Причастие. Дидактический материал
тренажёр по русскому языку (7 класс)
Тексты, представленные в работе, расположены по тематическому принципу без отнесенности к определенной возрастной группе. Это обусловлено тем, что в процессе обучения приходится возвращаться к одним и тем же темам в разные годы. Контрольная работа состоит из деформированного текста, каждый текст обеспечен рядом заданий, которые я старалась исходить из метапредметных, предметных и личностных целей и образовательных результатов, учебных действий, прописанных в программе по русскому языку стандартов нового поколения. Она содержит 5 вариантов. Один из них (5-й) для слабых учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastie_didakticheskiy_material.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
(контрольная работа)
по теме «Причастие»
(7 класс)
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о причастии, его морфологических и грамматических признаках, закрепить знание орфограмм, связанных с причастием.
Пояснительная записка.
В Примерной программе по русскому языку стандартов нового поколения указывается, что содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой ) и культуроведческой компетенций. Именно поэтому считаю: дидактический материал имеет актуальное значение в процессе освоения русского языка и подготовки к итоговой аттестации учащихся.
Содержание.
Тексты, представленные в работе, расположены по тематическому принципу без отнесенности к определенной возрастной группе. Это обусловлено тем, что в процессе обучения приходится возвращаться к одним и тем же темам в разные годы. Контрольная работа состоит из деформированного текста, каждый текст обеспечен рядом заданий, которые я старалась исходить из метапредметных, предметных и личностных целей и образовательных результатов, учебных действий, прописанных в программе по русскому языку стандартов нового поколения. Она содержит 5 вариантов. Один из них (5-й) для слабых учеников.
Цели и задачи.
Свободное владение русским языком - обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами работы с дидактическим материалом являются:
- развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
Вариант №1
1.Моя мать, Марина Ивановна, имела фигуру египетского мальчика. 2. У нее даже скл..нившейся над письме(нн, н)ым столом была строгая, стройная осанка хр..нящая «стальную выправку хребта». 3.В..л..сы ее в м..л..дости вивш..ся крупно и мягко были золотисто-каштановые. 4.Светлыми и (не)меркнущими были ее глаза — з..леные, цвета в..нограда окаймле(нн,н)ые к..ричневатыми веками. 5.Черты лица и контуры его были точны и четки: (н..)какой ра(с,з)плывчатости,(н..)чего (не)додума(нн,н)ого мастером, (не)пройде(нн,н)ого резцом, (не)отшлифова(нн,н)ого. 6.К..завш..ся заверш..(нн,н)ым и замкнутым лицо было полно постоя(нн,н)ого внутре(нн,н)его дв..жения, потае(нн,н)ой выразительности.7. Но мало кто умел читать в нем. (А.Эфрон.)
- Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
- В предложениях 3 - 5 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время.
______________________________________________________________
- В предложениях 5 - 7 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
______________________________________________________________
- Укажите способ словообразования слова немеркнущими
______________________________________________________________
- Из предложений 4 - 6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
_______________________________________________________________
Вариант 2
1.Скв..рец высунувшийся из св..его домика пр..крепле(нн,н)ого к в..ршине ду..ка выск..чил на ветку и начал дер..ко передразн..вать с..л..вья. 2.Однако гол..су (не)проше(нн,н)го пересмешника (не)хв..тило соч(?)ности, (не)ул..вимых о(тт,т)енков, которыми знающая пр..рода од..ряет лишь избра(нн,н)ых — ген..альных п..вцов. 3. Скоро с..лист поч..явший (не)удачу переключился на иные лады. 4.Он иску(с,сс)но проквакал лягушкой во..произвел голуби(нн,н)ую воркотню и в заключение к..нцерта ур..нил с..ротскую, (не)пр..ходящую скорбь ране(нн,н)ой горлинки. 5.И те, кто были им вызва(нн,н)ы, пробужде(нн,н)ые, вдруг подали свои чистые, (н..)кем (не)пуга(нн,н)ые г..л..са. (По М. Алексееву.)
- Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
- В предложениях 1 - 3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
- В предложениях 4 - 5 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид и время ______________________________________________________________
- Укажите способ словообразования слова непрошенного
______________________________________________________________
- Из предложений 1 – 2 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
_______________________________________________________________
Вариант 3
1.Однажды утром я в..тал чуть ран(?)ше. 2.См..трю — у завеше(нн,н)ого окна они с..дят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и мальчишка старающийся ему (во)всем подр..жать. 3.Молч..т , погруже(нн,н)ы в св..и мысли. 4.Мягкий свет (не)вид..мый простым глазом окутывал их фигуры. 5. На лицах теплый, любящий взгля... 6.В чем(то) еле ул..вимом я почу..ствовал что это не отец и сын. 7.Дмитрий Федорович(?) — человек очень добрый, но выглядел ..держа(нн,н)ым. 8.Вовка — полная ему прот..вопол..жность. 9.У этого мальчика необыч..йно одухотворе(нн,н)ое светящ..ся (из)нутри в ра(с,сс)ветном (полу)мраке лицо. 10.И прежде всего мне зах..телось передать ту излучающ..ся (из)нутри т..плоту, которая ра..крылась в них для меня в это ра(нн,н)ее утро.
(По В. Гаврилову.)
- Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
- В предложениях 8 - 10 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время.
______________________________________________________________
- В предложениях 1 - 3 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
______________________________________________________________
- Укажите способ словообразования слова занавешенного
______________________________________________________________
- Из предложений 4 - 6 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
_______________________________________________________________
Вариант 4
1.Не ум..лкая, шумел пр..лив наб..гали гр..хочущие волны бьющ..ся о поднож..е тороса. 2.Но вот буря стихла. 3.Смолкли успоко..вшиеся волны придавле(нн,н)ые тя..кой грудой льда. 4.Ледя(нн,н)ые п..ля пр..двинулись к самому бер..гу. 5.Пош..л гул послышал..сь б..рмочущ.. ш..пение ш..рох треск ломающихся глы... 6.Надв..галось (не)укрощ..(нн,н)ое стоногое ч..довище — буря. 7.Передовые льдины ..жатые нап..равшей ма(сс,с)ой п..лзли на в..ршину . 8.Дв..жение ледя(нн,н)ой ма(сс,с)ы в..трет..вшее (не)пр..одолимую пр..граду пр..вратилось в коло(сс,с)альную энергию разрушения. 9.И через (не)сколько м..нут лома(нн,н)ыми оч..ртаниями поднялись новые гр..мады. 10.Вдруг опять раз..яре(нн,н)ым зверем наб..жала буря разорвала т..шину т..ржествующим воем... (А. Серафимович.)
- Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
- В предложениях 1 - 3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите у них род, число, падеж.
- В предложениях 8 - 10 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их), определите вид время ______________________________________________________________
- Укажите способ словообразования слова напиравшей
______________________________________________________________
- Из предложений 3 - 5 выпишите номер предложение с причастным оборотом, укажите его синтаксическую роль.
_______________________________________________________________
Вариант 5
1. Бр..деш(?) по тр..пе, словно из ска..ки в ска..ку. 2.Вот завораживающим хороводом ст..ят белые б..резы а из(за) хоровода выглядывают кряж..стыми парнями дубы. 3.Сколько силы зат..ё(нн,н)ой — потяг..вают(?)ся вывертывают(?)ся руками-ветвями (в)верх, кто кого перем..хнет. 4. На п..лянку елка выб..жала, и кругом г..рят разн..цветными огоньками ромашки к..л..кольчики . 5.А с чем ср..внить л..сной воздух настоя(нн,н)ый на разн..травье и чуть(чуть) разбавле(нн,н)ый хвойн..ком? 6.Подм..сковный лес ска..ка проч(?)тё(нн,н)ая медленно и в уединении. (В. Степанов.)
- Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
- В предложениях 1 - 3 найдите действительное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их). ______________________________________________________________
- В предложениях 4 - 6 найдите страдательное(-ые) причастие(-я), выпишите его(их).
______________________________________________________________
- Укажите способ словообразования слова настоянный
______________________________________________________________
- Из предложений 4 - 6 выпишите номер предложение с причастным оборотом.
_______________________________________________________________
Использованная литература:
1. «1550 тестов и проверочных заданий по русскому языку для школьников». Москва, Издательский дом «Дрофа», 1999
6б. | 5б. | 4б. | 1-3б. |
5 | 4 | 3 | 2 |
Примечание .
Задание 1 оценивается 2-мя баллами: 1б.-орфография (не более 4-х ошибок); 1б. – пунктуация (не более 4-х ошибок).
Задания 2-5 оцениваются по 1-му баллу каждое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по теме "Причастие" (7 класс)
Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся 7 классов по теме "Причастие", а так же для подготовки к ГИА и ЕГЭ....
Дидактический материал для обучающихся 7 класса при повторении темы "Причастие"
Мини-тесты (№1,№"2) по теме "Повторение.Причастие."...
Дидактический материал к уроку «Н – НН в причастиях»
Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся по теме "Н-НН в причастиях"...
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....
дидактический материал по теме "Причастие", контрольные тесты по теме: "Причастие" -2 варианта.
Представлен дидактический материал по теме: "Причастие" для индивидуальной работы учащихся, 1 и 2 варианты итогового теста по теме: "Причастие"....