Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Класс 6
Тема урока: «Относительные и вопросительные местоимения»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока:
-сформировать представление о вопросительных и относительных местоимений,о их особенностях;
Задачи урока
Обучающие:
- повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи;
- формировать знания о разрядах и склонение местоимений;
Воспитательные:
- формирование культуры слушания ответа одноклассников;
- формирование навыков аккуратной работы в тетради;
- формирование у учащихся умений формулировать полный и грамотный ответ по предмету;
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие умения у учащихся аргументировать свое мнение;
- формирование умение анализировать свой устный ответ и ответ по предмету одноклассников;
Перечень оборудования:
Список литературы:
- Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М. : Просвещение, 2012. – 175с.
- Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Г. А. Богданова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 175с.
- Поурочные планы https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/14/urok-zaveshchanie.
- Поурочные разработки по русскому языку 6 класс: - М.: BAKO, 2013, - 320 с. – (в помощь школьному учителю)
Хронометраж (план) урока
ЭТАПЫ УРОКА | МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА | ХРОНОМЕТРАЖ |
1.Организационный этап | Слово учителя (приветствующее, ведущее) | 1 мин. |
2.Повторение изученного материала | Слово учителя (инструктирующее) Беседа ( репродуктивная) | 10 мин. |
3.Изучение нового материала | Слово учителя (инструктирующее) Беседа ( репродуктивная) | 20 мин. |
4.Закрепление изученного материала | Слово (обобщающее) Беседа (проблемная) | 7 мин. |
5.Подведение итогов. | Слово (оценочное) | 7 мин. |
Ход урока
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ | ПРИМЕЧАНИЯ |
1. Организационн этап | Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя Настраиваемся на урок, проверяем все необходимые пренадлежности на уроке, садитесь. Открываем тетради записываем тему урока. | Образец оформления тетрадь Относительные и вопросительные местоимения. | |
2. Повторение изученного материала. 3.Изучение новой темы 4. Обобщение пройденного материала. 5 Подведение итогов. | Метод: беседа Прием: репродуктивная Прежде чем перейти к новой теме, давайте повторим, что вы знаете о местоимении, выполним небольшую самостоятельную работу. Сейчас я вам раздам карточки с заданием, вам необходимо выполнить эти задания в тетрадь. На работу вам 5 мин. Тема урока – «Вопросительные местоимения» - сама подсказывает, что это за местоимения и где они употребляются. Это местоимения, которые служат для выражения вопроса в вопросительных предложениях: Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько?
Какие части речи отвечают на эти вопросы? Разумеется, большинство из данных вопросительных местоимений может изменяться и склоняться. Придумайте примеры с вопросительными местоимениями: Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько? Ребята, а теперь подумайте какое из вопросительное местоимение не склоняется? Правильно вопросительное местоимение Каков? Не склоняется. Хорошо молодцы. Откройте учебник на стр 72- ой прочитаем теорию в параграфе 79- ом. Метод:беседа Прием: проблемная Итак ребята какой можно сделать вывод? Для чего служат вопросительные местоимения? Где употребляется вопросительное местоимение который? Хорошо, молодцы Ребята, выполним упражнение 450 – ое. Что необходимо сделать в данном задание? Склоняем местоимение КТО? ЧТО? устно. Просклонять слово птичий (пух) письменно. Один работает у доски остальные в тетрадях. Ребята, а теперь подумайте: Что общего в правописании падежных форм прилагательного птичий и местоимения чей? Правильно, давайте выделим окончание зеленым цветом. А какие еще вопросительные местоимения склоняются как прилагательные? Хорошо, молодцы ребята. Обратите внимание на таблицу на стр. 73 – ей. Склонение местоимения СКОЛЬКО. Давайте устно просклоняем словосочетание сколько скворцов, сколько гостей, произнося правильно слово сколько. Молодцы. Ребята прочитайте теорию на стр 74-ой, какой мы можем сделать вывод? Хорошо, давайте выполним упр. 454 – ое. Что необходимо сделать? Один человек работает у доски, остальные в тетради. Молодцы, ребята обратите внимание на слово в зеленой рамочке, запишите его в словарик. Метод:слово Прием: обобщающее Итак ребята что нового мы изучили сегодня на уроке? В чем особенность вопросительных местоимений? В чем особенность относительных местоимений? Какими членами предложения могут быть относительные местоимения? Молодцы ребята, вы хорошо по работали. А теперь откроем дневники и запишим домашнее задание стр.75 – я упр. 455. Прочитайте задания. Ребята, кто не понял, что необходимо сделать дома? Отметки за урок получают….
| Слушание Прием: детальное, оценочное, нерефлексивное слушание Устные ответы учеников: Именные части речи: существительные, прилагательные, числительные. Кто стучится в дверь ко мне? Что такое, что случилось? В котором часу ты вернешься? Каков ответ этой задачи? Не склоняется: Каков? Чтение теоритической части. Устные ответы учеников: Вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по родам и числам. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса. Который употребляется в предложение: Который час. Чтение задания. У стные ответы учеников: И.П Кто? Что? Р.П. Кого? Чего? Д.П. Кому? Чему? В.П. Кого? Что? Т.П. Кем? Чем? П.П. О ком? О чем? Образец оформления в тетради: И.П. (чей?) птичий пух Р.П. (чьего?) птичьего пуха Д.П. (чьему?) птичьему пуху В.П. (чьего?) птичий пух Т.П. (чьим?) птичьим пухом П.П. ( о чьем?) О птичьем пухе Устные ответы: И у прилагательных и у местоимений одинаковые окончания. Вопросительные местоимения КАКОЙ? КОТОРЫЙ? склоняются как прилагательные. Устные ответы учеников: И.П. сколько скворцов, сколько гостей Р.П. скольких скворцов, скольких гостей Д.П. скольким скворцам, скольким гостей В.П. сколько скворцов, сколько гостей Т.П. сколькими скворцами, сколькими гостями. П.П. о скольких скворцов, о скольких гостей. Устные ответы учеников: Местоимения КТО,ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО являются относительными, усли они употребляются без вопроса. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения. Образец оформления в тетради:
ИНСТРУМЕНТ. Устные ответы учеников: Сегодня мы изучили вопросительные и относительные местоимения. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительном предложение, служат для выражение вопроса. Относительные местоимения употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложных. Относительными местоимениями могут быть разными членами предложения.
| Приложение №1. |
Приложение №1
Задание для самостоятельной работы.
Задание №1
Прочитай загадки, спиши ,вставляя в местоимениях пропущенные буквы.Подчеркни местоимения, укажи лицо.
Ты за ней, а он от т_бя, ты от н_ё, а она за т_бой. (тень)
У н_ё стальные зубы. С не_ дружат лесорубы (пила)
Кто м_ня тронет, тот заплачет (лук)
Задание №2
Определи лицо и число местоимений. Подбери к местоимениям подходящие по смыслу предлоги
С тобой … меня … вам
… тебя … мне … нас
… тебе … мной …вами
Задание№3
Спиши, заменяя выделенные имена существительные местоимениями в том же падеже. Подчеркни местоимения.
Родина начинается на пороге твоего дома. Родина огромна и прекрасна. Мы любим Родину. А любить Родину -значит жить с Родиной одной жизнью. Родина –мать, умей за Родину постоять!
Задание №4
К данным глаголам припиши местоимения 3-го лица единственного (или множественного) числа, употребляя местоимения с предлогами. Подчеркни местоимения.
Подошел к нему, возвратился (с кем?), посмотрел (на кого?), вспомнил (о ком?), говорил (при ком?), спросил (у кого?)
Задание №5
Напиши предложения, употребляя вместо вопроса местоимение ты в нужном падеже
Мама- самый светлый, самый дорогой (кому?) человек. Мама учит (кого?) добру, первым играм, объясняет всё, что(кому?) непонятно. Когда (кто?)болен, она не спит ночами и сидит возле (кого?) Везде и всегда (с кем?) мама.
Приложение №2
Индивидуальная работа
1.Укажите начальную форму местоимений, разряд.
Передо мной, у вас, с нами, за тобой, с собой, к ним, скольх (учеников), к себе
2. Поставьте местоимения, данные в скобках в нужном падеже.
Я грущу по (вы), тоскуешь по (мы), скучаю по( вы)
3. Запишите местоимение ОН с предлогами с, на, в, за, под и местоимения Я с предлогами к, с, перед, под.
4. Сделайте синкасический разбор предложения, определите синтаксическую роль местоимения. Составьте схему предложения.
Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....