Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
план-конспект урока по русскому языку

Туратпаева Жанар Лагукасовна

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Цель урока:

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные:

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

- умение  самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon norma_proiznosheniya_5.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Цель урока:

создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Планируемые результаты:

Предметные:

-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;

-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развитие общеучебных умений:

- применение изучаемых орфоэпических правил;

-обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные:

- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

- умение  самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;

- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Ход урока.

  1. Мотивация.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать.

-  Прочитай девиз нашего урока.

- Как ты думаешь, какое главное слово в этом изречении? (Сам)

- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть)

- Я уверена, что у тебя есть желание узнавать что-то новое.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Проверка д/з

Тест

1.Выбери правильный ответ:

А) Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

 Б)   Литературный язык  -язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении.

2.Выбери правильный ответ:

А). Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов.

Б) Нормы литературного языка – это общие правила  слов

.

3.Выбери правильный ответ:

А) Чистота речи- отсутствие в ней нелитературных, просторечных, жаргонных слов, слов- паразитов.

Б) Чистота речи- общее правило, образец или пример

Проверяем

Дома ты еще должна была составить словарик слов- паразитов. Какие слова ты записала в свой словарик.

На доске написаны слова замок и гвоздики.

-Почему рисунков  больше, чем слов. ( слово может произносится по –разному)

  1. Этап выявления места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.

Прочитай слово соответственно рисунку.  Скажи, а значение слов одинаковое или разное. Меняется ли ударение в словах и как ?

Итак, почему  к одному слову два разных рисунка? Сделаем вывод.

В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги)

-Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

Как ты думаешь , о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения)

        - Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используй опорные слова:

Мы должны

       1) узнать, что такое …( орфоэпия)

2) познакомиться с … ( орфоэпическими нормами произношения)

3) учиться … (правильно ставить ударение в словах).

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Сегодня мы познакомимся с разделом науки о языке, который связан с произношением — орфоэпией.

Как  ты думаешь , что изучает орфоэпия?

Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает нормы литературного произношения слов и ударения в словах. Запись в тетрадь.

Орфоэпия учит нас грамотно  произносить слова в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы

Прочитай на стр. 88 теоретические сведения и выпиши из текста , что означает  понятие « орфоэпические нормы».Прочитай, что ты выписала

-Какие бывают орфоэпические нормы? На этот вопрос мы постараемся ответить на уроке.

Орфоэпические нормы, можно разделить на 3 вида:

  • нормы произношения гласных и согласных звуков;

нормы ударений.

  • нормы произношения заимствованных слов

Данную информацию мы зафиксируем в виде кластера( схемы)

  1. Физминутка. Немного отдохнём.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Рассмотрим нормы произношения  согласных звуков

Прочитаем Лингвистические заметки

Сохранилось ли произношение шн в современном русском языке.( лишь в немногих случаях)

Выполним упр. 95

-Как нужно произносить сочетание чн в слове скучный

 -Прочитай Говорите правильно

Скажи, где мы можем проверить норму произношения слов?

В каком словаре?

В орфоэпическом словаре закреплены принятые нормы произношения и ударения, и очень важно уметь с ним работать. Вот какие пометки мы можем в нем встретить прочитаем в теоретических сведениях  на стр.90

Использую данную информацию выполни упр. 96

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спиши   слова, расставь  ударение.

Банты, свекла, торты, центнер, шарфы, договор, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер.

Проверь  свои записи по учебнику стр. 92 раздел «Говорите правильно»

  1.  Включение в систему знаний и повторение.

Мини-тест

Найдите ошибку: Алфавит, торты, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

-Что изучает орфоэпия?

-Какие бывают орфоэпические нормы?

- Для чего нужно изучать орфоэпические нормы ?

  1. Рефлексия.

«Закончи предложения»:

- Сегодня я узнала…

- Я поняла, что…

- Я научилась…

- Было трудно…

12. Домашнее задание.

На «5», на «4» одно задание

1. Упражнение 101

2. Составить орфоэпический диктант (15 слов)

 

   

Тест

1.Выбери правильный ответ:

А) Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

 Б)   Литературный язык  -язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении.

2.Выбери правильный ответ:

А). Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов.

Б) Нормы литературного языка – это общие правила  слов

.

3.Выбери правильный ответ:

А) Чистота речи- отсутствие в ней нелитературных, просторечных, жаргонных слов, слов- паразитов.

Б) Чистота речи- общее правило, образец или пример

Мини-тест

1.Найдите ошибку: Алфавит, торты, досуг, звонит.

2.Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".

Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...

Орфоэпия. Нормы произношения.

Орфоэпия. Нормы произношения....

Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"

Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.          ...

«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.

Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...