Итоговое сочинение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Темы итогового сочинения по разделам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temy_itogovogo_sochineniya.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел :
“ Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека “
Подраздел 1
“ Внутренний мир человека и его личностные качества“
Жизненный путь
- Какую роль в становлении личности играют детство и юность ?
- Важно ли , идя по жизни вперед, оглядываться на пройденный путь ?
Почему важно осмысление пути ?
- Почему время называют лучшим лекарем ?
- Согласны ли Вы с утверждением , что “время лечит” ?
- Каким путем человек идет к самому себе?
- Что может исказить жизненный путь человека ?
- Почему жизнь часто сравнивают с дорогой ?
- Почему говорят : “ Дорогу осилит идущий “?
Как вы понимаете смысл изречения : “ Дорогу осилит идущий “?
- “ Время – драгоценный подарок , данный нам , чтобы в нем стать умнее , лучше , зрелее и совершеннее “ ( Томас Манн)
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути ?
Как характер человека влияет на его жизненный путь ?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути ?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути ?
Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути ?
Что помогает человеку не сбиться с верного пути ?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок ?
Можно ли прожить жизнь , не совершив ошибок ?
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути ?
- Почему на жизненном пути важны не только уверенность , но и сомнения ?
- Что значит идти путем самосовершенствования ?
- Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели ?
- Человек в критических обстоятельствах ,проблема выбора
( по одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова )
- Хорош ли принцип “ живи сегодняшним днем “ ?
- Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок ?
- Как выбрать жизненную дорогу ?
- Что значит – найти в жизни свою дорогу?
- Что может повлиять на выбор жизненного пути ?
- Что значит – заблудиться на дорогах жизни ?
Душа человеческая.
1. Природа и внутренний мир человека – созвучие и диссонанс.
2. Важно ли понимание души другого человека ? ( по одному или
нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова )
3. Какой характер можно назвать противоречивым ?( по Лермонтову)
4. Чем “ история души человеческой “может быть интересна другому
человеку ?
5. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны ?
6. Как Вы понимаете утверждение Заболоцкого : “ Душа обязана
трудиться ?”
7. Что человек стремиться забыть , а что старается удержать в памяти ?
8. Что нужно , чтобы построить дом в собственной душе ?
9. Какого человека можно назвать сложившейся личностью ?
10. Через какие “лазейки зло проникает в душу человека ?
11. Как Вы понимаете известное утверждение , что главное поле битвы
добра и зла – сердце человека ?
12. Согласны ли Вы с мнением Пьера Безухова , что внешние
трудности жизни углубляют внутреннюю душевную работу в
человеке ?
13. Близки ли Вам представления автора романа “ Война и мир “ о
подлинной красоте человека ?
14. Согласны ли Вы с мыслью автора романа “ Война и мир “ о том ,
что воспитание души невозможно без падений и ошибок ?
15. Верно ли , что добро и зло коренится в душе каждого человека ?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке ?
16. Как Вы понимаете мысль одного из героев романа “ Война и мир “:
“Источник блаженства не вне , а внутри нас…”?
Цель в жизни
- Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели ?
Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу ?
Нужны ли в жизни человека недостижимые цели ?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Л.Пастернака : “ Надо ставить
себе задачи выше своих сил “
- Какого человека называют целеустремленным ?
- Что помогает людям достигать намеченных целей ?
- Как Вы понимаете слова философа И. Канта : “ Человек всегда
должен быть целью и никогда средством “
- Чем руководствоваться в выборе жизненных целей ?
- Как характеризуют человека средства , которые он выбирает для
достижения своих целей ?
- Может ли достижение заветной цели привести человека к
разочарованию ?
- Какие жизненные цели Вы считаете ложными ?
- Каково ваше отношение к выражению “ цель оправдывает средства “.
- Какую жизненную цель можно назвать благородной ?
- Все ли средства хороши для достижения цели ?
Важно ли осмысливать свои жизненные цели ?
- Зачем нужны цели в жизни ?
Мечта
- Всякая ли мечта достойна человека ?
- Какую мечту можно назвать благородной ?
- Без чего любые мечты бесплодны ?
- Как характеризует человека его мечта ?
- Что помогает мечтам сбываться ?
- Может ли мечта изменить реальность ?
- Всегда ли мечта возвышает человека ?
- Стоит ли мечтать о несбыточном ?
- Согласны ли Вы с мыслью , что мечтать надо о великом ?
Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность ?
- Что мешает человеку реализовать свою мечту ?
- Можно ли прожить без мечты ?
- Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью ?
- Когда человек стремиться убежать от реальности ?
- Почему нельзя постоянно жить только мечтами ?
- Почему с возрастом меняются мечты человека ?
- Когда мечты мешают человеку в жизни ?
- Нужно ли бороться за свою мечту ?
- Всегда ли мечта –это что-то высокое ?
- Какого человека можно назвать мечтателем ?
- Что необходимо , чтобы мечты сбывались ?
- Как меняются мечты по мере взросления ?
- Мечтательность – это достоинство или недостаток ?
- Помогают ли мечты в достижениии жизненных целей ?
- Когда и почему люди стремяться бежать от действительности ?
- Всегда ли неизбежен конфликт мечты и действительности ?
- Чем мечта отличается от фантазии ?
- Что сложнее : принять реальность или воплотить мечту в жизнь ?
- Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека ?
- На что способен человек ради исполнения мечты ?
- О чем люди чаще всего мечтают ?
Честь и совесть
- Как Вы понимаете слово совесть ?
- Как Вы понимаете слово честь ?
- Что такое честь ?
- Меняется ли со временем понятие чести ?
- Что значит идти дорогой чести ?
- Почему человеку важно не запятнать свою честь ?
Какой поступок можно назвать бесчестным ?
- Кого можно назвать бесчестным человеком ?
- Как , по- вашему, связаны понятия чести и совести ?
- Как можно с честью выйти из трудной ситуации ?
- Какими качествами должен обладать человек чести ?
- Кого можно назвать человеком чести ?
- Почему не кончается поединок чести с бесчестьем ?
- Как Вы понимаете выражение :” Бесчестье хуже смерти “.
- Можно ли считать честь предрассудком ?
- Что выкладывали в понятие Честь люди 19 века ?
- Можно ли считать честь вечным нравственным принципом ?
- Почему надо “ беречь честь с молоду “ ?
- Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации ?
- Как Вы понимаете , что такое “Нравственный закон “ ?
Смелость и трусость
1.Чем смелость отличается от безрассудства ?
2. В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам ?
3.Как связаны трусость и слабость ?
4.Согласны ли Вы с мнением , что смелость – это способность преодолевать страх ?
5.Согласны ли Вы с мнением Карамзина : “Мужество есть великое свойство души ?”
6. Хорош ли принцип :” как бы чего не вышло…” ?
7. Смелость дается от природы или воспитывается в человеке ?
8.Что помогает человеку стать смелым ?
9.Кого называют трусом ?
10.Смелыми рождаются или становятся ?
11. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни ?
12. Какую смелость можно назвать безрассудной ?
13. Способен ли робкий человек совершить смелый поступок ?
14.Нужна ли смелость в мирной жизни ?
15. Почему смелость часто связывают с силой духа ?
16.Как смелость может проявиться в творчестве ?
17. Почему трусость связывают с бесчестием ?
18. Почему трусом быть стыдно
Раздел :
“ Семья и общество. Отечество в жизни человека “
Подраздел 1 “ Семья , род , семейные ценности и традиции “
Родители и дети
1.Что может мешать отцам и детям понять друг друга ?
2. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга ?
3.Чем может быть ценен для детей опыт отцов ?
4. Какую роль в становлении личности могут играть старшие ?
5. Роль родительского наставления в жизни человека ?
6. Важно ли человеку получить родительское напутствие ?
7.Почему так важно сохранять связь между поколениями ?
8.Чем может быть ценен для отцов опыт детей ?
9. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети ?
10.Всегда ли ценны заветы отцов ?
11. В чем , по- вашему , должна проявляться родительская любовь ?
12. Какой должна быть родительская любовь ?
13. Родители и дети : спор или диалог ?
14. Какова роль дома и семьи в сохранениии и передачи жизненного опыта ?
15. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути ?
16. Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших ?
17. Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков ?
18. Что важнее для детей : советы родителей или их пимер ?
19.Как Вы понимаете выражение “ достойный сын своего отца “?
20.Что такое мудрая родительская любовь ?
21. Что такое родительская ответственность и в чем она проявляется ?
22.Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодеж ?
23.Когда родители могут гордиться детьми ?
24. За что дети могут уважать своих родителей ?
25. Всегда ли разногласия отцов и детей приводит к конфликту ?
26. Когда , по-вашему, молодеж нуждается в опыте старшего поколения ?
27. Прав ли Толстой , сказавший :”Все счастливые семьи похожи друг на друга , каждая несчастливая семья несчастлива по – своему ? “
28. Могут ли идейные разногласия отцов и детей оказаться сильнее родственных связей ?
29. Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей ?
30. Почему отцам бывает сложно принять те правила , по которым живут дети ?
31. Чем полезен детям родительский опыт ?
Семейные традиции и ценности.
- Что такое семейные традиции и зачем они нужны ?
- Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции ?
- 3. Какие нравственные ценности укрепляют семью ?
- Устарело ли сегодня понятие “ честь семьи “ ?
- Надо ли сохранять традиции как социальный опыт пошлых поколений ?
- Ценности , которым можно быть верным всю жизнь…
- Надо ли хранить верность традициям ?
- Что такое “связь времен “?
- Забвение прошлого губительно для человека ?
- В чем Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом ?
- Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющимся мире ?
- Какие правила жизни старших поколений я постараюсь передать своим детям ?
- Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег ?
- Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз ?
- Близки ли Вам взгляды автора романа “ Война и мир “ на семью ?
- Идеальная семейная пара : как Вы ее себе представляете ?
- Почему важно знать историю своей семьи ?
Взросление
- Трудно ли быть взрослым ?
- Какую роль в становлении личности может играть семья ?
- Какое влияние семья оказывает н формировании личности ?
- Какое значение имеет пора юности в жизни человека ?
- Что значит быть взрослым ?
- Когда кончается детство ?
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть ?
Дом
1.Что значит в жизни человека родительский дом ?
2. Что дом может рассказать о своем хозяине ?
3. О чем может рассказать старый дом ?
4. Дом – это место или люди ?
5. Что входит в понятие дом ?
6. Дом – это место или состояние души ?
7. В какой дом хочется приходить снова и снова ?
8.Что в доме самое главное ?
9. Мой дом – моя крепость ?
10. Когда Дом становится нравственной опорой человека ?
11. Когда жилище становится домом ?
12.Почему говорят : “ в ГОСТЯХ ХОРОШО
13. Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
14. Устарело ли понятие «домашнего очага»?
15. Почему так важна связь человека с семьёй и домом? / Что такое чувство дома?
16. Почему человек страшится бездомности?
17. Дом – это место, куда хочется возвращаться…
18. «Живите в доме – и не рухнет дом» (А. Тарковский)
19. Прав ли Александр Дюма, отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо…»?
20. Почему, путешествуя, человек тоскует по дому?
21. Когда дом становится местом встречи поколений?
Раздел
“ Природа и культура в жизни человека “
Подраздел 3 Искусство и человек
«Литература, роль книг»
1. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
2. Почему тема войны не уходит из литературы?
3. Произведение о войне, которое Вас взволновало. / Произведение о войне, которое Вам запомнилось.
4. Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?
5. Человек и «братья наши меньшие» в литературе.
6. Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?
7. В чём секрет популярности стихов и песен военных лет?
8. Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?
9. Почему в литературе так часто изображают море и горы?
10. Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
11. Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?
12. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
13. Почему литературу часто называют «человековедением»?
14. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
15. Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
16. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? / Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными? / Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?
17. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? / Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
18. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
19. Какие произведения становятся классическими?
20. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
21. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? / Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
22. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
23. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
24. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
25. Как история отражается в литературном произведении?
26. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
27. Книги моего детства.
28. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).
29. Какое место литература занимает в Вашей жизни? / «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)
30. Способна ли книга сделать человека лучше? / Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
31. Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
32. Чем читательский опыт отличается от жизненного?
33. Какую роль в достижении целей играет чтение книг?
34. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
35. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
36. Может ли книга помочь в минуту отчаяния? / Книга, которая может спасти от отчаяния.
37. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
38. Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
39. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
40. Книга, хранящая память о великом подвиге.
41. Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
42. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
43. В какой книге изображён портрет современного поколения?
44. Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
45. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
46. Книга как путешествие в прошлое.
47. От чего предостерегают человечество антиутопии?
48. Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории — книга
«Писатели, поэты, творцы»
1. Почему тема времён года так интересна писателям?
2. Почему картины весны так интересны писателям? / Почему тема весны так популярна у писателей?
3. Почему картины осени так интересны писателям?
4. Почему картины зимы так интересны писателям?
5. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей? / Чем мир живой природы привлекателен для писателя?
6. Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?
7. Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
8. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
9. Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?
10. Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?
11. В чём заключается предназначение писателя?
12. Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар? / Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?
13. Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
14. В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...
Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов» в формате итогового сочинения.
Конспект урока можно использовать для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения....
Вступление к итоговому сочинению или сочинению в формате ЕГЭ
Как писать вступление к итоговому сочинению. На что обращать внимание. Структура вступления....
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...