Как привлечь к работе на уроке учащихся с низкой мотивацией
статья по русскому языку
Думаю, каждый учитель сталкивался с проблемой, когда учащийся во время работы на уроке пытается достать смартфон, вертится, занимается списыванием домашнего задания по другому предмету, разговаривает и всем мешает. А если таких учащихся несколько? Как быть? Как заинтересовать их, как привлечь внимание именно к своему предмету, как мотивировать? Ведь нравоучения не помогут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как привлечь к работе на уроке учащихся с низкой мотивацией | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Как привлечь к работе на уроке учащихся с низкой мотивацией.
Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Думаю, каждый учитель сталкивался с проблемой, когда учащийся во время работы на уроке пытается достать смартфон, вертится, занимается списыванием домашнего задания по другому предмету, разговаривает и всем мешает. А если таких учащихся несколько? Как быть? Как заинтересовать их, как привлечь внимание именно к своему предмету, как мотивировать? Ведь нравоучения не помогут.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Сейчас учитель находится в очень трудной ситуации: что может быть интереснее Tik-toka или компьютерных игр, здесь мотивация зашкаливает. Какая русская литература!? Очень часто мы слышим от детей «Мне это в жизни не пригодится». А что пригодится - и сами не знают.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень – высокий уровень мотивации, учебной активности. У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Таких учащихся меньшинство.
Второй уровень – хорошая мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к учебному предмету, но оно привлекает таких учащихся внеучебной деятельностью, а именно: общение с одноклассниками, физическое присутствие на уроке. Иногда такие ребята включаются в процесс, но познавательные мотивы у них невысокие.
Четвертый уровень – низкая мотивация. Эти учащиеся часто пропускают занятия под любым предлогом: болит голова, живот, горло (как правило манипулируют родителями). На уроках часто занимаются посторонними делами. Конечно, возникают проблемы с успеваемостью. И как правило проблема усугубляется. Но и её можно разрешить.
Пятый уровень – негативное отношение к учебному процессу. Такие учащиеся испытывают очень серьезные трудности в обучении. Как правило, это ребята с асоциальным поведением.
Как же развить познавательный интерес у учащихся?
Для формирования полноценной мотивации учения важно обеспечить учащихся интересным материалом; удовлетворять познавательные потребности учащихся; организовать интересное общение учащихся между собой; поощрять выполнение заданий повышенной трудности; формировать умение к самооценке своих возможностей; развивать стремление к саморазвитию; поддерживать детскую инициативу, поддержать при возникновении у них трудностей; воспитывать ответственное отношение к работе.
Я предлагаю следующие приемы и методы развития учебной мотивации:
Работа в группах
Уже 35 лет в своей работе я использую работу в группах и парах. Ещё будучи молодым учителем, без особого опыта работы, я решила попробовать этот метод. Он оказался очень эффективным. Честно признаться, я и сама не ожидала.
Например, на уроке русского языка класс разделяю на группы по 4 человека с разным уровнем мотивации. В каждой группе есть руководитель, он отвечает за работу всего коллектива, оценивает работу каждого члена группы: это переходящая роль ( каждый обязательно будет руководить). Учащимся предлагаются проблемные задания (для каждой группы индивидуально); время подготовки определяется в зависимости от сложности вопроса. Затем заслушиваются ответы групп, отвечающим могут быть заданы вопросы, если случаются затруднения, другая группа, знающая ответ на вопрос, включается в работу и получает дополнительные баллы. Важно понимать, чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Учащиеся очень любят такой вид деятельности. Ведь можно, во- первых, пользоваться разными источниками информации (кроме интернета), во-вторых, немного поспорить.
Польза: поиск информации самостоятельно; все включаются в работу, так как руководитель строго следит, чтобы все были заняты делом. А если ученик со слабой мотивацией сам становится руководителем, то он ни секунды не отдыхает.
Использование ИКТ
Последние годы активно использую ИКТ: презентации, фрагменты фильмов, учебные сайты, тесты в гугл-форме.
Ещё один важный аспект:необходимо постоянно проверять выполнение работы. Учащийся должен понимать, что он трудится не зря.
На уроке должна быть позитивная психологическая атмосфера. Я, например, никогда не ставлю за работу у доски «2» или «3». Если у учащегося возникают трудности, мы вместе пытаемся разобраться. Поэтому всегда много желающих поработать, ведь у доски быстрее приходит понимание материала.
В обучении должны создаваться возможности для творчества.
Предлагаю учащимся подготовку презентации. Её тоже можно готовить в группах. Безусловно, подготовленный материал тщательно проверяется учителем, прежде чем информация будет представлена одноклассникам.
«Соревнование» - здоровое соперничество. Как раз работа в группах и предполагает создание ситуации. Соревнуясь между собой, учащиеся быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают нравственные качества. Педагог постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников, уметь использовать приемы возбуждения интереса учащихся.
Проектная деятельность. В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Дети изначально не очень охотно включаются в эту деятельность, но затем увлекаются работой и представляют прекрасные проекты.
Польза. Развитие творческой деятельности. Самостоятельный поиск информации, развитие самостоятельности и инициативы в выборе темы проекта.
Использование игровых приемов.
Учащиеся любого возраста любят играть, разгадывать загадки. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Для того чтобы мотивировать учащихся к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.
Создания проблемной ситуации. Знания вводятся не в готовом виде, а создаётся ситуация поиска. Создаётся проблемная ситуация через формулирование проблемных вопросов, заданий поискового характера. («Расследование ведёт Шерлок Холмс). Особенно увлечённо работают учащиеся 5- 7 классов
Польза. Развитие логического мышления. Ситуация соперничества способствует возбуждению интереса.
Прием «Здравствуйте коллеги». Закрепляя изученный материал, раздаю тексты,в которых допущены орфографические ошибки. Работаем в группах. Побеждает группа верно исправившая все ошибки.
Польза. Развитие умения работать с текстом.
«Похвала» Один из самых любимых приёмов
Дети так любят, когда их хвалят, что горы готовы свернуть. Это проверено многолетним опытом. Не ругать, не унижать, не пугать, а хвалить за любое правильно выполненное задание, пусть даже крошечное. Дать ребёнку надежду на успех. Что он тоже может хорошо учиться. Мне кажется, это самая высокая мотивация к обучению.
Освобождение от домашнего задания - очень сильное мотивирующее средство. Кто освобождается от домашнего задания? Тот, кто активно работал на уроке, верно отвечал на поставленные вопросы, проявлял инициативу в решении проблемы.
Только правильный выбор методов и приемов обучения, учет индивидуальных особенностей учащихся смогут способствовать формированию учебной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...
Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению"
Данный материал - попытка найти путь решения одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - повышение мотивации к учению учащихся...
Формы работы с учащимися с низкой мотивацией и их стимулирование
В проекте дается анализ положения в школе, в наслеге, приведены итоги анкетирования и опроса, указаны этапы работы проекта, поставлены цель, задачи, указаны ожидаемые результаты, составлен план работы...
Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы
мастер- класс показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...
План работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию
План работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию...
Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ. ( из опыта работы )
Сингапурская методика обучения в работе с учащимися с низкой мотивацией и ОВЗ....