Роль синтаксиса и пунктуации (на примере сказок А.С. Пушкина)
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Итоговый урок по теме "Синтаксис и пунктуация" для 5класса включает материал для повторения в занимательной форме (сказка о короле Синтаксисе и королеве Пунктуации), работу со словосочетанием, предложением, текстом (отрывки из сказок А.С. Пушкина), предлагается технологическая карта урока, схема для "двойного дневника", посволяющего уже в 5 классе ребятам проводить лингвистические мини-исследования на основе художественного текста (например: "Обращения в сказках А.С. Пушкина"), содержит раздаточный материал, презентацию к уроку, пример творческой работы учащегося (стихотворение о синтаксисе и пунктуации, написанное учеником).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 21.73 КБ |
сказка и стихотворение ученика | 11.99 КБ |
презентация | 167.89 КБ |
раздаточный материал | 27.5 КБ |
раздаточный материал2 | 12.44 КБ |
оценочный лист | 12.34 КБ |
литература | 12.94 КБ |
двойной дневник | 13.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте (на примере сказок А.С. Пушкина)»
Учитель: Панфилова Оксана Викторовна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5 «Б»
3. Тема урока:" Роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте (на примере сказок А.С. Пушкина)".
4. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
5. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация" при работе с художественным текстом
6. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, обращение, интонация, постановка знаков препинания на письме); рассмотреть их роль в художественном тексте.
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать образное и логическое мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь (строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать поэтический текст, развивать творческие способности учащихся(написание стихотворений и лингвистических сказок).
воспитательные: показать учащимся практическую необходимость знаний правил постановки знаков препинания , формировать внимательное отношение к слову, воспитывать интерес к художественному произведению.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях; синтаксические средства выразительности (риторический вопрос, риторическое обращение, повтор, сравнение, инверсия)
уметь: опознавать единицы синтаксиса, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения, находить изученные синтаксические явления в художественном тексте и комментировать их роль в произведении.
личностные: уважительное отношение к родному языку и творчеству А.С. Пушкина, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический разбор словосочетания и предложения; риторический вопрос и восклицание, риторическое обращение, анафора, повтор, сравнение.
10. Межпредметные связи: литература.
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки
12.
Универсальные учебные действия | Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; понимает информацию, представленную в виде таблиц, схем, моделей; осознанно использует для решения практических задач словари, справочники. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
13. Организация работы: оформление доски, раздаточный материал, портрет писателя, выставка книг со сказками А.С. Пушкина и детскими творческими и исследовательскими работами.
.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формы организации взаимодействия | Форма контроля и самоконтроля |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Проверяет готовность к уроку. | Слушают учителя, демонстрируют свою готовность к уроку | Вступительное слово учителя | фронтальная | Записи в тетради даты |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Постановка творческого вопроса «Что изменилось бы в системе правописания да и в нашей жизни, если бы не было синтаксиса и пунктуации?» Аргументируйте свой ответ примерами из лингвистических сказок и стихотворений. | Высказывает свою точку зрения, аргументируя. Аргументация учащихся с помощью лингвистических миниатюр (стихов и сказок) Формулируют тему, цели и задачи урока. | беседа | Фронтальная, индивидуальная | Устный ответ Запись в тетради темы урока. |
3.Актуализация опорных знаний. | Организует работу учащихся по созданию карты-схемы к изученной теме. | Составление карты-схемы по теме. Выступления «лингвистов» с докладом о происхождении обращения, знаков препинания | Создание кластера | Совместная работа | Запись в тетрадь кластера |
4. Комплексное применение знаний и умений учащихся по предмету. | 1.Анализ эпиграфа к уроку: Наш « язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин 2.Организация игры «Россыпь слов» с последующим синтаксическим разбором словосочетаний и предложений. 3.Комплексная работа с худ.текстом (отрывком из сказки А.С. Пушкина) | Составление предложений из набора слов. Выполнение синтаксического анализа предложения и словосочетаний у доски. Восстановление авторской пунктуации текста, выявление роли пунктуации в установлении смысловых отношений между словами и предложениями. | Беседа Работа с деформированным текстом | парная | Записи в тетради Самоконтроль |
5.Применение УУД и знаний в новых условиях. | Создание ситуации поиска новых знаний. Решение практического вопроса о роли синтаксиса в худ. тексте. | Защита исследовательских проектов учащихся (по сказкам А.С. Пушкина) | Прием «двойной дневник» | Групповая и индивидуальная работа | Защита проектов |
6. Рефлексия | Решение тестовых заданий по типу игры «Четвертый лишний» | Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой. | Тест-игра | Индивидуальная и парная работа | Взаимопроверка. |
7. Объяснение дом.задания. | Учитель предлагает разноуровневое дом.задание (1 из 3 по выбору учащихся) | Учащиеся получают листы с заданием на дом. | Разноуровневые задания | фронтальная | Запись в дневнике |
8 .Подведение итогов. | Организация беседы по подведению итогов урока | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный вывод к уроку о роли синтаксиса и пунктуации в худ.тексте. | беседа | фронтальная | Устный опрос |
Предварительный просмотр:
СКАЗКА О ЗАПЯТОЙ
(сценарий)
Жила-была в стране Грамматике запятая. Ее считали маленькой и незначительной. Грустила- грустила Запятая, обиделась и решила уйти.
На следующий день графиня приказала строить предложения. Пришли слова и знаки препинания.
- Слова, составляем предложения!
Пунктуация читает получившееся предложение:
-«Охотники пошли охотиться за детьми смотрит няня». Нахмурилась.
- Что-то я не пойму?! Неужели взрослые пошли охотиться за детьми? И куда смотрит няня? – спрашивает вопросительный знак.
- Составляем другое предложение!- приказывает Пунктуация.-
«Мама стирала Машу мучила скука».
- Кого стирала мама? Кого мучила скука? – не поймет вопросительный знак.
- Срочно найти запятую!- приказывает Пунктуация.
Долго искали Запятую. Лишь восклицательный знак нашел ее около озера Знаний. Он рассказал ей обо всем. Запятая всех простила и вернулась.
С тех пор к Запятой относились с уважением.
Владислав Косаев
Синтаксис – что это такое?
Он изучает связи слов.
И знает их предназначенье
И всем всегда помочь готов.
Когда и где поставить точку,
Знак восклицанья и тире
Ответит Пунктуация,
Его подруга-грация!
Из слов построить предложенье
Где все на свете: мысль и слог.
И в строе речи каждый сдвиг
Он не оставит без вниманья.
Поставим верно знаки препинанья!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что изменилось бы в системе правописания и нашей жизни, если бы не было синтаксиса и пунктуации? Спектакль по лингвистической миниатюре Пуховой Маргариты «Сказка о Запятой» Выступление группы историков-лингвистов
ЦЕЛИ УРОКА: повторить и обобщить полученные теоретические и практические знания по изученному разделу; .рассмотреть роль синтаксиса и пунктуации в художественном тексте
Наш язык неистощим в соединении слов. А. С. Пушкин Сказки любят читать все: и взрослые, и дети, и старики.
Пушкин на уроках русского языка Игра «Россыпь слов» Петушок, спицы, границы, его, высокой,стал , с, стеречь. 2. Мудрец, стал, мешка, из, и, петушка, вынул, перед, золотого, Дадоном , вот.
Жили они в ветхой землянке. Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли где на свете ты царевны молодой?
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят.
Защита исследовательских проектов учащихся «Роль обращений однородных членов предложения, лексических повторов и анафоры в сказках Пушкина»
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!!! ТЕСТ «Четвертый лишний» 1-б 2-г 3-в 4-а 5-в
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: На выбор: 1.Упражнение 260 или 2.Мини-сочинение «За что я люблю сказки А.С. Пушкина?» Учитель русского языка и литературы МБОУ Михайловской СОШ Красносулинского района Ростовской области: Агапова Т. Н.
ИТОГИ УРОКА Косаев Владислав Стихотворение о синтаксисе и пунктуации
Предварительный просмотр:
Запишите отрывок, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Запишите отрывок по памяти, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Предварительный просмотр:
«Россыпь слов»
- Петушок, спицы, границы, его, высокой, с, стал стеречь.
- Мудрец, стал, мешка, из, и, петушка, вынул, перед, золотого, Дадоном, вот
___ __________ ____________ __________ __________ ______ ___________ ________
Задание: восстанови авторскую пунктуацию.
Пошел к деду говорит Беда
Обогнал меня меньшой Балда
__ _________ _______________ _____________ ________ _____________________ ____
Запишите отрывок, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Подчеркните грамматические основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Предварительный просмотр:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Художественные тексты:
А.С. Пушкин. Сказки – Р-н/д, 2014
Методическая и учебная литература:
- Александрова Г.В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник») – С-П., 1997.
- Горшков А.И. Пушкин в истории русского языка: Пособие для учителя. – М., 2000
- Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах.
- Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 кл. – М, 2015
- Литература: учебник для 5 класса общеобр.учр.:в 2ч. Ч.1/авт.-сост. Г.С. Меркин. – М., 2013
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. – М., 2000.
- Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2ч. (Ч.1) – м., 1999
- Поэтический синтаксис. (Синтаксические фигуры художественной речи) // Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие. Н.А. Миронова, Е.А. Самойлова. – М., 2008
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр.учр.: в 2ч. Ч.1/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – М., 2015
- Современные подходы в преподавании русского языка и литературы ( в помощь учителю, внедряющему ФГОС). Методическое пособие. / Сост. Меренкова О.Ю. – М., 2015.
- Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобр.организаций. – М., 2014
Предварительный просмотр:
«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»
учени_____ 5класса ____
Ф.И.__________________________
Тема______________________________________________________
Художественное произведение (автор, название)
Предмет исследования______________________________________________
Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цитаты из художественного текста | Мой комментарий | |
Выводы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК»
группы учащихся 5 класса ____
Ф.И.______________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема_________________________________________________________________
Художественное произведение (автор, название)
Предмет исследования_________________________________________________
Термин____________________________________________________________________________________________________________________________________
Цитаты из художественного текста | Моя интерпретация | |
Выводы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол Словосочетание. Слов...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения
Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Не секрет, что деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...
Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)
Урок-исследование в 8 классе по теме "Обращение"...
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Коспект урока....
Типы обращений на примере сказок А.С. Пушкина
Данный материал предназначен для использования на уроках русского языка при изучении темы "Обращение", а также "Пунктуация при обращении"...
- Мне нравится (13)