5 класс. Тема урока «Подлежащее и сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тип урока: повторение знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yaz._5_klass.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Русский язык

5 класс. Тема урока «Подлежащее и сказуемое»

Тип урока: повторения знаний

1. Образовательно – развивающие цели:

1.1.Усвоение учащимися понятий: главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.

1.2 Применение учащимися опорных понятий: главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, грамматическая основа, определение, дополнение, обстоятельство, второстепенные члены предложения;

1.3 Овладение учащимися УУД:

      * познавательными: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, подведение под понятие, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей;

     * регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;

    коммуникативными: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

  1. Овладение учащимися предметными умениями:
  2. Воспитательные цели:

2.1. Формирование у учащихся мировоззрения на основе категорий: общее- особенное- единичное, первичное – вторичное, причины следствие, единство-многообразие.

2.2 Развитие личностных УУД: проявление положительной мотивации и познавательного интереса к учению, активности при изучении нового материала, сопоставления самооценки собственной деятельности с оценкой товарищам.

№/п

Деятельность учителя

Время

Баллы

Деятельность ученика

  • Мотивационный этап.

Организационный момент

Знакомство учеников с заявкой на оценку. Планирование каждым своей оценки, фиксирование ее на полях тетради.

Определение и формулирование учащимися цели урока. Назначение арбитров в каждой группе для учета активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока.

Заявка на оценку:

«5» - 28 б и более

«4» - 22-27б

«3» - 16-21 б

- Отметьте на полях количество баллов, которое вы планируете получить в конце урока.

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины    - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б
  • За скорость – 1 б

- Сегодня у нас необычный урок. Поприветствуем гостей.

Работать сегодня будем и в группах,  и индивидуально. 

Эпиграф к уроку –

Знание – это сила

-  Как вы понимаете эти слова?

- Что значат эти слова для нашего урока,  для каждого из вас?

1мин.

2 мин.

  • Этап актуализации знаний по предложенной теме

Дидактическая игра «Ярмарка понятий» (фронтальная работа)

На доске записаны понятия:  главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство

- «Купите» понятия, сформулировав к ним вопросы – понятия. Ответы выразите в форме определений понятий.

7 мин.

Учащиеся дают определение понятий.

  • Выявление затруднения, что именно создает проблему

- Прочитайте выражения, установите, какие из них являются определением понятия:

  1. Сказуемое — главный член предложения, который называет действие предмета, отвечает на вопросы кто? что? и подчеркивается двумя линиями.
  2. Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.
  3. Подлежащее — главный член предложения, называющий того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком и отвечает на вопросы кто? или что? 

Определяют существенные признаки главных членов предложения, подлежащего и сказуемого.

Индивидуальный труд. Простая кооперация.

Самооценка результатов устных ответов

  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Работа с текстом:    

Зимнее зеркальце.

      В лесу трещат от холодов деревья. А под ивой виднеется небольшое зеркальце теплого лесного ручья. Оно красиво в своей мраморной оправе искристых снегов. Живые, тоненькие зеленые травинки на дне ручья радуют и веселят глаз. Зимнее синее зеркальце! Смотрится в его живую синюю гладь ива. И снится ей веселая весна, ласковое солнце, звонкие песни лесного вольного ветра. (по А. Рыжову)

Задание 1

- Списать текст в тетрадь. Выделить в каждом предложении грамматическую основу. Назвать второстепенные члены предложения.

Задание 2. Прочитав текст,  выявить общие и особенные признаки подлежащего и сказуемого, сформулировав суждения по карточке №3 (сравнение).

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

Простая кооперация

Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме:

1 группа – общие признаки подлежащего и сказуемого;

2 группа – особенные признаки подлежащего и сказуемого;

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

 

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

10мин

10мин.

7мин.

Предполагаемые ответы:

Общее (сходство)

  1. * Сравнивая подлежащее и сказуемое, можно сказать, что подлежащее отвечает на вопросы: кто? что?, а сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит?
  2. *Так же, как и подлежащее, сказуемое является членом предложения.

Особенное (различное)

(*По сравнению с подлежащим, которое называет того, кто действует, сказуемое обозначает действие предмета.

  1. * Если подлежащее подчеркивается одной чертой, то сказуемое – двумя чертами.

  • Реализация выбранного проекта.

Задание 3

На основе предложенного текста сформулировать к тексту 4 вопроса-суждения о главных членах предложения

Индивидуальный труд. Простая кооперация

Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов

 Сложная кооперация

*Выступление групп по своей теме

*Возражения, дополнения групп.

*Каждая группа может задать выступающей группе по 1 вопросу-суждения.

*Анализ и оценка выступления

6мин.

  1. Вопросы – суждения:

1.Чем объяснить, что в предложении №1, 2 второстепенных членов предложения больше, чем слов в предложении?

2.Почему подлежащее – главный член предложения?

3.Чем объяснить, что слова радуют и веселят в предложении    Живые, тоненькие зеленые травинки на дне ручья радуют и веселят глаз являются сказуемым?

4.Как доказать, что слово деревья в предложении  В лесу трещат от холодов деревья  является подлежащим?

  • Этап рефлексии деятельности.

   Подведение итогов работы на уроке

Распределение поощрительных баллов. Подсчет каждым заработанных на уроке баллов в соответствии с границами оценок в заявке.

1 мин.

Домашнее задание

1мин.

П. 31, 32 стр. 75, У. 159

- Сконструировать предложение, заменив подлежащее второстепенным членом предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."

Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."(с тестом)...