Материалы к ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
16 задание В упражнениях использованы материалы А.Г.Нарушевич.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_k_16_zadaniyu.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ 16. ТЕОРИЯ. ТИПЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
В ЕГЭ по русскому языку все задания по пунктуации являются узкоспециализированными: каждое посвящено определённым темам. И запятые в каждом конкретном задании требуется поставить лишь те, которые относятся к данному правилу. Поэтому работать следует по алгоритму, не привнося от себя ничего лишнего. Задание 16 из ЕГЭ по русскому языку посвящено знакам препинания в сложносочинённых предложениях (ССП) и в предложениях с однородными членами.
ЧТО НЕОБХОДИМО НАЙТИ В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ?
1) Грамматические основы (подлежащее и сказуемое). 2) Все союзы. 3) Все однородные.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ССП.
1) Нашли две основы — перед нами ССП.
2) Смотрим в начало (ищем обстоятельство времени/места).
3) Смотрим в начало второй части (ищем обстоятельство времени/места).
1) ССП, во второй части которого подлежащее выражено местоимением.
В некоторых предложениях все действия выполняет один субъект, но выражен он при помощи двух подлежащих, которые относятся к разным частям. Проще говоря: будьте внимательны и не пропускайте личные местоимения. Иначе Вы можете принять ССП за простое предложение. Запятая перед союзом нужна.
СТАРИК мечтал поймать большую рыбу, и ОН упорно шёл к своей цели.
2) ССП. Сложное предложение с двумя основами и без каких-либо хитростей. Запятая перед союзом нужна.
Пожилой джентльмен задумчиво сидел в кресле, и разговоры гостей не отвлекали его от размышлений.
3) ССП с общим второстепенным.
Если у обеих частей ССП есть общий зависимый член предложения, то запятую перед союзом ставить не нужно (кроме союзов НО, А, ОДНАКО, ЗАТО, ДА=НО — перед ними запятая нужна всегда). Чаще всего общим второстепенным бывает обстоятельство (времени или места). И стоит оно в начале предложения. Запятая перед союзом не нужна.
В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку и бабушка испекла пирожки.
4) ССП, в котором в обеих частях есть обстоятельства времени/места.
Иногда Вам может показаться, что в ССП есть общий второстепенный член (обстоятельство времени или места в начале предложения). Тут следует проявить внимательность. Во второй части предложения может быть своё, новое обстоятельство времени/места. В таком случае, безусловно, общего зависимого члена у предложений не будет. Запятая нужна. Важно помнить: обстоятельству времени должно соответствовать обстоятельство времени, а обстоятельству места — обстоятельство места.
В ПОНЕДЕЛЬНИК дедушка купил удочку, и В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ бабушка испекла пирожки.
5) ССП, в начале которого есть обстоятельство времени/места, но ПО СМЫСЛУ оно относится только к первой части. Запятая нужна.
НА ОКНЕ лежат сливы, и мальчик грустно смотрит на них.
6) ССП, в котором одна часть — безличное предложение. Запятая перед союзом нужна.
Мы выносим такие предложения в отдельный тип, т.к. в них часто допускают ошибки. Следует научиться узнавать безличные предложения и не путать их с обстоятельствами. Темнело, и одинокие путники спешили домой.
Упражнение 4. Укажите, где нужно поставить недостающие знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Запятую перед и: ________________________________________
б) запятую после и: ________________________________________
в) запятую перед и после и: _________________________________
г) знаки поставлены верно: _________________________________
Вариант 1
1. Круто остановилась лошадь у самого костра и уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша.
2. В поле пахло весной и дул теплый ласковый ветер.
3. Намело сугробы выше окон и даже через дорогу приходилось иногда переходить на лыжах.
4. Но вот по овсяному полю пробежала первая волна, и в воздухе закружилась пыль.
5. Шум, доносившийся с судна, заставил их насторожиться и обнюхав воздух, звери стали удаляться.
6. Впереди были люди, и следовательно, бояться мне было нечего.
7. Не осталось в руках силы, и топор затупился.
8. Пахло талым снегом, землей и солнце светило застенчиво и робко.
9. Туманы тают. Сырость легкая и ежась, вздрагивает сад.
10. Небо надолго заволокло тучами и дождю конца не предвидится.
Вариант 2
1. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.
2. Кончался лес и распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая ярость лугов.
3. Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.
4. Пробилась зелень полевая навстречу свету и теплу, и настежь окна открывая, весна проходит по селу.
5. К рассвету хлынул дождь, и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.
6. По кустам, деревьям на все лады распевали птицы и словно передразнивая их, в ближайшем болоте весело урчали лягушки.
7. В косых лучах заходящего солнца ярко блестят каменные здания портового города и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря.
8. Было тихо, светло и чуть подмораживало.
9. Осень и листья опадают с деревьев, в воздухе потянулась паутина.
10. Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Упражнение 6. Укажите вид простых односоставных предложений в составе сложносочиненных (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Неопределенно-личное: _________________________________
б) определенно-личное: ___________________________________
в) безличное: ____________________________________________
г) назывное: _____________________________________________
Вариант 1
1. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.
2. Плавно неслись навстречу машине весенние поля и не было им ни конца ни края.
3. На берегу горел костер и на дорогу наносило дым.
4. Всуньте руку в дупло и ваша рука увязнет в черном меду.
5. Брожу по улицам и лужам а осенний день пуглив и дик.
6. Но дождя не было и пашни густо зарастали сильными живучими и неприхотливыми сорняками.
7. Темно было и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть глотая людей и деревья заступали дорогу могучей стеной.
8. Читай дальше я тоже послушаю.
9. В комнате было тихо в доме тоже не начиналось движение.
10. Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.
Вариант 2
1. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
2. После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.
3. Грибы сошли но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.
4. Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
5. Послали его с донесением да время очень тревожное.
6. Глухая ночь сгущает краски и поневоле страшно нам.
7. Минута и за горизонтом появилось бледное зарево.
8. Встретишь березку в хвойном лесу и будто это букет цветов на окно.
9. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
10. Редко здесь ходили но все же ходили и дорожка во мху обозначилась явственно.
Упражнение 7. Укажите, чем осложнена одна из частей сложносочиненного предложения (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Обособленным определением: _________________________________
б) обособленным обстоятельством: _______________________________
в) однородными членами: _______________________________________
г) вводными конструкциями: ____________________________________
Вариант 1
1. Кончался лес и распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая ярость лугов.
2. Бабушки должно быть все очень хорошие у нас тоже хорошая была.
3. Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала одна кукушка перемещаясь всякий раз.
4. Год проходит за годом а следы войны словно осколки застрявшие в теле раненого всякий раз напоминают о себе.
5. То тут то там изредка вспорхнет вспуганная нами птица или зацокает белка.
6. Скромно вошла зима в березовую рощу и сразу все вокруг заискрилось побелело.
7. Пробилась зелень полевая навстречу свету и настежь окна открывая весна приходит.
8. Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и признаюсь нелегко одолевал я встречавшиеся преграды.
9. Иногда вспорхнет стайка перелетных птиц задержавшаяся покормиться или где-то в стороне послышится внезапный треск.
Вариант 2
1. Ты теперь не так уж будешь биться сердце тронутое холодком и страна березового ситца не заманит шляться босиком.
2. Должно быть за постоянную болтовню прозвали меня в первом классе гимназии «римский оратор» и кличка эта держалась долго.
3. Лес стоял безмолвно и только река все бормотала ворчала сердясь на мешавшую ей корягу.
4. В лесах лазурно светился расходился и таял душистый туман а за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор.
5. В общем вскоре организм взял свое и я снова стал поправляться.
6. По морю шла волна и пена облизывая борта парохода тотчас таяла.
7. Пахло талым снегом землей и солнце светило застенчиво.
8. Иногда наоборот в поле поднималась метель или поземка гнала снег по дороге.
9. Льется свет через множество сит и пылая холодным пожаром медно-красное солнце висит над гогочущим зимним базаром.
10. Может быть снова грянут морозы и затрещат от них закоченевшие сады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к зачетам по русскому языку
Данные материалы представляют собой формулировки правил и алгоритмы правописания и предназначены для учащихся среднего звена в качестве рекомендуемых при подготовке к зачетным и контрольным рабо...
Материалы практических занятий по русскому языку для подготовки учащихся к ГИА.
Система практических занятий (от простого к сложному) по русскому языку для учащихся 8 -9 классов, позволяющая начать подготовку к ГИА, познакомиться с формулировками заданий, отработать практич...
Использование материалов краеведения на уроках русского языка
Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...
Материалы к ГИА по русскому языку. Открытый банк заданий.
Материалы к ГИА по русскому языку...
Материалы досрочного экзамена по русскому языку -2014
Материал поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ...
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку,рабочие программы,презентации в 5- 6-м классе
Контрольно-измерительные материалы контрольных работ по русскому языку в 6-м классе ...