Дидактический материал по теме "Причастие" (7 класс)
материал по русскому языку (7 класс) по теме

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся 7 классов  по теме  "Причастие", а так же для подготовки  к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochka_7_klass.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka_7klass.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       КАРТОЧКА.

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

    От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить (потёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручей; отдёрнуть (занесённый) руку.

                                       КАРТОЧКА.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий. Просклоняйте любые два словосочетания.

     Улыбающ…ся ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к  расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на посветлевш… небе; о клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

                                        КАРТОЧКА.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый – причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие. Выделите окончания причастий.

      В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.

                                           КАРТОЧКА.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

     Завёрнутый в пакет; свисающие гирлянды; отражающий наступление; открывающий калитку; вышедший на террасу; замыкающие колонну; искрящийся на солнце снег; присутствовавшие на совещании; созданное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.

                                           КАРТОЧКА.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

      Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; волна, нахлынувшая с левого борта; терпящие бедствие матросы; теряющий управление штурман; движимый чувством долга;  плот, увлекаемый быстрым течением; выкачанная из  трюма вода; разрушенный корабль; в бушующем океане.

                                            КАРТОЧКА.

Определите спряжение глагола. Образуйте причастия от всех глаголов.

      Ненавидеть ложь; замираешь от восторга; строят дом; проскочат вперёд; тяжело дышишь; присутствуешь на совещании; сбегаешь в магазин; зависишь от других; сделаешь свою работу; вертишь  в руках; смотришь вокруг; борются за первое место.

                                         КАРТОЧКА.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему? В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.

      Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять, поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать,  сжать; шелестеть, прошелестеть.

                                      КАРТОЧКА.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

     Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

                                    КАРТОЧКА.

Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия  прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий.

     Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум, полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня,  выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна, повлёкший за собой, волнующееся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

                                          КАРТОЧКА.

Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени от следующих глаголов.

     Строить, обличать, проектировать, видеть, рисовать, петь, рассказывать, лелеять, рекомендовать, шить, омрачать, разыскивать, выталкивать.

                                         КАРТОЧКА.

Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы причастий.

      Шептать, вдеть, организовать, хвалить, слышать,  ненавидеть, собирать, развиваться, открывать, поддерживать, выталкивать, озарять, повторять, изучать.

                                             КАРТОЧКА.

Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы.

     Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребёнка; ученик, ищущий нужную книгу.

                                                КАРТОЧКА.

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие  суффиксы.

       Убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать, проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить, пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

                                               КАРТОЧКА.

Вставьте одну или две буквы –Н-. Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было  полным, а в другом – кратким. Подчеркните причастия как члены предложения.

       Листья освеще…ы; письмо было опуще…о;  озабоче…ый взгляд; ферма построе…а; враг отброше…; прочита…ая книга; петли смаза…ы; густо заставле…ая, запылё…ая; выписа…ые газеты; номер телефона выписа…; поляна, ввжже…ая солнцем; закова… в кандалы; построе…ая церковь; расписание измене…о; бибилиотека подобра…а.

                                          КАРТОЧКА.

Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.

       Организова…ая экскурсия; полноце…ый человек; развеша…ы картины; лица озабоче…ы; полома…ые деревья; воспита…ый бабушкой; организова…ая работа; уроки законче…ы; молчание наруше…о; послание адресова..о   товарищу; выраще…ый урожай.

                                          КАРТОЧКА.

Распределите словосочетания в две колонки: с прилагательными и причастиями.

       Безымянная речка;  выполненная работа; даль туманна; комнаты убраны; дисциплинированная девочка; обнесён изгородью; дорога длинна; неприятель побеждён; высушенная солома; картина современна; слишком юна; подстреленная утка; речь торжественна; погода безветренна; сброшенный сверху; решётка чугунная; трава зелена; речь косна; просмотренный дневник; посажённый в погреб; в церкви обвенчанный.

                                                  КАРТОЧКА.

 Списать, указать над причастиями действительные или страдательные.

       Слышимый; выстоявший; занят; оклеена; решающий; скошенный; изучаемый; бритый; роющий; защищаемый; строивший; продуманный; читаемый; изучена; вылетевший; кормящий; переведённый; движимый; тающий; решающий; решённый; гонящий; ненавидящий; присланный; терпящий; слышавший.

                                                    КАРТОЧКА.

Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

       Рассчитать; прекратить; озарить; остановить; таять; соорудить; рассеять, растерять, перекачать, обидеть, сорвать, направить, колебать, увлечь, превратить, растеряться.

                                                       КАРТОЧКА.

Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.

       Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесит плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.

                                               КАРТОЧКА.

Образуйте от указанных слов полные причастия. От всех ли глаголов можно образовать краткие формы? Почему? Обозначьте изучаемую орфограмму?

       Мерцать, сдержать, ушить, колыхать, занавесить, нагромоздить, петь, издать, сказать, удивить, потерять, оставить, обещать, видеть, покрывать, спасти, начать, вымерить, поранить, прочитать, взвесить, иссечь, решить, сохранить, закрыть.

                                              КАРТОЧКА.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Укажите способ проверки орфограммы.

       Просмотр…нный альбом;  задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный  товар; запачк..нный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; взволнов…нным голосом; рекомендов…нная литература; посвящ…нная матери книга; развеш…нное бельё; раскро…нный материал; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нный рядом дома; избр…нный президент; озар…нный мечтой; изобрет…ный прибор; прослуш…нный курс лекций.

                                               КАРТОЧКА.

Спишите, распределяя словосочетания на две колонки: -Н- и –НН-. Обозначьте орфограмму.

       Окружённый врагами; аллея усыпана листьями; машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек; плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос; тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен;  не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана; вязаная кофта; смышленый мальчик;  выслушанный рассказ; посажёный отец.

                                                       КАРТОЧКА.

Спишите, вставьте пропущенные –Н- или –НН-, подчеркните изучаемую орфограмму.

        Величестве…ая походка; неписа…ый закон; размере…ая жизнь; занавеше…ая шторами; беше…ый нрав; озабоче…ый проблемами; некраше…ое крыльцо; размере…ые движения;  соединё…ые канатом; всклокоче…ые волосы; первозда…ые красоты; необыкнове…ый человек; нехоже…ые тропинки; осмолё…ое крыльцо; назва…ый брат; посажё…ый отец; украше…а резьбой.

                                                     КАРТОЧКА.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

       Явстве…ый голос; замутнё…ая вода; улица дли…а; поноше…ый жилет; прожжё…ая скатерть; неслыха…ая наглость; Кваше…ая капуста; огород засея…; жаре…ая рыба; писа…ые людьми законы; избалова…ый ребёнок; потуше…ый костёр; ране…ый в бою; защище…а от пыли; заброше…ый дом; прищуре…ый глаз; выстрога…ая доска; связа…ый пучок; озаре…солнцем; запуще…ый сад; прида…ое невесты.

                                                        КАРТОЧКА.

От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нём  стало определяемым словом.

       Опубликовать; разрешить, скосить; лишить; выполнить; сократить; разгрузить; сжечь;  вымостить; разместить.

                                                                КАРТОЧКА.

Запишите слова в два  столбика: с отглагольными прилагательными и причастиями.

       Смешанный лес; смешанный с песком цемент; неслыханная дерзость; стриженные под польку волосы; копчёный окорок; покрашенный плохо пол; посажёный отец; кипячёная вода; подмоченный водой батон; писанные людьми законы; печёный торт; лежащий на дороге предмет; неписаный закон; рассеянные дети; виднеющийся где-то вдали; подмоченная репутация.

                                 



Предварительный просмотр:

                                                   КАРТОЧКА №1.

    Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

      От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сад; на (ревущий) море;  вдоль  ( оживлённая) реки; рассказать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить (протёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручьём; отдёрнуть (занесённый) руку


                                                 КАРТОЧКА №2.

     Перепишите, расставьте пропущенные буквы в окончаниях  причастий. Просклоняйте любые два причастия.

      Улыбыащ…ся ребёнка; о наступивш… лете; цветущ… яблоня; в зеленеющ… лесу; мчаш…ся река; у потухш… костра;  в застыва… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… доржка; на посветлевш… небе; о клокочущ…  лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.


                                                КАРТОЧКА №3.

     Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия.

     Комната бала залита жёлтым солнечным светом. Будто и впрямь есть такая жёлтая, светящаяся краска, которая не высыхает ни на полу, ни на книжной полке.

    Мокрый, тающий снег пахнет сыроежками. Он шуршит под ногами. Ему уже не белеть на крышах и на мостовой. Только в декабре снег вернётся обратно, белый, нетронутый.


                                              КАРТОЧКА № 4.

      Выпишите сначала словосочетания «причастие + существительное», затем «прилагательное + существительное».

       Дувший с моря ветерок трепал колючую хвою старого бора. Гудящий шум над головой усиливался. Чудилось, что будто морские волны бьются о гранитные скалы.

     На крошечной полянке Ромка снова напал на клубнику. Спелые светящиеся  ягоды прятались под тонкими листочками. Казалось, что это угольки из разбросанного костра.

     Из-под широкого узорчатого папоротника выпорхнула горлинка. Она летала между спутанными ветвями.

      Шагая всё дальше и дальше, Ромка в тёмном месте споткнулся о корень вяза и чуть носом не ткнулся в глазеющую на него клубнику.

     У низкой сосны Ромка увидел нору. Она уходила под перекрученный пень. Из глубокой, сумрачно темнеющей норы никто не выглядывал, и Ромка поплёлся дальше.


                                            КАРТОЧКА №5.

     Спишите. Причастия, заключённые в скобки, ставьте в нужном роде, числе, падеже. Окончания причастий выделите.

       (Плескавшийся) море; (образующийся) глыба; в (застоявшийся) воздухе; в (проснувшийся) лесу; к (пестреющий)  цветам; (отцветающий) одуванчиков; над (бушующий) море; (приютившийся) среди гор селение; над (зеленеющий) полянкой; (поднимающийся) облаком.


   

                                          КАРТОЧКА №6.

    Спишите, вставляя пропущенные  буквы.

      Что за панорама явля…тся перед нашими глазами! Кругом нас раскинулась тёмно-зелён… степь с бесчислен…ми стадами и табунами, которые пасут…ся тёмн…ми движущ…ся пятнами на ровн… поверхности. Степь с золотистой рябью  извилисто текущ… речек и с отражением на тихих зеркальн… озёрах серебрист… месяца, с бродящ… по их берегам животными. Степь с раздающ…ся изредка голосами пасущ…ся животных, с тревожным криком испуган… утки в камыше, быстро поднимающ…ся на воздух, с заунывным курлыканьем журавлей, плавно и высоко летящ… где-то под облаками. 


                                         КАРТОЧКА.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

      Пл…вучий, пл…вцы, оз…рять, з…ревой, оз….рение, подр….вняться,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для 8 класса

Дидактический материал содержит подборку словарных и контрольных диктантов для 8 класса....

дидактический материал для 8 класса "Подготовка к путешествию"

Представлены задания для закрепления темы "Подготовка к путешествию"...

Дидактический материал для 9 класса по теме «Арифметическая прогрессия»

Дидактический материал для 9 класса по теме «Арифметическая прогрессия» соответствовает программе 9 класса  составлен с дифференцированным подходом к учащимся. Слабоуспевающим учащимся предлагают...

Дидактический материал для 7 класса

Класс Птицы.Карточка №1.      «Внешнее строение птицы»Что обозначено под цифрами:      Класс Птицы.Карточка №2....

дидактический материал география 7 класс по теме Африка -Алжир

характеристика государства Африки - Алжир по картам атласа и тексту учебника...

дидактический материал география 7 класс Замбия, Чад, Мозамбик

дидактический материал для самостоятельной поисково-исследовательской работы география 7 класс по теме Африка. Характеристика государств по картам атласа, тексту учебника, дополнительной литературе...

дидактический материал география 7 класс тема Климат

характеристика климатических поясов земного шара география 7 класс...