педагогическая разработка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Авторские изложения для 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.razrabotka_izlozheniya.docx | 60.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание. | ||
I. | Мотивация учебной деятельности учащихся. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала |
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу! Ребята, посмотрим друг на друга, улыбнёмся и начнём наш урок. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха Коммуникативные: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II. | Постановка цели и задач урока. | Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение? Написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст, не искажая смысла. Готовясь к сжатому изложению, необходимо выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. - Вспомним, что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора). - Что должно быть отражено в сжатом изложении? (Основное содержание текста; тема и идея высказывания, т.е. общий смысл; главные мысли основных микротем.) - Хорошо. Какова цель нашего урока? ( научиться сжимать текст.) Задачи? ( научиться приемам сжатия текста). | Определяют цели и задачи урока, вспоминают, что такое сжатое изложение? | Познавательные УУД 1. Извлекать нужную информацию. Коммуникативные УУД 1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) | ||
III. | Актуализация знаний. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | - Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число и тему. Но перед этим скажите, почему в слове «сжатое» мы пишем приставку С? (приставку «с», так как приставки «з» не бывает). - А почему в слове «изложение» мы пишем корень -лож- ? (корень -лож-, так как перед «ж» пишем «о»). - Молодцы. А теперь внимательно спишите число и тему в тетради. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов. Личностные УУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; | |
IV. | Выявление места и причины затруднения. | Обсуждение содержания текста, осмысление |
Ребята, сегодня мы подробно изучим приемы сжатия текста. Существует три приема сжатия текста. 2Обобщение; 3 Замена. При исключении необходимо: -выделить главное (существенное) и детали(подробности). -убрать детали; -пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; -Пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; -Объединить существенное; -Составить новый текст. Исходный текст: На улице было тепло, солнечно и чудесно. Сжатый вариант. На улице было тепло. Исходный текст: По дороге мы пели песни, играли и танцевали. Сжатый вариант. По дороге мы развлекались.
-вычленить единичные факты; -подобрать языковые средства их обобщенной передачи; -составить новый текст. Исходный текст: На поляне росли желтые, красные и оранжевые лилии! Всюду рос огромный и большой папоротник. Он был темно-зеленым с большими и крупными листьями. Сжатый вариант. На поляне росли лилии и большой темно-зеленый папоротник с крупными листьями. Третий способ –замена. Исходный текст: И вот, наконец, мы, уставшие и довольные, пошли домой. Дорога уже не казалась такой длинной. Довольно быстро мы пришли домой. Дома нас ждали братья, сестра и родители. Все были очень довольны нами, ведь мы принесли полные корзины ягод! Сжатый вариант. Мы, довольные пошли домой. Дорога не казалась нам длинной. Мы быстро пришли домой. Дома нас ждали родные. Все были довольны нами, ведь мы принесли полные корзины ягод! | Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. | Регулятивные УУД: 1. выполнение пробного учебного действия ; оценивают свою работу на уроке ; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные УУД: приобретают умения применять полученные знания на практике:
Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают свои возможности в учении; сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования. Регулятивные УУД: оценивают свою работу на уроке Коммуникативные УУД: высказывают и обосновывают свою точку зрения | |
V. | физминутка | Ребята, проведем физминутку! Вы, Вы наверное, устали? Вы, вы наверное, устали? Ну, Ножками потопали, Руч ручками похлопали. Покрутились, повертелись, И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем, и работать продолжаем.
| Повторяют за учителем | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. | ||
VI | Подготовка к изложению. | Учитель читает текст. | Работа над сжатием текста. – Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана) – Как мы будем определять микротемы? (Читать по абзацам и выявлять основную мысль каждого). – Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему). - Обратимся к памятке и постараемся воспользоваться ее советами. Распечатанные памятки у всех на столе. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. 10. Перепишите отредактированный текст на чистовик. - Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Подчёркиваем только тезисы, которые передают основное содержание, выделяем карандашом аргументы. | Сжимают текст на письме, выделяют микротемы карандашом. | ||
VII. | Рефлексия | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия |
Рефлексия. Закончите предложения: Сегодня на уроке: Я узнал, что….. Я понял, что.. Было сложно… Было понятно… Больше всего мне понравилось.. Самым интересным было.. Я почувствовал, что.. Я задумался… В будущем мне надо иметь ввиду, что | самооценка учениками собственной учебной деятельности | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениям | |
VIII. | Информация о домашнем задании. | Повторить приемы сжатия текста. | Личностные УУД: Формирование навыков организации своей деятельности |
Урок по развитию речи № 2 «Сжатое изложение».
Технологическая карта
Этапы Этапы урокаэ Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД |
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Вступительное слово: Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Ведь улыбка-залог хорошего настроения на весь день. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, получают новые знания. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу |
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | (Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы) Что значит сжатое изложение? - Прослушайте текст. На улице было тепло, солнечно и чудесно. Я, Валя, Оля и Сережа решили пойти в лес по грибы. Дорога была длинной и долгой. По дороге мы пели песни, играли и танцевали. И так незаметно пришли в лес. И вот перед нашим взором раскинулась прекрасная, чудесная поляна. На поляне росли желтые, красные и оранжевые лилии! Всюду рос огромный и большой папоротник. Он был темно-зеленым с большими и крупными листьями. На лугу росли земляника, клубника, малина, смородина, брусника и костяника. Что тут началось! Мы быстро разбежались по поляне и собрали полные корзины ягод. Они были красные, черные, голубые. Всем хватило! И вот, наконец, мы, уставшие и довольные, пошли домой. Дорога уже не казалась такой длинной. Довольно быстро мы пришли домой. Дома нас ждали братья, сестра и родители. Все были очень довольны нами, ведь мы принесли полные корзины ягод! А про грибы-то мы забыли! Чтение по абзацам и выявление микротем. Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана.) 1 На улице была хорошая погода. Мы с ребятами решили пойти в лес по грибы. Дорога была длинной. По дороге мы играли. 2 И вот перед нами раскинулась чудесная поляна. На поляне росли лилии и папоротник. На лугу росли разные ягоды. Что тут началось! Мы быстро разбежались по поляне и собрали полные корзины ягод. Всем хватило! 3 Уставшие, мы пошли домой. Дорога уже не казалась длинной. Дома нас ждали родные. Все были нами довольны. А про грибы-то мы забыли. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Прослушивание текста, выделение микротем | |||||
| Обсуждение содержания текста, осмысление | Анализ текста: О чем говорится в тексте(его тема)? - Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? Докажите. от какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? Что делали дети по дороге? Какие лилии они увидели? Каким был папоротник? Какие ягоды росли на поляне? Какой была дорога домой? Кто ждал детей дома? При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования? - как автор связывает предложения? Почему дети забыли про грибы? | Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности |
• исключение повторов; • исключение одного или нескольких из синонимов; •исключение уточняющих и поясняющих конструкций; •исключение фрагмента предложения; • исключение одного или нескольких предложений. | Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением | Индивидуальная, групповая | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач | |
3.физминутка. | Ребята, сейчас на доске спроецированы предложения. Вы определяете способ сжатия текста. Если это исключение, вы хлопаете в ладоши. Если это обобщение, вы топаете ногами. Ну а если замена, то вы встаете. (На интерактивной доске текст спроецирован). | Хлопают в ладошки, топают ногами, встают. | Процесс здоровьесберегающих технологий | ||
| Работа над сжатием текста. Применение приема исключение. | Исходный текст: Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным. Сжатый вариант: исключение. Все было значительно проще: он был любознательным. Исходный текст: Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. Сжатый вариант: исключение. Иногда Куприн вдруг прерывал работу, если убеждался, что не даются ему точные слова. | Составляют план изложения совместно с учителем | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа | Попробуйте сжать текст самостоятельно. На партах заранее распечатанные тексты. Уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения . Исходный вариант: На улице было тепло, солнечно и ясно. Сжатый вариант: На улице было солнечно. Исходный текст: Я, Валя, Оля и Сережа решили пойти в лес по грибы. Дорога была длинной и долгой. По дороге мы пели песни, играли и танцевали. И так незаметно пришли в лес. Сжатый вариант: Мы с друзьями решили пойти в лес. Дорога была длинной. По дороге мы пели песни. И так незаметно пришли в лес. Исходный текст: И вот перед нашим взором раскинулась прекрасная, чудесная поляна. На поляне росли желтые, красные и оранжевые лилии! Всюду рос огромный и большой папоротник. Он был темно-зеленым с большими и крупными листьями. На лугу росли земляника, клубника, малина, смородина, брусника и костяника. Что тут началось! Мы быстро разбежались по поляне и собрали полные корзины ягод. Они были красные, черные, голубые. Всем хватило! Сжатый вариант: И вот перед нашим взором раскинулась чудесная поляна. На поляне росли лилии и папоротник. Папоротник был с крупными листьями. На лугу росли земляника и клубника. Что тут началось! Мы быстро разбежались по поляне и собрали полные корзины ягод. Они были красные. Всем хватило! Исходный текст: И вот, наконец, мы, уставшие и довольные, пошли домой. Дорога уже не казалась такой длинной. Довольно быстро мы пришли домой. Дома нас ждали братья, сестра и родители. Все были очень довольны нами, ведь мы принесли полные корзины ягод! А про грибы-то мы забыли! Сжатый вариант: Мы, уставшие и довольные пошли домой. Дорога уже не была длинной. Мы быстро пришли домой. Дома нас ждали родители. Все были довольны нами, ведь мы принесли ягоды! А про грибы-то мы забыли! | Работают карандашом, сжимая текст на бумаге. Подчеркивают исключения. Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | |
| Учитель читает текст. | Пересказ текста по плану одним или двумя учениками. А теперь будем работать непосредственно над сжатием текста. | Сжимают текст, переписывают сжатый текст в тетради. | индивидуальная | Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия | Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе смайликов и покажите мне. Урок понравился и все понятно – карточку с улыбающимся лицом, урок не понравился и не понял ничего – карточку с грустным лицом. | самооценка учениками собственной учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная | коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе Познавательные – рефлексия способов и условий действий Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. |
| Повторить следующий прием обобщение. | индивидуальная |
Урок по развитию речи № 3 «Сжатое изложение».
Технологическая карта
Этапы Этапы урокаЭ Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД |
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Вступительное слово: Здравствуйте ребята! Прием «Рифмовка» Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу |
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | (Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы) Что значит сжатое изложение? - Прослушайте текст. Изложение 2 К нам в класс пришла новенькая! И звали ее как-то по- особенному Аксинья, но мы стали ее называть Ксюшей. Ксюша отличалась от наших местных девчонок. Она была невысокая, стройная, тонкая. А ее глаза! Они проникали в самую душу! Глаза ярко-зеленого цвета, они излучали внутренний свет и доброту. Когда Ксюша улыбалась, на ее щечках расцветали две алые розочки. Волосы у нее были черные, словно перо ворона. Ее осанка была величественной, а голову она держала высоко, как настоящая королева. Когда Аксинья входила, вернее заплывала, словно облачко в класс, все замирали. От нее исходил какой-то свет и теплота. В общем я как и все мальчишки в классе был тайно в нее влюблен и наблюдал за ней только издалека молча и покорно. Я стал ее невидимым рыцарем. Вот такая любовь случилась у меня в школе! | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Прослушивание текста, выделение микротем | |||||
| Обсуждение содержания текста, осмысление | Анализ текста: О чем говорится в тексте(его тема)? - Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? Докажите от какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? Как звали новенькую? Опишите Аксинью? При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования? - как автор связывает предложения? | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Обобщение • замена однородных членов обобщающим наименованием; • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. - Найти в тексте мелкие, единичные факты. | Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением | Индивидуальная, групповая | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач | |
3.физминутка. | Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть, который час? (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами). Раз, два, три, четыре! (хлопки над головой в ладони). Мышки дёрнули за гири! (руки вверх и приседание с опусканием рук «дёрнули за гири»). Вдруг раздался страшный звон! (хлопки перед собой). Убежали мышки вон! (бег на месте). | Повторяют за учителем. | Процесс здоровьесберегающих технологий | ||
| Работа над сжатием текста. Применение приема обобщения. | Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем. | Составляют план изложения совместно с учителем | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа | Попробуйте сжать текст самостоятельно. На партах заранее распечатанные тексты. Прочитайте первую часть. Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать? (ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами. Исходный вариант: К нам в класс пришла новенькая! И звали ее как-то по- особенному Аксинья, но мы стали ее называть Ксюшей. Ксюша отличалась от наших местных девчонок. Она была невысокая, стройная, тонкая. А ее глаза! Они проникали в самую душу! Глаза ярко-зеленого цвета, они излучали внутренний свет и доброту. Когда Ксюша улыбалась, на ее щечках расцветали две алые розочки. Волосы у нее были черные, словно перо ворона. Ее осанка была величественной, а голову она держала высоко, как настоящая королева. Когда Аксинья входила, вернее заплывала, словно облачко в класс, все замирали. От нее исходил какой-то свет и теплота. Сжатый вариант: К нам в класс пришла новенькая! И звали ее Аксинья. Ксюша отличалась от наших местных девчонок. Она была стройной. Ее глаза проникали в самую душу! Они были зелеными и излучали тепло. Улыбка у Ксюши была прекрасной. Волосы у нее были черные, а осанка величественной. Когда Аксинья входила, все замирали. От нее исходила внутренний свет. Исходный вариант: В общем я как и все мальчишки в классе был тайно в нее влюблен и наблюдал за ней только издалека молча и покорно. Я стал ее невидимым рыцарем. Вот такая любовь случилась у меня в школе! Сжатый вариант: Я был тайно в нее влюблен. Я стал ее невидимым рыцарем. Вот такая любовь случилась у меня в школе! | Работают карандашом, сжимая текст на бумаге. Подчеркивают исключения. Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | |
| Учитель читает текст. | Пересказ текста по плану одним или двумя учениками. А теперь будем работать непосредственно над сжатием текста. | Сжимают текст, переписывают сжатый текст в тетради. | индивидуальная | Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия | сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | самооценка учениками собственной учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная | коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе Познавательные – рефлексия способов и условий действий Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. |
| Повторить следующий прием замену. | индивидуальная |
Урок по развитию речи № 4 «Сжатое изложение».
Технологическая карта
Этапы Этапы урокаЭ Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД |
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу |
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | (Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы) Что значит сжатое изложение? - Прослушайте текст. Изложение 2 На поляне росли голубые и синие колокольчики. Всюду летали мошки, саранча, кузнечики и комары. В лесу было очень весело, ведь все животные праздновали праздник Ивана- Купалы. Всем было весело и радостно. Только вот один зайчишка сидел на пеньке и горько плакал. Он потерял свою маму. Великие, могучие сосны казались ему великанами. «Чего ты не радуешься и не веселишься вместе с нами?»-спросила озорная и забавная белка. Она веселилась вместе с другими и случайно заметила малыша. Ей стало очень любопытно и интересно. Она подумала, что ему скучно и грустно на празднике. И решила его развеселить. Чего только не делала белка! Корчила рожицы, громко хохотала, подпрыгивала очень высоко. Но зайчонок никак не хотел радоваться и веселиться. Наконец, белка устала и заснула. Она ведь не знала, что зайчонок отбился от мамы и папы, от братьев и сестер, он заблудился. Тут недалеко прошли мама и папа. Увидев их, зайчонок стал громко кричать, махать лапками, пищать. Но родители его не услышали, так как на поляне было шумно. И тут зайчонок громко заплакал от бессилия, обиды и безысходности. Ласковый и тихий ветерок подхватил плач малыша и унес далеко. Тут мама и папа услышали своего ребенка и прибежали за ним. Зайчонок был просто счастлив. Никогда не расставайтесь с родителями! Ведь родители- это святое. Берегите их, помните, любите и чтите своих мам и пап. Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана.) Чтение по абзацам и выявление микротем. На столе у обучающихся заранее распечатанный текст. 1 На поляне росли колокольчики. Всюду летали насекомые. В лесу было весело, ведь все животные праздновали праздник Ивана- Купалы. Один зайчишка сидел на пеньке и горько плакал. Он потерял свою маму. Огромные сосны казались ему великанами. 2 Ей стало любопытно и она подумала, что ему грустно на празднике. Она решила его развеселить. Но зайчонок никак не хотел радоваться. Белка устала. Она не знала, что зайчонок отбился от родных и заблудился. Тут недалеко прошли родители. Зайчонок стал их звать, но они его не услышали. Он громко заплакал от безысходности. Ласковый ветерок подхватил плач малыша и унес далеко. Тут родители прибежали за ним. Зайчонок был просто счастлив. 3 Никогда не расставайтесь с родителями! Ведь родители- это святое. Берегите их! | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Прослушивание текста, выделение микротем | |||||
| Обсуждение содержания текста, осмысление | Анализ текста: О чем говорится в тексте(его тема)? - Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? Докажите от какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? Что праздновали звери в лесу? Кто подошел к зайчонку? Каким образом белка развлекала малыша? Почем белка не прошла мимо? Почему родители не заметили сына? При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования? - как автор связывает предложения? | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Замена
| Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением | Индивидуальная, групповая | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач | |
3.физминутка. | Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз), По ночам трещит мороз (имитируем движением мороз). Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морозный нос (натираем нос). В речке стала вдруг вода (прыжки на месте) Неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся), Заметая всё кругом (имитируем движения руками) Белоснежным серебром. | Повторяют за учителем. | Процесс здоровьесберегающих технологий | ||
| Работа над сжатием текста. Применение приема замены. | При замене необходимо - Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. -Сформулировать получившееся предложение. Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. Стало: Сказки любят все. | Составляют план изложения совместно с учителем | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа | Попробуйте сжать текст самостоятельно. На партах заранее распечатанные тексты. Исходный текст: На поляне росли голубые и синие колокольчики. Всюду летали мошки, саранча, кузнечики и комары. В лесу было очень весело, ведь все животные праздновали праздник Ивана- Купалы. Всем было весело и радостно. Только вот один зайчишка сидел на пеньке и горько плакал. Он потерял свою маму. Великие, могучие сосны казались ему великанами. Сжатый вариант: На поляне росли колокольчики. Всюду летали насекомые. В лесу было весело, животные праздновали праздник Ивана- Купалы. Всем было весело. Один зайчишка сидел на пеньке и горько плакал. Он потерял свою маму. Великие сосны казались ему великанами. Исходный текст: Озорная белка спросила о том, почему малыш не радуется. Она веселилась вместе с другими и случайно заметила малыша. Ей стало любопытно и она подумала, что ему грустно. И решила его развеселить. Но зайчонок никак не хотел радоваться. Наконец, белка заснула. Она не знала, что зайчонок отбился от родителей и заблудился. Ласковый ветерок подхватил плач малыша. Родители услышали своего ребенка и прибежали за ним. Зайчонок был просто счастлив. Никогда не расставайтесь с родителями! Ведь родители- это святое. Берегите их. | Работают карандашом, сжимая текст на бумаге. Подчеркивают исключения. Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | |
| Учитель читает текст. | Пересказ текста по плану одним или двумя учениками. А теперь будем работать непосредственно над сжатием текста. | Сжимают текст, переписывают сжатый текст в тетради. | индивидуальная | Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям; самооценка на основе критерия успешности; самоопределение Познавательные: обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия | Анкета. 1. На уроке я работал - активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я-доволен / не доволен 3. Урок для меня показался-коротким / длинным 4. За урок я-не устал / устал 5. Мое настроение-стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был-понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным | самооценка учениками собственной учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная | коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе Познавательные – рефлексия способов и условий действий Регулятивные: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. |
| Повторить все приемы сжатия текста. | индивидуальная |
Урок по развитию речи № 5 «Сжатое изложение».
Технологическая карта
Этапы Этапы урока Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД |
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала | Приветственное слово учителя: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку | фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу |
| Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | (Учитель читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы) Что значит сжатое изложение? - Прослушайте текст. Однажды мы с мамой пошли в лес. Тихо падал белый пушистый снег. Снежинки, казалось, танцуют свой чудный танец. Деревья уснули в непроглядной и молчаливой тишине. Лишь изредка вдали постукивал дятел. Дул тихий северный ветер. Прекрасная и великолепная картина предстала перед нами. Всё было белым-бело. Лес надел пуховый наряд. Очаровательные березки склонили свои головы под тяжестью снега. Высокие сосны гордо стояли, словно великаны. Тонкие ели предстали во всей своей красе. Зеленые пушистые лапы, присыпанные снегом, плавно раскачивались на ветру. Кустарники облачились в белые наряды и были похожи на притихших разведчиков. Лес напоминал заколдованное царство снежной королевы. Вот пробежал белый заяц. Он тоже надел свой светлый наряд, чтобы спрятаться от хищников. Недалеко слышится лай лисицы, она, наверное, выгуливает своих малышей. Хорошо зимой в лесу! Воздух свеж и чист. Вокруг всё красивое и белое. И кажется, что лес превратился в зимнюю сказку. | Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: могут понимать информацию, представленную в различных формах, выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Прослушивание текста, выделение микротем | |||||
| Обсуждение содержания текста, осмысление | Анализ текста Анализ текста: О чем говорится в тексте(его тема)? - Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? Докажите от какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? Опишите природу? А какая она? Что интересного в зимнем лесу? Как нарядились деревья зимой? Чтобы написать сжатое изложение,нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана.) Чтение по абзацам и выявление микротем. На столе у обучающихся заранее распечатанный текст. | Отвечают на вопросы. Определяют микротемы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | Повторим приемы сжатия! Какие приемы сжатия текста мы проходили на прошлых уроках? Учащиеся отвечают. Исключение Обобщение Замена Сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки. | Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы над изложением | Индивидуальная, групповая | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач | |
3.физминутка. | Физкультминутка. Раз- подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре- руки шире, Пять- руками помахать, Шесть- на место тихо сесть. Выполняют элементарные физические упражнения | Повторяют за учителем. | Процесс здоровьесберегающих технологий | ||
| Работа над сжатием текста. | А теперь ребята, примените все приемы сжатия текста, которые вам известны. | Групповая, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа | сжатый пересказ. - Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста (обобщение, исключение, замена). Сжатый текст Однажды мы с мамой пошли в лес. Тихо падал снег. Снежинки, казалось, танцуют свой чудный танец. Деревья уснули в непроглядно тишине. Лишь изредка вдали постукивал дятел. Дул северный ветер. Великолепная картина предстала перед нами. Всё было белым-бело. Лес надел пуховый наряд. Березки склонили свои головы под тяжестью снега. Сосны гордо стояли, словно великаны. Тонкие ели предстали во всей своей красе. Зеленые лапы, присыпанные снегом, раскачивались на ветру. Кустарники облачились в белые наряды и были похожи на притихших разведчиков. Лес напоминал заколдованное царство снежной королевы. Вот пробежал белый заяц. Он тоже надел свой светлый наряд, чтобы спрятаться от хищников. Недалеко слышится лай лисицы. Хорошо зимой в лесу! Воздух свеж. Вокруг всё красиво. И кажется, что лес превратился в зимнюю сказку. | Работают карандашом, сжимая текст на бумаге. Подчеркивают исключения. Работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Задают вопросы для уточнения информации | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | |
| Учитель читает текст. | Пересказ текста по плану одним или двумя учениками. А теперь будем работать непосредственно над сжатием текста. | Сжимают текст, переписывают сжатый текст в тетради. | индивидуальная | |
рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия | . 1. Подводящий диалог - Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы поставленных целей? - Чему мы сегодня научились на уроке? - Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? - Кому поставим сегодня отметки? | самооценка учениками собственной учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная | |
| Переписать сжатое изложение с черновика в тетрадь. | индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...
«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?
Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики и культуры) Цели:· образовательная: зна...
«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?
Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики) Цели:· образовательная: знакомство с семьёй ...
авторская педагогическая разработка
Разработка для обучающихся 8-х классов "Графики улыбаются"...
Авторская (радикальная) педагогическая разработка «Природные богатства Братска» программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов
Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Природные богатства Братска» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полног...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"
Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...
Педагогическая разработка «Новые педагогические технологии в обучении географии»
методическая разработка...