и погрешностью вычисления.

Например: Главная функция языка-_______________________

Правильный ответ: коммуникативная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного экзамена

Здесь описаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного э...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подра...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"

Работа с источниками на учебных занятиях  по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации для студентов ССУЗов  по учебной дичциплине "Английский язык"...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык»

Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Русский язык». Рекомендации содержат у...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением дистанционных технологий по математике

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением дистанционных технологий по математике...