Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
план-конспект урока по русскому языку
Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Цель урока:
создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.
Планируемые результаты:
Предметные:
-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;
-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);
-развитие общеучебных умений:
- применение изучаемых орфоэпических правил;
-обогащение словарного запаса учащихся.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные:
- умение самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.
-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;
- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
norma_proiznosheniya_5.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Цель урока:
создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.
Планируемые результаты:
Предметные:
-усвоение понятий орфоэпия и орфоэпической нормы;
-формирование навыков правильной речи (нормы ударения и произношения);
-развитие общеучебных умений:
- применение изучаемых орфоэпических правил;
-обогащение словарного запаса учащихся.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные:
- умение самостоятельно получать знания по теме урока и формирование навыка самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.
-развитие внимания к собственной устной речи и речи собеседника;
- развитие мыслительных операций (анализ и синтез), памяти и внимания, логического мышления, речевых способностей и личностных качеств (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Ход урока.
- Мотивация.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать.
- Прочитай девиз нашего урока.
- Как ты думаешь, какое главное слово в этом изречении? (Сам)
- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он сам должен этого захотеть)
- Я уверена, что у тебя есть желание узнавать что-то новое.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Проверка д/з
Тест
1.Выбери правильный ответ:
А) Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.
Б) Литературный язык -язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении.
2.Выбери правильный ответ:
А). Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов.
Б) Нормы литературного языка – это общие правила слов
.
3.Выбери правильный ответ:
А) Чистота речи- отсутствие в ней нелитературных, просторечных, жаргонных слов, слов- паразитов.
Б) Чистота речи- общее правило, образец или пример
Проверяем
Дома ты еще должна была составить словарик слов- паразитов. Какие слова ты записала в свой словарик.
На доске написаны слова замок и гвоздики.
-Почему рисунков больше, чем слов. ( слово может произносится по –разному)
- Этап выявления места и причины затруднений. Постановка учебной задачи.
Прочитай слово соответственно рисунку. Скажи, а значение слов одинаковое или разное. Меняется ли ударение в словах и как ?
Итак, почему к одному слову два разных рисунка? Сделаем вывод.
В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги)
-Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.
Как ты думаешь , о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения)
- Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используй опорные слова:
Мы должны 1) узнать, что такое …( орфоэпия) 2) познакомиться с … ( орфоэпическими нормами произношения) 3) учиться … (правильно ставить ударение в словах). |
- Построение проекта выхода из затруднения.
Сегодня мы познакомимся с разделом науки о языке, который связан с произношением — орфоэпией.
Как ты думаешь , что изучает орфоэпия?
Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает нормы литературного произношения слов и ударения в словах. Запись в тетрадь.
Орфоэпия учит нас грамотно произносить слова в устной речи, соблюдая орфоэпические нормы
Прочитай на стр. 88 теоретические сведения и выпиши из текста , что означает понятие « орфоэпические нормы».Прочитай, что ты выписала
-Какие бывают орфоэпические нормы? На этот вопрос мы постараемся ответить на уроке.
Орфоэпические нормы, можно разделить на 3 вида:
- нормы произношения гласных и согласных звуков;
нормы ударений.
- нормы произношения заимствованных слов
Данную информацию мы зафиксируем в виде кластера( схемы)
- Физминутка. Немного отдохнём.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Рассмотрим нормы произношения согласных звуков
Прочитаем Лингвистические заметки
Сохранилось ли произношение шн в современном русском языке.( лишь в немногих случаях)
Выполним упр. 95
-Как нужно произносить сочетание чн в слове скучный
-Прочитай Говорите правильно
Скажи, где мы можем проверить норму произношения слов?
В каком словаре?
В орфоэпическом словаре закреплены принятые нормы произношения и ударения, и очень важно уметь с ним работать. Вот какие пометки мы можем в нем встретить прочитаем в теоретических сведениях на стр.90
Использую данную информацию выполни упр. 96
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Спиши слова, расставь ударение.
Банты, свекла, торты, центнер, шарфы, договор, квартал, маляр, столяр, цемент, цепочка, шофер.
Проверь свои записи по учебнику стр. 92 раздел «Говорите правильно»
- Включение в систему знаний и повторение.
Мини-тест
Найдите ошибку: Алфавит, торты, досуг, звонит.
Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.
-Что изучает орфоэпия?
-Какие бывают орфоэпические нормы?
- Для чего нужно изучать орфоэпические нормы ?
- Рефлексия.
«Закончи предложения»:
- Сегодня я узнала…
- Я поняла, что…
- Я научилась…
- Было трудно…
12. Домашнее задание.
На «5», на «4» одно задание
1. Упражнение 101
2. Составить орфоэпический диктант (15 слов)
Тест
1.Выбери правильный ответ:
А) Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.
Б) Литературный язык -язык, который мы понимаем без словаря и которым пользуемся в общении.
2.Выбери правильный ответ:
А). Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов.
Б) Нормы литературного языка – это общие правила слов
.
3.Выбери правильный ответ:
А) Чистота речи- отсутствие в ней нелитературных, просторечных, жаргонных слов, слов- паразитов.
Б) Чистота речи- общее правило, образец или пример
Мини-тест
1.Найдите ошибку: Алфавит, торты, досуг, звонит.
2.Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Орфоэпические нормы произношения. Ударение".
Разработка открытого урока по теме"Орфоэпические нормы произношения в русском литературном языке. Ударение" позволит осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказывания...
Орфоэпия. Нормы произношения.
Орфоэпия. Нормы произношения....
Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"
Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке. ...
«Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения» (урок русского родного языка) 5 класс.
Урок русского родного языка в 5 классе в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.
Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.
Тема урока: Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.Цель урока:создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.Планируемые резуль...
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Конспект урока в 10 классе...