14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г. Обновленные ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14_ur_tekst.pptx | 2.11 МБ |
14_urkonspekt_uroka_razvitiya_rechi_tema_teksta.docx | 57.41 КБ |
14_ur_konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_po_teme_tekst_.docx | 9.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шаблоны презентаций с сайта
Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются. 1) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу. 2) Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало. Шаблоны презентаций с сайта
Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему? Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений. Однаждымальчикидельфинкупалисьвмореиигралидругсдругомвдругмальчикоказалсяверхомнадельфинетотне сбросилседокаивзялнаправлениекбе регу.
Что такое текст? Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений. Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают. Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка). Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др. В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе.
Что такое текст? Тема и основная мысль текста.
Цели урока:
- научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы, делить текст на абзацы.
- развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.
- воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.
1. Речевая разминка. Бином фантазии
Медведь- жираф
Медведь – портфель с книгами
Жираф - грузовик
2. Формирование новых понятий, умений, навыков
1. Повторение понятия текста
Задание 1: Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.
- Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
- Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.
Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.
Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.
2. Индивидуальное задание: сообщение о красной строке.
Когда-то в древние времена, когда ещё не были изобретены машины, которые умеют печатать, книги переписывали от руки. Был даже такой специальный человек – писарь.
Перед ним стояли две баночки с краской. Чёрной краской писарь переписывал весь текст, а вот новую страницу начинал с рисования красивой красной буквы (рис. 4). Наши предки слово «красный» употребляли в значении «очень красивый»: красна девица, красноречие, красное словцо, прекрасный. А вот цвет словом «красный» стали называть позже. В наши дни красивых букв никто не рисует, а название «красная строка» осталось.
3. Задание 4: прочитайте два определения, найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.
Вариант 1
Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
Вариант 2
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
3. Беседа по содержанию прочитанного
Задание: отвечая на вопросы, сформулируйте и запишите тезисы. Что такое тезисы? (Тезисы – это основные положения какой-либо статьи, доклада, сочинения и т.д.)
- Из чего состоит текст?
- Как связаны между собой предложения в тексте?
- Как связаны предложения лексически и грамматически?
- В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
- Какие признаки есть у текста, кроме названных?
- Что значит “текст цельный”?
- Что значит текст “завершенный”?
Тезисы “Признаки текста”
- Законченность, завершенность, цельность (ничего нельзя убрать, сократить).
- Единство темы (описание фактов, событий, места действия и времени, рассуждения автора и т.д.)
- Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать нам автор своим текстом)
- Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это “вход” в текст, как в некое здание).
- Связанность изложения (по смыслу и грамматически).
4. Знакомство с опорной схемой.
Расскажите о тексте, опираясь на схему
(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.
Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)
6. Словарно-лексическая работа
- Микротема - наименьшая составная часть темы целого текста.
- Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
- Абзац - часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.
3.Этап исследования, усвоения и закрепления полученных знаний.
Обратимся к заданиям, которые напечатаны на листах, лежащих у вас на парте. Это материал для учебного исследования, в котором каждый из вас примет сейчас участие. Его цель ответить на вопрос: что значит писать и говорить на определённую тему? Нужно ли нам в повседневной жизни помнить о подчинении своего речевого продукта (произнесённого, написанного текста) конкретной теме или это необязательно?
Выполним задание № 6. Возможно ли из данных предложений составить текст?
Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему, озаглавьте и запишите в тетради.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.
- Скажите, прочему у нас получались разные варианты тем, чем они отличны друг от друга? (солнце, золотое колесо, восход солнца и др.)
- У кого-то более короткая тема, состоящая из одного слова, у кого-то в тему, кроме существительного, включено прилагательное и т.д.
Правильно, потому что темы текста бывают узкие и широкие. Рассмотрим запись. ТЕМА:
1. Широкая (Зима.)
2. Узкая (Первый день зимы.)
Запись схемы и примеров тем в тетради.
7. Из предложенных тем выберите широкую, в которую бы входили все остальные, узкие темы.
Осенний листопад.
Осенью на нашей речке.
Осень пришла…
Последние осенние цветы.
Осеннее утро в роще.
Моя рябина поздней осенью.
Осеннее небо.
Учащиеся доказывают свою точку зрения, в виде кластера заносят темы в тетради.
8.Самостоятельно подберите и запишите три узкие темы к широкой.
1) Зимние развлечения.
2) Мой сад.
3) Любимый уголок природы.
Рефлексия.
5. Домашнее задание
- Осмыслить опорную схему, подготовиться к воспроизведению её по памяти
- Сочинить любой “бином фантазии” (одушевленное существительное + неодушевленное), при желании нарисовать иллюстрацию к получившемуся тексту
Приложение.
Раздаточный материал.
№1: прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.
1) Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
2) Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.
№2: пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?
Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.
№3: прочитайте запись. Найдите границы предложений.
Однаждымальчикидельфинкупалисьвмореиигралидругсдругомвдругмальчикоказалсяверхомнадельфинетотнесбросилседокаивзялнаправлениекберегу.
№4: прочитайте определения, найдите общие признаки текста.
1) Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.
Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.
Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).
Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание
2) Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Е. Никитина. Русская речь. 5 класс
Задание 5: отвечая на вопросы, сформулируйте и запишите тезисы. (Тезисы – это основные положения какой-либо статьи, доклада, сочинения и т.д.)
- Из чего состоит текст?
- Как связаны между собой предложения в тексте?
- Как связаны предложения лексически и грамматически?
- В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
- Какие признаки есть у текста, кроме названных?
- Что значит “текст цельный”?
- Что значит текст “завершенный”?
№6: возможно ли из данных предложений составить текст?
Если да, то представьте окончательный вариант, назовите его тему, озаглавьте.
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом с огненными спицами. Над соседним лесом показался краешек солнца. Луг весь засверкал, заискрился, слепя глаза тысячами разноцветных, переливающихся огоньков.
№7: из предложенных тем выберите широкую, в которую бы входили все остальные, узкие темы. Оформите в виде кластера.
Осенний листопад.
Осенью на нашей речке.
Осень пришла…
Последние осенние цветы.
Осеннее утро в роще.
Моя рябина поздней осенью.
Осеннее небо.
№8: самостоятельно подберите и запишите три узкие темы к широкой.
1) Зимние развлечения.
2) Мой сад.
3) Любимый уголок природы.
Предварительный просмотр:
14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста |
Цель деятельности учителя
Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.
Тип урока
Урок развития речи, «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст; уметь определять признаки текста.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.
Этап урока.
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
число
классная работа
- Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?
Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.
Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.
Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.
Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)
Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)
Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
- Определение темы урока детьми
Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).
- Работа с учебником (открытие новых знаний)
Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:
Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)
Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)
Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)
- Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.
Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.
- Работа в паре.
На ваших столах тексты. Прочтите.
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
Текст 1
На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.
Текст 2
Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.
Текст 3
Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.
- Докажите, что перед вами текст.
- Озаглавьте тексты.
1 ряд – первый текст («Берёзка»)
2 ряд – второй текст («Белёк»)
3 ряд – третий текст («Заарканил»)
- Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)
- Самостоятельная работа.
Прочитайте, продолжите рассказ.
Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…
- Домашнее задание (по выбору учащихся).
- Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»
- Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»
- Рефлексия.
В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен Моё настроение стало лучше / хуже
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема и главная мысль текста
5 класс...
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»
Данный урок "Тема, основная мысль и структура текста" разработан в соответствии с ФГОС....
Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...
Методическая разработка по русскому языку"Как найти главную мысль текста"
Схематичная рекомендация по работе с текстом для учителя и ученика....
14 ур 5 кл русс Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста
Урок русского языка по учебнику Т.А.Ладыженской, 2019 г. Обновленные ФГОС...
Понятие о тексте. Тема, главная мысль текста. Микротемы текста
Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте....