Подготовка детей с ЗПР к ГИА по русскому языку в форме ГВЭ
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Кузнецова Елена Александровна

Представлен опыт работы с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_e.a._tekst_stati_.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей с ЗПР к ГИА по русскому языку в форме  ГВЭ

Кузнецова Елена  Александровна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ№6» г. Краснокаменск

Россия, Забайкальский край

В последние годы количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) неуклонно растет. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых и эмоционально-волевых). Число обучающихся, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние годы возросло.

     Особенностью нашей школы является то, что мы, имея статус общеобразовательного учреждения,  обучаем детей с ОВЗ  вместе со здоровыми детьми, то есть практически в каждом классе есть 1-2 ученика, имеющих проблемы в освоении программы.  У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

    Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и при изучении русского языка и литературы. Естественно, одной из задач в обучении становится сдача ГВЭ. Для учителя это такой же стресс, как и для ребенка. Как поведет себя «особый» ребенок вне привычной обстановки? Сумеет ли справиться с текстом или замкнется в себе? Вопросов на самом деле много. Чтобы придать уверенности  детям с ОВЗ, упор на подготовку к экзамену начинаем делать с 5 класса, потому что «постепенность и тренировка» - главное в педагогике, по мнению физиолога И. П. Павлова[2]. И я постепенно, последовательно, от самого простого к сложному, абстрактному выстраиваю свою работу с детьми.

Следует отметить, что дети с ОВЗ активны в устной речи, с удовольствием вступают в диалог с учителем практически в любом возрасте, на «хорошо» и «отлично» справляются с устным собеседованием, а преобразовать устную речь в письменную грамотно не получается.

Каждый ребёнок требует индивидуального подхода. Самое главное, «особые дети» не хотят отличаться от других детей и часто такое разделение не способствует положительному настрою в освоении материала при подготовке к экзаменам. Поэтому для себя я нашла очень интересное решение, взятое из опыта Ершовой С.Н, которая предлагает подготовку к сжатому изложению по формуле «общие консультации + индивидуальные коррекционные занятия». Дети с ОВЗ чувствуют себя комфортно и достигают хороших результатов[1].

Обычно знакомство с приемами сжатия текста начинается на уроках развития речи примерно с 7 класса. К концу восьмого класса обучающиеся уже владеют всеми приемами в полном объеме и легко пишут сжатые изложения, как на экзамене. С той разницей, что тексты читает им учитель, а не диктор.

Для детей с задержкой в развитии этого времени бывает недостаточно, поэтому начинать осваивать приемы сжатия нужно, начиная с 5 класса. Обучение «особых» ребят предполагает многократность повторения одних и тех же действий на протяжении длительного периода времени. Некоторые навыки нужно прививать и отрабатывать длительное время, доводя до автоматизма. И для того, чтобы ребенок с ОВЗ полностью освоил приемы переработки текста, нужно постоянно, не один год давать ему практические задания на отработку соответствующих навыков. Начинаю, разумеется, с самых простых заданий. Это ещё раз подтверждает  высказывание физиолога И.П. Павлова[2].

Совсем не плохо, если дети с ОВЗ учатся писать сжатые изложения на общих основаниях, используя весь набор приемов компрессии. Когда в 9 классе я начинаю включать для прослушивания аудиозаписи тренировочных текстов, дети с задержкой в развитии слушают их вместе с классом. Выходит, я готовлю детей с ЗПР к изложению в более сложных условиях, чем на экзамене, но это дает положительные результаты на ГВЭ. Реальный экзамен кажется выпускнику легче, чем тренировочные занятия и консультации.

Урок по подготовке к написанию экзаменационного  изложения условно включает в себя два этапа: групповой (т.е. этап коллективной работы) и индивидуальный (т.е. работа, ориентированная на потребности конкретного ребенка с ОВЗ)[1].

На этапе актуализации знаний считаю оптимальным использование коллективных форм работы, когда дети, работая в группах, повторяют теоретические сведения, необходимые для понимания текста. От теории переходим к прослушиванию текста изложения, записи основной информации, составлению плана. Для пополнения словарного запаса учеников, осознания нового материала организуем беседу по тематической презентации, выявляя проблемы в составлении плана, а также композиции изложения. Воспроизведение текста в письменной форме происходит в процессе самостоятельной работы, когда все полученные сведения применяются для создания сжатого изложения.

По окончании группового обсуждения для обучающихся с ОВЗ начинается этап индивидуальной работы. Ребятам предлагается прочитать текст самостоятельно, затем прослушать аудиозапись ещё раз, обратить внимание на пункты плана, дополнить, если необходимо, написать черновик и проверить его самостоятельно или с помощью словаря, учителя, откорректировать ошибки. Проверив черновик, учащиеся с ОВЗ оформляют чистовик и сдают работы.

Подготовка детей с ОВЗ к ГВЭ – неотъемлемая часть работы педагога в  современных условиях. Результатом моей работы в течение последних нескольких лет является успешная сдача экзамена такими детьми в условиях общеобразовательной школы.

Литература:

  1. С.Н. Ершова, МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 7 https://infourok.ru/podgotovka-detey-s-zpr-k-napisaniyu-szhatogo-izlozheniya-na-gve-po-russkomu-yaziku-tehnologiya-inklyuzivnogo-obucheniya-3167929.html , 09.03.2021г;
  2. С.Н. Лысенкова «Когда легко учить и учиться», Москва, 2014, стр.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе

Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4...

Подготовка учащихся к написанию сжатого изложения по русскому языку.

Рефлексивное слушание необходимо при подготовке и при написании экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе, изложения. Приведённая таблица представляет содержание и логику обучения школьников...

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Отчет по теме самообразования «Тестирование на уроках русского языка как метод подготовки учащихся к ОГЭ И ЕГЭ по русскому языку»

Проблема тестирования по русскому языку чрезвычайно осложнена спецификой самого предмета. До сих пор теория тестирования и технология его использования - недостаточно изученные области отечественной н...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...