ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс)
В презентации представлен теоретический и практический материал по самому "дорогому" заданию в тестовой части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_8_ege.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВИДЫ ОШИБОК Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ТЕОРИЯ Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом ( повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже . Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться .
ПРАКТИКА Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже « Московский дворик». Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в « Московском дворике».
ПРАКТИКА Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже « Московск ОМ дворик Е ». ОШИБКА !
ПРАКТИКА Впервые « Хованщину » я слушал вместе с родителями . Немало критических статей посвящено «Горю от ума»
ПРАКТИКА В апрельском номере журнала « Юност И » были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. ОШИБКА !
ПРАКТИКА Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи « Делов ОЙ Москв Ы ». ОШИБКА !
ВИДЫ ОШИБОК Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ТЕОРИЯ Благодаря Согласно Вопреки Подобно Наперекор Наперерез ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
ПРАКТИКА В стихотворении Лермонтова «Ангел» контрастное противопоставление мира небесного всему земному усиливается благодаря (ЧЕМУ?) обратному порядку слов . ( Дат.п .)
ПРАКТИКА В стихотворении Лермонтова «Ангел» контрастное противопоставление мира небесного всему земному усиливается благодаря обратн ОГО порядк А слов . ОШИБКА!
ТЕОРИЯ Ввиду Вследствие В случае При условии При помощи РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
ПРАКТИКА Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств. Мы задержались в пути вследствие непредвиденн ЫМ обстоятельств АМ . ОШИБКА!
ТЕОРИЯ Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА!
ПРАКТИКА По приездЕ , по прилётЕ По окончаниИ , П о истечениИ По завершениИ , По прибытиИ По возвращениИ , По истечениИ
ПРАКТИКА По приезд У , по прилёт У По окончани Ю , П о истечени Ю По завершени Ю , По прибыти Ю По возвращени Ю , По истечени Ю ОШИБКА!
ПРАКТИКА По прибытиИ домой она позвонила бабушке - правильно По прибыти Ю домой она позвонила бабушке – неправильно!
ПРАКТИКА Благодаря повышени Я уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Зимняя сессия студентов проходила согласно расписани Я . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Благодаря повышени Ю уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. Зимняя сессия студентов проходила согласно расписани Ю . ПРАВИЛЬНО!
ПРАКТИКА По приезд У в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. Билеты будут продаваться по прибыти Ю поезда. ОШИБКА!
ПРАКТИКА По приезд Е в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. Билеты будут продаваться по прибыти И поезда. ПРАВИЛЬНО!
ВИДЫ ОШИБОК Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
ТЕОРИЯ Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему , что и сказуемое .
ТЕОРИЯ Гуляя в парке, я потерял перчатки . Я гулял, я потерял.
ТЕОРИЯ Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную .
ПРАКТИКА Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету ».
ПРАКТИКА Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства , Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.
ПРАКТИКА Используя примеры, мной овладели сомнения. ОШИБКА !
ПРАКТИКА Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. ОШИБКА !
ВИДЫ ОШИБОК Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ТЕОРИЯ Сказуемые должны быть одного вида и одного времени
ПРАКТИКА Петр Иванович ПРИЕХАЛ на работу и ЗАШЁЛ в кабинет. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ, СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
ПРАКТИКА Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг . НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД 2 . БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ, СОВЕРШЕННЫЙ ВИД ОШИБКА!
ПРАКТИКА Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ, НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД 2 . НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД ОШИБКА!
ВИДЫ ОШИБОК Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ТЕОРИЯ Н ельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота : « туристы, приехавшие в город», « приехавшие в город туристы», « приехавшие туристы в город ». ОШИБКА!
ТЕОРИЯ П ричастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: «комнаты, ( как ИЕ ?) обставленн ЫЕ мебелью ». «комнаты, обставленн ЫМИ мебелью» ОШИБКА!
ПРАКТИКА На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы .
ПРАКТИКА Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры . ОШИБКА !
ПРАКТИКА Созданный молодым автором роман вызывал оживленные споры . Роман, созданный молодым автором, вызывал оживленные споры.
ПРАКТИКА ОШИБКА ! Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом .
ПРАКТИКА Человек , проскользнувший мимо меня, быстро скрылся за углом. П роскользнувший мимо меня человек быстро скрылся за углом.
ПРАКТИКА В «Василии Тёркине » автор восхищается подвигом русского солдата( какОГО ?) сохраняющ ИМ верность долгу и отчизне. ОШИБКА!
ПРАКТИКА В «Василии Тёркине » автор восхищается подвигом русского солдата( какОГО ?) сохраняющ ЕГО верность долгу и отчизне.
ТЕОРИЯ Обратите внимание! «одно ( какОЕ ?) из писем, написаннОЕ мной » НО! «прочитав ряд писем( какИХ ?), написаннЫХ ею»
ПРАКТИКА Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставш ИЕ недавно известными, - строительство им на свои средства пяти сельских школ . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Один из фактов( какОЙ ?) биографии А.П. Чехова, ставш ИЙ недавно известным, - строительство им на свои средства пяти сельских школ.
ВИДЫ ОШИБОК Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ТЕОРИЯ Нужно запомнить, что при подлежащем «ТЕ» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе , а при подлежащем «КТО» - в единственном.
ТЕОРИЯ Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) названия животных – М.Р. географические названия : Баку , Сочи (город) – М.Р., Миссисипи, Миссури (река) – Ж.Р.
ТЕОРИЯ Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО сообщил о результатах. МГИМО - Московский государственный институт международных отношений ( м.р .) ГИБДД сообщила о статистике аварий на дорогах. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения ( ж.р .)
ТЕОРИЯ Сочетания числительного и существительного. К нам подошлИ сорок один человек. ВыступилО на концерте двадцать три актера . Уже прошлИ сто лет со дня рождения поэта.
ПРАКТИКА Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справ И тся с контрольной работой . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справ Я тся с контрольной работой .
ВИДЫ ОШИБОК Нарушение в построении предложения с однородными членами
ТЕОРИЯ Нельзя нарушать парность двойных союзов НЕ ТОЛЬКО …, НО И … КАК …, ТАК И …
ТЕОРИЯ Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии . ОШИБКА! Мы побывали не только в Австрии, НО и в Германии.
ТЕОРИЯ Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов.
ТЕОРИЯ Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии . ОШИБКА! Мы побывали не только в Австрии, но и в Германии.
ТЕОРИЯ Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления
ПРАКТИКА Болельщики «Зенита» любили (что?) и гордились (чем?) своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Болельщики «Зенита» любили сво Ю команд У , не один раз выигрывавшую сложнейшие матчи, и гордились ЕЮ .
ТЕОРИЯ Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи
ПРАКТИКА Я люблю рисовать (ГЛАГОЛ) и живопись(СУЩ.). Катя стройн А и очень красив АЯ . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Я люблю рисоваНИЕ и живопись. Катя стройнА и очень красивА .
ТЕОРИЯ Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения
ПРАКТИКА Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Малыш, который гулял в парке и который упал, плачет . Нам сообщили о росте цен на нефть и о скором подорожании товаров.
ТЕОРИЯ Однородными ДОЛЖНЫ быть слова из одной логической группы
ПРАКТИКА Провожающие шли с сумками и печальными лицами . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Провожающие с печальными лицами шли, держа в руках сумки.
ТЕОРИЯ Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа , что и оно
ПРАКТИКА Мама нарвала разных цветов: лютик И , ромашк И , васильк И . ОШИБКА!
ПРАКТИКА Мама нарвала разных цветов: лютикОВ , ромашЕК , василькОВ .
ВИДЫ ОШИБОК Неправильное построение предложения с косвенной речью
ТЕОРИЯ Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.
ПРАКТИКА Петр сказал, что Я задержусь дома . ОШИБКА! Петр сказал, что ОН задержится дома.
ТЕОРИЯ Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ
ПРАКТИКА Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? ОШИБКА ! Клара спросила, нельзя ли молока у вас купить?
ПРАКТИКА Я не заметил, что находится ли он в комнате. ОШИБКА ! Я не заметил, находится ли он в комнате.
ВИДЫ ОШИБОК Ошибка в построении сложного предложения
ТЕОРИЯ В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы
ПРАКТИКА Как только начался урок, но мы все сразу встали . ОШИБКА! Как только начался урок, мы все сразу встали.
ТЕОРИЯ Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько ; однако тем не менее; что будто; что … ли)
ПРАКТИКА Мы не услышали, что вернулся ли он или нет . ОШИБКА ! Мы не услышали, вернулся ли он или нет.
ПРАКТИКА Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. ОШИБКА ! Мы знаем , насколько Пьер волнуется при виде Наташи .
ТЕОРИЯ Неправильное употребление указательных слов ( то, что; то , чтобы; тем , чтобы ):
ПРАКТИКА Отец узнал то, что рейс задержится. ОШИБКА ! Отец узнал , что рейс задержится.
ПРАКТИКА Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. ОШИБКА ! Мы беспокоились , чтобы никто не пострадал.
ТЕОРИЯ Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ
ПРАКТИКА Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год . ОШИБКА ! Я долго нес учебник, с которым не расставался весь год, библиотекарю.
ВИДЫ ОШИБОК Ошибка в употреблении имени числительного
ТЕОРИЯ Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста.
ПРАКТИКА В полутора Х километрах от нас находилась деревня . ОШИБКА! В полутор А километрах от нас находилась деревня.
ТЕОРИЯ Числительные ОБА (М. и СР.Р), ОБЕ(Ж.Р.)
ПРАКТИКА С об О ими подругами мы зашли в кафе. ОШИБКА! С об Е ими подругами мы зашли в кафе.
ТЕОРИЯ Собирательные числительные
ПРАКТИКА Трое книг лежало на полке . ОШИБКА ! Тр И книг И лежал И на полке .
ПРАКТИКА 1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.
ПРАКТИКА 2. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленной к переизданию.
ПРАКТИКА 3. Те , кто не знали слова песни, молча открывали рот.
ПРАКТИКА 4. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда
ПРАКТИКА 5. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
ПРАКТИКА 6. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю.
ПРАКТИКА 7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года.
ПРАКТИКА 8. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие.
ПРАКТИКА 9. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.
ПРАКТИКА 10. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок.
ПРАКТИКА 11. Журнал « Природу» мы выписываем несколько лет.
Источники: http://gimnazija.ucoz.ru/EGE/EGE/ege.jpg http://www.freepptbackgrounds.net/wp-content/uploads/2014/02/Clean-Business-Template-for-Powerpoint.jpg http://school29.centerstart.ru/sites/default/files/u18/ege_4.png егэ4 http://shkla-13.ucoz.ru/js/7fc56837a7f15d34af55fb4a721681b3.jpg https://cloud.maxni.ru/tn3_0_51846400_1515587497.jpg Автор шаблона презентации: Иванова Нина Николаевна, учитель математики МОУ «СОШ» с. Большелуг Корткеросский район Республика Коми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по русскому языку Задание 7 Синтаксические нормы
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)
Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» – систематизация и обобщение знаний учащихся о русском ударении.Урок по авторской образовательной программе факульта...
Тест "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления"
Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления" ....
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания 7,8 - грамматические нормы).
Найти нарушение грамматической нормы и дать справа на листе верный вариант....
В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)
quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...
В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы - и "ключи" к заданиям).
В 2023 году впервые за 20 лет в блоке ЕГЭ № 4 требуется дать не один ответ, а номера нескольких слов с правильным (нормативным) ударением. Задание отнюдь не простое, поскольку в русском языке под...