словарный урок
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Оксана Викторовна Панфилова

Данный урок - разработка внеурочного занятия для 9 класса по анализу поэтической лексики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл словарный урок 9 класс26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Поэтическая лексика

(по материалам словарей русского языка)

Панфилова Оксана Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Гимназия №21

г.Батайск, 2021


 Пояснительная записка

Тема «Поэтическая лексика (по материалам словарей русского языка)»

Обоснование выбора темы.

Постичь красоту и богатство русского языка возможно лишь наблюдая, проникая в смысл слова, чувствуя все оттенки его значения в контексте. Особенно это важно при чтении поэтического текста, где каждое слово помогает раскрыть внутренний мир, переживания лирического героя. И здесь велика роль лексики высокого стиля, столь широко применяемой в лирических произведениях. В связи с этим представляется интересным рассмотрение особенностей поэтической лексики.

Актуальность темы обусловливается  усилением внимания к художественному тексту и поэтической речи в школе.

Целевая аудитория – ученики 7-9 классов.

Данное внеурочное мероприятие проводится в рамках кружка «Эрудит».

Целью внеурочного мероприятия является воспитание внимательного отношения к слову, любви к русскому языку, привлечение внимания к особенностям поэтической лексики.

Задачи:

  1. формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования,
  2. умение извлекать информацию из различных словарей,
  3. обогащение активного словарного запаса,
  4. развитие речевой культуры,
  5. осознание эстетической ценности русского языка.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,
  2. стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты:

  1.  умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор,
  2. овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. определение понятия поэтической лексики (по материалам словаря),
  2. анализ помет в словарях русского языка к поэтизмам,
  3. рассмотреть типы поэтизмов и их функции.

Форма проведения – поисковая и проектная деятельность

Педагогические технологии:

  1. проектная технология
  2. групповые технологии
  3. информационно-коммуникативные технологии

Подготовительный этап.

Задание по группам: чтение русских народных сказок, поэтов 18 века, стихотворений  и сказок А.С. Пушкина, поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и  Б.А. Ахмадулиной с целью выявления слов, характерных только для фольклора и поэзии.

Основной этап занятия кружка.

  1. Сообщения каждой группы: представление слов из фрагментов произведений.

Вот некоторые результаты поисков учеников.

Например, у Сумарокова читаем:

Воды слышали твой глас,

Как ты клялся быть мне верен.

И зефир летал в тот час

               ("О места , места драгие…" Песня.)

Несчастлив этот град,

Где всякий день почти и клуб и маскарад…

                (Недостаток времени. Притча.)

Из фольклора:

Носи платьице, - не снашивай,

Терпи горюшко, - не сказывай.

           (Свадебная песня.)"

А вот необычное слово у А.С. Пушкина:

Зачем ты грозный аквилон,

         Тростник прибрежный дому клонишь

            (Пушкин, Аквилон.)

В хорошо известном стихотворении М.Ю. Лермонтова находим:

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

           (Лермонтов, Бородино.)

  1. Работа со словарем (Словарь русского языка: в 4 т. //Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985-1988.) Находим значения этих слов в словаре.

"Аквилон, -а,  м. Трад-поэт. Северный ветер.

Булат, -а, м. старинная узорчатая сталь высокой прочности и упругости, употребляется для изготовления холодного оружия…//Трад.-поэт. Стальной клинок, меч.

Обращаем внимание на славянизмы глаз и град, их значение ребятам понятно сразу.

"Горюшко" –и, ср. Народно-поэт. и разг. Ласк. к горе (в 1м и 2м знач.).

Ребята видят, что рядом с этими словами в словаре есть помета «Трад.-поэт.» или «Народно-поэт», делают вывод, что эти слова действительно характерны для фольклорных произведений или традиционны для лирических произведений. Становится интересно, проверить, какие пометы, связанные с поэтической лексикой, встречаются в разных толковых словарях.

  1. Работаем по группам с разными словарями.

1я группа

Материалы "Словаря русского языка" под редакцией профессора А. П. Евгеньевой (состав поэтической лексики, система помет) показывают, что целесообразно деление поэтизмов на два больших разряда: традиционно-поэтическую и народно - поэтическую лексику. При этом необходимо учитывать, что к поэтической лексике могут относиться слова, отмеченные в словаре пометами "высокое", "торжественное", "риторическое", "книжное", а также "архаическое", "устаревшее", "старославянское" и даже "разговорное".[1] По традиции названия определенного круга предметов и понятий считались в XIX веке поэтическими , такими они остаются и в настоящее время. Заметим, что в словарной статье чаще всего к слову дается не одна, а несколько стилистических помет.

Строгое разграничение понятий находим в "Словаре русского языка" под редакцией А. П. Евгеньевой, в котором понятие "поэтическое" дифференцируется на традиционно – поэтическое и народно – поэтическое, тем самым подчеркивается различное происхождение слов:

"Трад.-поэт., т.е. традиционно- поэтическое слово – помета ставится при словах , употребление которых характерно для поэзии, ограничивается поэзией. Это лексика, связанная со стилистическими средствами и особенностями поэзии".

Например :Багрить , рю, ришь, ;несов., перех.(сов. обагрить). Трад.- поэт. Окрашивать в кроваво красный цвет. (Едва багрил закат лесистых гор верхи. /Вс. Рождественский, декабрист.)[2] 

Помета "народно –поэт." поясняется так : "народно – поэтическое слово или значение, помета сопровождает те слова (или значения слов ), которые сохраняют свою устно- поэтическую окраску и поэтому хотя и употребляются в составе литературной (обычно поэтической )лексики, но не сливаются с ней полностью. Частично эти слова употребляются как средства стилизации"[3].

Например : Белокаменный , -ая, ое. Народно- поэт. Из белого камня . (Палаты белокаменные .)//С постройками из такого камня . (Москва белокаменная .).[4]

2 группа

В "Толковом словаре" под редакцией профессора Д. Н. Ушакова даются следующие определения:

"(поэт.), т.е. поэтическое, означает: свойственно поэзии; употребляется в общем литературном языке, все же сохраняет отпечаток поэтического употребления;

(нар. – поэт.), т.е. народнопоэтическое, означает: проникло в литературный язык из так называемой устной народной словесности".[5]   

3я группа

О. С. Ахманова дает следующее определение этой лексике: "Средства традиционно поэтические (от англ. traditional poetic means) – стилистические средства языка, традиционно закрепившиеся за художественной речью".[6]

Выделяют также речь народно-поэтическую как "разновидность поэтической речи , заимствующей тропы и фигуры из фольклора".[7]

4я группа

В "Толковом словаре русского языка "С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой стилистические пометы  "поэтическое", "традиционно- поэтическое" и "народно- поэтическое" вообще отсутствуют. Слова поэтической речи рассматриваются гораздо реже и определяются другими пометами. Так, например, багряный,  бытие – (книж.)-относятся к книжной лексике ; возгласить , дева, девица- (устар.),. т.е. – к устаревшей лексике, существительные  бард, дубрава включаются в разряд слов нейтрального стиля , не имеют особых помет.[8] 

5я группа

В новом стилистическом словаре  русского языка подчеркивается: "Поэтизмы – группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII -  первой половины XIX века".[9]

Т. Б. Трошева, автор данного определения, утверждает, что "до настоящего времени лексика этой группы, давно перешедшая в разряд архаической, сохраняет колорит поэтичности и не характерна для других стилей, кроме художественного".[10]

Однако в новом академическом словаре с учетом жанрово-стилистической характеристики слов используют стилистические пометы: высок. (высокое), нар.-поэт.(народно-поэтическое), трад.-литер. (традиционно-литературное), характеризующиеся следующим образом:

высок. (высокое). Ставится при словах, свойственных торжественной, приподнятой речи (обычно это славянизмы по происхождению), например: дерзновенный, низвергать, безвременно, бесславие,, испепеляющий, возвестить, година, рукоплескать, бездыханный, безбоязненный и т.п.

нар.-поэт.(народно-поэтическое). Ставится при словах, сохраняющих фольклорный колорит, например: далече, молодец, кручина, зазноба, дубрава, горе-горькое, полюшко и т.п.

Трад.-литер. (традиционно-литературное). Варианты: трад.-худ. (традиционно-художественное); трад.-поэт. (традиционно-поэтическое). Ставится при словах, традиционно употребляемых в текстах художественной литературы (как поэзии так и прозы), а также при словах, воспринимаемых как общелитературные штампы, например: багряный, мгла, вьюга, греза, томительный, сумрак, безбрежный, несказанный, нездешний, очаровательный, алмазы росы, изумруды леса и т.д. К этому же ряду относятся  все виды олицетворений: шепот леса, море уснуло, усталое солнце и т.д.

Выводы учеников

Народно-поэтическая лексика распространена в произведениях устного народного творчества и разговорной речи, используется в языке поэзии.  Традиционно-поэтические слова характерны для лирики, служат для выражения высоких чувств, применяются многими художниками слова; используются в течение нескольких столетий. Изучение различных поэтизмов позволяет показать, насколько многомерен мир поэзии и художественной литературы.

Список словарей

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.
  2. Баранов О. С. Идеографический словарь русского языка. М., 1990.
  3. Большой толковый словарь русского языка. // Под ред. С. А. Кузнецова. С-П., 2001.
  4. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь . М., 2000.
  5. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995.
  6. Павлович Н. В. Словарь поэтических образов: На материале рус. худож. литературы XVIII – XX веков: ( В 2 т.). М., 1999.
  7. Русский язык. Энциклопедия. /Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М., 1998.
  8. Славянская мифология. Словарь- справочник./ Сост. Л. М. Вагурина. – М., 1998.
  9. Словарь русского языка: в 4 т. //Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985-1988.
  10. Стилистический энциклопедический словарь русского языка./ Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.
  11. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.
  12. Толковый словарь русского языка. /Под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х т. Т. 1. М, 1935-1940.  
  13. Шанский Н. М. , Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов – М., 1997.


[1] Анализ поэтизмов производится с учетом  толкований  в "словаре русского языка ": В 4х т./АН СССР. Ин-т. рус.яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. - М., 1985-1988. – Том I. А-Й. 1985.                              

[2] Там же. С. 54.

[3] Там же. С. 78.

[4] Там же. С. 78.

[5] Толковый словарь русского языка . /Под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х т. Т. 1. М., 1935-1940.

[6] Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов . М. 1966. С. 452.

[7] Там же С. 387.

[8] Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995. С. 6, 7.

[9] Трошева Т. Б. Поэтизмы. // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2003. С. 291.

[10] Там же , С. 292.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля

22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....

всероссийский словарный урок, посвященный Далю

внеклассное мероприятие для 8-9 классов...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...