Сочинение-описание по картине Майи Кузьминичны Копытцевой «Летний день. Цветёт сирень»
методическая разработка по русскому языку
Сочинение-описание по картине Майи Кузьминичны Копытцевой «Летний день. Цветёт сирень»
Цели:
1. Обучать словесному описанию картины;
2. Развивать связную речь учащихся;
3. Учить умению высказывать мысли, используя неполные предложения;
4. Прививать любовь к искусству и родной природе.
Эпиграф к уроку:
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.
Самуил Яковлевич Маршак
- Слово учителя
Мы познакомимся с творчеством нашей современницы художницы Майи Кузьминичны Копытцевой. Поработаем над одним из её полотен. Итогом работы будет сочинение-описание по картине.
- Сообщение о художнике.
Копытцева Майя Кузьминична родилась 15 мая 1924 года в Гаграх, Абхазия. В 1926 вместе с родителями переехала в Ленинград. В 1938—1941 годах занималась в изостудии Дворца пионеров у известных педагогов. В 1941 была принята в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств.
В феврале 1942 года вместе с учащимися художественной школы была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Самарканд, откуда возвратилась летом 1944 года.
В 1945 году окончила среднюю художественную школу и была принята на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, с которого в начале 1946 перевелась на факультет живописи. В 1947 вышла замуж за однокурсника художника Анатолия Левитина. Сыновья Андрей (род. 1947) и Дмитрий (род. 1950) впоследствии также окончили институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и стали живописцами. В 1951 Копытцева окончила институт с присвоением квалификации художника живописи. С 1951 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые композиции. В 1954 была принята в Ленинградский Союз художников.
С 1953 каждое лето жила и работала на Академической даче, в деревне Малый Городок, где были написаны многие её лучшие произведения. Автор картин «Березки», «Облачный день» (1953), «На купальне» (1954), «Цветы на окне» (1955), «Апрель», «Октябрь» (все 1956), «Ожидание» (1957), «Посуда на зелёной скатерти» (1958), «Картошка. Натюрморт », «Чайный стол», «Осенняя черёмуха» (1959), «Трое» (1960), «Натюрморт с хурмой», «Яблоня цветет» (1961), «Гости ушли», «Яблоки и груши», «Подснежники» (1962), «Яблоки и гранаты», «Маки и апельсины», «Натюрморт с графином» (1964), «Натюрморт с синей посудой» (1965), «Дождь пошел», ( 1967), «Полуденное солнце» (1968), «Яблоки», «Рабочий стол» (1971), «Август», «Летние игры», «Натюрморт с бананами» ( 1975), «Спортивное лето», «Ветка вишни» ( 1976), «Сашенька», «Синяя посуда» ( 1977), «Ландыши», «Осенний сад» ( 1978), «Летняя стройка», «Натюрморт на розовой скатерти» ( 1980), «Сирень цветет» (1981), «Утро» (1982), «Букет» (1988), «Вечернее солнце» (1991), «Сирень» (1997), «Фиалки на сером» (2001), «Антоновка в тазу» (2004).
Наиболее успешно и разнообразно работала в жанре натюрморта. Талантливый колорист, она тонко подмечала красоту и поэзию обыденных вещей и явлений. Многолетняя дружба и творческое общение связывали Копытцеву с Георгием Нисским. Друзья ценили в М. Копытцевой не только незаурядный талант живописца, но и независимый, прямой характер, острый ум и образный язык, безразличие к любому чинопочитанию.
В 1989—1992 годах работы М. К. Копытцевой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи во Франции. В 1997 году Копытцева была удостоена почетного звания Заслуженный художник Российской Федерации.
Копытцева Майя Кузьминична скончалась 6 июня 2005 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят втором году жизни от рака щитовидной железы. Похоронена на деревенском кладбище вблизи посёлка Серебряники на Академической даче. Её произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Италии и других странах.
За долгую творческую жизнь М. Копытцева создала множество произведений живописи и графики: натюрморт, пейзаж, портрет. Пожалуй, нет такого жанра в изобразительном искусстве, где бы не проявился ее талант. После смерти художника вышел альбом «Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг». В книге собраны работы художника, воспоминания, редкие фотографии, письма, библиография.
- План сочинения.
- Майя Кузьминична Копытцева – талантливый пейзажист.
- Описание картины.
1. Какие приметы лета мы видим в пейзаже?
2. Что мы видим в центре картины? Какие краски использовал художник и почему?
3. Герои картины, их настроение.
4. Диалог мальчиков.
III. Какое настроение испытываем мы, глядя на картину М.К. Копытцевой?
4. Подготовка к сочинению. Беседа по картине «Летний день. Цветёт сирень»
1) Какие приметы лета мы видим в пейзаже?
На картине «Летний день. Цветёт сирень» запечатлён летний пейзаж. Солнце жарко печёт, лучи его играют на листьях растений. Белые бабочки и прозрачные стрекозы порхают в воздухе, весело взмахивая своими крылышками. Тенью на балконе промелькнули стрижи. С приходом лета всё проснулось и ожило вокруг. Сад наполнен ароматом буйно цветущей сирени. Мальчишки, вышедшие на балкон, вынуждены снять верхнюю одежду.
2) Что вы видите на переднем плане картины?
В центре картины мы видим огромные, широко разросшиеся кусты сирени, которая радует окружающих своим роскошным ароматом и красотой. Чтобы передать прелесть этой поры, художник использовал большое количество белого цвета, который символизирует чистоту природы. Также на картине много зеленого цвета, что успокаивает, придаёт чувство уверенности, стабильности.
Цветет сирень. Она похожа на белую пену, которая благоухает на всю округу. Пышные кусты завораживают своей красотой. Перилами балкона картина как бы разделена на две части. Цветущие кусты сирени занимают центральное место картины, большую ее половину. Цветы сирени сменяются деревьями в саду. Все в яркой зелени. Цвет травы и деревьев насыщенный. И над всем этим великолепием царствует белая сирень. Все сияет в ярких лучах жаркого солнца. Второй план картины утопает в зелени.
3) Опишите героев картины, их настроение.
Летний жаркий день заставил ребят выйти на балкон. Звуки и запахи природы дарят мальчишкам весёлое настроение. Они рады, что началось лето! Они с удовольствием вдыхают чудесный аромат сирени. Так и хочется выбраться поскорее из дома и отправиться на прогулку, нарвать сирени и подарить кому-нибудь. Им хочется побегать по мягкой зелёной траве босыми ногами, вскарабкаться на деревья и рассмотреть всё, происходящее кругом, послушать пение птиц.
4) Представьте возможный диалог мальчиков. Используйте неполные предложения.
За цветением сирени наблюдают два мальчика, которые расположились на балконе. Один из них наклонился вперед, чтобы оказаться ближе к огромным кустам, а второй просто уселся на перекладину и присматривает за другом.
- Мне очень нравится лето.
- И мне. Главное, что не надо в школу ходить.
- А не пойти ли нам на речку искупнуться, а то очень жарко?
- А почему нет? Конечно, пойдём.
- Замечательно, что у нас каникулы летом!
- Это правда. Но мне и зима нравится: лыжи, коньки, горки.
- Чувствуешь запах сирени? Даже голова начинает кружиться от него.
- Чувствую. Пойдём побыстрее на речку, там прохладнее.
5) Какое настроение испытываем мы, зрители, глядя на картину М.К. Копытцевой?
Картина «Цветет сирень» поражает своей простотой, от которой на душе светло и спокойно .Кажется, что аромат этих роскошных цветов долетает до нас. Как же хочется, чтобы такая красота сопровождала нас по жизни, а не только радовала взор на полотнах известных художников. Картина М. К. Копытцевой наполнена теплом и светом. И это тепло не только летнего дня. Это тепло юных сердец, это окружающий мир, полный непередаваемой красоты и радости.
- Написание сочинения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сочинение-описание по картине Майи Кузьминичны Копытцевой «Летний день. Цветёт сирень»
Цели:
1. Обучать словесному описанию картины;
2. Развивать связную речь учащихся;
3. Учить умению высказывать мысли, используя неполные предложения;
4. Прививать любовь к искусству и родной природе.
Эпиграф к уроку:
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.
Самуил Яковлевич Маршак
- Слово учителя
Мы познакомимся с творчеством нашей современницы художницы Майи Кузьминичны Копытцевой. Поработаем над одним из её полотен. Итогом работы будет сочинение-описание по картине.
- Сообщение о художнике.
Копытцева Майя Кузьминична родилась 15 мая 1924 года в Гаграх, Абхазия. В 1926 вместе с родителями переехала в Ленинград. В 1938—1941 годах занималась в изостудии Дворца пионеров у известных педагогов. В 1941 была принята в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств.
В феврале 1942 года вместе с учащимися художественной школы была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Самарканд, откуда возвратилась летом 1944 года.
В 1945 году окончила среднюю художественную школу и была принята на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, с которого в начале 1946 перевелась на факультет живописи. В 1947 вышла замуж за однокурсника художника Анатолия Левитина. Сыновья Андрей (род. 1947) и Дмитрий (род. 1950) впоследствии также окончили институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и стали живописцами. В 1951 Копытцева окончила институт с присвоением квалификации художника живописи. С 1951 года участвовала в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые композиции. В 1954 была принята в Ленинградский Союз художников.
С 1953 каждое лето жила и работала на Академической даче, в деревне Малый Городок, где были написаны многие её лучшие произведения. Автор картин «Березки», «Облачный день» (1953), «На купальне» (1954), «Цветы на окне» (1955), «Апрель», «Октябрь» (все 1956), «Ожидание» (1957), «Посуда на зелёной скатерти» (1958), «Картошка. Натюрморт », «Чайный стол», «Осенняя черёмуха» (1959), «Трое» (1960), «Натюрморт с хурмой», «Яблоня цветет» (1961), «Гости ушли», «Яблоки и груши», «Подснежники» (1962), «Яблоки и гранаты», «Маки и апельсины», «Натюрморт с графином» (1964), «Натюрморт с синей посудой» (1965), «Дождь пошел», ( 1967), «Полуденное солнце» (1968), «Яблоки», «Рабочий стол» (1971), «Август», «Летние игры», «Натюрморт с бананами» ( 1975), «Спортивное лето», «Ветка вишни» ( 1976), «Сашенька», «Синяя посуда» ( 1977), «Ландыши», «Осенний сад» ( 1978), «Летняя стройка», «Натюрморт на розовой скатерти» ( 1980), «Сирень цветет» (1981), «Утро» (1982), «Букет» (1988), «Вечернее солнце» (1991), «Сирень» (1997), «Фиалки на сером» (2001), «Антоновка в тазу» (2004).
Наиболее успешно и разнообразно работала в жанре натюрморта. Талантливый колорист, она тонко подмечала красоту и поэзию обыденных вещей и явлений. Многолетняя дружба и творческое общение связывали Копытцеву с Георгием Нисским. Друзья ценили в М. Копытцевой не только незаурядный талант живописца, но и независимый, прямой характер, острый ум и образный язык, безразличие к любому чинопочитанию.
В 1989—1992 годах работы М. К. Копытцевой с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи во Франции. В 1997 году Копытцева была удостоена почетного звания Заслуженный художник Российской Федерации.
Копытцева Майя Кузьминична скончалась 6 июня 2005 года в Санкт-Петербурге на восемьдесят втором году жизни от рака щитовидной железы. Похоронена на деревенском кладбище вблизи посёлка Серебряники на Академической даче. Её произведения находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Италии и других странах.
За долгую творческую жизнь М. Копытцева создала множество произведений живописи и графики: натюрморт, пейзаж, портрет. Пожалуй, нет такого жанра в изобразительном искусстве, где бы не проявился ее талант. После смерти художника вышел альбом «Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг». В книге собраны работы художника, воспоминания, редкие фотографии, письма, библиография.
- План сочинения.
- Майя Кузьминична Копытцева – талантливый пейзажист.
- Описание картины.
1. Какие приметы лета мы видим в пейзаже?
2. Что мы видим в центре картины? Какие краски использовал художник и почему?
3. Герои картины, их настроение.
4. Диалог мальчиков.
III. Какое настроение испытываем мы, глядя на картину М.К. Копытцевой?
4. Подготовка к сочинению. Беседа по картине «Летний день. Цветёт сирень»
1) Какие приметы лета мы видим в пейзаже?
На картине «Летний день. Цветёт сирень» запечатлён летний пейзаж. Солнце жарко печёт, лучи его играют на листьях растений. Белые бабочки и прозрачные стрекозы порхают в воздухе, весело взмахивая своими крылышками. Тенью на балконе промелькнули стрижи. С приходом лета всё проснулось и ожило вокруг. Сад наполнен ароматом буйно цветущей сирени. Мальчишки, вышедшие на балкон, вынуждены снять верхнюю одежду.
2) Что вы видите на переднем плане картины?
В центре картины мы видим огромные, широко разросшиеся кусты сирени, которая радует окружающих своим роскошным ароматом и красотой. Чтобы передать прелесть этой поры, художник использовал большое количество белого цвета, который символизирует чистоту природы. Также на картине много зеленого цвета, что успокаивает, придаёт чувство уверенности, стабильности.
Цветет сирень. Она похожа на белую пену, которая благоухает на всю округу. Пышные кусты завораживают своей красотой. Перилами балкона картина как бы разделена на две части. Цветущие кусты сирени занимают центральное место картины, большую ее половину. Цветы сирени сменяются деревьями в саду. Все в яркой зелени. Цвет травы и деревьев насыщенный. И над всем этим великолепием царствует белая сирень. Все сияет в ярких лучах жаркого солнца. Второй план картины утопает в зелени.
3) Опишите героев картины, их настроение.
Летний жаркий день заставил ребят выйти на балкон. Звуки и запахи природы дарят мальчишкам весёлое настроение. Они рады, что началось лето! Они с удовольствием вдыхают чудесный аромат сирени. Так и хочется выбраться поскорее из дома и отправиться на прогулку, нарвать сирени и подарить кому-нибудь. Им хочется побегать по мягкой зелёной траве босыми ногами, вскарабкаться на деревья и рассмотреть всё, происходящее кругом, послушать пение птиц.
4) Представьте возможный диалог мальчиков. Используйте неполные предложения.
За цветением сирени наблюдают два мальчика, которые расположились на балконе. Один из них наклонился вперед, чтобы оказаться ближе к огромным кустам, а второй просто уселся на перекладину и присматривает за другом.
- Мне очень нравится лето.
- И мне. Главное, что не надо в школу ходить.
- А не пойти ли нам на речку искупнуться, а то очень жарко?
- А почему нет? Конечно, пойдём.
- Замечательно, что у нас каникулы летом!
- Это правда. Но мне и зима нравится: лыжи, коньки, горки.
- Чувствуешь запах сирени? Даже голова начинает кружиться от него.
- Чувствую. Пойдём побыстрее на речку, там прохладнее.
5) Какое настроение испытываем мы, зрители, глядя на картину М.К. Копытцевой?
Картина «Цветет сирень» поражает своей простотой, от которой на душе светло и спокойно .Кажется, что аромат этих роскошных цветов долетает до нас. Как же хочется, чтобы такая красота сопровождала нас по жизни, а не только радовала взор на полотнах известных художников. Картина М. К. Копытцевой наполнена теплом и светом. И это тепло не только летнего дня. Это тепло юных сердец, это окружающий мир, полный непередаваемой красоты и радости.
- Написание сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"
Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....
Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"
Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи. 2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».
Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....
Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"
в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс...
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»...
Презентация к сочинению-описанию изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»
Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»...