Список слов, "запрещенных" для употребления в сочинениях
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Этот список не был составлен специально. Он возник в результате обсуждения проблемы написания школьных сочинений в одном из интернет-сообществ. Затем уже кто-то собрал всё вместе, и теперь этот список "гуляет" среди учителей-словесников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spisok_slov_zapreshchennyh.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Список слов, "запрещенных" для употребления в сочинениях
Этот список не был составлен специально. Он возник в результате обсуждения проблемы написания школьных сочинений в одном из интернет-сообществ. Затем уже кто-то собрал всё вместе, и теперь этот список "гуляет" среди учителей-словесников.
Может быть, его уже где-то публиковали, но, думаю, не будет лишним повторить. Конечно, никто официально не запрещал слова и выражения из этого перечня, но их употребление в сочинениях ведет к ошибкам (этическим, речевым, грамматическим, стилистическим, логическим, фактическим).
Надеюсь, этот список пригодится учителям и ученикам, а особенно выпускникам, которые готовятся к ЕГЭ и ОГЭ.
В списке преподаватели не только перечислили нежелательные для использования слова и выражения, но и дали к ним комментарии.
Список и комментарии
Выражение: «Автор в своём тексте…»
Комментарий: Автор в тексте ничего не делает. Его там вообще нет.
- Выражение: «Автор пытается…»
Комментарий: Это вы пытаетесь, а не автор. Его текст уже готов.
- Выражение: «Автор этим хотел сказать…»
Комментарий: Всё, что автор хотел сказать, он сказал. А мы можем говорить только о том, что мы поняли, так что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А.С. Пушкин, сим хочу сказать то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел сказать автор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не всегда одно и то же.
- Выражение: «Автору удалось передать…», «Писатель хорошо изобразил…», «Автор очень точно описал…»
Комментарий: Кто мы такие, чтобы покровительственно похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец, справился, хорошо, пиши ещё! В большинстве случаев мы не видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось или не удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?
- Выражение: «гениальный автор»; «в великолепном романе» и т.п.
Комментарий: Не стоит расхваливать автора и произведение, так как обычно это не имеет отношения к теме сочинения; так что если вы назовёте Пушкина гениальным, или Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным, оценка выше не станет.
- Выражение: «весь, весь этот, весь тот» в конструкциях типа «видим весь трагизм ситуации», «показывает всю красоту русской природы», «передал всю ту атмосферу войны».
Комментарий: Обычно это или лишнее слово, или ещё и грамматическая ошибка: какую «ту»?
- Выражение: «данный текст».
Комментарий: Никто вам текст не давал — дали вам лист бумаги с текстом или книгу; чаще всего лучше сказать «этот текст», «в этом тексте» и т.д.
- Выражение: «достаточно» («Гринёв достаточно отзывчивый»; «Базаров достаточно умный…»).
Комментарий: Достаточно для чего? Лучше использовать другие наречия степени.
- Выражение: «Ещё одним примером может служить…»
Комментарий: Так пишут те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.
- Выражение: «использует… для…»
Комментарий: Автор ничего не использует. Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать, будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или используя метафоры, да ещё для чего-то там — это значит приравнивать литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует хомут.
- Выражение: «Могу сделать вывод».
Комментарий: Можете — делайте, и не надо об этом сообщать.
- Выражение: «Может, я и не прав, но это моё личное мнение».
Комментарий: Мнение должно быть на чём-то основано, и либо в сочинении это обоснование есть, либо его нет, и тогда никакого «личного мнения» быть не может.
- Выражение: «Сколько людей, столько и мнений»; «У каждого своё мнение, но лично для меня...»; «Все люди по-разному оценивают это…»
Комментарий: Нет. Это не просто штамп, но и наивное заблуждение. Разных мнений в действительности куда меньше, чем людей, поскольку совершенно самостоятельно мыслить и иметь обо всём уникальные собственные суждения могут единицы, может быть — десятки людей на всей планете, а нас уже больше семи с половиной миллиардов.
- Выражение: «момент».
Комментарий: В самом слове «момент» ничего плохого нет, но не нужно использовать его вместо слов «эпизод», «случай» и т.д.
- Выражение: «мужчина», «женщина».
Комментарий: Использовать эти слова как контекстные синонимы слов «герой» («героиня») или «персонаж» недопустимо. Это стилистическая ошибка.
- Выражение: «наш герой».
Комментарий: Он НЕ ВАШ герой! Он герой произведения, написанного НЕ ВАМИ.
- Выражение: «начинать…» (например: «Германн начинает выигрывать хорошие суммы»).
Комментарий: Распространённая ошибка: персонажи вечно что-нибудь начинают, но почему-то не продолжают и не заканчивают.
- Выражение: «быть в отношениях» и «испытывать чувства» (о любви и не только).
Комментарий: «быть в отношениях» — пока ещё плохо приживающееся в русском языке заимствование («Катерина и Борис были в отношениях»), «испытывать чувства» — пустые слова («Ленский испытывает чувства к Ольге»). Лучше сказать: «любили друг друга», «Ленский любит Ольгу».
- Выражение: «Относится с…»
Комментарий: Обычно это ненужное утяжеление конструкции: «Автор относится к герою с симпатией», «Онегин относится к Татьяне с жалостью». Лучше написать так: «автор симпатизирует герою»; «Онегин жалеет Татьяну».
- Выражение: «В произведении присутствует…»
Комментарий: Это ученик в классе присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.
- Выражение: «просто».
Комментарий: Очень часто школьники злоупотребляют этим словом, хотя обычно речь идёт совсем не о простых вещах, например: «Герасиму нужно было просто не подчиниться приказу»; «Главное — просто не ошибаться и принимать собственные решения». А разве это просто?
- Выражение: «свой».
Комментарий: Очень часто это слово лишнее: «Пушкин так и пишет в своём стихотворении», «Многие люди теряют свою голову, когда влюбляются» и т.п. Понятно же, что Пушкин не мог написать что-то в чужом стихотворении, да и потерять чужую голову невозможно.
- Выражение: «также», «ещё», «потому что», «поэтому» в начале предложений.
Комментарий: не надо разбивать сложное предложение на простые части, вторая из которых начинается с союза также или с наречия «ещё» и т.д., а уж начинать так новый абзац совсем не стоит.
- Выражение: «трогать», «затрагивать».
Комментарий: Автор ничего не затрагивает. Он о чём-то пишет, говорит, размышляет. Трогать можно только материальное. Проблема не «материальное», её не трогают, не поднимают — к ней привлекают внимание, она может быть интересна, важна и т.д.
- Выражение: «Хотелось бы сказать…»
Комментарий: Хотелось — говорите.
- Выражение: «художник нам показывает».
Комментарий: НАМ художник (писатель, поэт и пр.) ничего не показывает. Он вообще не показывает.
- Выражение: «вызывает симпатию читателей»; «читатели сочувствуют / осуждают».
Комментарий: Не стоит обобщать и говорить за всех читателей. Говорите только за себя.
- Выражение: «это где…», «это когда…»
Комментарий: Просто безграмотно, даже объяснять нечего.
- Выражение: «является…»
Комментарий: Особенно в сочетаниях типа «N является героем»; «Гроза» является драмой» слово «является» лишнее, оно утяжеляющее фразу.
- Выражение: «Михаил пишет о том, что…»; «В стихотворении Александра…», если речь идет о писателях.
Комментарий: Принято называть имя, отчество и фамилию автора или только фамилию, но не просто имя.
- Выражение: «А. Болконский», «Г. Печорин…»
Комментарий: Сокращать имена персонажей до инициалов не принято.
Другие штампы и клише, которых стоит избегать:
- такой... как («Ему помогло такое чувство, как любовь» → «Ему помогла любовь»);
- лично для меня (Достаточно сказать «для меня».);
- непреходящее значение;
- глубокий смысл;
- не могу не вспомнить;
- нашёл свою вторую половинку,
- частичка себя и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению
1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...
Выпускное сочинение в 11 классе. Список литературы
Выпускное сочинение в 11 классе. Список литературы...
Список произведений для аргументации на итоговом сочинении 2016-2017
Список произведений отечественной и зарубежной литературы, которые могут быть использованы для аргументации тем по направлениям итогового сочинения в 2016-2017 учебном году...
Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе
Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе - плод коллективного творчества многих учителей....
слова, запрещённые к употреблению в сочинениях - рассуждениях по тексту ЕГЭ
Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе(плод коллективного творчества многих учителей)автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.)...
Список слов, запрещенных при написании сочинения
для учащихся 9-11 кл...
Список коротких произведений для итогового сочинения
Материал содержит короткие интересные для современных школьников рассказы. Эти произведения с уверенностью можно брать в качестве аргументации....