5 класс. Тема урока «Подлежащее и сказуемое»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык
5 класс. Тема урока «Подлежащее и сказуемое»
Тип урока: повторения знаний
1. Образовательно – развивающие цели:
1.1.Усвоение учащимися понятий: главные члены предложения, подлежащее, сказуемое.
1.2 Применение учащимися опорных понятий: главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, грамматическая основа, определение, дополнение, обстоятельство, второстепенные члены предложения;
1.3 Овладение учащимися УУД:
* познавательными: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, подведение под понятие, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей;
* регулятивными: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;
коммуникативными: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
- Овладение учащимися предметными умениями:
- Воспитательные цели:
2.1. Формирование у учащихся мировоззрения на основе категорий: общее- особенное- единичное, первичное – вторичное, причины следствие, единство-многообразие.
2.2 Развитие личностных УУД: проявление положительной мотивации и познавательного интереса к учению, активности при изучении нового материала, сопоставления самооценки собственной деятельности с оценкой товарищам.
№/п | Деятельность учителя | Время | Баллы | Деятельность ученика |
| Организационный момент Знакомство учеников с заявкой на оценку. Планирование каждым своей оценки, фиксирование ее на полях тетради. Определение и формулирование учащимися цели урока. Назначение арбитров в каждой группе для учета активности и фиксации на доске результатов на каждом этапе урока. Заявка на оценку: «5» - 28 б и более «4» - 22-27б «3» - 16-21 б - Отметьте на полях количество баллов, которое вы планируете получить в конце урока. Критерии оценки
- Сегодня у нас необычный урок. Поприветствуем гостей. Работать сегодня будем и в группах, и индивидуально. Эпиграф к уроку – Знание – это сила - Как вы понимаете эти слова? - Что значат эти слова для нашего урока, для каждого из вас? | 1мин. 2 мин. | ||
| Дидактическая игра «Ярмарка понятий» (фронтальная работа) На доске записаны понятия: главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство - «Купите» понятия, сформулировав к ним вопросы – понятия. Ответы выразите в форме определений понятий. | 7 мин. | Учащиеся дают определение понятий. | |
| - Прочитайте выражения, установите, какие из них являются определением понятия:
| 3б | Определяют существенные признаки главных членов предложения, подлежащего и сказуемого. Индивидуальный труд. Простая кооперация. Самооценка результатов устных ответов | |
| Работа с текстом: Зимнее зеркальце. В лесу трещат от холодов деревья. А под ивой виднеется небольшое зеркальце теплого лесного ручья. Оно красиво в своей мраморной оправе искристых снегов. Живые, тоненькие зеленые травинки на дне ручья радуют и веселят глаз. Зимнее синее зеркальце! Смотрится в его живую синюю гладь ива. И снится ей веселая весна, ласковое солнце, звонкие песни лесного вольного ветра. (по А. Рыжову) Задание 1 - Списать текст в тетрадь. Выделить в каждом предложении грамматическую основу. Назвать второстепенные члены предложения. Задание 2. Прочитав текст, выявить общие и особенные признаки подлежащего и сказуемого, сформулировав суждения по карточке №3 (сравнение). Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов Простая кооперация Обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме: 1 группа – общие признаки подлежащего и сказуемого; 2 группа – особенные признаки подлежащего и сказуемого; Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов
Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов | 10мин 10мин. 7мин. | 6б 8б | Предполагаемые ответы: Общее (сходство)
Особенное (различное) (*По сравнению с подлежащим, которое называет того, кто действует, сказуемое обозначает действие предмета.
|
| Задание 3 На основе предложенного текста сформулировать к тексту 4 вопроса-суждения о главных членах предложения Индивидуальный труд. Простая кооперация Самооценка результатов индивидуального труда и устных ответов Сложная кооперация *Выступление групп по своей теме *Возражения, дополнения групп. *Каждая группа может задать выступающей группе по 1 вопросу-суждения. *Анализ и оценка выступления | 6мин. |
1.Чем объяснить, что в предложении №1, 2 второстепенных членов предложения больше, чем слов в предложении? 2.Почему подлежащее – главный член предложения? 3.Чем объяснить, что слова радуют и веселят в предложении Живые, тоненькие зеленые травинки на дне ручья радуют и веселят глаз являются сказуемым? 4.Как доказать, что слово деревья в предложении В лесу трещат от холодов деревья является подлежащим? | |
| Подведение итогов работы на уроке Распределение поощрительных баллов. Подсчет каждым заработанных на уроке баллов в соответствии с границами оценок в заявке. | 1 мин. | ||
Домашнее задание | 1мин. | П. 31, 32 стр. 75, У. 159 - Сконструировать предложение, заменив подлежащее второстепенным членом предложения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.
Конспект урока русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...
Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".
Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...
Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."
Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."(с тестом)...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема урока "Составное именное сказуемое"
Первый урок по теме "Составное именное сказуемое"....