Урок "Подготовка к сочинению по картине" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Рындина Инна Владимировна

Технологическая карта урока подготовки обучающихся к написанию сочинения  по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» по учебнику "Русский язык" М.М. Разумоская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc142.5 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.ppt626 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнетишанская средняя общеобразовательная школа им. В. А. Фуфаева

Таловского района Воронежской области

Технологическая карта урока

 русского языка в 7 классе

 «Подготовка к  сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка".

Составила: Рындина Инна Владимировна,

учитель высшей категории

                                                                                             Технологическая карта

Тема урока: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Цель урока: подготовить обучающихся к написанию сочинения  по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».

Задачи урока:

Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакомить с творчеством Ф.П. Решетникова; обогатить словарный запас; способствовать формированию  коммуникативно-речевых умений обучающихся.

Развивающие:  развитие познавательных умений, самостоятельности, инициативности;  раскрытие творческого потенциала обучающихся.

Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к живописи, музыке, поэзии; воспитание бережного отношения к природе.

Методы и формы обучения:

Работа в группах; индивидуальная,  фронтальная форма работы.

Планируемый результат:

Предметные умения: сформировать умение строить текст в определённой последовательности; систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в составлении сочинения по картине.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- осознание алгоритма учебного действия

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-умение  планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

- умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные:

- освоение умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

 и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

 -  умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

-  формировать умение взаимодействовать в группе.

Название этапа, цель

Формы  и методы работы

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Самоопределение к

деятельности.

Цель:

мотивировать

обучающихся к

учебной

деятельности.

Слайд 1

Подготовка к уроку

Приветствие.

- Сегодня на уроке, ребята, мы с вами будем немного художниками и писателями одновременно. Вы должны сегодня суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему.

Приветствуют

учителя, проверяют свою

готовность к уроку.

- читают

- отвечают

Формирование УУД:

волевая

саморегуляция.

2

Постановка

учебной задачи.

Слайд 2

Мы отравляемся в волшебный

мир красок и звуков, и постараемся с помощью слов

описать увиденное.

Сегодня мы познакомимся с

произведением великого

русского художника

Федора Павловича Решетникова

Слушают,

воспринимают

задачи урока

Регулятивные

УУД: постановка

учебной задачи;

определение

последовательности действий;

Личностные УУД:

смыслообразование.

3

Сопоставление

личных

наблюдений.

Цель:

активизация

словаря

Сопоставление личных

наблюдений детей

Послушайте стихотворение Натальи Широбоковой (приложение)  и попробуйте определить, о чем нам предстоит сегодня говорить.

  • Вам понравилось стихотворение? Чем?
  • Что описывается в данном стихотворении?
  • Какие чувства вызывает у вас героиня стихотворения?

 

Слушают стихотворение, отвечают на заданные вопросы,

рассуждают.

Познавательные

УУД:

- анализ с целью

выделения главных

признаков;

- умение

структурировать

знания

-осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации.

Коммуникативные УУД:

 - взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

Регулятивные УУД:

 – планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя.

4

Подготовка к

написанию

сочинения.

Цель:

подготовиться к

написанию

сочинения.

Слайд 3

Беседа по содержанию картины.

Вот, оказывается, в чем причина вашей неуспеваемости! Ребята, а может, в самом деле, поговорим сегодня о двойке?

Какая милая, какая хорошая оценка! Что вам не нравится? Что вы испытываете, когда приходите домой с двойкой?

- А как относятся ваши близкие к этому?

- А что чаще всего мешает выучить уроки?

 

- Да, бывают в жизни такие эпизоды, когда мы, не задумываясь, наносим близким раны своим равнодушием, ленью, беспечностью, безответственностью. О таких явлениях в жизни рассказывает нам, например, картина Федора Петровича Решетникова «Опять двойка!»

Найдите во вкладыше учебника

картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка», рассмотрите её.

Рассматривают картину

Отвечают на вопросы:

- Очень неприятно получать двойки, стыдно идти домой.

- Переживают, бранят, иногда сочувствуют. Вообще грустная картина. Все от тебя отворачиваются, смотрят как на преступника.

- Лень, недобросовестность, отсутствие ответственности.

Познавательные

УУД:

- анализ с целью

выделения главных

признаков;

- умение

структурировать

знания

УУД

Познавательные:

- осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации

УУД

Коммуникативные:

- взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

УУД регулятивные:

– планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя

4.1

Работа над картиной

Цель: обогащение

словаря.

Слайды 4-12

Индивидуальная работа

Языком красок, умением расположить предмет, фигуры людей на полотне художник рассказывает нам о разных явлениях жизни. Давайте и мы  еще раз приобщимся к миру прекрасного.

- Подумайте, что хотел выразить автор этим произведением?

- Что заключено в названии?

-Какие чувства вызывает картина?

- Бывали ли вы на выставках произведений живописи? Там всегда есть экскурсоводы – хорошо подготовленные люди, которые рассказывают о художнике, создавшем картину, о замысле произведения, его значении. Часто этот рассказ запоминается надолго и помогает глубже всмотреться в произведение искусства.

Вот и мы отправимся в заочную экскурсию в мастерскую художника, чтобы понять замысел полотна.

Лексическая работа.

Эскиз – предварительный набросок картины.

Натурщик – человек, который позирует художнику для написания портрета.

Композиция – построение произведения, расположение предметов, людей.

Колорит – сочетание красок.

- Художник хотел показать, как плохо приносить домой двойки, это огорчает всех членов семьи.

Название «Опять двойка!» говорит о том, что такое не редкость в этой семье.

 Картина вызывает грусть, неприятное чувство.

Выступления учащихся из биографии художника (приложение)

Познавательные

УУД:

- анализ с целью

выделения главных

признаков;

- умение

структурировать

знания

УУД

Познавательные осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации

УУД

коммуникативные

- взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

УУД регулятивные

– планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя

5

Физминутка

Организует

физминутку.

1 учащийся у доски,

остальные на местах

выполняют физминутку.

6

Сбор материала для написания сочинения по картине

Цель: обогащение

словаря.

Слайды 13-20

Работа с репродукцией картины.

Вы прослушали рассказ о том, как создавалась картина, как замыслил её художник. В этом нам помогли экскурсоводы. Обратимся теперь непосредственно к полотну и соберём материал для сочинения.

- Где происходит действие картины?

- Кто находится в комнате?

- Узнали вы героя?

- Как художник показал, что мальчик – главное действующее лицо?

- Где находятся остальные герои? Куда они смотрят?

- Опишите мальчика. Вспомните, как художник одевал своего героя, определите, сколько ему лет.

- Что вы можете сказать о выражении его лица, позе?

- Что он держит в руке? О чём говорит это вещь?

- Всем интересно развлекаться, но у каждого есть и обязанности, которые мы должны выполнять.

Кто ещё изображён на картине? Как они относятся к появлению мальчика? Как художник это выразил?

- Опишите мать. Как она выглядит? Её внешность, поза?

- А вы сочувствуете этой женщине? Представьте, что на месте этой молодой, но уставшей женщины ваша мама. А вам так хочется, чтобы она была красивой. Не огорчайте её!

- Как изображена сестра?

- Что выражает её взгляд?

- Как встречает брата шестилетний мальчишка?

- Кто же встречает ученика с радостью? Есть ли такое существо?

- А есть ли у мальчика возможность хорошо учиться? Как вы это докажите?

- Какова основная мысль картины?

- Какими художественными средствами удалось выразить эту мысль? Какова композиция картины?

- Колорит?

- А если представить эту картину без красок?

- Как, по вашему, относится художник к своим героям?

-  А как относитесь к ним вы?

Ответы учащихся:

- В комнате.

- Мальчик, мама, сестра, братик и собака.

- Да, мальчик, изображённый на картине, такой же, каким его описал художник. У него на голове светлые волосы и хохолок на макушке, пухлые губы, живые глаза.

- Школьник изображён на переднем плане, более близком к нам, крупнее. Он хорошо виден, на него падает свет из бокового окна.

- Все присутствующие в комнате: мать, сестра, младший брат  смотрят именно на мальчика. Невольно и мы начинаем смотреть на него.

- Это третьеклассник. Ему лет девять. Лицо у него круглое, румяное, наверное, был долго на улице.

На стене часы показывают три часа десять минут. Наверное, он получил двойку и не пошёл домой, а побежал с ребятами на каток. Привлекают внимание красные оттопыренные уши, торчащие хохолком белобрысые волосы. На нём видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто выглядывают тёмные брюки. Чёрные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола.

- Мальчик как бы застыл на месте, он огорчённо опустил голову, ни на кого не смотрит. Ему, видимо, стыдно за то, что он получил очередную двойку и этим огорчил мать. Лицо у него грустное, брови сдвинуты, кажется, что он сейчас заплачет.

- В руках у мальчика «бывалый» портфель, который говорит о многом. Он весь в трещинах, царапинах, потерял свой первоначальный облик. Наверное, не раз он был санками и мячом.

Из портфеля выглядывают коньки. Может быть, они явились причиной его неудач и плохих оценок? Портфель помогает нам понять причину двоек третьеклассника.

- Мать и сестра, младший братишка – все внимательно смотрят на мальчика. В глазах матери и сестры немой укор. Близкие очень расстроены тем, что малыш постоянно получает двойки.

- Мать очень огорчена. И снова она сидит на стуле, стиснув до боли руки, и неподвижно смотрит на сына. В её взгляде выражается боль и отчаяние: мальчик совсем отбился от рук.

Художник даёт понять, что мать тоже важное действующее лицо произведения. Она сразу привлекает наше внимание. Красный передник ярко оттеняет её будничную одежду. Ф.П.Решетников тоже переживает. Он выражает своё отношение к тому, что изображает, тёплым красным цветом, он показал любовное отношение к матери, сочувствие к ней.

- Сестра стоит в глубине комнаты, около стола. Из открытого окна падает свет и освещает её. Хотя она изображена на заднем плане, все равно хорошо видна. Девочка полная противоположность брату. Она аккуратная.

- На брата она смотрит с глубоким осуждением. Ей непонятно, как можно спустя рукава относиться к учёбе.

- Братишка смотрит на него со злорадством. Он как будто хочет сказать: «Ага, попался!» Ему тоже ясно, каков его старший братец, лентяй и обманщик.

- Верный пёс четвероногий друг с радостным визгом бросается ему навстречу. Но хозяин его так огорчён, что ничего не замечает.

- Возможность хорошо учиться есть. Это видно из обстановки в квартире. В доме чисто, уютно, стол накрыт белой скатертью с жёлтой каймой. На полу большой ковёр. В открытую дверь видна смежная комната, на стене в ней висит географическая карта. Все стараются создать мальчику условия для работы, а он не оправдывает надежд своих близких.

- Художник хотел показать, как невесело приходить домой с двойкой и огорчать своих близких.

- Эту мысль художник раскрывает средствами живописи. Композиция картины такова, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден и в то же время все действующие лица этой картины связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

Колорит картины скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном будничном дне в одной семье, поэтому он использует приглушенные тона (голубовато-серые стены, коричневый пол).

- Мы бы поняли, что происходит в комнате, но характеристика действующих лиц побледнела бы, исчезло бы настроение напряжённости, картина потеряла бы свою выразительность.

- Художнику жаль мать, сестру, а мальчика он, наверное, осуждает его за лень.

Осуждение малыша. Картина очень нравится, даёт понять, что нужно быть трудолюбивым, честным, не огорчать своих близких.

УУД: - анализ с целью

выделения главных

признаков; - умение

структурировать

знания

УУД

познавательные

-

осуществляют

поиск и выделяют

конкретную

информации

УУД

коммуникативные - взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

УУД регулятивные – планируют свои

действия в

соответствии с

заданием учителя.

7

Составление

плана сочинения

Слайд 24

Составим план сочинения

Записывает план на доске:

План:

1. Ф.П.Решетников – известный художник.

2.Описание картины:

1)Основная мысль картины «Опять двойка!».

2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик.

3)Мать.

4)Сестра.

5)Шестилетний братишка.

6)Четвероногий друг.

7)Композиция.

8)Колорит.

9)Отношение художника к изображённому.

3.Какое впечатление картина произвела на меня.

Предлагают

варианты,

высказывают

своё мнение.

УУД

коммуникативные

- взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

8

Лексическая, орфографическая работа

Цель: обогащение

словаря.

Слайды 21-23

Групповая работа

Подберите синонимы:

Главный герой картины –

Художник -

Рисовать –

Смотреть с укором –

Поработаем над словами, в которых встретились сложные случаи написания.

Словарная работа: записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

- А теперь подумаем, как можно начать сочинение.

- Итак, какова основная мысль сочинения?

мальчик, он, третьеклассник, озорник.

– автор произведения, он, Ф.П.Решетников.

изображать, создать, написать.

с упрёком, виновато, грустно.

Записывают в тетради

1)Ф.П.Решетников – известный живописец. Ему принадлежат многие произведения. Среди них и картина «Опять двойка!».

2)Ф.П. Решетников – известный художник. Его произведения «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!» на всемирной выставке в Брюсселе были награждены бронзовой медалью.

Плохо приносить домой двойки.

УУД

коммуникативные

- взаимодействуют

со сверстниками,

обосновывают своё

мнение.

7

Написание

черновика сочинения.

Цель: развитие

письменной речи.

- Запишите сочинение на

черновик.

Пишут индивидуальные

творческие работы.

Записывают

Сочинение на черновик.

При возникновении

трудностей используют индивидуальные карточки.

8

Рефлексия.

- Получилось ли

у вас написать черновик сочинения?

-Что вызвало затруднения?

Отвечают на

вопросы.

Коммуникативные

УУД:

умение выражать

свои мысли.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка – подсказка.

1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.

2. Постарайтесь, прежде всего, уловить, понять настроение, которое передал художник.

3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

5. Соберите материал по картине.

6. Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие

зрительно представить то, что изобразил художник.

7. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

                                   

Ученик-экскурсовод 1

Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в 1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят  с дрейфующей льдины.

Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!».

Ученик-экскурсовод 2

Работа над картиной «Опять двойка!» осуществлялась в 1952 году и шла довольно трудно. Очень сложно было найти натурщика для главного героя.

Замысел картины

Серёжа шёл в классе одним их первых и вдруг получил два. И во всём виноват этот незнакомый мужчина, наверно, из РОНО. Он вошёл в класс перед самым уроком, спокойно уселся на последней парте, разложил там свои бумаги. Конечно, учительница стала вызывать к доске учеников получше, и вызвала Серёжу. А он, как на грех, даже книжки в руки вчера не брал. Стоит у доски Серёжа, глаза опустил, ребята шепчут, подсказывают, а незнакомец так и впился глазами в мальчика и что-то быстро пишет в тетрадке. «Ну что ж, придётся тебе поставить двойку», - сказала учительница. А Серёжа стоит и не может двинуться от огорчения.

Это было в субботу, а в понедельник незнакомец вновь появился в школе и вызвал Серёжу в учительскую.

 Они познакомились. Незнакомец оказался художником, он предложил Серёже прийти к нему  в мастерскую, чтобы позировать для будущей картины.

Мальчик был на седьмом небе от счастья, но вскоре, когда он пришёл к Решетникову и узнал, что тот хочет создать картину о двоечнике, Серёже это очень не понравилось, и он больше не пришёл.

Ученик-экскурсовод 3

Но художник уже «загорелся» новой работой. Он разрабатывал план картины. Первая мысль у него возникла ещё на уроке. Мальчик – главный герой картины. Многое задумал вложить Решетников в будничную сцену. Двойка – не пустяк, не случайность. Наверное, он уже не раз забывал об уроках, не учил их. Вот теперь уже двойку не скроешь, всё стало известно матери. Теперь ему приходится расплачиваться за свою расхлябанность, выслушивать упрёки.

Решетников трудился очень настойчиво. Он уже представлял себе обстановку в комнате, фигуру матери с опущенными руками, попутно решал, какими красками это напишет, какое будет освещение.

Он даже приготовил одежду для будущего героя: видавшее виды зимнее пальто с лисьим воротником, зелёный шарф. Рыжий воротник и яркий шарф будут хорошо оттенять румяное лицо и светлые волосы мальчика. Всё было готово, не хватало только самого героя.

Ученик-экскурсовод 4

Однажды шёл Фёдор Павлович по двору и увидел увлечённо игравших в футбол ребят. Он подошёл поближе и чуть не вскрикнул от радости: в воротах прыгал бойкий мальчик со светлой головой, хохолком на макушке, живыми глазами, пухлыми губами.

 Подходящий типаж для героя. Художник пригласил его позировать. У мальчика в руках был потрёпанный портфель, который тоже входит в картину.

Вратарь оказался терпеливым натурщиком и подолгу выстаивал перед художником в своём тёплом зимнем наряде. У этого мальчика он взял для изображения только голову, так как мальчик был высокого роста для третьеклассника.

Снова Решетников отправился на поиски новой натуры. На сей раз он отыскал во дворе подходящего третьеклассника и нарядил его в туже одежду. Теперь он мог вписать в картину всю фигуру, а голову вратаря приписать по готовому эскизу.

Ученик-экскурсовод 5

Чтобы полнее оттенить главного героя, потребовалось создать и вписать в картину ещё несколько персонажей. Послушайте, каков был замысел автора, как он осуществлялся.

Над образом матери и сестры художник работал очень долго и кропотливо.

Сестру-шестиклассницу художник поставил на заднем плане, на фоне открытой двери, так, чтобы свет падал, освещая фигуру девочки сзади. От этого картина выиграла. Комната стала глубже, а герой-школьник как бы выступил на первый план. Его лицо, освещённое из бокового окна, чётко вырисовывалось на фоне тёмной серебристо-серой стены. Взгляды матери и сестры, устремленные на мальчишку, крепко связывали эту группу.

Сцена получилась отличная. Девочка, чуть склонив голову, внимательно смотрит на брата, смотрит с тревогой, с неодобрением. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава относиться к урокам.

Сестру художник задумал как полную противоположность брату: в пионерском галстуке, с аккуратно заплетёнными косами.

Ученик-экскурсовод 6

Мать тоже главное действующее лицо картины. Образ матери был ещё большей удачей Решетникова. Не случайно он надел на неё красный передник. Тёплым пятном выделяется среди блёклых тонов картины и сразу привлекает внимание зрителя к этому персонажу.

Стиснув до боли руки, эта молодая ещё, но усталая женщина, с немым упрёком смотрит на сына. И так-то немало забот у матери, а мальчишка совсем от рук отбился.

Вот и сегодня, конечно, двойка! Это ясно без слов – по лицу мальчика, по всей его позе.

Ученик-экскурсовод 7

Кроме главных трёх фигур, Решетников задумал ввести ещё одно действующее лицо – шестилетнего братишку. Провинившийся и без того огорчён своей двойкой, а братишка посмеивается над ним.

Очень трудно было заставить шестилетнего малыша сыграть такую сложную роль.

Художник пытался посадить его в разные места, но мальчик не мог и трёх минут усидеть спокойно на месте.

Чтобы его развлечь, достали велосипед, и в перерывах между сеансами он разъезжал на трёхколёсной машине.

- А что, если написать его вместе с велосипедом? – подумал художник.

Попробовали, и получилось очень удачно. Так и изображён малыш на картине: он подъехал к матери, увидел брата, всё понял и задорно смеётся.

Ученик-экскурсовод 8

Работа приближалась к концу, а в картине на переднем плане оставалась какая-то неприятная пустота.

Фигуры мальчика и сестры, стоящих почти рядом, выглядели скудновато. Надо было чем-то разбить это однообразие.

А что, если ввести в картину собаку? Она даже усилит выразительность сцены. Собака с радостью бросается к мальчику, а тот так огорчён, что даже не смотрит на своего друга. Но тут опять появились трудности. Как заставить собаку позировать? Пытались держать её за лапы, но она вырывалась и убегала. Как же быть? А что, если мальчик будет держать в зубах кусочек колбасы? Тогда уже собака непременно станет смотреть на него, не спуская глаз. Результат получился отличный!

Пёс так привык к этой игре, что сам с радостным визгом бросался навстречу мальчику, ставил ему лапы на грудь и усердно позировал, ожидая вкусной колбасы.

Ученик-экскурсовод 9

Мы видим, что художник долго и настойчиво работал над картиной.

Рисуя главного героя, он создавал не просто портрет, а школьника, огорчённого двойкой. На него смотрит вся семья, ему стыдно перед матерью и сестрой, досадно, что братик смеётся над ним. Вот какую сложную гамму переживаний должен был выразить художник.

Ученик-экскурсовод 10

Картина Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее.

Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины.

Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки.

Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.

Наталья Широбокова «Двойка»

Перемена – перемена!
Дети справа, дети слева.
Все бегут куда-то, мчатся,
Кто куда – не разобраться.
Тут и третий класс и первый
И вторые подоспели.
Ой, а где четвертый «А»?
У них в классе тишина.
Им сейчас не до веселья
Надо им принять решенье,
Как помочь Наташе Львовой.
У нее сегодня горе.
Больше всех она трудилась,
На пятерки лишь училась,
А сегодня, вот беда,
По диктанту вышло два.
Горько-горько она плачет:
- Что теперь мне мама скажет?
Как я двойку покажу?
Что я папе расскажу?
Подошла подруга Маша:
- Не волнуйся ты, Наташа,
Вдруг они не будут злиться
С каждым может ведь случиться.
- А чего тут волноваться?
Удивился Коля Братцев,


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» Описание внешности человека Урок русского языка в 7 классе

Слайд 2

► Цель урока: подготовиться к написанию сочинения по картине. ► Задачи урока: познакомиться с художником; узнать, что такое колорит картины; палитра картины; тон картины; полутон картины; передний, средний, задний план картины; научиться правильно и последовательно описывать картину.

Слайд 3

Федор Павлович Решетников (1906-1986) «Опять двойка!» (холст, масло, 1952)

Слайд 4

Фёдор Павлович Решетников – замечательный художник, родился в 1906 году. С юных лет он увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины. Возвратившись на Большую Землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике. В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь. По окончании войны он вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!» Слово о художнике

Слайд 9

История создания картины Художник вспоминал: «Мысль написать картину родилась у меня в школе, когда я сидел на уроке, наблюдая за учеником, который не мог решить у доски задачу. Я живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку, и решил написать об этом картину».

Слайд 10

Лексическая работа Эскиз – предварительный набросок картины. Натурщик – человек, который позирует художнику для написания портрета. Композиция – построение произведения, расположение предметов, людей. Колорит – сочетание красок.

Слайд 12

Картина Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» выставлена в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Зрители, особенно школьники, подолгу останавливаются перед ней и с большим интересом рассматривают это полотно. Взрослых трогает отчаяние матери, а школьников, конечно, интересует герой картины. Одни зрители улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, быть может, вспоминают и свои злополучные двойки. Каждый по-своему читает полотно художника, и никто не остаётся равнодушным.

Слайд 13

Работа по вопросам Где происходит действие картины? Кто находится в комнате? Почему он отвернулся от мамы и от младшего братика? Узнали вы героя? Как художник показал, что малыш – главное действующее лицо? Где находятся остальные герои? Куда они смотрят?

Слайд 14

Вопросы-помощники 1.Ученик – главный герой картины. Какой возраст школьника? О чем говорят его внешний вид, одежда, поза, выражение лица? Что он держит в руке ? О чем говорит эта вещь?

Слайд 15

Вопросы-помощники 2.Мама получившего двойку ученика. Как она выглядит ? О чем говорят ее поза, выражение лица? А вы сочувствуете этой женщине ?

Слайд 16

Вопросы-помощники 3 .Сестра «виновника событий». Как изображена сестра ? Что выражает ее взгляд ?

Слайд 17

Вопросы-помощники 4 . Младший брат мальчика. Как встречает брата шестилетний мальчишка ? На чем он сидит?

Слайд 18

Вопросы-помощники 5. Бело-рыжий пес. Как художник изобразил собаку? О чем говорит поза собаки?

Слайд 19

Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века. Синий цвет стен, на стене висят часы с маятником, календарь. Ковер на полу. Через дверь в другую комнату видны фикус на подоконнике и картина на стене.

Слайд 20

Скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном, будничном дне. Используются приглушённые тона (голубовато-серые стены, коричневый пол). Скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает не о праздничном событии, а об обычном, будничном дне. Используются приглушённые тона (голубовато-серые стены, коричневый пол). Колорит

Слайд 21

Синонимы Главный герой картины – Художник – Рисовать – Смотреть с укором –

Слайд 22

Орфографическая работа Потёртый п о ртфель, поноше нн ое пальто, дли нн ая беч ё вка, дет ск ий в е лос и пед, любимая с о бачка, голубоват о-с ерые стены, простен ь кий коврик, х о х о лок на макушке, тёмная к о сыночка, смотрит с ук о ризной.

Слайд 23

Начало сочинения 1)Ф.П.Решетников – известный живописец. Ему принадлежат многие произведения. Среди них и картина «Опять двойка!». 2)Ф.П. Решетников – известный художник. Его произведения «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!» на всемирной выставке в Брюсселе были награждены бронзовой медалью.

Слайд 24

План: I . Ф.П.Решетников – известный художник. II .Описание картины: 1)Основная мысль картины «Опять двойка!». 2)Главный герой произведения – девятилетний мальчик. 3)Мать. 4)Сестра. 5)Шестилетний братишка. 6)Четвероногий друг. 7)Композиция. 8)Колорит. 9)Отношение художника к изображённому. III .Какое впечатление картина произвела на меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"

Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....

Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение по картине М.А.Нестерова "Видение отроку Варфоломею"

Данный урок может быть проведён как в 7, так и в 8 классе, предпочтительно после изучения жития св. Сергия Радонежского. В разработке представлена краткая биография художника, отрывки из жития преподо...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...