Урок "Стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок в 9 классе по теме "Стили речи" с использованием псевдотекста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стили речи | 416.33 КБ |
Стили речи | 763.63 КБ |
Рабочий лист учащегося | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Стили речи
9 класс
Цель:
знать: основные признаки текста, стили речи, их особенности.
уметь: находить характерные для каждого стиля признаки, писать заметку в газету.
Ход урока
Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости – директора школ Ермаковского района.
- Ребята, послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Слайд 1
Нужно ясно понимать,
Что задача непростая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Ни к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!
( Основная тема стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.)
- Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
( Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.)
- Каждый раз, когда вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента.
- Сформулируйте теперь тему урока.
Тема урока: Стили речи
Слайд 2
- Запишите тему в ваши рабочие листы
- Давайте подумаем, чему мы с вами сегодня должны научиться, что должны вспомнить, повторить? (вспомнить какие стили речи существуют, каковы их особенности, уметь различать тексты разных типов речи, уметь создавать собственное высказывание определенного стиля речи)
- Давайте вспомним, что же такое стили речи?
Слайд 3
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания
- Ребята, какие стили речи вам известны? (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный)
Слайд 4
Теперь каждому из вас я дам карточки, в которых даны определения каждого из стилей речи. По данным определениям постарайтесь понять, о каком стиле идет речь, и зачитайте нам.
(Раздаю детям карточки)
Слайд 5
Задание 1: Узнайте стили по их характеристикам:
- Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний. (научный стиль)
- Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.(официально- деловой стиль)
- Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. (разговорный стиль)
- Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.(публицистический стиль)
- Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя. (художественный стиль).
- Ребята, от чего будет зависеть выбор стиля речи? (от речевой ситуации)
Слайд
- Ребята, прочитайте текст на слайде, данный текст также есть у вас на партах.
Слайд 6
Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Как передаёт наш корреспондент, в связи с наступлением тёплой осени в селе Разъезжее Ермаковского района произошел сверхслучай. Наблюдается повторное осеннее цветение одуванчиков. Корреспондент отметил, что это весенний привет всем нам, небольшое напоминание, что весна наступит быстрее, чем кажется. Вы когда-нибудь задумывались, о том, как красивы одуваны? Я серьёзно! Вы, наверное, думаете, что я - редкий зануда, но если я не задам этот вопрос, то кто? Я обожаю разглядывать одуванчики. Такая красотища открывается моим глазам! Несмотря на ещё не растаявший снег, на большей территории европейской части России расцвели одуванчики. Это обусловлено повышением среднесуточной температуры. Обильное цветение одуванчиков принесёт значительные неудобства дачникам.
- Текст прочитан нами, но почему же на слайде я поставила знак вопроса? Это можно назвать текстом? Почему? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним признаки текста.
(тема – предложения связаны по смыслу, они все на одну тему, основная мысль – то, ради чего написан текст, к чему призывает автор, заглавие – можно подобрать заголовок, композиционная завершенность – исчерпывающее выражение замысла автора, стилевое единство) Слайд 7
- Как вы думаете, это текст? О чем он? (Это не текст, так как предложения не связаны по смыслу, нет стилевого единства. Но во всех отрывках говорится об одуванчиках).
- Ребята, это особый текст – псевдотекст. Слайд 8
Псевдотекст – это текст, составленный из разных источников. С ним сейчас мы и будем работать.
Слайд 9
Зад. 1. У вас на столах лежат рабочие листы с текстом и таблицей. Давайте попробуем найти в этом псевдотексте несколько настоящих текстов. Определим, сколько авторов рассказывают об одуванчиках. Предлагаю вам использовать цветные карандаши или маркеры, выделив тексты, принадлежащие разным авторам цветами или выделив границы предложений квадратными скобками. 2 мин
- Зачитайте получившиеся части.
Дети зачитывают 5 фрагментов
Зад. 2. Попробуйте определить, кем является автор каждого текста (биолог, географ, историк, журналист, писатель, поэт, и т.д.). Определите, какова цель каждого из авторов. Ответ обоснуйте и запишите в таблицу (средства выразительности, наличие терминологии). 2 мин
Зад. 3. Определите у каждого текста:
- стиль речи (докажите принадлежность к определённому стилю, указав отличительные признаки каждого текста);
- тип речи (укажите характерные признаки каждого текста). 2 мин
- Слайд 10
- Слайд 12
Зад.4. Соотнесите содержание текстов с иллюстрациями на слайде, обоснуйте свою точку зрения.
Задание
Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать журналистами и написать небольшую заметку в нашу школьную газету «ОКНО» о сегодняшнем уроке. Буквально несколько предложений (ваши впечатления, чему вы научились, пригодятся ли эти знания вам в жизни, что вам понравилось или не понравилось). Какой стиль речи вы будете использовать при написании? Почему? Какова задача публицистического стиля? (воздействовать на чувства читателя).
- Ребята, зачитайте ваши заметки.
- Спасибо вам, наши юные журналисты.
Итак, ребята, наша таблица заполнена, подведем итог урока. Давайте назовем отличительные черты тех стилей речи, о которых мы с вами сегодня говорили. Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? (для того, чтобы правильно действовать в любой ситуации, уметь передать информацию).
- Пригодится ли вам знание стилей речи в жизни?
Стили нужны для того чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации. При помощи стиля мы можем показать своё отношение к тому, о чём говорим и к тому, с кем говорим.
- От чего будет зависеть выбор стиля речи? (от речевой ситуации, в зависимости от того, с кем говорим, с какой целью, в какой обстановке (о/о, н\о) мы определяем стиль.
Слайд 13
- Закончить наш урок мне бы хотелось замечательным высказыванием К. И. Чуковского: «Язык что одежда», – говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку, которая вполне хороша для черной работы в саду».
- Как вы понимаете данное высказывание?
Примерные ответы обучающихся:
- Нельзя быть уверенным, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут. Неуместное употребление слов приводит к неправильному восприятию информации, препятствует общению, оказывает негативное эмоциональное воздействие на окружающих
- Человек стремится к овладению речевой культурой. Изучение основ науки о языке, понимание норм и их соблюдение в речевом общении - это речевая культура, которая раскрывает характер, уровень образованности человека, позволяет понять степень воспитанности.
Ребята, в течение урока вы получали баллы, подсчитайте свои баллы и озвучьте.
«5» - от 84%+1б
«4» - 66%+1б – 84%
«3» - 50% - 66%
Д/З. Определить стиль речи данного текста, заполнив таблицу.
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Стиль речи (указать) | |
Цель (зачем?) | |
Сфера применения (где?) | |
Особенности (средства выразительности, термины и т. д.) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стили речи
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
Стили речи: 1. Научный 2. Публицистический 3. Официально-деловой 4. Художественный 5. Разговорный
Узнайте стили по их характеристикам: Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения знаний. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Как передаёт наш корреспондент, в связи с наступлением тёплой осени в селе Разъезжее Ермаковского района произошел сверхслучай . Наблюдается повторное осеннее цветение одуванчиков. Корреспондент отметил, что это весенний привет всем нам, небольшое напоминание, что весна наступит быстрее, чем кажется. Вы когда-нибудь задумывались, о том, как красивы одуваны ? Я серьёзно! Вы, наверное, думаете, что я - редкий зануда, но если я не задам этот вопрос, то кто? Я обожаю разглядывать одуванчики. Такая красотища открывается моим глазам! Несмотря на ещё не растаявший снег, на большей территории европейской части России расцвели одуванчики. Это обусловлено повышением среднесуточной температуры. Обильное цветение одуванчиков принесёт значительные неудобства дачникам. ?
Признаки текста: Тема Идея (основная мысль) Заглавие Композиционная завершённость Стилевое единство
Псевдотекст – (от греч. pséudos — ложь), часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый, кажущийся, иногда – поддельный), от др. греч. ψεύδω «обманывать, вводить в заблуждение») – текст , составленный из различных печатных источников.
Задания: Задание 1: Прочитайте текст. О чём он? Задание 2 : Сколько авторов рассказывают об одуванчиках? Разделите текст на части в зависимости от авторства, выделив части разными цветами. Задание 3: Определите, кем является автор каждого текста (биолог , географ, историк, журналист, писатель, поэт, и т.д .). Определите, какова цель автора каждого из текстов. Ответ обоснуйте и запишите в таблицу (средства выразительности, наличие терминологии) Задание 4: Определите у каждого текста : - основную мысль; - стиль речи (докажите принадлежность к определённому стилю, указав отличительные признаки каждого текста); - тип речи (укажите характерные признаки каждого текста). Заполните таблицу в ваших рабочих листах
Текст 1 Текст 2 Текст 3 Текст 4 Текст 5 Автор Основная мысль Стиль речи Тип речи
Текст 1 Текст 2 Текст 3 Текст 4 Текст 5 Автор Автор текста п исатель, т.к. для текста характерно наличие средств выразительности Автор текста – биолог, т. к. в данном тексте автор знакомит читателя со строением одуванчика, средства выразительности отсутствуют, наличие специальной терминологии. Автор текста – журналист, т. к. он стремится передать информацию, беседует с адресатом, информация представлена для широких слоёв общества. Автор текста - простой человек, возможно, подросток, который беседует с товарищем. Автор текста – диктор на радио или телевидении. Передаётся деловая информация. Основная мысль Красота и необычность одуванчика Строение одуванчика Весна наступит быстрее, чем кажется Необычность одуванчика Обильное цветение одуванчиков Стиль речи Художественный стиль (наличие тропов : олицетворение – «сжал свои лепестки», «раскрывают ладони»; эпитеты – золотой луг; сравнение – одуванчик сравнивается с пальцами) Научный стиль (использование терминов – носик семянки, воздушные потоки, млечный сок. Отсутствие образных средств, прямой порядок слов. Слова используются в прямом значении ) Публицистический стиль (для текста характерна эмоциональность, оценочность, воздействие на читателя, информирование граждан о происходящих событиях) Разговорный стиль ( общение между людьми, непринуждённая обстановка, обмен впечатлениями, разговорные слова – одуваны , зануда, обожаю) Официально-деловой стиль (точная передача деловой информации, строгость, краткость, деловая лексика - несмотря на, обусловлено, на большей территории) Тип речи Описание с элементами повествования (описание одуванчика +действия героя) Описание (внешний вид одуванчика) Повествование с элементами рассуждения (произошёл сверхслучай + рассуждение о наступлении весны ) Рассуждение (текст построен по схеме: тезис – доказательство – вывод) Повествование ( расцвели одуванчики)
Соотнесите содержание текстов с иллюстрациями, обоснуйте свою точку зрения 1 2 3 4 5
«Язык что одежда», – говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную куртку, которая вполне хороша для черной работы в саду». К. И. Чуковский
Домашнее задание Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Стиль речи (указать) Цель (зачем?) Сфера применения (где?) Особенности (средства выразительности, термины и т. д.)
Содержание и функция приема Псевдотекст – это текст, части которого объединены темой, но взяты из разных источников . Задача учеников – выделить смысловые и стилистические части, обнаружить первоисточники, из которых был составлен текст. При работе с данным приёмом учащиеся должны различить «голоса» авторов и дать характеристику текстам по заданным критериям: характеристика текстов с точки зрения их стилевой принадлежности, характеристика образа автора, принадлежность автора к определенной сфере деятельности, коммуникативное намерение автора, наличие/отсутствие средств выразительности. Читательские умения, формируемые с помощью данного приёма: 1 группа – н аходить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. 2 группа – п онимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста ), ф ормулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста, соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. 3 группа – оценивать форму текста (структуру, стиль), высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу. Предметные умения: анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли; опознавать различные выразительные средства языка; определять стиль речи, тип речи; н аходить текстообразующие элементы каждого отрывка.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Тема урока:_______________________________________________________
Текст 1 | Текст 2 | Текст 3 | Текст 4 | Текст 5 | |
Автор | |||||
Основная мысль | |||||
Стиль речи | |||||
Тип речи |
Текст
Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Как передаёт наш корреспондент, в связи с наступлением тёплой осени в селе Разъезжее Ермаковского района произошел сверхслучай. Наблюдается повторное осеннее цветение одуванчиков. Корреспондент отметил, что это весенний привет всем нам, небольшое напоминание, что весна наступит быстрее, чем кажется. Вы когда-нибудь задумывались, о том, как красивы одуваны? Я серьёзно! Вы, наверное, думаете, что я - редкий зануда, но если я не задам этот вопрос, то кто? Я обожаю разглядывать одуванчики. Такая красотища открывается моим глазам! Несмотря на ещё не растаявший снег, на большей территории европейской части России расцвели одуванчики. Это обусловлено повышением среднесуточной температуры. Обильное цветение одуванчиков принесёт значительные неудобства дачникам.
Текст
Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Как передаёт наш корреспондент, в связи с наступлением тёплой осени в селе Разъезжее Ермаковского района произошел сверхслучай. Наблюдается повторное осеннее цветение одуванчиков. Корреспондент отметил, что это весенний привет всем нам, небольшое напоминание, что весна наступит быстрее, чем кажется. Вы когда-нибудь задумывались, о том, как красивы одуваны? Я серьёзно! Вы, наверное, думаете, что я - редкий зануда, но если я не задам этот вопрос, то кто? Я обожаю разглядывать одуванчики. Такая красотища открывается моим глазам! Несмотря на ещё не растаявший снег, на большей территории европейской части России расцвели одуванчики. Это обусловлено повышением среднесуточной температуры. Обильное цветение одуванчиков принесёт значительные неудобства дачникам.
Домашнее задание
Определить стиль речи данного текста, заполнив таблицу.
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Стиль речи (указать) | |
Цель (зачем?) | |
Сфера применения (где?) | |
Особенности (средства выразительности, термины и т. д.) |
Домашнее задание
Определить стиль речи данного текста, заполнив таблицу.
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Стиль речи (указать) | |
Цель (зачем?) | |
Сфера применения (где?) | |
Особенности (средства выразительности, термины и т. д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...