словарный урок
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)
Данный урок - разработка внеурочного занятия для 9 класса по анализу поэтической лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
словарный урок 9 класс | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Поэтическая лексика
(по материалам словарей русского языка)
Панфилова Оксана Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Гимназия №21
г.Батайск, 2021
Пояснительная записка
Тема «Поэтическая лексика (по материалам словарей русского языка)»
Обоснование выбора темы.
Постичь красоту и богатство русского языка возможно лишь наблюдая, проникая в смысл слова, чувствуя все оттенки его значения в контексте. Особенно это важно при чтении поэтического текста, где каждое слово помогает раскрыть внутренний мир, переживания лирического героя. И здесь велика роль лексики высокого стиля, столь широко применяемой в лирических произведениях. В связи с этим представляется интересным рассмотрение особенностей поэтической лексики.
Актуальность темы обусловливается усилением внимания к художественному тексту и поэтической речи в школе.
Целевая аудитория – ученики 7-9 классов.
Данное внеурочное мероприятие проводится в рамках кружка «Эрудит».
Целью внеурочного мероприятия является воспитание внимательного отношения к слову, любви к русскому языку, привлечение внимания к особенностям поэтической лексики.
Задачи:
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
- умение извлекать информацию из различных словарей,
- обогащение активного словарного запаса,
- развитие речевой культуры,
- осознание эстетической ценности русского языка.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты:
- умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор,
- овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- определение понятия поэтической лексики (по материалам словаря),
- анализ помет в словарях русского языка к поэтизмам,
- рассмотреть типы поэтизмов и их функции.
Форма проведения – поисковая и проектная деятельность
Педагогические технологии:
- проектная технология
- групповые технологии
- информационно-коммуникативные технологии
Подготовительный этап.
Задание по группам: чтение русских народных сказок, поэтов 18 века, стихотворений и сказок А.С. Пушкина, поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и Б.А. Ахмадулиной с целью выявления слов, характерных только для фольклора и поэзии.
Основной этап занятия кружка.
- Сообщения каждой группы: представление слов из фрагментов произведений.
Вот некоторые результаты поисков учеников.
Например, у Сумарокова читаем:
Воды слышали твой глас,
Как ты клялся быть мне верен.
И зефир летал в тот час
("О места , места драгие…" Песня.)
Несчастлив этот град,
Где всякий день почти и клуб и маскарад…
(Недостаток времени. Притча.)
Из фольклора:
Носи платьице, - не снашивай,
Терпи горюшко, - не сказывай.
(Свадебная песня.)"
А вот необычное слово у А.С. Пушкина:
Зачем ты грозный аквилон,
Тростник прибрежный дому клонишь
(Пушкин, Аквилон.)
В хорошо известном стихотворении М.Ю. Лермонтова находим:
Да жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
(Лермонтов, Бородино.)
- Работа со словарем (Словарь русского языка: в 4 т. //Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985-1988.) Находим значения этих слов в словаре.
"Аквилон, -а, м. Трад-поэт. Северный ветер.
Булат, -а, м. старинная узорчатая сталь высокой прочности и упругости, употребляется для изготовления холодного оружия…//Трад.-поэт. Стальной клинок, меч.
Обращаем внимание на славянизмы глаз и град, их значение ребятам понятно сразу.
"Горюшко" –и, ср. Народно-поэт. и разг. Ласк. к горе (в 1м и 2м знач.).
Ребята видят, что рядом с этими словами в словаре есть помета «Трад.-поэт.» или «Народно-поэт», делают вывод, что эти слова действительно характерны для фольклорных произведений или традиционны для лирических произведений. Становится интересно, проверить, какие пометы, связанные с поэтической лексикой, встречаются в разных толковых словарях.
- Работаем по группам с разными словарями.
1я группа
Материалы "Словаря русского языка" под редакцией профессора А. П. Евгеньевой (состав поэтической лексики, система помет) показывают, что целесообразно деление поэтизмов на два больших разряда: традиционно-поэтическую и народно - поэтическую лексику. При этом необходимо учитывать, что к поэтической лексике могут относиться слова, отмеченные в словаре пометами "высокое", "торжественное", "риторическое", "книжное", а также "архаическое", "устаревшее", "старославянское" и даже "разговорное".[1] По традиции названия определенного круга предметов и понятий считались в XIX веке поэтическими , такими они остаются и в настоящее время. Заметим, что в словарной статье чаще всего к слову дается не одна, а несколько стилистических помет.
Строгое разграничение понятий находим в "Словаре русского языка" под редакцией А. П. Евгеньевой, в котором понятие "поэтическое" дифференцируется на традиционно – поэтическое и народно – поэтическое, тем самым подчеркивается различное происхождение слов:
"Трад.-поэт., т.е. традиционно- поэтическое слово – помета ставится при словах , употребление которых характерно для поэзии, ограничивается поэзией. Это лексика, связанная со стилистическими средствами и особенностями поэзии".
Например :Багрить , рю, ришь, ;несов., перех.(сов. обагрить). Трад.- поэт. Окрашивать в кроваво красный цвет. (Едва багрил закат лесистых гор верхи. /Вс. Рождественский, декабрист.)[2]
Помета "народно –поэт." поясняется так : "народно – поэтическое слово или значение, помета сопровождает те слова (или значения слов ), которые сохраняют свою устно- поэтическую окраску и поэтому хотя и употребляются в составе литературной (обычно поэтической )лексики, но не сливаются с ней полностью. Частично эти слова употребляются как средства стилизации"[3].
Например : Белокаменный , -ая, ое. Народно- поэт. Из белого камня . (Палаты белокаменные .)//С постройками из такого камня . (Москва белокаменная .).[4]
2 группа
В "Толковом словаре" под редакцией профессора Д. Н. Ушакова даются следующие определения:
"(поэт.), т.е. поэтическое, означает: свойственно поэзии; употребляется в общем литературном языке, все же сохраняет отпечаток поэтического употребления;
(нар. – поэт.), т.е. народнопоэтическое, означает: проникло в литературный язык из так называемой устной народной словесности".[5]
3я группа
О. С. Ахманова дает следующее определение этой лексике: "Средства традиционно поэтические (от англ. traditional poetic means) – стилистические средства языка, традиционно закрепившиеся за художественной речью".[6]
Выделяют также речь народно-поэтическую как "разновидность поэтической речи , заимствующей тропы и фигуры из фольклора".[7]
4я группа
В "Толковом словаре русского языка "С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой стилистические пометы "поэтическое", "традиционно- поэтическое" и "народно- поэтическое" вообще отсутствуют. Слова поэтической речи рассматриваются гораздо реже и определяются другими пометами. Так, например, багряный, бытие – (книж.)-относятся к книжной лексике ; возгласить , дева, девица- (устар.),. т.е. – к устаревшей лексике, существительные бард, дубрава включаются в разряд слов нейтрального стиля , не имеют особых помет.[8]
5я группа
В новом стилистическом словаре русского языка подчеркивается: "Поэтизмы – группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII - первой половины XIX века".[9]
Т. Б. Трошева, автор данного определения, утверждает, что "до настоящего времени лексика этой группы, давно перешедшая в разряд архаической, сохраняет колорит поэтичности и не характерна для других стилей, кроме художественного".[10]
Однако в новом академическом словаре с учетом жанрово-стилистической характеристики слов используют стилистические пометы: высок. (высокое), нар.-поэт.(народно-поэтическое), трад.-литер. (традиционно-литературное), характеризующиеся следующим образом:
высок. (высокое). Ставится при словах, свойственных торжественной, приподнятой речи (обычно это славянизмы по происхождению), например: дерзновенный, низвергать, безвременно, бесславие,, испепеляющий, возвестить, година, рукоплескать, бездыханный, безбоязненный и т.п.
нар.-поэт.(народно-поэтическое). Ставится при словах, сохраняющих фольклорный колорит, например: далече, молодец, кручина, зазноба, дубрава, горе-горькое, полюшко и т.п.
Трад.-литер. (традиционно-литературное). Варианты: трад.-худ. (традиционно-художественное); трад.-поэт. (традиционно-поэтическое). Ставится при словах, традиционно употребляемых в текстах художественной литературы (как поэзии так и прозы), а также при словах, воспринимаемых как общелитературные штампы, например: багряный, мгла, вьюга, греза, томительный, сумрак, безбрежный, несказанный, нездешний, очаровательный, алмазы росы, изумруды леса и т.д. К этому же ряду относятся все виды олицетворений: шепот леса, море уснуло, усталое солнце и т.д.
Выводы учеников
Народно-поэтическая лексика распространена в произведениях устного народного творчества и разговорной речи, используется в языке поэзии. Традиционно-поэтические слова характерны для лирики, служат для выражения высоких чувств, применяются многими художниками слова; используются в течение нескольких столетий. Изучение различных поэтизмов позволяет показать, насколько многомерен мир поэзии и художественной литературы.
Список словарей
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
- Баранов О. С. Идеографический словарь русского языка. М., 1990.
- Большой толковый словарь русского языка. // Под ред. С. А. Кузнецова. С-П., 2001.
- Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь . М., 2000.
- Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995.
- Павлович Н. В. Словарь поэтических образов: На материале рус. худож. литературы XVIII – XX веков: ( В 2 т.). М., 1999.
- Русский язык. Энциклопедия. /Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М., 1998.
- Славянская мифология. Словарь- справочник./ Сост. Л. М. Вагурина. – М., 1998.
- Словарь русского языка: в 4 т. //Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985-1988.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка./ Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.
- Толковый словарь русского языка. /Под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х т. Т. 1. М, 1935-1940.
- Шанский Н. М. , Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов – М., 1997.
[1] Анализ поэтизмов производится с учетом толкований в "словаре русского языка ": В 4х т./АН СССР. Ин-т. рус.яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - М., 1985-1988. – Том I. А-Й. 1985.
[2] Там же. С. 54.
[3] Там же. С. 78.
[4] Там же. С. 78.
[5] Толковый словарь русского языка . /Под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х т. Т. 1. М., 1935-1940.
[6] Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов . М. 1966. С. 452.
[7] Там же С. 387.
[8] Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995. С. 6, 7.
[9] Трошева Т. Б. Поэтизмы. // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2003. С. 291.
[10] Там же , С. 292.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.
Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...
Всероссийский словарный урок.
27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...
Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)
Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...
Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля
22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....
всероссийский словарный урок, посвященный Далю
внеклассное мероприятие для 8-9 классов...
Всероссийский словарный урок.
27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...
- Мне нравится (13)