Урок русского языка "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку

Кирякова Юлия Николаевна

Урок русского языка "Имя числительное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislitelnoe_urok.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 6 Б классе

ТЕМА «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

                               Учитель Кирякова Юлия Николаевна

                                             

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Класс: 6 Б

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели 

        

Цель учителя: формировать умение отличать числительные от других частей речи по его грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам, совершенствовать умение извлекать информацию из текста.

Цель учащихся: научиться отличать числительные от других частей речи по его грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам, совершенствовать умение извлекать информацию из текста.

Планируемые результаты:

Личностные: стремиться к речевому самосовершенствованию; объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей

Метапредметные:

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

высказывать предположения на основе наблюдений; определять и формулировать цель деятельности; соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные: анализировать и характеризовать грамматическое значение, синтаксические и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества.

Дидактическая структура

урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Предметные

результаты

Организационный момент. Мотивация к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга

Приветствие. Психологический настрой учеников на работу.

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Посмотрите на гостей, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь мне. Настроение хорошее? Значит сегодня у нас все получится. Для того, чтобы вам комфортнее было на уроке, время от времени обращайтесь к словам, которые находятся на доске (таблички со словами висят на доске)

Актуализация опорных знаний

Расставляют ударение в словах, вспоминают, что такое орфоэпия.

Отвечают на вопрос. Выдвигают гипотезы

Слушают текст. Отвечают на вопросы.

Слушают текст. Выписывают имена числительные. Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь

Организует деятельность учащихся по выполнению задания

Организует совместную работу (хором)

Организует деятельность учащихся по выполнению задания

Читает текст. Задаёт вопросы.

Читает текст. Задаёт вопросы.

Организует деятельность учащихся по выполнению задания Записывает тему на доску.

1.Орфоэпческая пятиминутка.

 Прочитайте слова правильно ( слова написаны на доске):

Красивее, украинский, удобнее, свободнее, языковое чутьё, языковая колбаса, кухонный, переводной.

(Чтение учителем притчи):

 Как-то к мудрецу пришел человек и сказал:

- У меня в голове полно творческих замыслов. Я хочу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не знаю, как начать.

Мудрец улыбнулся и посоветовал:

- Очень просто. Начните с левого угла на чистом листе бумаги.

- А с чего начнем урок мы?

 Формулировка темы и постановка целей урока.учащимися.

Обозначение плана урока.

- А теперь  давайте запишем тему урока и сформулируем наши цели.

 - Внимательно послушайте стихотворение Ольги Высоцкой «Веселая грамматика». Ваша задача выписать в тетрадь название всех известных вам частей речи, которые упоминаются в этом стихотворении.

ЧАСТИ РЕЧИ.

Существительное- школа,

Просыпается – глагол,

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоимение,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться,

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

А потом у теплой печи

Повторяем части речи.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Я дам вам подсказку. (слайд 1)

-Формулируем тему урока, записываем в тетради.

- Формулируем цель урока.

Л.: Стремиться к речевому самосовершенствованию.

П.: Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Л.: Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей

П.: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.

Р.: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

Р.:  Высказывать предположения на основе наблюдений.

Р.: Определять и формулировать цель деятельности

Открытие нового знания.

Записывают предложения по диктовку. Определяют синтаксическую роль числительных. Делают вывод.        

Читают материал параграфа, осуществляют поиск информации.

Систематизируют полученную информацию.

Объясняет задание. Диктует текст. Контролирует правильность выполнения задания. Помогает сделать вывод (задаёт наводящие вопросы по необходимости)

Организует деятельность учащихся по выполнению задания

Задаёт вопросы.

Организует деятельность учащихся по выполнению задания

  1. Дают определение.
  2. Делают запись на доске

3. Работа с теоретическим материалом учебника.

- Прочитайте самостоятельно материал параграфа 67, найдите новую для вас информацию о числительном.

- Что нового вы узнали?

4. Практическое задание (слайд 2)

- Посмотрите на экран, выполните задание.

- Что интересного вы заметили?

- На какие вопросы отвечает числительное?

 5. Работа со схемой (слайд 3)

- Что вы можете сказать о числительном?

- Разряд числительного является постоянным морфологическим признаком?

П.: Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

П.: Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

П.: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.

П.: Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Здоровьесберегающие технологии

Организует физкультминутку

Закрепление нового материала

Сообща решают лингвистическую задачу.

Проверяют себя и других.

Объясняет задание, организует деятельность учащихся по выполнению задания в группах

Контролирует правильность выполнения.

1.Работа на местах в группах и у доски (слайд 4)

Задания:

- вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

- найти числительные и определить разряд

- определить синтаксическую роль числительных в предложении.

- сделать вывод

2 Где в речи мы можем часто встретить числительные?

(работа с карточками)

 Проверка. Каждая группа читает слова.

К.: Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

К.: При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

К.: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

П.: Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- относить объекты к известным понятиям.

Контроль

Применяя полученные на уроке знания, решают лингвистическую задачу

Самостоятельно составляют лингвистическую задачу.

Организует деятельность учащихся по выполнению задания

Проверяет правильность.

Организует деятельность учащихся по выполнению задания

.

Найдите четвёртое лишнее слово, объясните свой выбор. Слова написаны на доске:

Пятёрка, пятиэтажный, пять, пятилетка.

Семь, семьдесят семь, семь восьмых, седьмой.

- Придумайте и запишите свой вариант четвёрки слов с одним лишним (слова зачитывают  вслух 2-3 ученика, остальные определяют лишнее слово, аргументируют свой выбор).

П.: Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи

Рефлексия

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Задаёт вопросы. Объясняет, как выполнить самооценку.

Решение проблемного вопроса.

- Как вы можете ответить на проставленный в начале урока вопрос?

- Ваши версии подтвердились?

- Как всё-таки правильно нужно было записать имена числительные из текста?

- А теперь самостоятельно оцените свою работу на уроке    

Р.: Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его.

Домашнее задание

Записывают домашнее задание. Слушают объяснение учителя.

Организует деятельность учащихся по выбору и записи домашнего задания

Объясняет, как правильно его выполнить.

Выполнить задание ( задания) на выбор:

  1. Учебник п. 67, упр. 395
  2. Написать названия художественных произведений, содержащих имена числительные, укажите их авторов.
  3. Записать 5-6 пословиц с числительными.

 

                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Урок русского языка "Причастие как часть речи"

Урок русского яыка по теме "Причастие как частья речи" с презентацией (1-й урок в теме)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Части речи" 2 класс

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Части речи" помогает учителю в объяснение учебного материала....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....