Урок-игра по русскому языку в 6 классе по теме «Числительные - рекордсмены».
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Григорьева Анастасия Дмитриевна

Данная работа - это разработка урока-игры по русскому языку в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя числительное»".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель: Григорьева А.Д.

Класс: 6 А.

Тема урока: «Числительные – рекордсмены!», или Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя числительное».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя числительное»; продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат; формировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

Метапредметные: развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.

Познавательные: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Коммуникативные: формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

Личностные: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Организует внимание учащихся, хлопая в ладоши.

- Проверим, с каким настроением 6 А пришел на сегодняшний урок русского языка. Перед вами смайлики. У вас пока совсем нет настроения, вы еще не готовы к работе – это последний самый грустный смайлик. У вас хорошее обычное настроение, вы уже настроены на работу – это 2 смайлик, у вас отличное рабочее настроение – это 1 самый веселый смайлик. Располагайтесь!

- Я очень рада, что сегодня вы в хорошем расположении духа. Пусть наш открытый урок пройдет хорошо!

- Поприветствуйте нашего гостя и покажите свою готовность к уроку.

- Молодцы!

- Осталось узнать роли, которые вы сегодня исполняете, и можно приступать к открытию новых знаний.

- Хранители времени? (1 номера)

- Координаторы? (2 номера)

- Докладчики? (3 номера)

- Оформители? (4 номера)

- Пожмите руку своему партнеру по лицу.

- Улыбнитесь своему партнеру по плечу.

- Мы начинаем!

Хлопают в ладоши, показывая свое внимание к учителю и готовность к работе, сообщают о своем настроении, располагаются на рабочем месте, приветствуют гостя, рассказывают, какая роль досталась.

II. Формулирование темы, постановка цели.

- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, восстановите пословицы.  

1. (?) в поле не воин.

2. За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь.

3. (?) (?) не ждут.

4. Без (?) углов изба не рубится.

5. Не имей (?) рублей, а имей (?) друзей.

- Итак, какая часть речи помогла вам восстановить пословицы?

- Тема нашего урока?

- Цель урока?

- Запишите дату и тему урока.

- Выполните тест на внимательность «Инструкция», и мы начнем работу.

Восстанавливают пословицы, формулируют тему и цель урока, записывают их, выполняют тест на внимательность «Инструкция».

III. Обобщение и систематизация изученного.

А) Корзина знаний (проверка знаний теоретических сведений о числительном).

- Повторим теорию об имени числительном. Заполните корзину знаний.

Имя числительное – часть речи, которая обозначает …, …, а также …

Имена числительные отвечают на вопросы …?  …?

Имена числительные делятся на … и …

На вопрос СКОЛЬКО? отвечают … числительные, на вопрос КАКОЙ? -  … числительные.

Имена числительные изменяются по …        

Имена числительные могут быть … членами предложения.

- Молодцы! Вы поставили новый рекорд: заполнили корзину 18 яблоками! Еще ни разу наша корзина не была так наполнена!

- Кстати, я правильно произнесла числительное?

- Ребята, а что такое рекорд?        

- Как называют человека, совершившего рекорд?

- В какую книгу записывают рекорды мира?

- Числительное – тоже рекордсмен! Знаете ли вы, почему?

- Именно при употреблении числительных допускают больше всего ошибок!

- Сегодня мы проверим, умеет ли 6 а правильно употреблять числительные в речи.

Б) Работа с текстом (проверка умения правильно произносить числительные, отличать количественные числительные от порядковых, формулировать тонкие и толстые вопросы):

- Перед вами отрывок из удивительной «Книги рекордов Гиннесса».

- Прочитайте данный отрывок, правильно произнеся числительные.

Книга мировых рекордов Гиннесса — один из самых авторитетных источников, способных подтвердить те или иные слова, разрешить тот или иной спор. Основной целью книги является достоверная информация о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях. Книга была впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». Идея принадлежала Хью Биверу, которому в голову пришла мысль создать особенный источник информации для разрешения споров относительно рекордности того или иного явления.

Сначала книга походила на солидный справочник, но со временем в неё стали включаться также забавные и сомнительные достижения. За первые несколько месяцев было продано более 5000 экземпляров. А к 1956 году объём продаж превысил отметку 5 миллионов экземпляров.

«Книга рекордов Гиннесса» выходит на 37 языках мира, в том числе и на русском. В 1989 году появилось первое издание «Книги рекордов Гиннесса» на русском языке. В том же году был создан российский вариант Книги, получивший название «Книга рекордов России» и включающий в себя достижения россиян мирового и общенационального значения.

- Итак, кто попробует прочитать данный текст, правильно произнося числительные?

- Внимание, группы! Сформулируйте для других групп как можно больше тонких и толстых вопросов.

тонкие

- Когда была впервые опубликована «Книга рекордов Гиннесса»? (в 1955 г.)

- По заказу кого была опубликована «Книга…»? (по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс»)

- Кому принадлежала идея о создании «Книги…»? (Хью Биверу)

- Сколько было продано экземляров «Книги…» за первые месяцы? (более 5000 экземляров)

- Какую отметку превысил объем продаж к 1956 году? (5 миллионов экземляров)

- На скольких языках мира выходит «Книга…»? (на 37 языках)

- Когда появилось первое издание «Книги…» на русском языке? (в 1989 г.)

толстые

- Почему «Книга…» до сих пор так популярна во всем мире?

В) Проверка индивидуального д.з. (проверка умения правильно произносить числительные)

- А теперь проверим индивидуальное д.з.: 1 ученик подготовил для вас небольшое сообщение о рекордах России. Он прочитает текст, а вы проверьте, не допустил ли ошибок ваш товарищ при чтении числительного.

В книге рекордов Гиннесса немало достижений, прославляющих нашу страну. Трамвайная сеть Санкт-Петербурга самая большая в мире: 2402 трамвая работают на 64 маршрутах общей протяжённостью более 690 километров.

Байкал – самое глубокое озеро, содержащее запас пресной воды, которой хватит для того, чтобы лет 50 поить весь мир. Площадь Байкала – 31 500 квадратных километров, высота над уровнем моря около 455 метров, самое глубокое место 1620 метров.

Газета «Труд» тоже украшала страницы книги: в 1988 году её тираж в 15,4 миллиона экземпляров был признан самым большим среди ежедневных изданий.

Увековечено и достижение актрисы Любови Соколовой, которая снялась в 400 фильмах.

Г) Работа с предложениями (проверка умения правильно записывать числительные словами).

- А теперь к рекордам. Запишите числительные словами.

Рекордсмены долголетия – черепахи: они живут 300 лет. Лисицы – 11 лет. Слон – лет 80. Самый долголетний из домашних животных – осёл: он живет 50 лет. Собаки живут лет 15. Среди рыб долгожители – щуки: они живут около 200 лет.

Самый маленький зверёк - карликовая белозубка. Она весит всего около 2 граммов. Зверёк уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса и засыпает до 70 раз!

Заполняют Корзину знаний яблоками, отвечают на вопросы.

Работают с текстом, формулируют тонкие и толстые вопросы.

Слушают сообщение ученика.

Записывают числительные словами.

IV. Физминутка.

- Устали? Карусель! Расскажите одноклассникам, какое ваше любимое число и почему.

Делают физминутку.

V. Обобщение и систематизация изученного (продолжение).

Д) Мини-проект «Страничка наших классных рекордов».

- Есть ли рекорды у нашего класса?

Е) Игра «Найдите числительное» (проверка умения отличать числительные от других частей речи)

Два, двоеборье, удвоить, второй, двое, двойник, двойной, дважды

Тройка, трёхпалубное, тройной, третий, утроить, три, трое, втроём

Шестиклассник, шестой, шестидневная, шесть, шестеро, шестиэтажное

Ё) Игра «Корректор». Исправьте и произнесите в соответствии с нормами произношения данные предложения (проверка умения видеть и исправлять ошибки при употреблении числительного)

1. С двоими подругами.

2. Взять обоими руками.

3. Прочитал около полтораста страниц.

4. Дуб может жить около пятиста лет.

5. Посёлок расположен в девяностах километрах от города.

6. Гордимся шестидесяти семи рекордами.

7. Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные – до три тысячи шестьсот раз.

Ж) Игра «Правильно прочитайте» (из книги Григория Остера «Вредные советы»).

Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что за долгие годы самоотверженного труда она поставила своим ученикам не менее 26.172 «двоек», не более 11.583 «троек», всего-навсего 4.884 «четверки». О 955 «пятерках» она чуть не забыла. Таким образом, ученики строгой учительницы смогли гордиться 43.594 оценками.

 

З) Игра «Рекордсмен по отгадыванию ребусов с числительными».

- Отгадайте ребусы!

Вспоминают рекорды класса.

Ищут числительные.

Исправляют ошибки, правильно произнося предложения с числительными.

Пробуют правильно прочитать текст из книги Г. Остера «Вредные советы».

Отгадывают ребусы.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия.

- Что сегодня на уроке было самым интересным?

- Трудным?

- Перед вами кубки, заполните их своими отзывами:

На уроке мне было интересно / неинтересно

На уроке я добросовестно работал / отдыхал

- Оставьте свои отзывы на доске.

 Отвечают на вопросы, заполняют кубки своими отзывами, оставляют их на доске.

VII. Домашнее задание (на выбор):

1) Написать лингвистическую сказку о числительном.

2) Найти половицы, поговорки, фразеологизмы с числительными.

3) Нарисовать ребусы с числительными.

Записывают д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....

Урок по русскому языку_6 класс_раздел "Имена числительные"_Публичное выступление на тему: "Берегите природу"

Вид занятия: урок развития речи.Участники: 6 класс.Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу?!» Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, о...

Урок- игра "Слабое звено" (русский язык и литература) - 6 класс

Предлагаемая игра для учащихся 6 класса с целью закрепления полученных знаний по курсу русского языка и литературы за 6 класс...

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"

Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок – игра «Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе                       Урок &nda...