Дидактический материал для 11 класса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Дидактический материал для 11 класса
Синтаксис и пунктуация. История русской пунктуации
Задание 1
Вопрос:
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ основной единицей языка является предложение
__ мы общаемся при помощи словосочетаний
__ синтаксис имеет дело со звуками и буквами
__ пунктуация и синтаксис тесно связаны
Задание 2
Вопрос:
Частью какого раздела языкознания является синтаксис?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) этика
2) грамматика
3) морфология
4) пунктуация
Задание 3
Что изучает пунктуация?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) слова и словосочетания
2) знаки препинания
3) части речи
4) предложения и их строение
Задание 4
Вопрос:
Выберите знаки середины предложения.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) .
2) ,
3) ...
4) −
5) !
Задание 5
Вопрос:
Выберите основные единицы синтаксиса.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) словоформа
2) слово
3) предложение
4) слог
5) словосочетание
Задание 6
Вопрос:
Этот знак препинания в древности назывался "вместным", потому что позволял вмещать в себя дополнительную информацию. Запишите в начальной форме название знака.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 7
Вопрос:
Этот известный русский учёный описывает знаки препинания в своей "Российской грамматике". Запишите фамилию учёного в начальной форме.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 8
Вопрос:
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ во всех языках знаки препинания различаются
__ в некоторых языках есть собственные знаки препинания
__ знание синтаксиса помогает нам правильно выстроить речь
__ пунктуация не так уж зависит от синтаксиса
Задание 9
Вопрос:
Сопоставьте древние названия знаков препинания с современными названиями.
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) удивительный знак
2) единитный знак
3) полуточие
4) молчанка
__ тире
__ точка
__ восклицательный знак
__ дефис
Задание 10
Вопрос:
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ в древних рукописях не было знаков пунктуации и даже пробелов
__ правила пунктуации начали формироваться только в 18-19 вв.
__ окончательно оформились правила пунктуации в 19 веке
__ в 20 веке правила пунктуации очень сильно изменились
Принципы русской пунктуации
Задание 1
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ любое правило пунктуации можно объяснить тем или иным принципом
__ мы можем ставить знаки препинания там, где захотим
__ есть четыре основных принципа пунктуации
__ принципы есть только в пунктуации, но не в орфографии
Задание 2
Выберите название главного принципа русской пунктуации
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) структурный
2) смысловой
3) традиционный
4) интонационный
Задание 3
Какой принцип русской пунктуации позволяет нам выставить знаки препинания в конце предложения?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) смысловой
2) структурный
3) интонационный
4) традиционный
Задание 4
Выберите названия всех принципов русской пунктуации.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) структурный
2) дифференцирующий
3) смысловой
4) интонационный
5) традиционный
Задание 5
Посмотрите на предложение. Выберите принципы пунктуации, по которым в этом предложении выставлены знаки препинания.
Афанасий, мы очень рады видеть тебя!
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) структурный
2) смысловой
3) традиционный
4) интонационный
Задание 6
Посмотрите на предложение. Выберите принципы пунктуации, по которым в этом предложении выставлены знаки препинания.
Он хотел получить этот компьютер потому, что всей душой желал стать программистом.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) структурный
2) смысловой
3) традиционный
4) интонационный
Задание 7
В каком принципе русской пунктуации заложена связь пунктуации с синтаксисом? Запишите название принципа в начальной форме.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 8
Вопрос:
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ по структурному принципу допускаются авторские знаки препинания
__ иногда тире ставится только для того, чтобы подчеркнуть интонацию-паузу
__ благодаря интонационному принципу знаки препинания ставятся везде, где есть пауза
__ В каждом предложении хотя бы один знак препинания выставляется по структурному принципу.
Задание 9
Вопрос:
Выберите предложения, в котором задействовано более одного принципа пунктуации.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Он закричал – все нервно подпрыгнули на своих стульях.
2) Звенящая тишина осеннего леса разбавилась птичьим пеньем, прозвеневшим среди кустов.
3) Так как вы решили не отвечать, мне придётся отказать вам в вашей просьбе.
4) Ты знаешь, Анна, что я пришёл сюда потому, что сильно уважаю твоего отца!
Задание 10
Вопрос:
Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой. По какому принципу пунктуации расставлены тире в этом отрывке?
Как живется вам − хлопочется –
Ежится? Встается − как ?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) по структурному принципу, потому что каждое тире объясняется каким-либо правилом синтаксиса
2) по смысловому принципу, потому что подчеркиваются компоненты, у которых есть особенная смысловая важность
3) это интонационный принцип, потому что тире ставятся, чтобы обозначить паузы, задать стихотворению особенную мелодику
4) это авторский знак пунктуации, он выходит за рамки всех принципов
Словосочетание. Виды словосочетаний
Задание 1
Вопрос:
Укажите, где правда, а где ложь.
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ в словосочетании обязательно должно быть два слова
__ слова в словосочетании равноправны
__ в словосочетании всегда есть главное слово
__ словосочетание обладает интонационной законченностью
Задание 2
Вопрос:
Выберите то, что не является словосочетанием.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) внезапно обернуться
2) буду бежать
3) светлые волосы
4) говорить о погоде
Задание 3
Вопрос:
Выберите словосочетание.
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) самый удивительный
2) вишня красива
3) совершенно синий
4) не лысый, а лохматый
Задание 4
Выберите глагольные словосочетания.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) уговаривать вернуться
2) идёт проверка
3) замышляя недоброе
4) блестящее будущее
5) загоревшийся дом
Задание 5
Вопрос:
Выберите всё, что не является словосочетанием.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) выше девочки
2) в течение года
3) ахиллесова пята
4) пойти за покупками
5) герои не забыты
Задание 6
Вопрос:
Выберите словосочетания, в которых слова связаны при помощи управления.
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) далеко за горами
2) слабо улыбнуться
3) прекрасным пением
4) отложить отъезд
5) играть в прятки
Задание 7
При каком типе связи в словосочетании обязательно есть неизменяемое слово? Ответ запишите одним словом, в начальной форме.
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание 8
Вопрос:
Сопоставьте правильно!
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) согласование
2) управление
3) примыкание
4) не словосочетание
__ его ответ
__ самая удивительная
__ привлекающий внимание
__ кто-то уверенный
Задание 9
Вопрос:
Сопоставьте правильно!
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) согласование
2) управление
3) примыкание
4) не словосочетание
__ взбираясь по лестнице
__ цвета маренго
__ собака зарыта
__ привлекательная перспектива
Задание 10
Вопрос:
Сопоставьте правильно!
Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:
1) именное словосочетание
2) глагольное словосочетание
3) наречное словосочетание
4) не словосочетание
__ действовать наобум
__ белее снега
__ только не уходи
__ очень странно
__ возникший внезапно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал. 8 класс
Дидактический материал по подготовке к контрольной работе по теме "Первоначальные химические понятия" 8 класс...
Поурочный дидактический материал 10 класс общая биология
Тематический поурочный дидактический контроль знаний изученного материала....
Past Indefinite Дидактический материал 5 класс
Упражнения для первичной отработки использования видовременной формы Past Indefinite...
КСО дидактический материал 7 класс
Представлен дидактический материал к методикам КСО: индивидуальные задания, взаимотренаж, взаимообмен заданиями...
Дидактический материал .7 класс. русский язык.
Русский язык. 7 класс. Дидактический материал....
Дидактический материал .7 класс. русский язык.
Русский язык. 7 класс. Карточки для индивидуальной работы.....
Дидактический материал .7 класс. русский язык.
Дидактический материал . 7 класс. Русский язык....