Доклад на тему: Проектная деятельность обучающихся - путь освоения языка и литературы как явлений духовной культуры
статья по русскому языку
Доклад на тему: Проектная деятельность обучающихся - путь освоения языка и литературы как явлений духовной культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
Доклад на тему: Проектная деятельность обучающихся - путь освоения языка и литературы как явлений духовной культуры
Подготовила преподаватель русского языка
и литературы ГАПОУ СО
«Калининский техникум агробизнеса»
Елагина Ольга Николаевна
Калининск 2022
Введение
В системе образования СПО очень многое изменилось за последние годы. Другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ. Понятие образование трактуется как совокупность систематизированных знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях. Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. В связи с этим меняется и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в системе СПО, реализуемых на базе основного общего образования. Актуальность разработки методики обусловлена рядом причин. Наиболее важная из них - вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, что является одной из стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Эта задача относится как к системе основного общего и среднего общего образования, так и к системе среднего профессионального образования, где законодательно предусмотрено получение среднего общего образования с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования. Профессиональная направленность касается и общеобразовательных дисциплин.
Основная часть
Мне же в своём докладе хотелось бы осветить работу студентов над исследовательскими проектами, которая в этом учебном году также реализуется с учётом профессиональной направленности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если студент получит в техникуме исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, сможет жить творческой жизнью.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к проектно-исследовательской деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах учебного заведения «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Первоначально мысль о преподавании литературы и русского языка с учётом профессиональной направленности показалась мне достаточно сложной для реализации. Однако практическая работа говорит об обратном. Наиболее успешно, на мой взгляд, проходят уроки русского языка, где можно подобрать массу примеров, например, при изучении словообразования или этимологии слов. При изучении синтаксиса подбираются разные по структуре предложения, содержащие информацию, связанную с той или иной профессией.
С преподаванием литературы в плане профессиональной направленности несколько сложнее, поэтому студентам были предложены темы индивидуальных проектов так или иначе связанных с русской литературой.
Например, студентка первого курса, осваивающая профессию «Повар, кондитер» Свиридова Дарья работает над проектом « Еда как характеристика героя в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Студентка обозначила цель исследования: выяснить роль описания еды в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Она пишет «На наш взгляд, образы еды у Гоголя, и в особенности в поэме «Мертвые души», играют значительную роль и заслуживают отдельного исследования. С первых страниц становится ясно, что образам еды автор отводит важное место в поэме…. Путешествуя от помещика к помещику, главный герой в первую очередь оказывается за столом.» Студентка анализирует образы помещиков, уделяя особое внимание роли угощений, которыми они встречают Чичикова. Она подмечает, что у Манилова все построено на желании понравиться всё равно кому, и не важно, что в усадьбе и в господском доме следы запустения. Завершающей деталью в характеристике Манилова являются предложенные любящему покушать Чичикову простые, «по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца». Далее она, анализируя образ безалаберного Ноздрёва, замечает, что у него «блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох, - словом, катай – валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».
Следующий этап в её работе – это сравнение образов героев с каким либо съестным . Чичиков, смотрит в зеркало, а видит с вместо лица какую-то лепёшку. В окне деревенской избы он видит два лица: одно - «женское, жёлтое в чепце, узкое, длинное, как огурец», другое - «мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы».
Делая вывод, студентка пишет, что для героев поэмы еда является мерой оценки человеческих качеств. Для автора поэмы еда, заполняющая не только желудки героев, но и всё окружающее их пространство, является средством изображения душевной пустоты персонажей, которые заняты только удовлетворением своих физических потребностей. И поэтому они достойны называться «мёртвыми душами» в гораздо большей степени, нежели те, кого они покупают и продают.
Работа над таким проектом помогает молодому человеку всмотреться в художественное произведение, обратить внимание на детали, характеризующие героев и сделать выводы для себя.
Студент первого курса по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» Никозаченко Александр в своей работе над проектом исследует возникновение и значение профессиональных слов. Так ,рассматривая значение термина «жатка», он находит пояснение: «Жатка — машина для скашивания сельскохозяйственных культур и транспортирования скошенной массы к молотилке комбайна (при прямом комбайнировании) или для укладки скошенной массы в валок (для раздельной уборки)». Затем подбирает синонимы к слову. Особенно его заинтересовало слово «лобогрейка». Студент приводит такое пояснение: «Слово появляется с появлением предмета. Лобогрейка производит срезание стеблей убираемой культуры и укладывание их на платформу. Сбрасывание срезанного хлеба с платформы производится вручную, что требует большого физического напряжения от рабочего, выполняющего эту операцию, отчего машина получила своё название — «лобогрейка». Обращение к этимологии слова помогает глубже понять его смысл, представить предмет, дать ему собственную оценку. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.
Заключение
Говоря о духовном становлении молодого поколения, мы имеем в виду воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру
Работа над собственным проектом не только подготавливает студента к его профессиональной деятельности по окончанию учебного заведения, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект по русскому языку и литературе помогает обучающимся по-иному, более глубоко всмотреться в слово. Работа над проектом развивает самостоятельность суждений, готовит студентов к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Работа над проектом в итоге становится средством воспитания гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, т.е. личности, с активной гражданской позицией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме:"Проектно- исследовательская деятельность учащихся похимии во внеурочное время" (презентация)
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Вы...
Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...
Статья "ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе".
ИКТ как средство организации исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку и литературе...
Доклад по теме: «Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках литературы»
Выступление по теме "Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы" Выступление по теме "П...
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"
Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка"
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....