Зачет по Пушкину А.С.
тренажёр по литературе

Молодых Любовь Владимировна

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachyot_po_pushkinu.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

1.Как называется стихотворение?

2. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?

3. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

4. Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к другу?

 

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

  1. Название стихотворения
  2. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

  1. Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их с данным стихотворением?

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

1.Название стихотворения.

2.В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским стихотворением?

Высоко над семьёю гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
 
‎Далёкий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!...

1.Название стихотворения

2.Что позволяет причислить стихотворение А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» философской лирике?

3.В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?

«К Чаадаеву»

Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?

По содержанию, жанру и композиции стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» представляет собой разновидность

произведений ораторского искусства, хотя и остаётся посланием. Высокий эмоциональный настрой, мобилизующий на

борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, создаётся свойственными ораторскому стилю средствами.

Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью: пятнадцать простых предложений образуют четыре

сложных. Призывные интонации создают и обращения:

Мой друг, отчизне посвятим…

Пушкин использует слова высокого стиля (внемлем, отчизны, упованья) и общественно-политические термины,

распространённые в дворянских революционно настроенных кругах (гнёт, самовластье, вольность).

В стихотворении много слов и выражений, создающих подтекст: это и сравнения (как сон, как утренний туман), и

эпитеты (роковой власти, святой вольности), метафоры (свободою горим, недолго нежил нас обман).

Ритм выступает как один из составных элементов интонации и как конструктивный элемент, с помощью которого

достигается целостность произведения.

Все перечисленные поэтические средства помогают выразить основной смысл стихотворения: оно о прошлом,

настоящем и будущем вольнолюбивого поколения начала XIX века.

16. Задание 16 № 844

В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему

свободы?

Пояснение.

Призыв лирического героя Пушкина к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу

поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву. Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в

стихотворении “Узник” (1822), а также в элегии “К морю” (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу

человека - как внутреннюю, так и поэтическую.

Тема свободы, воли раскрывается в творчестве Лермонтова. В стихотворении «Парус» поэт завидует парусу, который,

хоть и одинок, но свободен.

Вольнолюбивая лирика Некрасова носит философский характер. В стихотворениях же «Рыцарь на час» и «Умру я

скоро…» герой сожалеет о том, что он «к цели шел колеблющимся шагом», что ему суждены были «благие порывы», но

«свершить ничего не дано».

Каким чувством проникнуто обращение лирического героя к другу?

Пояснение.

Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и

доверительные отношения, но и общие стремления. Именно поэтому стихотворение звучит как

доверительное обращение к другу.

Вначале лирический герой вспоминает о прошлом. Он разочарован тем, что его надежды не

оправдались. Теперь он очнулся от грез. Но главное желание служить Родине в нем не угасло.

Оно приободряет его и поднимает настроение. Своим посланием он не только вселяет веру в

других, но и ободряет самого себя. В начале стихотворения присутствует минорный мотив –

мечты героя развеяны явлениями реальной жизни. Далее настроение становится бодрым,

надежда все ещё есть. Обращение лирического героя звучит как призыв.

15. Задание 15 № 118

Как в сти хо тво ре нии А. С. Пуш ки на пе ре да на мысль о «бесценности» под лин ной дружбы?

Пояснение.

Тема дружбы получила в творчестве Пушкина особое звучание. Поэту довелось познать, что такое настоящая дружба,

он имел преданных друзей и умел дружить сам.

Стихотворение «К Пущину» посвящено лицейскому другу, который навестил опального поэта во время ссылки в Михайловском. «Мой первый друг! Мой друг бесценный!» - этой строкой начинается стихотворение, и эпитет «бесценный» передаёт не только глубину чувств молодых людей, но бес¬конечное их доверие и преданность друг другу.

   Стихотворение написано высоким стилем с использованием старославянской лексики: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье», что придаёт посвящению к другу торжественность и некоторый пафос.

  Во  второй строфе поэт использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Хотя вместе с тем стихотворение пронизано чувством глубоких личных переживаний

16. Задание 16 № 119

Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает

К теме дружбы обращались в своем творчестве Л. Толстой «Война и мир» (Безухов – Болконский), И. Гончаров

«Обломов» (Обломов – Штольц) и др.

Обоснования для сопоставления раскрытия темы в столь разных произведениях налицо: нравственная проблематика

—дружба показана как духовное единение, товарищество, братство; дружба Пушкина с Пущиным, как и дружба Пьера

Безухова с Андреем Болконсиким основана на единстве личных и гражданских мотивов. Пущин помогает другу преодо

леть личную «катастрофу» — одиночество и в то же время приезд Пущина может расцениваться как способ преодоления

социальной «катастрофы» — кружения идеалов после подавления восстания декабристов. Пьер также неоднократно помо

гает Андрею в преодолении личных «катастроф» (отношения с Наташей), а Андрей, в свою очередь, единственный для

Пьера здра во мыс ля щий че ло век в об ще стве лжи и ли це ме рия Курагиных.

Пояснение.

Тема дружбы в русской поэзии занимает не последнее место. В творчестве Пушкина тема

дружбы раскрывается в стихотворениях: «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», цикле стихов о лицее.

В лирике Лермонтова этой теме посвящено стихотворение «Памяти А.И. Одоевского».

Пушкин и Лермонтов переживают о трагических судьбах своих друзей, о невозможности

помочь им в тяжелый для них момент жизни. В обоих стихотворениях звучит тема

разочарования от несбывшихся юношеских грёз.

У Пушкина:

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман

У Лермонтова:

Из детских рано вырвался одежд.

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил –

И Бог не спас!

Несмотря на то, что оба стихотворения посвящены друзьям-декабристам, в динамике чувств

лирических героев есть различия.

Стихотворение Пушкина звучит как призыв: надежда все ещё есть! Стихотворение

Лермонтова от начала и до конца трагично: кроме тёплых воспоминаний о друге ничего не

осталось.

Пушкин раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с

их первой встречи. Главный и единственный лирический герой – сам автор. В стихотворении

«Памяти А. И. Одоевского» Лермонтов описывает своего друга как личность светлую и нежную,

восхищает

17. Задание 17 № 724

Некрасов

Умру я скоро. Жалкое наследство,

О родина! оставлю я тебе.

Под гнетом роковым провел я детство

И молодость – в мучительной борьбе.

Недолгая нас буря укрепляет,

Хоть ею мы мгновенно смущены,

Но долгая – навеки поселяет

В душе привычки робкой тишины.

На мне года гнетущих впечатлений

Оставили неизгладимый след.

Как мало знал свободных вдохновений,

О родина! печальный твой поэт!

Каких преград не встретил мимоходом

С своей угрюмой музой на пути?..

За каплю крови, общую с народом,

И малый труд в заслугу мне сочти!

 

Не торговал я лирой, но, бывало,

Когда грозил неумолимый рок,

У лиры звук неверный исторгала

Моя рука.. Давно я одинок;

Вначале шел я с дружною семьею,

Но где они, друзья мои, теперь?

Одни давно рассталися со мною,

Перед другими сам я запер дверь;

Те жребием постигнуты жестоким,

А те прешли уже земной предел...

За то, что я остался одиноким,

Что я ни в ком опоры не имел,

Что я, друзей теряя с каждым годом,

Встречал врагов всё больше на пути –

За каплю крови, общую с народом,

Прости меня, о родина! прости!

 

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым бог тебя ведет,

Но, жизнь любя, к ее минутным благам

Прикованный привычкой и средой,

Я к цели шел колеблющимся шагом,

Я для нее не жертвовал собой,

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она,

Одна любовь сказаться в ней успела

К тебе, моя родная сторона!

За то, что я, черствея с каждым годом,

Ее умел в душе моей спасти,

За каплю крови, общую с народом,

Мои вины, о родина! прости!..

‎Памяти Одоевского

 Я знал его: мы странствовали с ним
‎ В горах Востока, и тоску изгнанья
‎ Делили дружно; но к полям родным
‎ Вернулся я, и время испытанья
‎ Промчалося законной чередой,
‎ А он не дождался́ минуты сладкой:
‎ Под бедною походною палаткой
‎ Болезнь его сразила, и с собой
‎ В могилу он унёс летучий рой
10 ‎ Ещё незрелых, тёмных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!

‎ Он был рождён для них, для тех надежд,
‎ Поэзии и счастья… Но, безумный,
‎ Из детских рано вырвался одежд
‎ И сердце бросил в море жизни шумной,
‎ И свет не пощадил — и бог не спас!
‎ Но до конца среди волнений трудных,
‎ В толпе людской и средь пустынь безлюдных
‎ В нём тихий пламень чувства не угас:
20 ‎ Он сохранил и блеск лазурных глаз,
‎ И звонкий детский смех, и речь живую,
И веру гордую в людей и жизнь иную.

‎ Но он погиб далёко от друзей…
‎ Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
‎ Покрытое землёй чужих полей,
‎ Пусть тихо спит оно, как дружба наша
‎ В немом кладби́ще памяти моей!
‎ Ты умер, как и многие, без шума,
‎ Но с твёрдостью. Таинственная дума
30 ‎ Ещё блуждала на челе твоём,
‎ Когда глаза закрылись вечным сном;
‎ И то, что ты сказал перед кончиной,
Из слушавших тебя не понял ни единый…

‎ И было ль то привет стране родной,
‎ Названье ли оставленного друга,
‎ Или тоска по жизни молодой,
‎ Иль просто крик последнего недуга, —
‎ Кто скажет нам?.. Твоих последних слов
‎ Глубокое и горькое значенье
40 ‎ Потеряно. Дела твои, и мненья,
‎ И думы — всё исчезло без следов,
‎ Как легкий пар вечерних облаков:
‎ Едва блеснут, их ветер вновь уносит —
Куда они? зачем? откуда? — кто их спросит…

‎ И после их на небе нет следа,
‎ Как от любви ребёнка безнадежной,
‎ Как от мечты, которой никогда
‎ Он не вверял заботам дружбы нежной…
‎ Что за нужда?.. Пускай забудет свет
50 ‎ Столь чуждое ему существованье:
‎ Зачем тебе венцы его вниманья
‎ И терния пустых его клевет?
‎ Ты не служил ему. Ты с юных лет
‎ Коварные его отвергнул цепи:
Любил ты моря шум, молчанье синей степи

‎ И мрачных гор зубчатые хребты…
‎ И вкруг твоей могилы неизвестной
‎ Всё, чем при жизни радовался ты,
‎ Судьба соединила так чудесно:
60 ‎ Немая степь синеет и венцом
‎ Серебряным Кавказ её объемлет;
‎ Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
‎ Как великан склонившись над щитом,
‎ Рассказам волн кочующих внимая,
А море Чёрное шумит не умолкая.

15. Задание 15 № 1103

Как по смыс лу свя за ны между собой стро фы 4 и 6 сти хо тво ре ния и как они вы ра жа ют глав ную мысль автора?

Пояснение.

Четвертая и шестая строфы противопоставлены друг другу. Сначала поэт рисует жизнь без любви — монотонную,

серую, скучную. А в конце стихотворения все меняется: с появлением любви все ожило, сердце забилось, появились

жизнь, слезы, любовь.

Главная мысль автора состоит в том, что любовь — одна из самых главных ценностей в жизни человека, и в том, что с

по яв ле ни ем или про буж де ни ем любви че ло век об ре та ет смысл жизни, на пол ня ясь ее све том и энергией.

16. Задание 16 № 1104

В каких произведениях русских поэтов звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским стихотворением?

Пояснение.

Практически у каждого крупного поэта есть стихотворения, относящиеся к любовной лирике. Среди всего многообра

зия мы можем найти такие, которые показывают «воскрешение» человека с приходом любви. Например, об этом говорит

ся в сти хо тво ре нии М. Ю. Лер мон то ва «Валерик» или в сти хо тво ре нии С. А. Есе ни на «Заметался пожар голубой...».

Можно пойти по другому пути и сопоставить стихотворения других поэтов, показав силу любви. Например, «О как

убий ствен но мы любим» Ф. И. Тютчева. Автор, ис поль зуя громкие, гроз ные метафоры, пишет о том, как часто мы уби ва ем

самое прекрасное, что в нас есть.

О, как убий ствен но мы любим,

Как в буй ной сле по те стра стей

Мы то всего вер нее губим,

Что серд цу на ше му милей!

Ф. И. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть

осторожнее. Все стихотворение пропитано тоской и грустью. Тютчев пишет не о выдуманной судьбе влюбленного

человека, а о своей собственной. Даже боль ше о судь бе Денисьевой, чем о своей.

Судь бы ужас ным при го во ром

Твоя лю бовь для ней была,

И не за слу жен ным по зо ром

На жизнь ее она легла!

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали

его любовь, толпа, не за слу жен ные упреки.

В конце Ф. И. Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то,

что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Одновременно повтором первого четверостишия поэт

показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым

кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать. Любовь — всепоглощающее чувство, как и в стихотворении

А. С. Пушкина, но если у Ф. И. Тютчева любовь убивает, приносит страдания, то у А. С. Пушкина это чувство

созидательно, оно воз рож да ет ли ри че ско го героя к жизни.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.


Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Первая половина 1851

Лермонтов «Крест на скале»

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниёт он и гнётся от бурь и дождей.

5И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далёких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О если б взойти удалось мне туда,
10Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!

15. Задание 15 № 2999

Что позволяет причислить стихотворение А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской

лирике?

Пояснение.

Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой

философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.

Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно

подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:

…Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «уще-лье», где нет воли, трудно

дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье – это Россия. Здесь,

в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.

Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в

гармонии) – это человек (лирический герой) и окружающий мир.

Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее – у самого Пушкина), а

также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение.

Монастырь для лирического героя – «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к

этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо

преодолевать преграды.

Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить

стихотворение Пушкина к философской лирике.

16. Задание 16 № 3000

В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со

стихотворением Пушкина?

Пояснение.

Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лер-монтова «Крест на скале»

объединяет не только художественное простран-ство и время (Кавказ, взгляд героя с земли вверх), но и

то, что увиденное заставляет человека задуматься о своей жизни, попытаться что-либо в ней изменить.

Лирический герой Лермонтова, так же, как и герой Пушкина стре-мится оторваться от земли, но он ищет

не покоя, им владеет бунтарское же-лание почувствовать родство со стихией, сбросить цепь бытия:

И после я сбросил бы цепь бытия

И с бурею братом назвался бы я!

В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво.

Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта

человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.

15. Задание 15 № 594

Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели

раба?

Пояснение.

Описание анчара и рассказ о гибели раба в стихотворении тесно взаимосязаны, в совокупности раскрывают основную

мысль стихотворения: свет, солнце, жизнь для Пушкина несовместимы со злом и рабством. В самом анчаре все время под

черкивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей — он несет смерть. Нетрудно

провести параллель: подобно анчару неограниченная власть одного человека над другими оказывается гибельной для

«бедного раба», для со се дей князя.

16. Задание 16 № 595

В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в

чем эти про из ве де ния можно со по ста вить с пуш кин ским «Анчаром»?

Пояснение.

Традиционное толкование темы природы в сравнении с миром человеческих взаимоотношений нередко встречается в

русской классической поэзии. Зло в мире людей сопоставляется Пушкиным со злом мира природы в образе «древа

смерти».

Тесная связь мира людей и мира природы прослеживается в лирике Тютчева, Фета, Есенина. Так, природа у Тютчева –

живой организм, чувствующий, ощущающий, действующий, имеющий свои пристрастия, свой голос и проявляющий свой

характер, подобно тому, как это бывает с людьми или животными. Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» со

здает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует

сама по себе. Она за став ля ет че ло ве ка осо бен но остро ощу тить свою при над леж ность к этому миру.

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень —

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

15. Задание 15 № 1065

Какие мысли и чув ства про буж да ет в душе ли ри че ско го героя ве чер няя звезда?

Пояснение.

Стихотворение пронизано грустным размышлением о быстротечности жизни, воспоминаниями о прошлом, навеянны

ми вечерней звездой. Вечерняя звезда противопоставляется восходу светила. Стихотворение относится к философской

лирике.

4/6

Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (https://lit-ege.sdamgia.ru

16. Задание 16 № 1066

Какие про из ве де ния рус ской ли ри ки со звуч ны приведённому сти хо тво ре нию А. С. Пуш ки на и почему?

Пояснение.

Философские размышления о быстротечности жизни зучат в стихотворениях С. Есенина: «Не жалею, не зову, не

плачу», «Отговорила роща золотая», стихах И. Бунина: «Ночь», «Сириус». Так, в стихотворении Бунина «Ночь» есть

строки, со звуч ные пушкинским:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звезд ный свет над су мра ком земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к зачету по билетам 8 класс, темы А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Метель", "Станционный смотритель"; Н.В.Гоголь "Ревизор", "Шинель"

Билеты для зачета по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, 8 класс, учебник под ред. В.Г.Маранцмана. Отдельные вопросы повторяются, их можно использовать для проверочных по каждому из произведений от...

Урок-зачет по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок-зачет по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Для учащихся 8 класса. Урок обобщения и систематизации знаний....

Тест-зачет "А. С. Пушкин"

Тест-зачёт для итогового повторения по творчеству А. С. Пушкина по программе Коровиной В. Я....