Нормы каллиграфии
консультация по русскому языку (5 класс)

Дружинина Марина Борисовна

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_kalligrafii.docx13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Нормы графики и каллиграфии в русском языке.
Термины графика (графический навык, графическая система русского языка) и каллиграфия (каллиграфический навык, каллиграфическая норма) относятся непосредственно к сфере письменной речи. 
Каллиграфия – искусство красивого письма, умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Каллиграфический навык характеризует внешнее качество письма, то есть умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв (теория Н.Г. Агарковой). Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к выполнению любой работы. Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах. Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. На высшем уровне сформированности процесса письма каллиграфическая сторона его осознается в малой степени, поскольку основное внимание направлено на то, как выразить мысль в словах.
К числу методических приемов обучения каллиграфическим навыкам письма можно отнести: показ с объяснением способов написания, списывание с готового образца, копирование (обведение), воображаемое письмо (письмо в воздухе), анализ формы букв, письмо под счет (в такт счету).
Графические навыки письма относятся к сенсорным способностям, связанным с учебной деятельностью человека и обслуживающим процесс письма. Графический навык – это автоматизированный способ дифференцирования и перекодирования звуков речи (фонем) в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).
Графический навык письма складываются из навыков, необходимых для письма (владения инструментом письма; соблюдения правильного положения тетради, посадки, движения руки), и навыков собственно письма (умения ориентироваться на образец, переводить звуки в письменные и печатные буквы, писать, соединять буквы, сопоставлять их по высоте, соблюдать линию строки и красную строку, владеть техникой правильного наклона и силы нажима).
Показателями сформированности графического навыка являются: 1) графическая грамотность; 2) каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений; 3) связанность (безотрывность), 4) скорость письма.
Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.
К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недостаточный уровень фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.
Этапы в процессе формирования графических навыков письма:
1. Отрывное письмо – начальный этап становления графо-моторных функций. Признаки данного вида письма: дробность как результат максимума прилагаемых для его создания усилий; медленный темп продуцирования – следствие установления связей между зрительным образом буквы и мускульно-моторным движением по ее воссозданию; точность, обусловленная присутствием контроля.
2. Безотрывное письмо – зрелый этап в формировании графических навыков письма. Его свойства: отмечаются колебания наклона, различная ширина букв, неравномерное расстояние между ними, несоответствие в пропорциях. Движения руки укрупняются, становятся более удобными и экономичными. Постепенно происходит закрепление однотипных движений, характер письма приобретает стереотипность, в результате вырабатывается почерк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каллиграфия. Практическое руководство в иллюстрациях

Каллиграфия. Практическое руководство в иллюстрациях Иллюстрации из книги А. И. Печинского  'Руководство по изучению написания круглого ленточного шрифта'. Все картинки кликабе...

Презентация "Искусство каллиграфии"

Презентация к уроку ИЗО по теме искусство Японии...

Каллиграфия

Фотографии в альбоме «каллиграфия» Кати Lexx на Яндекс.Фотках ...

Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку  "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....

ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

В презентации представлен теоретический и практический материал по самому "дорогому" заданию в тестовой части....