Особенности устного итогового собеседования
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Евстратова Е.В.
учитель русского языка
Павлодарского филиала
МБОУ Моисеево-Алабушская СОШ
«Особенности устного итогового собеседования»
В 2018 году в школах первый раз прошло устное собеседование по русскому языку для учащихся 9-х классов.
Оно ввелось в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ.
Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.
С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.
В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:
- правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
- правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
- знать особенности диалогической и монологической речи;
- свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Технология проведения итогового устного собеседования (далее – итоговое собеседование) предполагает устное выполнение участниками заданий контрольного измерительного материала (далее – КИМ) в образовательной организации (далее – ОО).
- КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух,пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
- На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
- Итоговое собеседование обучающихся проводится в ОО.
- Итоговое собеседование проходит в аудитории проведения с оборудованным рабочим местом для осуществления аудиозаписи ответов участников итогового собеседования.
Зачёт выставляется участникам, набравшим не менее 10 баллов.
Какова же сама процедура проведения экзамена?
- Экзаменатор-собеседник и эксперт знакомятся с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками. Также эксперт изучает протоколы эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования.
- Участники итогового собеседования приглашаются в аудиторию проведения в порядке, устанавливаемом ответственным организатором ОО.
- Организатор вне аудитории сопровождает участников итогового собеседования в аудитории проведения и по окончании итогового собеседования – в класс.
- Технический специалист перед началом проведения итогового собеседования включает одну общую аудиозапись на весь день проведения итогового собеседования (один общий поток).
- Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения вносит данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового собеседования, проводит собеседование.
- Экзаменатор-собеседник следит за соблюдением временного регламента:
- Прежде чем приступить к ответу участник итогового собеседования проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта.
- Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.
- После того, как участник итогового собеседования в аудитории проведения закончил выполнение работы, организатор вне аудитории провожает его в класс. Затем приглашается новый участник итогового собеседования.
- По завершении участниками сдачи итогового собеседования технический специалист выключает аудиозапись ответов участников и сохраняет ее в аудитории проведения. Наименование файла должно содержать дату проведения итогового собеседования, номер аудитории.
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь.
1 задание: необходимо выразительно прочитать художественный текст (4 мин.). В этом задании будут предложены только прозаические тексты. Время на подготовку выразительного чтения – 2 мин.
Учащимся необходимо за это время прочитать, осмыслить, определить паузы, интонацию, правильно поставить ударение в словах.
2 задание – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.
3 задание – монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику.
4задание – диалог.
Выполняя 3 и 4 задания, в процессе говорения учащийся должен показать степень владения всеми видами речи (описание, повествование, рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей, умение вести диалог. Следовательно, на уроках русского языка нужно уделять особое внимание основным видам деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению. Именно эти виды деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации.
Тематические направления для 2 и 3 частей определены следующие: музыка, музеи, театры, кинофильмы, путешествия, города, увлечения и хобби.
Итак, для успешной сдачи экзамен по разговорному русскому потребуется: умение выразительно читать тексты различных стилей; хорошее владение литературной речью; использование базовых понятий ораторского искусства; умение обходиться без слов-паразитов; способность быстро и четко формулировать свои мысли; аргументируя свое мнение, оперировать фактами из разных предметных областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе
В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...
Устное итоговое собеседование
Варианты устного итогового собеседования в 9 классе...
Устное итоговое собеседование 9 класс
Вариант для подготовки к устному итоговому собеседованию...
Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию
Приёмы на уроках русского языка в 9 классе для успешной подготовки к сдаче устного собеседования...
Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ затруднений и пути решения проблем.
Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседовани...
Устное итоговое собеседование в школе с тяжелыми нарушениями речи
В статье проанализированы особенности проведения устного экзамена у детей с тяжелыми нарушениями речи , представлены подходы и даны рекомендации по проведению экзамена, а также дана морально-эти...
Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"
Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"...