Отражение специфики языковой личности современного школьника в текстах сочинений учащихся 10 класса
статья по русскому языку
Данная статья направлена на рассмотрение языковой личности современного школьника на примере текстов сочинений. В процессе рассмотрения проанализированы мотивационно-прагматический, тезаурусно-когнитивный и вербально-семантический уровни. На мотивационно-прагматическом уровне ЯЛ характеризуется ограниченностью условий, на тезаурусно-когнитивном использованием определенных концептов, которые ЯЛ обязательно оценивает. При анализе вербально-семантического уровня были выделены характерные синтаксические конструкции, а также частотность использования средств выразительности. Итогом анализа является вывод о том, что ЯЛ современного школьника старших классов характеризуется толерантностью, отстранённостью, уверенностью в себе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паталашко Екатерина Викторовна
Отражение специфики языковой личности современного школьника в текстах сочинений учащихся 10 класса
Аннотация: Данная статья направлена на рассмотрение языковой личности современного школьника на примере текстов сочинений. В процессе рассмотрения проанализированы мотивационно-прагматический, тезаурусно-когнитивный и вербально-семантический уровни. На мотивационно-прагматическом уровне ЯЛ характеризуется ограниченностью условий, на тезаурусно-когнитивном использованием определенных концептов, которые ЯЛ обязательно оценивает. При анализе вербально-семантического уровня были выделены характерные синтаксические конструкции, а также частотность использования средств выразительности. Итогом анализа является вывод о том, что ЯЛ современного школьника старших классов характеризуется толерантностью, отстранённостью, уверенностью в себе.
Ключевые слова: языковая личность, школьное сочинение.
Основателем учения о языковой личности (далее - ЯЛ) считается Ю.Н. Караулов, разработавший уровневую модель ЯЛ, которую используют и в настоящее время [Караулов, 2007]. Исследователь понимает ЯЛ как «личность, выраженную в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированную в основных своих чертах на базе языковых средств» [Караулов, 2007: 38]. Так, модель ЯЛ предполагает воспроизведение основных черт типичного представителя определённой социальной группы, выделение характерных черт, сформированных под влиянием внешних факторов и реализующихся в зависимости от определенных условий. Например, исследуются ЯЛ политика [Асланова, 2014], эмигранта [Афинская, 2018], преподавателя [Хрусталева, 2014], ученого [Дубровская, 2012] и других.
Несмотря на то, что на данный момент существуют модели описания, которые представлены в работах других исследователей, например, Г.И. Богина [Богин, 1984], в которой даны критерии сформированности ЯЛ, В.И. Карасика [Карасик, 2004] анализирующего ЯЛ с социолингвистических позиций, модель Ю.Н. Караулова, в которой выделены уровни реализации (мотивационно-прагматический, тезаурусно-когнитивный, вербально-семантический) охватывает все стороны реализации ЯЛ, и поэтому анализ по данной модели дает возможность наиболее полно описать характерные черты ЯЛ.
В соответствии с выделенными уровнями были проанализированы сочинения, а также была определена специфика ЯЛ старшего школьника. Анализ производился на основе сочинений 10 «А» класса в количестве 52 работ. Основными требованиями к сочинению в старших классах являются: объем (не менее 150 слов), привлечение литературного материала при раскрытии темы (например, романы «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), обязательное наличие базовой структуры (введение, основная часть, заключение), логичность. Тематически также школьник не свободен, ему даются формулировки тем. Таким образом, на мотивационно-прагматическом уровне ЯЛ ограничена требованиями к работе, моделью школьного сочинения, мотивацию можно определить как внешнюю (не самовыражение, а положительная оценка). Следовательно, разнообразие показывают только тезаурусно-когнитивный и вербально-семантический уровни ЯЛ.
Несмотря на то, что концептуальная составляющая, вокруг которой выстраивается рассуждение, также определена формулировкой темы, оказывается возможным проследить, какие концепты находятся ближе всего к оцениваемому и какой ассоциативный ряд выстраивает школьник.
Частыми концептами, используемыми в работе, были: «нигилизм» (93%), профессия «врач» (61%), «конфликт» (72%). В одном сочинении в связи с целью раскрытия темы возможна реализация нескольких концептов, что и происходит в рассматриваемом материале.
Концепт «нигилизм» был реализован в следующих контекстах: «похожий на революционера», «мыслит критично», «источник разрушительной силы, создающий хаос вокруг себя», «не признающий любовь», «нигилисты нужны, но в умеренном количестве». Таким образом, восприятие понятия «нигилист» учащимися носит отрицательную окраску.
Концепт «врач» определяется следующим словесным окружением: «врач с максимальной ответственностью», «сильный человек», «люди, которые выбирают профессию врач, заслуживают уважение». В данных примерах концепт «врач» характеризуется положительной окраской. ЯЛ оценивает этот концепт положительно. Оказываются вербализованы ассоциативные ряды данного концепта, связанные с жизненным опытом, актуализированные контекстом современных событий, в связи с чем привлечение литературного материала при раскрытии темы наблюдается лишь 15% работ, в остальных случаях (85%) рассуждения построены на восприятии, сформированном жизненным опытом.
Концепты «врач» и «нигилизм» относятся к одному анализируемому герою литературного произведения, что говорит об амбивалентном понимании этого героя, так как «врач» оценивается положительно, а «нигилизм» - отрицательно.
Концепт «конфликт» реализован чаще всего в следующих контекстах: «конфликт “отцов” и “детей”», «конфликт поколений». «Конфликт» понимается как столкновение мнений. Также наряду с этой лексемой используется «проблема» в качестве контекстуального синонима. Это может быть связано со спецификой подготовки к ЕГЭ, так как в 27 задании (сочинение-рассуждение) необходимо определить проблему текста и раскрыть ее. В связи с этим в поле восприятия ЯЛ концепта «конфликт» входит и концепт «проблема», поскольку в обоих случаях ситуация рассматривается с разных точек зрения. При этом учащиеся демонстрируют способность при характеристике концепта использовать лексемы, имеющие как положительную («уважение», «сильный человек»), так и отрицательную («разрушительная сила», «революционер», «хаос») коннотацию.
Вербально-семантический уровень ЯЛ школьника характеризуется наличием ошибок, связанных с неразличением ситуации, а также отсутствием представления о лексической сочетаемости. Так, в письменной речи встречаются эллипсисы, допустимые только в разговорной речи, а также логические нарушения: «Герой спорит с Павлом Петровичем на разные темы. От аристократии до русского народа», «но вот если рассматривать как нигилист, то тут можно понять», «скажу так все люди имеют значения». Нарушены устойчивые сочетания: «ставится в основу разногласий», «продвигают человеческий прогресс», «самая главная часть в романе уделяется», «отражает две стороны на разные вещи». Частые повторы: «на каждое дело у него есть свое мнение и ему наплевать, что скажут о нем когда он без страха высказывает свое мнение», «также люди становятся главными и ведут за собой людей», «примером может служить пример на основе спора». Таким образом, вербально-семантический уровень характеризуется недостаточной сформированностью языковой компетенции, которую В.П. Нерознак и И.И. Халеева [Нерознак, 2005: 587] считают основой понимания ЯЛ.
Письменная речь ЯЛ старших школьников характеризуется близостью к разговорной речи, для которой свойственны нарушения логики, присутствие эллипсисов, повторы. Это подтверждает и присутствие разговорной лексики («наплевать», «обновка», «негатив», «могут не особо цениться»). Работы, характеризующиеся близостью к разговорной речи и обладающие перечисленными чертами, составляют 38% от общего количества. Остальные работы имеют нарушения, но менее частотные (менее 3 речевых нарушений, близких к разговорной речи).
Для раскрытия темы ЯЛ использует конструкцию определения, она встречается в 93% работ. Так, концепту «нигилизм» (-ист) даются следующие определения: «это те люди, которые они остаются преданными своему мнению, которые они считают верным и правильным», «это люди не принимающие чужого мнения и придерживаются своего мнения», «эти люди признают только науку и знания, они не верят в любовь». При определении используется конструкция «нигилизм/-ист – это», такая конструкция встречается в 74% работ, остальные 19% дают определение в процессе повествования: «нигилизм подразумевает собой отрицание всего, кроме науки». Такой высокий процент использования построения дефиниций через родо-видовую (в данном случае видо-родовую) связь обусловлен хорошим уровнем развития аналитических способностей школьника.
Учащиеся также используют однородные члены предложения, стараясь обогатить речь (73% работ), например: «автор показывает читателям с двух сторон проблему нигилизма, любви, религий и разницу поколений», «И.С. Тургенев – писатель, публицист, автор многих произведений», «Базаров не боится так же никого и ничего», «чтобы научиться их вылечивать и замедлить смерть людей» и др. При этом очевидна неполная сформированность умений, так как однородный члены предложения не всегда согласованы морфологически (например: вместо «... вылечивать и замедлять» написано «…вылечивать и замедлить»).
Эпитеты встречаются в 32% работ от общего количества: «многогранный образ», «излишняя роскошь», в большинстве они являются языковыми клише, что указывает на несформированность творческих умений. Использование метафор составляет всего лишь 11% от общего количества, составлены они с нарушениями: «чувства пламя огня, то полыхает, то тускнеет», вместо «огненное чувство» или при помощи сравнения: «чувство как пламя огня» (рис №1).
Рис.№1. Частотность использования средств выразительности.
Примечание: на диаграмме продемонстрирована частотность употребления средств выразительности (далее – СВ) в процентном соотношении. Из полученных данных видно: чем сложнее структура, тем реже использование средств выразительности.
Таким образом, ЯЛ современного школьника старших классов отличают три основные черты: 1) стремление рассматривать используемые концепты как неоднозначные; 2) опора на разговорный стиль речи; 3) использование простых по структуре средств выразительности. Первая из характеристик свидетельствует с одной стороны о неуверенности, с другой стороны – об открытости к разным точкам зрения, о критическом осмыслении. Вторая отражает общую тенденцию к сближению расстояния между автором и читателем при помощи имитации спонтанности, характерной для письменной речи разных жанров в настоящее время. Третья черта в большинстве сочинений указывает на интенцию построения абсолютно прозрачного текста, автор которого не ставит своей целью оказание воздействия на читателя (убедить, доказать).
Исходя из результатов анализа можно предложить, что ЯЛ современного школьника старших классов характеризуется толерантностью, отстранённостью, уверенностью в себе, что одновременно сочетается с отсутствием единой точки зрения на объект рефлексии.
Список использованной литературы
- Асланова М.Г. Структура профессиональной языковой личности политика (на материале американского политического дискурса) // Политическая лингвистика. Языкознание и литературоведение, 2014. С. 96-102.
- Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис… докт. филол. наук. –Ленинград, 1984. С. 31.
- Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. 389 с.
- Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2007. 164 с.
- Нерознак, В. П. Языковая личность // Эффективная коммуникация: история, теория, практика :слов.-справ. М., 2005. С. 587–591.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Творчество, как фактор развития личности современного школьника»
Методическая разработка является типовой, определяющей базовое содержание курса Технология для учащихся 5 - 6 классов и предназначена для проведения занятий основного и дополнительного образования....
"Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника"
Сообщение на школьном МО...
Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы//Раздумья.-2014.-№8 - С. 94-99
Статья посвящена вопросу развития исторического самосознания становления личности учащихся на уроках литературы. В данной работе автор рекомендует использовать на уроках литературы некоторые эффективн...
"Современный классный час как эффективное средство формирования личности современного школьника".
Формы проведения классных часов разнообразны6 лекции, беседы, встречи с интересными людьми и т.д....
Развитие духовной культуры личности современного школьника
Развитие духовной культуры личности современного школьника...
Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».
Идея опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...
Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»
В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...